Темы статей
Выбрать темы

Об утверждении Примерных штатных нормативов численности работников центров социальной поддержки детей и семей

Министерство социальной политики Украины
Приказ от 07.08.2017 г. № 1268

Во исполнение пункта 3 постановления Кабинета Министров Украины от 16.11.2016 г. № 834 «Об утверждении Примерного положения о центре социальной поддержки детей и семей» приказываю:

1. Утвердить Примерные штатные нормативы численности работников центров социальной поддержки детей и семей (прилагаются).

2. Рекомендовать местным органам исполнительной власти и органам местного самоуправления обеспечить штатную численность работников центров социальной поддержки детей и семей в пределах штатной численности работников учреждений, оказывающих социальные услуги, детских домов, школ-интернатов, которые реорганизованы в соответствующие центры.

<…>

Министр А. Рева

СОГЛАСОВАНО:

Министр финансов Украины А. Данилюк

Утверждены приказом Министерства социальной политики Украины от 07.08.2017 г. № 1268

Примерные штатные нормативы численности работников центров социальной поддержки детей и семей

Эти Примерные штатные нормативы являются рекомендованными для райгосадминистраций, органов местного самоуправления, объединенных территориальных громад, которые приняли решение о создании центра социальной поддержки детей и семей в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 16.11.2016 г. № 834 «Об утверждении Положения о центре социальной поддержки детей и семей» (далее — Учредитель).

Структура центра социальной поддержки детей и семей (далее — Центр), перечень услуг, их содержание и пропускная мощность формируется по результатам определения потребностей в социальных услугах для детей и семей соответствующей территориальной громады. Потребности определяются в соответствии с приказом Министерства социальной политики Украины от 20.01.2014 г. № 28 «Об утверждении порядка определения потребностей населения административно-территориальной единицы в социальных услугах», зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 07.02.2014 г. под № 253/25030.

Должности

Количество штатных единиц, нормативы численности

Аппарат Центра

Административно-хозяйственный персонал

1

Директор1

1 штатная единица

2

Заведующий отделением

1 штатная единица на каждое отделение

3

Бухгалтер2

Нормативы численности определяются в соответствии с приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 26.09.2003 г. № 269 «Об утверждении межотраслевых нормативов численности работников бухгалтерского учета»

4

Юрисконсульт

по 1 штатной единице при условии функционирования в Центре 2 и более отделений

5

Администратор

6

Методист

7

Заведующий хозяйством

Персонал по социальной работе

8

Практический психолог

1 штатная единица на 15 получателей услуг

9

Специалист по социальной работе

1 штатная единица на 10 получателей услуг

10

Специалист по социальной работе для обеспечения круглосуточного дежурства

3 штатных единицы на каждое отдельное помещение для: отделения для родителей с детьми, социальной квартиры, отделения неотложной помощи семье

Медицинский персонал

11

Сестра медицинская

1 штатная единица

Обслуживающий персонал

12

Уборщик служебных помещений

0,25 штатной единицы на 100 кв. м площади при одноразовой ежедневной уборке, но не менее чем 0,5 штатной единицы

Особенности формирования штатной численности отдельных отделений Центра

Малый групповой домик

13

Воспитатель

5 штатных единиц

Отделение срочного обустройства детей

14

Воспитатель

4 штатных единицы на каждую группу численностью до 10 детей

Отделение дневного пребывания семей с детьми с ограничением жизнедеятельности

15

Специалист по физической реабилитации

1 штатная единица

16

Учитель-логопед

1 штатная единица на каждую группу численностью до 10 детей с нарушениями речи

17

Учитель-дефектолог

1 штатная единица на каждую группу численностью до 8 детей с нарушениями психического или физического развития, в том числе с инвалидностью

18

Воспитатель социальный по работе с детьми-инвалидами

2 штатных единицы на каждую группу численностью до 8 детей

19

Ассистент воспитателя социального по работе с детьми-инвалидами

1 штатная единица на каждую группу численностью до 8 детей

20

Врач-педиатр

1 штатная единица — до 30 получателей услуг

21

Врач-невролог детский

0,5 штатной единицы — до 30 получателей услуг

Примечания:

1. Если в Центре функционирует только одно отделение, директор может выполнять функции заведующего отделением.

2. Функции по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности могут исполняться централизовано через соответствующие бухгалтерские службы местных государственных администраций или исполнительных органов местного самоуправления.

3. По решению директора Центра, исходя из потребностей получателей услуг, в пределах утвержденной штатной численности Центра, его работники могут исполнять свои функциональные обязанности по месту жительства получателей услуг.

4. Должности повара могут вводиться при наличии пищеблока в соответствии с установленными нормативами.

5. Должность водителя автотранспортных средств может вводиться при наличии автомобиля, другого автотранспортного средства (одна штатная единица на каждый автомобиль).

6. Должность сторожа может вводиться при отсутствии возможностей установить охранную сигнализацию помещения с ее подключением на пульт вневедомственной охраны (на один круглосуточный пост охраны не более чем 3 штатных единицы).

7. Если отопление помещений не передано системе жилищно-коммунального хозяйства, могут вводиться штатные единицы машинистов (кочегаров) котельной, операторов котельной газовой, истопников, рабочих по комплексному обслуживанию и ремонту домов, исходя из следующих условий:

при наличии центрального отопления:

в котельных с использованием твердых видов топлива (торф, каменный уголь) с поверхностью нагрева котлов свыше 75 кв. м — 2 штатных единицы машиниста (кочегара) в каждой котельной на смену;

в котельных с газовым отоплением — 1 штатная единица оператора котельной на смену;

при наличии печного отопления:

на каждые 5 печей — 0,5 штатной единицы истопника, но не менее чем 0,5 единицы на заведение;

в Центрах с централизованным теплоснабжением (ТЭЦ), у которых есть тепловой пункт или элеватор, дополнительно вводится 1 штатная единица рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту домов, при наличии бойлеров, насосов — 1 штатная единица рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту домов на смену.

Директор Департамента защиты прав детей и усыновления Р. Колбаса

Комментарий редакции

Утверждены Примерные штаты работников центров СПДС

Напомним, что в конце 2016 года Правительство постановлением от 16.11.2016 г. № 834 (далее — постановление № 834) утвердило Примерное положение о центре социальной поддержки детей и семей (далее — Положение № 834). Этот документ разработан во исполнение Плана мероприятий по реализации Национальной стратегии в сфере прав человека, Национальной стратегии профилактики социального сиротства.

Заметим, что Положение № 834 имеет целью урегулировать порядок создания и функционирования центров социальной поддержки детей и семей (далее — центр СПДС) на районном и городском уровне путем слияния, присоединения, разделения, преобразования учреждений, которые предоставляют социальные услуги, детских домов, школ-интернатов, то есть действующей сети «соцзащитных» заведений (п.п. 1 п. 2 постановления № 834). Это, в свою очередь, даст возможность обеспечить право ребенка на проживание в семье, в территориальной громаде, в первую очередь по месту ее происхождения, путем развития на уровне городов, районов доступных и качественных социальных услуг для поддержки семей с детьми.

Таким образом, мы подошли к определению самого понятия «центр СПДС». Так, в соответствии с п. 1 Положения № 834 центр СПДС — это заведение социальной защиты детей и семей с детьми, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах, которое создается в соответствии с потребностями территориальной громады. В центрах СПДС создаются отделения исключительно с теми функциями, которые необходимы территориальной громаде, на замену учреждениям и заведениям с подобными функциями в пределах соответствующей административно-территориальной единицы, а именно (п. 14 Положения № 834):

— отделение срочного обустройства детей;

— отделение для родителей с детьми;

— малый групповой домик;

— социальная квартира;

— отделение неотложной помощи семье;

— отделение дневного пребывания семей с детьми с ограничением жизнедеятельности.

При этом необходимость в услугах, которые должен предоставлять центр СПДС соответствующей территориальной громаде, определяется в соответствии с приказом Минсоцполитики «Об утверждении порядка определения потребностей населения административно-территориальной единицы в социальных услугах» от 20.01.2014 г. № 28.

Зачисление в центр СПДС осуществляется согласно приказу директора центра (п. 23 Положения № 834) при наличии одного из следующих оснований (п. 22 Положения № 834):

— личное обращение (заявление) потенциального получателя услуг к администрации центра;

— акт уполномоченного подразделения органов внутренних дел о доставке ребенка в центр;

— направление службы по делам детей, которой подчиняется центр.

А вот вопрос об определении типовых штатов такого центра ни Положением № 834, ни каким-либо другим нормативным документом до этого времени, к сожалению, не был урегулирован. Зато в п. 3 постановления № 834 было отмечено, что Минсоцполитики вместе с Минфином должны разработать и утвердить в трехмесячный срок после вступления в силу этого постановления (вступило в силу 02.12.2016 г.) Примерные штатные нормативы работников таких центров.

И вот, наконец, Минсоцполитики выполнило свои обязательства и утвердило комментируемым приказом Примерные штатные нормативы численности работников центров СПДС (далее — Примерные штаты). Давайте проанализируем их содержание и выделим наиболее интересные моменты.

Примерные штаты

Само название этих штатов говорит о том, что они являются примерными, то есть рекомендованными. Кому они рекомендованы? Как видим из абз. 1 Примерных штатов, — райгосадминистрациям, органам местного самоуправления, объединенным территориальным громадам, которые приняли решение о создании центра СПДС в соответствии с постановлением № 834.

Структурные подразделения. Содержание Примерных штатов предусматривает разбивку центра СПДС по следующим подразделениям:

1) аппарат Центра;

2) отделение Центра (их насчитывают 3):

— малый групповой домик;

— отделение срочного обустройства детей;

— отделение дневного пребывания семей с детьми с ограничением жизнедеятельности.

Однако, как отмечается в абз. 2 этих штатов, структура центра СПДС (и его штат), перечень услуг, их содержание и пропускная мощность формируются по результатам определения потребностей в социальных услугах для детей и семей соответствующей территориальной громады. Поэтому при необходимости количество отделений может быть увеличено с учетом п. 14 Положения № 834.

Особенности формирования отделений центра СПДС и круг получателей их услуг приведены в пп. 16 — 21 Положения № 834. Именно с учетом этих факторов были разработаны Примерные штаты.

Категории персонала. В аппарате центра СПДС названия должностей (профессий) сгруппировали в следующие категории:

— административно-хозяйственный персонал;

— персонал по социальной работе;

— медицинский персонал;

— обслуживающий персонал.

В свою очередь, отделения центра СПДС имеют свои особенности формирования штатной численности.

Теперь пройдемся по отдельным подразделениям и должностям центра СПДС

Административно-хозяйственный персонал

Директор. Квалификационные требования для должности «директор заведения (учреждения) предоставления социальных услуг» установлены п. 3 раздела «Руководители» Справочника квалификационных характеристик профессий работников. Выпуск 80 «Социальные услуги», утвержденного приказом Минсоцполитики от 29.03.2017 г. № 518. Среди основных обязанностей такого работника значатся: управление деятельностью заведения и обеспечение работы его структурных подразделений, за состояние и результаты работы которых он несет персональную ответственность.

При этом в примечании 1 к Примерным штатам указано, что если в центре СПДС функционирует лишь одно отделение, то директор может выполнять функции заведующего этим отделением. Как видим, в данном случае акцент сделан именно на слове «может», а не «обязан». Это значит, что заведование отделением не является обязанностью руководителя центра СПДС (в структуре которого лишь одно отделение), а является его правом.

Если же директор все-таки будет исполнять функции заведующего отделением, то пути решения вопроса с оплатой труда за выполнение таких обязанностей непонятны, ведь этот момент не прописан в Примерных штатах. Как выход — установить директору центра СПДС надбавку за сложность, напряженность в работе или за высокие достижения в труде. И при этом следует помнить, что согласно п.п. 1 п. 2 приказа Минсоцполитики «Об условиях оплаты труда работников заведений социальной защиты детей, заведений социального обслуживания и центров социальных служб для семьи, детей и молодежи» от 18.05.2015 г. № 526 (далее — приказ № 526) предельный размер указанных надбавок для одного работника в общей сумме не должен превышать 50 % должностного оклада.

Также не следует забывать о том, что доплаты за выполнение обязанностей временно отсутствующих работников, за совмещение профессий (должностей) и за расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) руководителям учреждений соцзащиты не устанавливаются (п.п. 2 п. 2 приказа № 526).

Бухгалтер & юрисконсульт. Квалификационные требования для этих должностей предусмотрены Справочником квалификационных характеристик профессий работников. Выпуск 1 «Профессии работников, которые являются общими для всех видов экономической деятельности», утвержденным приказом Минтруда от 29.12.2004 г. № 336 (далее — Справочник № 336). В соответствии с этим Справочником юрисконсульт и бухгалтер (с дипломом специалиста) относятся к профессионалам. Лицам, которые занимают должности бухгалтера/юрисконсульта, устанавливаются следующие квалификационные требования:

ведущий бухгалтер/юрисконсульт: полное высшее образование соответствующего направления подготовки (магистр, специалист). Стаж работы по профессии бухгалтера/юрисконсульта 1-й категории не менее 2 лет;

бухгалтер/юрисконсульт 1-й категории: полное высшее образование соответствующего направления подготовки (магистр, специалист); для магистра — без требований к стажу работы, специалиста — стаж работы по профессии бухгалтера/юрисконсульта 2-й категории — не менее 2 лет;

бухгалтер/юрисконсульт 2-й категории: полное высшее образование соответствующего направления подготовки (специалист). Стаж работы по профессии бухгалтера/юрисконсульта — не менее 1 года;

бухгалтер/юрисконсульт: полное высшее образование соответствующего направления подготовки (специалист) без требований к стажу работы.

Заметим, что присвоение и повышение квалификационных категорий работникам осуществляют комиссии по проведению квалификационной аттестации (п. 10 Общих положений Справочника № 336). В соответствии с разъяснениями специалистов Минтруда, предоставленными в письме от 29.09.2010 г. № 299/13/116/10, порядок присвоения квалификационной категории может регламентироваться положением, которое принимается в учреждении как приложение к коллективному договору или утверждается руководителем по согласованию с профсоюзным органом, в соответствии с которым возможно создание комиссии для решения вышеуказанных вопросов.

Также отметим, что для должности бухгалтера центра СПДС в Примерных штатах предусмотрены определенные особенности (предостережения) о его введении в штат.

Во-первых, нормативы численности для такой должности определяются в соответствии с приказом Минсоцполитики «Об утверждении межотраслевых нормативов численности работников бухгалтерского учета» от 26.09.2003 г. № 269.

Во-вторых, если вся бухгалтерия центра СПДС ведется централизованно через соответствующие бухгалтерские службы местных государственных администраций или исполнительных органов местного самоуправления, то нет необходимости во введении этой должности в штат центра.

Медицинский и педагогический персонал

Мы не зря не стали рассматривать эти категории работников в разрезе отделений центра СПДС, за которыми они закреплены, а вынесли их в отдельную категорию. Почему? Потому что, в частности, их «оплатные» условия имеют определенные особенности. Сам вопрос об оплате труда медицинских и педагогических работников заведений соцзащиты детей в последнее время является одним из самых популярных среди тех, которые приходят в нашу редакцию. Поэтому мы не можем его обойти.

Итак, если внимательно просмотреть некоторые разделы Примерных штатов, то можно найти такие должности, как учитель, воспитатель, практический психолог, врач, медсестра. Заметим, что основополагающий документ, который регулирует вопрос оплаты труда работников учреждений соцзащиты детей, — приказ № 526 (и его приложения), — не содержит таких должностей, поэтому совершенно логично может возникнуть вопрос: как осуществлять оплату труда указанных работников?

Ответ на этот вопрос следует искать в п. 4 приказа № 526. Указанной нормой предусмотрено, что должностные оклады (ставки заработной платы, тарифные ставки) и условия оплаты труда руководителей, специалистов, служащих, рабочих структурных подразделений и отдельных работников заведений социальной защиты детей и заведений социального обслуживания, должности (профессии) которых не предусмотрены этим приказом, устанавливаются в размерах, определенных для аналогичных категорий работников бюджетных учреждений, заведений и организаций соответствующих отраслей.

Оплата труда педагогических работников заведений соцзащиты детей осуществляется в порядке, определенном для педработников заведений образования, а именно в соответствии с Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников образования, утвержденной приказом Минобразования от 15.04.93 г. № 102 (далее — Инструкция № 102) и приказом МОН «Об упорядочении условий оплаты труда и утверждении схем тарифных разрядов работников учебных заведений, учреждений образования и научных учреждений» от 26.09.2005 г. № 557 (далее — приказ № 557).

Перечень должностей педагогических работников утвержден постановлением КМУ от 14.06.2000 г. № 963 (ср. ). Согласно этому перечню должности практического психолога, учителя, воспитателя относятся к педагогическим. А в соответствии с п. 16 Инструкции № 102 педработникам учреждений социальной защиты (кроме детских домов) ставки заработной платы (должностные оклады) устанавливаются в размерах и на условиях, предусмотренных для аналогичных работников учреждений образования.

Так, в соответствии с приложением 6 к приказу № 557 размер должностного оклада учителя,воспитателя и практического психолога в зависимости от категории определяется по 10 — 14-му тарифным разрядам по ЕТС, а именно:

— высшей квалификационной категории — 14-й тарифный разряд;

— первой квалификационной категории — 13-й тарифный разряд;

— второй квалификационной категории — 12-й тарифный разряд;

— без категории — 10 — 11-й тарифные разряды.

Напомним, что в соответствии с приказом МОН «О внесении изменений в приказ МОН от 26 сентября 2005 года № 557» от 20.01.2017 г. № 81 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2017, № 8, с. 6) с 01.09.2017 г. повышены размеры должностных окладов педагогических работников учебных и других заведений (в т. ч. учреждений соцзащиты детей), которые финансируются за счет государственного и местных бюджетов. Аналогичное разъяснение по этому поводу, но только в отношении педагогических работников заведений здравоохранения, предоставили специалисты Минсоцполитики в письме от 14.06.2017 г. № 1672/0/101-17 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2017, № 35, с. 3).

Условия и размеры оплаты труда медицинских работников заведений соцзащиты детей определяются в соответствии с Условиями оплаты труда работников заведений здравоохранения и учреждений социальной защиты населения, утвержденных совместным приказом Минтруда и Минздрава от 05.10.2005 г. № 308/519 (далее — Условия № 308/519).

Так, размеры тарифных разрядов (должностных окладов) специалистов с базовым и неполным высшим медицинским образованием (в том числе сестер медицинских) определяются по тарифным разрядам в соответствии с п.п. 2.2.8 Условий № 308/519 в зависимости от имеющейся квалификационной категории:

— высшей квалификационной категории — 9-й тарифный разряд;

— первой квалификационной категории — 8-й тарифный разряд;

— второй квалификационной категории — 7-й тарифный разряд;

— без категории — 6-й тарифный разряд.

В свою очередь, размеры тарифных разрядов врачей всех специальностей определяются по тарифным разрядам в соответствии с п.п. 2.2.5 Условий № 308/519 в зависимости от имеющейся квалификационной категории:

— высшей квалификационной категории — 13-й тарифный разряд;

— первой квалификационной категории — 12-й тарифный разряд;

— второй квалификационной категории — 11-й тарифный разряд;

— без категории — 10-й тарифный разряд.

Обслуживающий персонал

Особенности введения в штат центра СПДС подавляющего большинства должностей «обслуживающих» работников (водителя, повара, сторожа, оператора котельной и т. п.) установлены в примечаниях к комментируемому приказу. Мы не будем детально анализировать эти примечания, ведь из их содержания и так все понятно. Лишь выделим момент, который касается расчета численности сторожей.

Так, в примечании 6 к приказу № 1268 предусмотрено, что должность сторожа может вводиться при отсутствии возможностей установить охранную сигнализацию помещения с ее подключением на пульт вневедомственной охраны. При этом на один круглосуточный пост охраны устанавливается не более чем 3 штатных единицы сторожа. Конечно, остается загадкой, как могут 3 штатных единицы для 1 поста обеспечить режим круглосуточной охраны? Ведь даже если продолжитедлительность суточной смены у работника будет 22 часа, то как минимум 4 штатных единицы обеспечат соблюдение круглосуточного режима:

22 ч х 365 к. дн. : 1986 ч = 4 единицы,

где 365 — количество календарных дней в 2017 году;

1986 — годовая норма длительности рабочего времени при 40-часовой рабочей неделе.

Конечно, при таком количестве сторожей у троих круглосуточных постовиков-сторожей будут сверхурочные часы, которые нужно будет оплатить в двойном размере. Иначе из ситуации не выйти.

Владимир БУДЗ, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше