Напомним, что вопросы преобразования коммунальных заведений и учреждений здравоохранения в коммунальные предприятия мы всесторонне рассматривали в материале «Преобразование заведений здравоохранения в предприятия» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2017, № 22, с. 7).
Дело это действительно не простое и в вопросах бухгалтерского учета, ведь после преобразования в предприятия такие заведения должны с бюджетного учета перейти на хозрасчетный.
Поэтому новому коммунальному предприятию следует определить в предписывающем документе новую учетную политику.
В соответствии с разд. ІІ Положения о порядке бухгалтерского учета отдельных активов и операций предприятий государственного, коммунального секторов экономики и хозяйственных организаций, которые владеют и/или пользуются объектами государственной, коммунальной собственности, утвержденного приказом Минфина от 19.12.2006 г. № 1213 (далее — Положение № 1213), в предписывающем документе об учетной политике должны быть установлены методы оценки, учета и процедур, которые должно применять предприятие, и относительно которых нормативно-правовыми актами по бухгалтерскому учету предусмотрен более чем один их вариант.
Учетная политика определяется на основе положений (стандартов) бухгалтерского учета и других нормативно-правовых актов. Одновариантные методы оценки, учета и процедур в такой предписывающий документ не включаются.
Предписывающий документ об учетной политике предприятия определяет применение, в частности:
— методов оценки выбытия запасов;
— периодичности определения средневзвешенной себестоимости единицы запасов;
— порядка учета и распределения транспортно-заготовительных расходов, ведения отдельного субсчета учета транспортно-заготовительных расходов;
— методов амортизации основных средств, прочих необоротных материальных активов, долгосрочных биологических активов и нематериальных активов;
— стоимостных признаков предметов, которые входят в состав малоценных необоротных материальных активов;
— класса 8 и/или 9 Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденного приказом Минфина от 30.11.99 г. № 291;
— периодичности (периода) зачисления сумм дооценки необоротных активов к нераспределенной прибыли;
— метода исчисления резерва сомнительных долгов (в случае необходимости — способ определения коэффициента сомнительности);
— перечня создаваемых обеспечений будущих расходов и платежей;
— порядка учета финансовых расходов;
— порядка оценки степени завершенности операций по предоставлению услуг;
— сегментов деятельности, приоритетного вида сегмента, принципов ценообразования во внутрихозяйственных расчетах;
— перечня и состава переменных и постоянных общепроизводственных расходов, базы их распределения;
— перечня и состава статей калькулирования производственной себестоимости продукции (работ, услуг);
— порядка определения степени завершенности работ по строительному контракту;
— даты определения приобретенных в результате систематических операций финансовых активов;
— базы распределения расходов по операциям с инструментами собственного капитала;
— порога существенности относительно отдельных объектов учета;
— переоценки необоротных активов;
— периодичности отражения отсроченных налоговых активов и отсроченных налоговых обязательств;
— отдельного баланса филиалами, представительствами, отделениями и другими обособленными подразделениями предприятия.
Как указано в п. 5 ст. 8 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV предприятие самостоятельно определяет по согласованию с владельцем (владельцами) или уполномоченным им органом (должностным лицом) в соответствии с учредительными документами учетную политику предприятия.
Также в п. 1 разд. ІІ Положения № 1213 указано, что учетная политика предприятий государственного, коммунального секторов экономики определяется в предписывающем документе, который принимается предприятием и согласовывается органом, к сфере управления которого оно относится, или уполномоченным органом в соответствии с учредительными документами.
Поэтому можем сделать вывод: если в вашем случае отдел здравоохранения является владельцем или органом управления предприятием или уполномоченным органом в соответствии с учредительными документами предприятия, то такой отдел должен согласовывать предписывающий документ, которым определена учетная политика такого коммунального предприятия.
Учредитель, владелец и орган управления имуществом предприятия определяется в п. 1.4 Устава предприятия в соответствии с Примерным Уставом коммунального предприятия, приведенным в приложении 2 к Методическим рекомендациям по вопросам преобразования заведений здравоохранения из бюджетных учреждений в коммунальные некоммерческие предприятия, одобренных Рабочей группой по вопросам реформы финансирования сферы здравоохранения Украины протоколом от 14.04.2017 г. № 9.
Также заметим, что учетная политика предприятия может изменяться в случае, если:
— изменяются требования учредительных документов предприятия;
— изменяются требования органа, который осуществляет функции по государственному регулированию методологии бухгалтерского учета и финансовой отчетности, и органа управления.
Пересмотр отдельных положений учетной политики также возможен при условии, если изменения учетной политики обеспечат более достоверное отражение событий (хозяйственных операций) в бухгалтерском учете и финансовой отчетности. Этот факт должен быть подтвержден соответствующими обоснованиями бухгалтерской службы (бухгалтера).