Темы статей
Выбрать темы

«Оплатные» условия для работников госорганов-2018: что для госслужащих

Будз Владимир, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Наконец-то своего повышения окладов в 2018 году дождались и работники госорганов. Никого даже не удивило, что нормативную основу оно получило почти с месячным опозданием. Такая традиция имеет место уже не первый год. В рамках сегодняшнего материала мы поговорим об условиях оплаты труда госслужащих. На какие нюансы следует обратить внимание при начислении зарплаты по должностям госслужбы в 2018 году — читайте дальше.

В ч. 3 ст. 51 Закона о госслужбе указано, что схема должностных окладов на должностях госслужбы определяется ежегодно Кабмином при подготовке проекта закона о госбюджете на соответствующий год. Для 2018 года (как и для 2017-го) таким нормативным документом является постановление № 15.

Постановлением № 24 (вступило в силу 27.01.2018 г.*, но применяется с 01.01.2018 г.) в постановление № 15 были внесены изменения, которыми предусматривается установление новых размеров должностных окладов на 2018 год для госслужащих, работников госорганов, выполняющих функции по обслуживанию, и работников патронатных служб госорганов. В рамках этой статьи сосредоточимся на условиях оплаты труда госслужащих в 2018 году.

* Опубликовано в газете «Урядовий кур’єр» от 27.01.2018 г. № 19.

Для начала вспомним о гарантии нормы ст. 31 Закона об оплате труда: размер зарплаты работника за полностью выполненную месячную норму труда не может быть ниже размера МЗП, то есть сейчас — 3723 грн. Это означает: если начисленная зарплата госслужащего (например, должностной оклад + надбавки + премия) менее 3723 грн., ему нужно начислить доплату до МЗП. Хотя госслужащих, которым следует начислять такую доплату, наберется немного.

Оплата труда госслужащих

Как мы уже отметили, в 2018 году при определении зарплаты госслужащим, на которых распространяется действие Закона о госслужбе, следует учитывать нормы постановления № 15 (с учетом норм постановления № 24). В этом постановлении для госслужащих определены размеры должностных окладов (постановлением № 24 схема должностных окладов на должностях госслужбы изложена в новой редакции) и распределение должностей госслужбы по группам оплаты труда для 2018 года, размеры надбавки за ранг, порядок премирования для госслужащих категории «А», положения о предоставлении дополнительных стимулирующих выплат.

Важно! Несмотря на то, что постановление № 24 называется «Об упорядочении структуры заработной платы…», структура зарплаты госслужащих не изменилась.

Зарплатные составляющие остались неизменными, они не добавились и не уменьшились.

Далее рассмотрим структуру зарплаты госслужащих с учетом особенностей ее начисления в 2018 году.

Должностной оклад. Постановлением № 24 для этого года утверждена Схема должностных окладов на должностях государственной службы по группам оплаты труда с учетом юрисдикции государственных органов в 2018 году (далее — Схема должностных окладов — 2018).

Размеры должностных окладов для должностей госслужбы в 2018 году возросли по сравнению с прошлогодними показателями. В этом году минимальный размер должностного оклада составляет 2643 грн., что полностью отвечает норме п. 14 Заключительных и переходных положений Закона о госслужбе. Напомним: эта норма говорит о том, что минимальный размер должностного оклада группы 9 в госорганах, юрисдикция которых распространяется на территорию одного или нескольких районов, городов областного значения, составляет:

с 1 января 2018 года — 1,5 размера ПМТЛ, установленного на 1 января календарного года;

с 1 июля 2018 года — 1,75 размера ПМТЛ, установленного на 1 января календарного года.

В результате расчетов (1762 грн. х 1,5) и получаем ранее упомянутую величину минимального должностного оклада в 2643 грн.

Как видим, Закон о госслужбе в течение 2018 года обещает два повышения окладов для госслужащих: с 01.01.2018 г. и с 01.07.2018 г. И если о повышении с 01.01.2018 г. уже говорим, как о свершившемся факте, то повышение с 01.07.2018 г. выглядит туманным. Почему? Сейчас объясним.

Так, нормы постановления № 24 предусматривают повышение окладов лишь с 01.01.2018 г. К тому же п. 6 Заключительных положений Закона о госбюджете-2018 предусмотрено, что нормы п. 14 Заключительных и переходных положений Закона о госслужбе применяются в порядке и размерах, установленных КМУ, с учетом имеющихся финансовых ресурсов.

Таким образом, пока что нет окончательного ответа на вопрос, будет ли повышение окладов госслужащих с 01.07.2018 г. Если соответствующее решение будет принято и повышение окладов с 01.07.2018 г. получит нормативную поддержку, мы обязательно об этом расскажем на страницах нашего издания. Следите за публикациями!

Что касается максимального размера должностного оклада по должностям госслужбы, то в 2018 году его размер равен 18000 грн. Устанавливается такой оклад для должностей госслужбы группы 1 в госорганах, юрисдикция которых распространяется на всю территорию Украины.

Напомним, что группы оплаты труда определяет Закон о госслужбе по должностям госоргана. Их сейчас всего 9. В каждую группу засчитывают определенные должности госслужбы, а именно должности (ч. 1 ст. 51 Закона о госслужбе):

1) руководителей госорганов и должности, приравниваемые к ним;

2) первых заместителей руководителей госорганов и должности, приравниваемые к ним;

3) заместителей руководителей госорганов и приравненные к ним должности;

4) руководителей самостоятельных структурных подразделений госорганов и приравненные к ним должности;

5) заместителей руководителей самостоятельных структурных подразделений госорганов и приравненные к ним должности;

6) руководителей подразделений в составе самостоятельных структурных подразделений госорганов, их заместителей и приравненные к ним должности;

7) главных специалистов госорганов и приравненные к ним должности;

8) ведущих специалистов госорганов и приравненные к ним должности;

9) специалистов государственных органов и приравненные к ним должности.

Постановлением № 24 не изменен Перечень должностей государственной службы, приравниваемых к соответствующим группам оплаты труда, утвержденный постановлением № 15.

Надбавка за выслугу лет. Как и раньше, для исчисления «выслужной» надбавки руководствуемся ч. 1 ст. 52 Закона о госслужбе, редакция которой не изменялась. Поэтому, как и в прошлом году, надбавка за выслугу лет на госслужбе устанавливается на уровне 3 % должностного оклада госслужащего за каждый календарный год стажа госслужбы, а при наличии стажа госслужбы больше 17 (и далее) лет — в максимальном размере 50 % должностного оклада.

Заметим: размер надбавки за выслугу лет госслужащим увеличивается со дня приобретения права на такое повышение или со дня возникновения права на такую надбавку (см. письмо Минсоцполитики от 29.05.2017 г. № 985/0/102-17/28).

Далее в таблице приведем процентный размер надбавки за выслугу лет в зависимости от имеющегося стажа госслужбы у госслужащего:

Стаж госслужбы

% надбавки за выслугу лет

Стаж госслужбы

% надбавки за выслугу лет

Больше 1 года

3 %

Больше 10 лет

30 %

Больше 2 лет

6 %

Больше 11 лет

33 %

Больше 3 лет

9 %

Больше 12 лет

36 %

Больше 4 лет

12 %

Больше 13 лет

39 %

Больше 5 лет

15 %

Больше 14 лет

42 %

Больше 6 лет

18 %

Больше 15 лет

45 %

Больше 7 лет

21 %

Больше 16 лет

48 %

Больше 8 лет

24 %

Больше 17 лет и далее

50 %

Больше 9 лет

27 %

Надбавка за ранг. Заметим: ч. 2 ст. 52 Закона о госслужбе предусмотрено, что размер надбавки за ранг госслужащего определяется КМУ при утверждении схемы должностных окладов на должностях госслужбы. По сути, у Правительства есть право пересматривать размеры надбавки за ранг на начало каждого года. Несмотря на это, размер надбавки за ранг в 2018 году остался на уровне 2017 года:

Ранг госслужащего

Размер надбавки, грн.

1

1000

2

900

3

800

4

700

5

600

6

500

7

400

8

300

9

200

Премии. Изменений в порядке выплаты премий госслужащим в 2018 году не было. Однако на официальном сайте Нацагентства по вопросам госслужбы (http://nads.gov.ua) говорится о том, что на заседании Кабмина в рамках внедрения реформы государственной службы рассмотрен вопрос об изменении структуры заработной платы госслужащих и снижении части дополнительных выплат, что в дальнейшем сделает невозможным начисление чрезмерных премий. Но на сегодня ни одного нормативного акта, который бы это подтверждал, не утверждено. Поэтому сейчас (как и в прошлом году) при выплате премий госслужащим руководствуемся:

— для госслужащих категории «А» — Порядком премирования государственных служащих, занимающих должности государственной службы категории «А», утвержденным постановлением № 15;

— для госслужащих категорий «Б» и «В» — Типовым положением о премировании государственных служащих органов государственной власти, других государственных органов, их аппаратов (секретариатов), утвержденным приказом Минсоцполитики от 13.06.2016 г. № 646 (ср. ). Напомним, что для госслужащих категорий «Б» и «В» предусмотрена выплата таких видов премий: премия по результатам ежегодной оценки служебной деятельности и месячная/квартальная премия в соответствии с личным вкладом в общий результат работы госоргана. Решение о выплате премии госслужащим категорий «Б» и «В» принимает руководитель госслужбы. Все условия о премиальных выплатах прописывают в Положении о премировании госоргана.

Отметим: нормы абз. 4 ч. 3 ст. 50 и ч. 6 ст. 52 Закона о госслужбе об ограничении максимального совокупного размера месячной и квартальной премий, которые выплачиваются госслужащему за год, и об ограничении размера фонда премирования госоргана начнут действовать только с 01.01.2019 г. (п. 1 Заключительных и переходных положений Закона о госслужбе).

Дополнительные стимулирующие выплаты. С даты вступления в силу Закона о госслужбе (т. е. с 01.05.2016 г.) руководителям государственной службы дано право в пределах экономии фонда оплаты труда устанавливать госслужащим дополнительные стимулирующие выплаты в течение двух лет со дня вступления в силу этого Закона (абз. 8 п. 14 Заключительных и переходных положений Закона о госслужбе). То есть предусматривалось, что госслужащим могут выплачиваться дополнительные стимулирующие выплаты до 01.05.2018 г. Однако Законом о госбюджете-2018 этот срок продлен до 31.12.2018 г.

Следовательно, в течение всего 2018 года госслужащим можно выплачивать дополнительные стимулирующие выплаты.

При этом отметим, что в течение 2018 года такие выплаты осуществляют согласно Положению о применении стимулирующих выплат государственным служащим, утвержденному постановлением № 15. Постановлением № 24 изменения в указанное Положение не вносились.

Напомним, что к дополнительным стимулирующим выплатам госслужащим относятся:

— надбавка за интенсивность труда;

— надбавка за выполнение особо важной работы.

Дополнительные стимулирующие выплаты устанавливаются госслужащим в пределах экономии фонда оплаты труда и в общем случае конкретными размерами не ограничиваются.

Выплаты за дополнительную нагрузку. Такие выплаты предусмотрены ч. 3 и 4 ст. 52 Закона о госслужбе, редакция которых не изменилась.

Выплату за дополнительную нагрузку в связи с выполнением обязанностей временно отсутствующего госслужащего осуществляют в размере 50 % должностного оклада временно отсутствующего госслужащего.

Выплату за дополнительную нагрузку в связи с выполнением обязанностей по вакантной должности госслужбы осуществляют госслужащим, между которыми распределены обязанности по вакантной должности госслужбы, пропорционально дополнительной нагрузке за счет средств экономии фонда должностного оклада по соответствующей должности.

Указанные выплаты устанавливает руководитель госслужбы по представлению непосредственного руководителя госслужащего.

Помощь на оздоровление. Помощь в размере среднемесячной зарплаты обязательно выплачивается госслужащим при предоставлении ежегодного основного отпуска. Об этом сказано в ст. 57 Закона о госслужбе.

Поскольку идет речь о законодательной норме, редакция которой не изменилась, в 2018 году порядок и размер выплаты «оздоровительной» помощи такие же, как и в 2017-м. Напомним, что размер помощи определяется согласно Порядку № 100.

Помощь на соцбыт. На сегодня при выплате такого вида помощи используем Порядок № 500. Отметим, что именно этот Порядок использовался и в 2017 году. Будет ли принят такой нормативный документ для 2018 года? Пока что не известно, и официальных разъяснений по этому поводу нет. В любом случае его использование в 2018 году является правомерным, ведь сам документ не содержит никаких предписаний относительно конкретного года его применения.

Производим перерасчет зарплаты «задним числом»

Постановление № 24 введено в действие «задним числом», а именно с 1 января 2018 года. Поэтому руководители госорганов должны внести изменения в штатные расписания с 01.01.2018 г. по тем должностям госслужащих, по которым должностные оклады повышены. Зарплату таких работников за январь 2018 года придется пересчитать и при необходимости начислить в феврале работникам надлежащие суммы.

При этом следует учитывать: зарплата, начисленная в феврале 2018 года, включается в фонд оплаты труда февраля, и относится к базе начисления ЕСВ именно этого месяца.

Корректируем средний заработок

Как известно, повышение должностных окладов работников на законодательном уровне влияет на проведение корректировки их заработной платы во время расчета среднего заработка в соответствии с Порядком № 100.

Так, согласно абз. 1 п. 10 этого Порядка в случаях повышения тарифных ставок и должностных окладов в соответствии с актами законодательства как в расчетном периоде, так и в периоде, в течение которого за работником сохраняется средний заработок, зарплата, включая премии и другие выплаты, учитываемые при исчислении средней заработной платы, за промежуток времени до повышения корректируются на коэффициент их повышения.

Если законодательное повышение окладов состоялось в период сохранения среднего заработка, по этому заработку осуществляются начисления только в части, касающейся дней сохранения средней заработной платы со дня повышения тарифных ставок (окладов) (абз. 2 п. 10 Порядка № 100).

Таким образом, корректировке подлежит средний заработок для оплаты как отпуска, так и матпомощи (в размере среднего заработка) и военной службы на особый период (срочной и контрактной) и т. п.

Коэффициент корректировки (повышения) при этом определяется путем деления оклада, установленного работнику после повышения, на его оклад (тарифную ставку) до повышения.

Важно! Корректировке подлежат все выплаты, учитываемые при исчислении среднего заработка.

Поскольку постановление № 24 обнародовано с опозданием, это повлияет на проведение корректировки отпускных. Так, если вы уже начислили и выплатили отпускные, которые пришлись на январь-февраль 2018 года, придется их пересчитать, учитывая коэффициент повышения окладов с 01.01.2018 г.

Для матпомощи, начисленной и выплаченной в январе 2018 года, рассчитывать коэффициент корректировки не нужно. Основным условием для корректировки выплат, не являющихся сохранением среднего заработка (материальная помощь, выходное пособие, компенсация за неиспользованный отпуск), является только повышение окладов в расчетном периоде.

Определяем право на индексацию

Как мы уже отметили, должностные оклады госслужащих были повышены с 1 января 2018 года. Для целей индексации зарплаты это значит, что январь 2018 года стал месяцем повышения окладов («базовым» месяцем). Расчет прироста ИПЦ нарастающим итогом для них начинается с февраля 2018 года.

Проанализировав новые размеры окладов, можно сказать, что сумма повышения оклада превысила сумму индексации, сложившейся в январе 2018 года. То есть в январе индексацию не начисляют, и этот месяц стал новой точкой отсчета, от которой отталкиваются для расчета коэффициентов индексации. Не индексируют зарплату госслужащих и в феврале 2018 года. Впервые право на индексацию таких работников может наступить в апреле 2018 года и только при условии, что ИПЦ за февраль-2018 превысит порог индексации 103,0 %.

Учитывая, что постановление № 24 опубликовано с опозданием, многие бухгалтеры начислили зарплату за январь 2018 года исходя из старых окладов, а также индексацию за январь 2018 года от предыдущего «базового» месяца (для большинства работников — январь-2017, для отдельных госслужащих — август-2017). Поскольку новые оклады применяют с 01.01.2018 г., следует произвести перерасчет зарплаты, в том числе сторнировать сумму индексации зарплаты за январь 2018 года.

Нормативные документы и сокращения

Закон о госслужбе — Закон Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 г. № 889-VIII.

Закон об оплате труда — Закон Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР.

Закон о госбюджете-2018 — Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2018 год» от 07.12.2017 г. № 2246-VIII.

Постановление № 24 — постановление КМУ «Об упорядочении структуры заработной платы работников государственных органов, судов, органов и учреждений системы правосудия в 2018 году» от 25.01.2018 г. № 24.

Постановление № 15 — постановление КМУ «Вопросы оплаты труда работников государственных органов» от 18.01.2017 г. № 15.

Порядок № 100Порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100.

Порядок № 500 — Порядок предоставления государственным служащим материальной помощи для решения социально-бытовых вопросов, утвержденный постановлением КМУ от 08.08.2016 г. № 500.

МЗП — минимальная заработная плата.

ПМТЛ — прожиточный минимум для трудоспособных лиц.

ИПЦ — индекс потребительских цен.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше