Департамент по вопросам местного самоуправления и территориальной организации власти Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины в пределах компетенции рассмотрел <…> обращение <…> о предоставлении разъяснения по применению отдельных положений законодательства по вопросам службы в органах местного самоуправления и сообщает.
В соответствии со статьей 12 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» (далее — Закон) сельский, поселковый, городской голова является главным должностным лицом территориальной громады соответственно села (добровольного объединения в одну территориальную громаду жителей нескольких сел), поселка, города, который избирается соответствующей территориальной громадой на основе общего, равного, прямого избирательного права путем тайного голосования в порядке, определенном законом, и осуществляет свои полномочия на постоянной основе.
На сельского, поселкового, городского голову распространяется действие Закона Украины «О службе в органах местного самоуправления» (далее — Закон № 2493-III). Должность сельского, поселкового, городского головы относится к выборным должностям, на которые лица избираются на местных выборах. Статьей 21 Закона № 2493-III определены вопросы об оплате труда, отпуске и пенсионном обеспечении должностных лиц местного самоуправления.
Также условия и порядок предоставления отпусков гражданам Украины, которые находятся в трудовых отношениях с предприятиями, учреждениями, организациями, определены в Законе Украины «Об отпусках».
Предоставление отпуска должностным лицам местного самоуправления, в том числе голове, осуществляется путем выдачи распоряжения сельского, поселкового, городского головы о предоставлении отпуска.
Действующие нормативно-правовые акты не обязывают голову обращаться в соответствующий совет или исполнительный комитет с заявлением о предоставлении отпуска или каким-то образом согласовывать свой отпуск.
<…>
Директор Департамента по вопросам местного самоуправления и территориальной организации власти С. Шаршов
Комментарий редакции
Голова местного совета идет в отпуск: согласовывать ли распоряжение?
В комментируемом письме специалисты Минрегионстроя ответили на такой вопрос: должен ли сельский, поселковый, городской голова согласовывать распоряжение о предоставлении ему отпуска с соответствующим советом (его исполнительным органом)?
Но прежде чем перейти к их ответу, отметим, в чем заключается проблема затронутого вопроса.
Дело в том, что в соответствии со ст. 143 Конституции Украины от 28.06.96 г. № 254к/96-ВР органы местного самоуправления (ОМС) в вопросах осуществления ими полномочий органов исполнительной власти подконтрольны соответствующим органам исполнительной власти. К тому же в соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР (далее — Закон № 280) ОМС являются юридическими лицами и наделяются этим и другими законами собственными полномочиями, в пределах которых действуют самостоятельно и несут ответственность за свою деятельность в соответствии с законом. Частью 2 этой же статьи Закона № 280 предусмотрено, что ОМС могут предоставляться отдельные полномочия органов исполнительной власти, в осуществлении которых они являются подконтрольными соответствующим органам исполнительной власти. Однако упомянутые положения законодательства не имеют никакого отношения к решению вопросов трудовых отношений с руководителями ОМС.
В свою очередь в ч. 8 ст. 59 Закона № 280 предусмотрено, что сельский, поселковый, городской голова, голова районного в городе, районного, областного совета в пределах своих полномочий выдает распоряжение. Именно поэтому голова местного совета должен выдать распоряжение, в котором определить:
1) дату ухода его в отпуск;
2) лицо, которое будет выполнять его полномочия на время отпуска;
3) за кем оставить право первой подписи бухгалтерских документов на время отпуска.
Напомним, что распорядительные документы составляют и оформляют с учетом требований Правил организации делопроизводства и архивного хранения документов в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденных приказом Минюста от 18.06.2015 г. № 1000/5. С распоряжением об отпуске нужно обязательно ознакомить упомянутых в нем лиц. Они должны проставить свои подписи с указанием даты ознакомления на первом экземпляре документа или на специальном бланке.
Заметим, что в системе ОМС отсутствует любая вертикаль подчинения, а следовательно каждый ОМС действует самостоятельно и независимо от других ОМС. Иначе говоря, у сельского, поселкового, городского головы нет «высшего» над ним руководства, к которому он мог бы обратиться с заявлением о предоставлении ему отпуска.
Кроме того, голова местного совета осуществляет полномочия местного самоуправления, определенные Законом № 280 и другими законами, если они, как было указано выше, не отнесены к исключительным полномочиям совета или не отнесены советом к ведению его исполнительных органов. Предоставление отпусков работникам, связанным с советом трудовыми отношениями, к компетенции совета не относится.
Итак, в связи с указанным выше и возникает вопрос: нужно ли согласовывать распоряжение о предоставлении отпуска сельскому, поселковому, городскому голове с советом или его исполнительным комитетом?
В своем ответе Минрегионстрой указало следующее: действующее законодательство не обязывает голову местного совета обращаться в соответствующий совет или исполнительный комитет с заявлением о предоставлении отпуска или каким-то образом согласовывать свой отпуск. Что это значит?
А то, что сельский голова может пойти в отпуск без согласования, на основании графика отпусков и правильно оформленного распоряжения об отпуске.
Александр ОСТАПЧУК, эксперт по вопросам оплаты труда