Темы статей
Выбрать темы

Сниженные ставки арендной платы за использование коммунального имущества на местном уровне: реально ли?

Кучерова Оксана, юрист
Можно ли установить на местном уровне ставки за аренду коммунального имущества меньше тех, которые закреплены в Методике № 786?

В современных реалиях передача государственного и коммунального имущества в аренду считается одним из механизмов, направленных на повышение эффективности его использования. При этом с помощью аренды можно удовлетворить интересы как арендодателя, путем получения арендной платы за переданное в аренду имущество, так и арендатора, путем использования арендованного имущества для достижения собственных целей.

На рынке аренды коммерческой недвижимости представлены все виды собственности — государственная, коммунальная и частная. Не прибегая к подробному рассмотрению процедур аренды, отметим, что государственную политику в сфере аренды государственного имущества осуществляют Кабинет Министров Украины, а также Фонд государственного имущества Украины, его региональные отделения и представительства, а вот в отношении имущества коммунальной собственности — органы местного самоуправления.

Такое разделение вполне естественно, так как согласно ст. 60 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР органы местного самоуправления от имени и в интересах территориальных громад в соответствии с законом осуществляют правомочия по владению, пользованию и распоряжению объектами права коммунальной собственности.

И тут же возникает логичный вопрос: насколько органы местного самоуправления самостоятельны и самодостаточны в своих полномочиях? Например, могут ли они установить ставки арендной платы ниже, чем установлены на государственном уровне для государственного имущества?

Итак, посмотрим, что нам на это ответит Закон Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества» от 10.04.92 г. № 2269-XII. Так, в ст. 19 этого Закона предусмотрено внесение арендной платы арендатором за использование объекта аренды независимо от результатов хозяйственной деятельности. При этом (цитируем): «Методика расчета арендной платы и пропорции ее распределения между соответствующим бюджетом, арендодателем и балансодержателем определяются для объектов, находящихся в государственной собственности, Кабинетом Министров Украины. Методика расчета арендной платы и пропорции ее распределения между соответствующим бюджетом, арендодателем и балансодержателем определяются органами, уполномоченными Верховной Радой Автономной Республики Крым (для объектов, принадлежащих Автономной Республике Крым), и органами местного самоуправления (для объектов, находящихся в коммунальной собственности) на тех же методологических принципах, что и для объектов, находящихся в государственной собственности».

Как видим, вопрос арендной платы по коммунальному имуществу отнесен к компетенции органов местного самоуправления.

Но не все так просто. От органов местного самоуправления законодатель требует установления методики расчета именно на тех же методологических принципах, что и для объектов, находящихся в государственной собственности.

Что значит эта оговорка и какое практическое значение она имеет, на сегодняшний день остается спорным моментом. При этом вопросы возникают как в теоретической, так и в практической плоскости.

С одной стороны, если исходить из буквального понимания нормы, то для начала нужно установить, что же подразумевается под так называемыми методологическими принципами.

Обратимся к «Словарю украинского языка»*. В нем методология рассматривается как совокупность приемов исследования, применяемых в любой науке в соответствии со спецификой объекта ее познания.

* Словарь украинского языка: в 11 т. / АН УССР. Институт языкознания; под ред. И. К. Билодеда. — К.: Научная мысль, 1970-1980.

Итак, методология базируется на совокупности принципов и методов, применение которых в конкретном научном исследовании дает возможность решить определенную проблему.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что органам местного самоуправления вменяется в обязанность разработать Методику, которая бы имела аналогичный единый организационно-экономический механизм взимания платы за аренду, а никак не дублировала бы ставки за аренду имущества.

Но с другой стороны, возникают вопросы о неэффективном распоряжении имуществом, находящимся в совместной собственности территориальной громады, а также о значительных резервах для пополнения местных бюджетов.

Так, еще в далеком 2006 году аудиторами КРУ в Харьковской области был проведен анализ Методики расчета платы за аренду имущества, находящегося в коммунальной собственности территориальной громады г. Харькова.** По результатам такого исследования было установлено расхождение между арендными ставками за использование государственного и коммунального имущества. Это, в свою очередь, свидетельствовало о неэффективном использовании вверенного территориальной громаде имущества.

** http://www.dkrs.gov.ua/kru/uk/publish/printable_article/47684;jsessionid=AE564ED7C14515DB2347FA829961CDEB.

Подливает масла в огонь и письмо Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства от 12.07.2011 г. № 5799, в котором указано, что Методика расчета арендной платы за государственное имущество и пропорции ее распределения, утвержденная постановлением КМУ от 04.10.95 г. № 786 (далее — Методика № 786), является нормативно-правовым актом общего действия, обязательным для применения всеми органами государственной власти. Под государственным имуществом понимается как имущество, принадлежащее к общегосударственной собственности, так и имущество, принадлежащее к собственности АР Крым и коммунальной собственности административно-территориальных единиц.

Отсюда напрашивается вывод, что Методика № 786 распространяется и на коммунальное имущество. Такая позиция была изложена еще в разъяснении Фонда госимущества Украины «О содержании и порядке применения Методики расчета и порядка использования платы за аренду государственного имущества, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 4 октября 1995 г. № 786» от 05.12.95 г. № 10-22-8412 (ср. ).

Но использовать на данный момент такое разъяснение в этой части не представляется возможным. Действительно, на тот момент действовал Закон «Об аренде государственного имущества», который, несмотря на свое название, распространял свое действие и на коммунальное имущество. Поэтому на основании этого Закона была принята Методика, которая точно так же, несмотря на свое название, касалась и коммунального имущества.

На данный момент Законом Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества» разграничены эти формы собственности. Поэтому нет оснований считать, что Методика № 786 применима и к коммунальному имуществу.

Посмотрим, что же на практике.

Для наглядного примера проанализируем решение Киевского городского совета «О внесении изменений в решение Киевского городского совета от 21 апреля 2015 года № 415/1280 «Об утверждении Положения об аренде имущества территориальной громады города Киева» от 08.02.2018 г. № 21/4085. Сравнив его с Методикой № 786, можем увидеть, что в некоторых случаях арендные ставки на местном уровне снижены. Например, арендная ставка за использование целостных имущественных комплексов коммунальных предприятий табачной промышленности, ликероводочной и винодельческой промышленности составляет 20 % (в Методике № 786 — 25 %), а за размещение тренажерных залов — 5 % (когда в Методике № 786 — 30 %).

С другой стороны, если посмотрим решение Харьковского городского совета «Об утверждении Положения об аренде имущества территориальной громады г. Харькова» от 20.09.2017 г. № 755/17, то увидим, что в целом оно соответствует Методике № 786.

Как видим, на практике возможны случаи установления арендных ставок ниже установленных Методикой № 786. В сложившейся ситуации прямого предписания об установлении одинаковых ставок арендной платы за использование государственного и коммунального имущества нет, но в целях эффективного использования и наполнения местного бюджета в основном органы местного самоуправления стараются не отходить от законодательных норм. Что и мы вам советуем.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше