Темы статей
Выбрать темы

Отчет неприбыльных организаций: решаем ребусы вместе

Матвеева Виктория, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Приближается предельный срок подачи Отчета об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации. И хотя этот Отчет составляют уже не в первый раз, в этом году бюджетные учреждения прямо-таки засыпали нашу редакцию вопросами о его заполнении. Поэтому мы решили разобраться подробно с этим Отчетом и рассказать вам что к чему.

Почему снова у бюджетных учреждений возникло много вопросов относительно Отчета об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации (далее — Отчет)? Считаем, что в этом году для этого есть несколько причин.

Во-первых, внедрение новой формы Отчета.

Так, приказом № 469 Отчет был утвержден в новой редакции. Поскольку бюджетные учреждения в течение 2017 года этот Отчет не составляли, то при приближении сроков подачи обновленная форма Отчета вызвала немало вопросов.

Во-вторых, отсутствие детального порядка заполнения Отчета. Наверное, большинство бухгалтеров помнят, что в течение многих лет к форме Отчета всегда прилагался порядок его заполнения. При этом в таком порядке приводились по крайней мере основные моменты, касающиеся его заполнения неприбыльными организациями, хотя и не были освещены все тонкости.

В-третьих, те разъяснения налоговиков, которые появились в прошлом году, и «свежие» ответы на вопросы, которые были размещены на веб-портале ГФС в разделе «Общедоступный информационно-справочный ресурс» (http://zir.sfs.gov.ua), являются достаточно противоречивыми. Кстати, некоторые из них, по нашему мнению, наиболее дискуссионные, все же были отозваны и переведены в статус «Недействующие». Но отголоски таких разъяснений таки засели в головах и время от времени вызывают споры среди бухгалтеров.

Кто подает отчет

Неприбыльные предприятия, учреждения и организации, определенные п. 133.4 НКУ, подают Отчет об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации по форме, утвержденной центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную финансовую политику, и годовую финансовую отчетность.

К неприбыльным организациям, которые соответствуют требованиям п.п. 133.4.1 НКУ и не являются плательщиками налога на прибыль, в частности, отнесены и бюджетные учреждения (п.п. 133.4.6 НКУ). Поэтому требования о подаче Отчета касаются и бюджетных учреждений.

Добавим, что среди неприбыльных организаций исключение касается лишь профессиональных союзов, их объединений и организаций профсоюзов, созданных в порядке, определенном законом. Такие организации составляют Отчет лишь в случае нарушения п. 133.4 НКУ.

Подают ли обособленные подразделения такой Отчет? Нет, не подают. Это связано с тем, что статус неприбыльной организации, которая соответствует требованиям п. 133.4 НКУ, предоставляют только учреждениям и организациям со статусом юридического лица. Поэтому обособленные подразделения без статуса юридического лица не подлежат отдельному включению в Реестр неприбыльных учреждений и организаций.

Так, в соответствии с п. 4 Порядка ведения Реестра неприбыльных учреждений и организаций, включения неприбыльных предприятий, учреждений и организаций в Реестр и исключения из Реестра, утвержденного постановлением КМУ от 13.07.2016 г. № 440, в Реестр включают неприбыльные организации — юридические лица по коду согласно ЕГРПОУ.

Таким образом, обособленные подразделения без статуса юридического лица не должны отдельно подавать Отчет. Вся информация о доходах и расходах таких подразделений должна быть консолидирована в Отчете главной организации.

Какой срок подачи Отчета

Для неприбыльных организаций, которые соответствуют требованиям п. 133.4 НКУ и внесены в Реестр, установлен годовой налоговый (отчетный) период (п.п. 133.4.7 НКУ). Исключение касается лишь случаев, предусмотренных п.п. 133.4.3 НКУ (то есть когда неприбыльная организация не придерживалась требований, установленных для таких организаций в п. 133.4 этого Кодекса).

Поэтому бюджетные учреждения, которые включены контролирующим органом в Реестр, подают Отчет за базовый отчетный (налоговый) период, который равен, в частности, календарному году — в течение 60 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) года. Это значит, что Отчет за 2017 год следует подать не позднее 1 марта 2018 года (то есть это последний день подачи).

Внимание! Предельный срок подачи Отчета — 1 марта 2018 года.

Порядок заполнения Отчета

Отчет состоит из вступительной и основной частей, приложений и заключительной части.

Основные правила заполнения Отчета заключаются в следующем:

— Отчет составляют нарастающим итогом с начала календарного года;

— Отчет заполняют в гривнях без копеек (с округлением по общепринятым правилам);

— в случае незаполнения той или другой строки Отчета из-за отсутствия операции (суммы) эта строка прочеркивается.

При этом налогоплательщик обязан за каждый установленный НКУ отчетный период, в котором возникают объекты налогообложения, или при наличии показателей, подлежащих декларированию, в соответствии с требованиям НКУ подавать налоговые декларации относительно каждого отдельного налога, плательщиком которого он является (п. 49.2 НКУ).

Кстати, фискалы в своем письме от 16.03.2017 г. № 5264/6/99-99-15-02-02-15 отмечали: неприбыльные учреждения и организации, определенные п. 133.4 НКУ, имеют право не подавать в контролирующие органы Отчет и финансовую отчетность в случае отсутствия объектов налогообложения или показателей, которые подлежат декларированию в соответствии с требованиями НКУ, в том числе в финансовой отчетности, поскольку она подается как приложение к Отчету об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации и является ее неотъемлемой частью;

— достоверность данных, приведенных в Отчете, подтверждается подписями руководителя (уполномоченного лица) бюджетной организации и главного бухгалтера (лица, которое отвечает за ведение бухгалтерского учета и подачу Отчета в орган ГФС) и заверяется печатью.

Рассмотрим порядок заполнения каждой части Отчета.

Вступительная часть

Во вступительной части Отчета указывают обязательные реквизиты, которые должна содержать налоговая декларация.

Код строки

Наименование строки

Как заполнять

1

Тип Звіту

Ставится отметка «х» :

— в поле «Звітний» — если подается текущий Отчет;

— в поле «Звітний новий» — если в поданном ранее Отчете была допущена ошибка и он исправляется путем подачи нового Отчета до наступления предельного срока его подачи;

— в поле «Уточнюючий» — если исправляются ошибки в поданном Отчете после наступления предельного срока его подачи

2

Звітний (податковий) період

Для Отчета предусмотрены два отчетных (налоговых) периода: год и месяц.

Ставится отметка в поле:

— «Місяць» — в случае, если неприбыльной организацией нарушены требования, установленные п. 133.4 НКУ.

При этом указывают не отметку «х», а номер календарного месяца, в котором нарушены требования п. 133.4 НКУ и начислено налоговое обязательство по налогу на прибыль. В таком случае Отчет составляют за период с начала года (или с начала признания организации неприбыльной в установленном порядке, если такое признание состоялось позже) по последний день месяца, в котором совершено такое нарушение;

— в поле «Рік» — делают отметку «х» неприбыльные организации, которые соответствуют требованиям п. 133.4 НКУ и внесены в Реестр

3

Звітний (податковий) період, що уточнюється

Указывают период, за который исправляются ошибки

4

Неприбуткова організація (установа)

Полное название неприбыльной организации или учреждения согласно регистрационным (учредительными) документам

7

Рішення про включення неприбуткової організації до Реєстру

Дата и номер решения контролирующего органа о включении неприбыльной организации в Реестр. При этом указывают дату и номер последнего решения контролирующего органа о включении, повторном включении неприбыльной организации в Реестр и присвоении или изменении признака неприбыльности

8

Ознака неприбутковості організації

Признак неприбыльности организации, который присвоен в соответствии с требованиями Порядка ведения Реестра неприбыльных учреждений и организаций, включения неприбыльных предприятий, учреждений и организаций в Реестр и исключения из Реестра, утвержденного постановлением КМУ от 13.07.2016 г. № 440. Для бюджетных учреждений признак неприбыльности — 0031

Имейте в виду: при отсутствии такой информации Отчет теряет статус налоговой декларации с наступлением предусмотренных законом юридических последствий (п. 48.2 НКУ).

Основная часть

Эта часть состоит из двух частей. Для бюджетных учреждений предусмотрены показатели в части I.

Наименование строки

Код строки

Как заполнять

Доходи неприбуткової організації

(сума рядків 1.1 — 1.11)

1

Суммируют данные, приведенные в строках 1.1— 1.11 Отчета.

Отражают доходы, полученные бюджетным учреждением по общему и специальному фондам

фактично одержане фінансування бюджетної установи (організації) за загальним фондом

1.1

Отражают доходы, полученные бюджетным учреждением по общему фонду, то есть средства, которые фактически поступили на регистрационные счета в течение года.

Сумма этой строки состоит, в частности, из показателей, приведенных в:

— Отчете о поступлении и использовании средств общего фонда (ф. № 2д, № 2м) по графе 7 «Поступило средств за отчетный период (год)» стр. 010;

— Отчете о поступлении и использовании средств, полученных на выполнение программ социально-экономического и культурного развития регионов (ф. № 4-4д) по графе 7 «Поступило средств за отчетный период (год)» стр. 010

залишки коштів бюджетної установи (організації) на спеціальних рахунках, що перейшли з попереднього року

1.2

Отражают остаток средств на специальных регистрационных счетах по состоянию на 01.01.2017 г.

доходи, одержані бюджетною установою (організацією), що зараховані на рахунки спеціального фонду цієї установи (організації) згідно із затвердженим у встановленому порядку кошторисом

1.3

Отражают доходы, полученные бюджетным учреждением по специальному фонду, то есть средства, которые фактически поступили на специальные регистрационные счета в течение года.

Прежде всего в эту строку попадут собственные поступления бюджетных учреждений, которые определены ч. 4 ст. 13 БКУ и относятся к первой группе таких поступлений.

К таким поступлениям относится плата за услуги, которые предоставляются бюджетными учреждениями согласно законодательству, а именно:

— плата за услуги, которые предоставляются бюджетными учреждениями согласно их основной деятельности (подгруппа 1);

— поступления бюджетных учреждений от дополнительной (хозяйственной) деятельности (подгруппа 2);

— плата за аренду имущества бюджетных учреждений (подгруппа 3);

— поступления бюджетных учреждений от реализации в установленном порядке имущества, кроме недвижимого имущества (подгруппа 4).

Также в эту строку попадет часть других источников собственных поступлений бюджетных учреждений, которые относятся ко второй группе таких поступлений.

К таким поступлениям относятся:

— средства, полученные от предприятий, организаций, физических лиц и от других бюджетных учреждений для выполнения целевых мероприятий, в том числе мероприятий по отчуждению для общественных нужд земельных участков и размещенных на них других объектов недвижимого имущества, которые находятся в частной собственности физических или юридических лиц (подгруппа 2);

— средства, которые получают вуз и ПТУЗ от размещения на депозитах временно свободных бюджетных средств, полученных за предоставление платных услуг; средства, полученные государственными и коммунальными вузами, научными учреждениями и заведениями культуры как проценты, начисленные на остаток средств на текущих счетах, открытых в банках государственного сектора для размещения собственных поступлений, полученных как плата за услуги, которые предоставляются ими согласно основной деятельности, благотворительные взносы и гранты (подгруппа 3);

— средства, полученные от реализации имущественных прав на фильмы, исходные материалы фильмов и фильмокопий, созданные за бюджетные средства по государственному заказу или на условиях финансовой поддержки (подгруппа 4)

Кроме перечисленных доходов, в эту строку бюджетное учреждение вносит данные о других доходах, полученных в течение 2017 года, которые поступили на специальные регистрационные счета.

Как правило, сумма этой строки состоит из показателей, приведенных, в частности, в:

— Отчете о поступлении и использовании средств, полученных как плата за услуги (ф. № 4-1д, ф. № 4-1м) по графе 9 «Поступило средств за отчетный период (год)» стр. 010;

— Отчете о поступлении и использовании средств, полученных по другим источникам собственных поступлений (ф. № 4-2д, ф. № 4-2м) по графе 8 «Поступило средств за отчетный период (год)» стр. 030, 040, 050;

— Отчете о поступлении и использовании других поступлений специального фонда (ф. № 4-3д, ф. № 4-3м)) по графе 9 «Поступило средств за отчетный период (год)» стр. 010

дотації (субсидії), фінансування, отримані з державного або місцевого бюджетів, державних цільових фондів або в межах технічної допомоги

1.4

Некоторые бухгалтеры считают, что в этой строке следует показать поступления, которые были получены как трансферты (разные субвенции). То есть те, которые указаны в Отчете о поступлении и использовании средств, полученных на выполнение программ социально-экономического и культурного развития регионов (ф. № 4-4д).

По нашему мнению, эта строка Отчета не имеет отношения к бюджетным учреждениям.

Поскольку разные виды межбюджетных трансфертов, которые поступают на счета распорядителей бюджетных средств, утверждены по соответствующим бюджетным назначениям, поэтому их целесообразно показать в стр. 1.1 Отчета.

Более подробно о порядке отражения в бухгалтерском учете таких поступлений см. материал «Межбюджетные трансферты: нюансы учета» («Бюджетная бухгалтерия», 2017, № 37)

надходження у вигляді безповоротної фінансової допомоги, добровільних пожертвувань, милосердя тощо, у тому числі:

1.6

Суммируют данные, приведенные в строках 1.6.1— 1.6.2 Отчета

благодійна допомога

1.6.1

В этой строке отражаются поступления, которые отностяся к подгруппе 1 второй группы собственных поступлений.

К таким доходам относятся все виды добровольной безвозвратной помощи в виде средств и имущества, благотворительных взносов, гранты и подарки, в том числе взносы от спонсоров и меценатов.

В эту строку вносят показатели, приведенные в Отчете о поступлении и использовании средств, полученных по другим источникам собственных поступлений (ф. № 4-2д, ф. № 4-2м) по графе 8 «Поступило средств за отчетный период (год)» стр. 020

вартість активів, отриманих у разі припинення юридичної особи (у результаті її ліквідації, злиття, поділу, приєднання або перетворення)

1.10

Обратите внимание: эту строку не целесообразно использовать бюджетным учреждениям для отражения активов, которые были получены в 2017 году от другого бюджетного учреждения на основании решения о его реорганизации путем присоединения.

Процедурные вопросы реорганизации субъектов хозяйствования урегулированы ст. 104 — 110 ХКУ.

Как указано в ст. 104 ХКУ, в случае реорганизации юридических лиц имущество, права и обязанности переходят к их правопреемникам.

Следовательно, в случае присоединения к юридическому лицу — правопреемнику переходят все имущество, права и обязанности (обязательства) по договорам юридического лица, которое реорганизовано путем присоединения.

При получении таких активов бюджетные учреждения не несут никаких дополнительных расходов и не получают доходов, поскольку фактически активы передают из баланса одного учреждения на баланс другого (с оформлением соответствующей документации). Кстати, в подобных случаях Справку о поступлении в натуральной форме в орган Казначейства не подают

інші доходи

1.11

Эта строка предусмотрена для отражения прочих доходов, которые не включены в стр. 1.1 — 1.10 Отчета

Видатки (витрати) неприбуткової організації (сума рядків 2.1 — 2.6)

2

Суммируют данные, приведенные в строках 2.1 — 2.2 Отчета

сума видатків (витрат) за загальним фондом відповідно до затверджених в установленому порядку кошторисів бюджетних установ (організацій)

2.1

В этой строке приводят информацию о сумме кассовых расходов бюджетной организации, которые были фактически осуществлены в 2017 году за счет средств общего фонда и проведены путем перечисления средств с регистрационных счетов бюджетного учреждения.

Сумма этой строки состоит, в частности, из показателей, приведенных в:

— Отчете о поступлении и использовании средств общего фонда (ф. № 2д, № 2м) по графе 8 «Кассовые за отчетный период (год)» стр. 010;

— Отчете о поступлении и использовании средств, полученных на выполнение программ социально-экономического и культурного развития регионов (ф. № 4-4д) по графе 8 «Кассовые за отчетный период (год)» стр. 040

сума видатків (витрат) за спеціальним фондом відповідно до затверджених в установленому порядку кошторисів бюджетних установ (організацій)

2.2

В этой строке приводят информацию о сумме кассовых расходов бюджетной организации, которые были фактически осуществлены в 2017 году за счет средств специального фонда и которые проведены путем перечисления средств со специальных регистрационных счетов бюджетного учреждения.

Сумма этой строки состоит из показателей, приведенных, в частности, в:

— Отчете о поступлении и использовании средств, полученных как плата за услуги (ф. № 4-1д, ф. № 4-1м) по графе 8 «Кассовые за отчетный период (год), всего» стр. 070;

— Отчете о поступлении и использовании средств, полученных по другим источникам собственных поступлений (ф. № 4-2д, ф. № 4-2м) по графе 9 «Кассовые за отчетный период (год)» стр. 070;

— Отчете о поступлении и использовании других поступлений специального фонда (ф. № 4-3д, ф.№ 4-3м) по графе 10 «Кассовые за отчетный период (год)» стр. 010

Далее остановимся на наиболее распространенных вопросах, которые могут возникнуть при заполнении этой части Отчета.

Какие суммы расходов бюджетное учреждение должно показать в строках 2.1 и 2.2 Отчета: кассовые или фактические?

Кажется, в этом году это один из хитовых вопросов, который возник при заполнении Отчета.

Почему именно в этом году он возник? Ведь в течение многих лет бюджетные учреждения указывали именно кассовые расходы в указанных строках. При этом основанием для заполнения указанных строк Отчета были показатели кассовых расходов, приведенные в формах бюджетной отчетности ф. № 2, 4-1, 4-2, 4-3 и 4-4.

Дело в том, что фискалы в своих разъяснениях относительно заполнения Отчета (например, в письме от 19.07.2017 г. № 19001/7/99-99-15-02-01-17) отметили, что формирование доходов и расходов, которые отражаются в Отчете, осуществляется по правилам бухгалтерского учета, то есть в момент их возникновения независимо от даты поступления или уплаты средств. Учитывая это, фискалы, наверное, будут сверять показатели доходов и расходов, которые отражены в Отчете, с показателями, приведенными в годовой финансовой отчетности, которая является неотъемлемым приложением к Отчету.

Но все мы хорошо понимаем, что в сопоставлении между такими показателями нет никакой логики. Почему? Если ориентироваться на показатель «Всего расходов», указанный в стр. 2380 Отчета о финансовых результатах ф. № 2-дс, то в него вносят лишь фактические расходы по направлениям деятельности учреждения, которые были понесены для получения доходов от обменных и необменных операций. При этом в этой строке не отражаются суммы, израсходованные бюджетными учреждениями на приобретение основных средств и других малоценных необоротных активов.

Аналогичная ситуация с доходами, приведенными в стр. 2200 Отчета о финансовых результатах ф. № 2-дс, поскольку там не отражены ассигнования, направленные на приобретение основных средств и малоценных активов.

И это лишь один из примеров нецелесообразности проведения такого сопоставления.

Поэтому, по нашему мнению, в строках 2.1 и 2.2 Отчета, как и раньше, следует показывать кассовые расходы, проведенные учреждением в 2017 году, то есть средства, фактически использованные по общему и специальному фондам.

Какие правила отражения доходов в стр. 1.3 Отчета? Нужно ли в этой строке указать все средства, которые поступали в течение 2017 года на специальные регистрационные счета бюджетного учреждения?

При отражении доходов, которые зачисляются в состав специального фонда, следует иметь в виду, что в Отчете отражаются только те доходы, которые остаются в распоряжении бюджетного учреждения.

1. Арендная плата.

Согласно п. 10 ч. 3 ст. 29 БКУ в доходы специального фонда Госбюджета включается 50 % арендной платы за пользование другим имуществом, принадлежащим бюджетным учреждениям, которые содержатся за счет государственного бюджета. Что касается остальных 50 % арендной платы, которая зачисляется в состав общего фонда Госбюджета, то такие суммы в Отчете не отражаются.

Исключение составляет плата за пользование военным имуществом и имуществом Национальной академии наук Украины и отраслевых академий наук, которую полностью зачисляют в состав доходов спецфонда учреждения.

Следует иметь в виду, что такой порядок распределения арендной платы касается только бюджетных учреждений, которые содержатся за счет государственного бюджета. Что касается учреждений, которые содержатся за счет средств местных бюджетов, то вопросы распределения арендной платы между учреждением и местным бюджетом регулируются решениями органов местного самоуправления.

2. Средства, полученные за сданные в виде лома и отходов черные, цветные, драгоценные металлы и драгоценные камни.

В соответствии с п. 54 ч. 2 ст. 29 и п. 42 ч. 1 ст. 64 БКУ к доходам общего фонда соответствующего бюджета относятся 80 % средств, полученных предприятиями, учреждениями и организациями за сданные в виде лома и отходов золото, платину, металлы платиновой группы, драгоценные камни, и 50 % средств, полученных этими предприятиями, учреждениями и организациями за сданное в виде лома и отходов серебро.

Следовательно, в распоряжении бюджетных организаций остается соответственно 20 и 50 % таких средств, которые и должны быть отражены в Отчете. Что касается средств, полученных за металлолом черных металлов, то эти суммы в полном размере остаются в распоряжении бюджетного учреждения, а поэтому все такие доходы попадают в стр. 1.3 Отчета.

Соответственно 80 и 50 % полученных средств, которые перечисляются в доход общего фонда бюджета, в Отчете не отражаются.

3. Остальные собственные поступления бюджетных учреждений, которые зачисляются в доход специального фонда сметы и остаются в распоряжении бюджетных учреждений, отражаются в стр. 1.3 Отчета в полном объеме.

Бюджетное учреждение в 2017 году получило средства, которые не относятся к собственным поступлениям. Необходимо ли их отражать в стр. 1.11 Отчета?

Если в течение 2017 года бюджетное учреждение получало средства, которые не относятся ни к одной из подгрупп собственных поступлений, указанных в ч. 4 ст. 13 БКУ, то их в Отчете не показывают.

Например, это касается:

— средств от продажи зданий и сооружений. Такие суммы учреждение должно в полном объеме перечислить в доход того бюджета, за счет которого содержится;

— средств для выплаты больничных. Это связано с тем, что расходы на выплату пособия по временной нетрудоспособности не предусматриваются в смете бюджетных учреждений (ни по общему, ни по специальному фонду). Такие средства не отражаются в Отчете о поступлении и использовании средств общего фонда (форма № 2д, № 2м) и отчетах по форме № 4 о поступлении и использовании средств специального фонда;

— штрафных санкций, полученных бюджетным учреждением по договорам и т. п.

Какую финансовую отчетность подавать с Отчетом

Нужно знать, что с 01.01.2017 г. усилены требования к налоговой отчетности и установлена обязанность подачи финансовой отчетности неприбыльными организациями.

Так, в соответствии с п. 46.2 НКУ неприбыльные учреждения и организации вместе с Отчетом обязательно подают в контролирующие органы годовую финансовую отчетность. Такая отчетность является приложением и неотъемлемой частью Отчета.

Кроме того, информация о приложениях, которые прилагаются к Отчету, является обязательным реквизитом формы Отчета в соответствии с п. 48.3 НКУ.

Именно о таких требованиях относительно подачи финансовой отчетности вместе с Отчетом утверждала ГФС в своих письмах от 22.02.2017 г. № 314/2/99-99-15-02-01-10, от 19.07.2017 г. № 19001/7/99-99-15-02-01-17 (ср. ).

Учитывая это, для бюджетных учреждений действующей редакцией п. 46.2 НКУ не предусмотрено никаких исключений, а потому в этом году вместе с Отчетом также следует подать и годовую финансовую отчетность за 2017 год, которая является неотъемлемой частью такого Отчета.

В форме Отчета информацию об обязательных приложениях в виде финансовой отчетности отражают в блоке «Наявність додатків4» и проставляют отметку «х» в поле «ФЗ6».

Кроме того, в блоке «Наявність поданих до Звіту про використання доходів (прибутків) неприбуткової організації додатків — форм фінансової звітності6» возле каждой формы финансовой отчетности проставляют соответствующие отметки «х».

На первый взгляд, поставить отметку о наличии финансовой отчетности — вовсе не сложное дело.

Но если внимательно пересмотреть указанный блок, то там есть поле «Звіт про фінансові результати7». При этом, как указано в расшифровке сноски 7, ее заполняют бюджетные учреждения. Какой отчет имеется в виду?

Кажется, фискалы кое-что перепутали и сделали ссылку на одну из отмененных форм бюджетной отчетности, предусмотренной Порядком № 44. То есть вспомнили одну из форм бюджетной отчетности, которую бюджетные учреждения составляли до 01.01.2017 г. Но и это еще не все.

Дело в том, что на местах органы ГФС по-разному толкуют требования п. 46.2 НКУ о подаче финансовой отчетности неприбыльными организациями, а именно относительно ее состава. Так, одни настаивают подавать весь комплекс годовой финансовой отчетности (ф. № 1-дс, ф. № 2-дс, ф. № 3-дс, ф. № 4-дс и ф. № 5-дс). Другие — только ф. № 1-дс, ф. № 2-дс, а некоторые — только ф. № 2-дс.

Как всем угодить и не попасть под штрафные санкции? Советуем подавать или все 5 форм годовой финансовой отчетности (тем учреждениям, которые не знают, какие формы требуют фискалы на местах) или только те формы, на которых четко и уверенно настаивает ГФС.

Внимание! Бюджетные учреждения вместе с Отчетом подают в контролирующие органы годовую финансовую отчетность. Такая отчетность является приложением и неотъемлемой частью Отчета.

Думаете, это все интересные моменты? Никак нет.

В этом году, а именно 30.01.2018 г. вышло обновление «Единого окна (EDZV)» до версии 1.26.2. В этом обновлении появились формы финотчетности бюджетных учреждений. Это обновление возможно установить только на EDZV начиная с версии 1.26 и старше.

Вместе с тем как вариант органы ГФСУ на местах предлагают бюджетным учреждениями с целью выполнения требований действующей редакции п. 46.2 НКУ подавать Отчет в электронной форме средствами электронной связи, а финансовую отчетность — в бумажном виде согласно п. 49.3 НКУ.

Напомним, что налоговая декларация подается по выбору налогоплательщика, если иное не предусмотрено НКУ, одним из таких способов:

а) лично налогоплательщиком или уполномоченным на это лицом;

б) направляется по почте с уведомлением о вручении и описью вложения;

в) средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением требований законов относительно электронного документооборота и электронной цифровой подписи.

В случае отправки налоговой декларации по почте на адрес соответствующего контролирующего органа плательщик налога обязан осуществить это не позднее чем за 5 дней до окончания предельного срока подачи налоговой декларации (п. 49.5 НКУ).

Поэтому, если бюджетное учреждение не имеет возможности подать финансовую отчетность за 2017 год в электронной форме средствами электронной связи, ее нужно направить по почте не позднее 24 февраля. Требования к оформлению почтовых отправлений с вложением материалов отчетности, расчетных документов и деклараций, которые направляются плательщиками налога, определены Порядком оформления почтовых отправлений с вложением материалов отчетности, расчетных документов и деклараций, утвержденным постановлением КМУ от 28.07.97 г. № 799.

Ответственность за неподачу Отчета

Поскольку Отчет является налоговой декларацией в понимании НКУ, за нарушение срока его подачи ответственность определена п. 120.1 этого Кодекса.

Так, за неподачу или несвоевременную подачу налогоплательщиком или другими лицами, обязанными начислять и уплачивать налоги и сборы, налоговых деклараций (расчетов), а также другой отчетности, обязанность подачи которой в контролирующие органы предусмотрена НКУ, налагается штраф:

170 грн. за каждую такую неподачу или несвоевременную подачу;

1020 грн. за каждую такую неподачу или несвоевременную подачу (те же действия, совершенные налогоплательщиком, к которому в течение года был применен штраф за такое нарушение).

Кстати, такую же ответственность угрожают применять контролеры в случае, если Отчет подан без финансовой отчетности.

Далее предлагаем ознакомиться с разъяснениями фискалов, которые размещены на официальном веб-портале ГФС в разделе «Общедоступный информационно-справочный ресурс» (zir.sfs.gov.ua).

Вопрос

Ответ

Какая ответственность предусмотрена за неподачу или несвоевременную подачу финансовой отчетности неприбыльными учреждениями, организациями и составляют ли в таком случае органы ГФС протоколы об административных правонарушениях?

При подаче неприбыльными учреждениями и организациями финансовой отчетности следует руководствоваться нормой п. 46.2 НКУ, которой предусмотрено, что финансовая отчетность является приложением к Отчету об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации (далее — Отчет) и ее неотъемлемой частью.

В случае неподачи в орган ГФС финансовой отчетности вместе с Отчетом как ее неотъемлемой части такая налоговая отчетность не признается налоговой декларацией.

То есть неподача или несвоевременная подача плательщиком налога на прибыль (неприбыльными предприятиями, учреждениями и организациями) Отчета, обязанность подачи которых в контролирующие органы предусмотрена НКУ, влекут за собой наложение штрафа в размере 170 грн. за каждую такую неподачу или несвоевременную подачу. Те же действия, совершенные налогоплательщиком, к которому в течение года был применен штраф за такое нарушение, влекут за собой наложение штрафа в размере 1020 грн. за каждую такую неподачу или несвоевременную подачу.

При этом нормами КУоАП не предусмотрено право органов ГФС составлять протоколы об административных правонарушениях за неподачу или несвоевременную подачу финансовой отчетности

Какая ответственность предусмотрена за нарушение порядка заполнения Отчета об использовании доходов (прибылей)?

Главой 11 «Ответственность» НКУ за нарушение законов по вопросам налогообложения и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, применяются такие виды юридической ответственности: в частности, финансовая, административная (п. 111.1 НКУ).

В случае, если контролирующий орган самостоятельно определяет сумму налогового обязательства на основаниях, определенных пп. 54.3.1, 54.3.2, 54.3.4, 54.3.5 НКУ, предусмотрена финансовая ответственность в виде штрафа в размерах, определенных п. 123.1 НКУ.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 1631 КУоАП отсутствие налогового учета, нарушение руководителями и другими должностными лицами предприятий, учреждений, организаций установленного законом порядка ведения налогового учета, влечет за собой наложение административного штрафа в размере от 5 до 10 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Действия, предусмотренные ч. 1 ст. 1631 КУоАП, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за такое же нарушение, влекут за собой наложение штрафа в размере от 10 до 15 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан

Нормативные документы

ХКУ — Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

БКУ — Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

КУоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Приказ № 469приказ Минфина «Об утверждении изменений в форму Отчета об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации» от 28.04.2017 г. № 469.

Порядок № 44 — Порядок составления бюджетной отчетности распорядителями и получателями бюджетных средств, отчетности фондами общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования, утвержденный приказом Минфина от 24.01.2012 г. № 44 (в редакции приказа Минфина от 07.02.2017 г. № 44).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше