Темы статей
Выбрать темы

Об аттестации педагогических работников заведений дошкольного образования, работающих не по специальности

Министерство образования и науки Украины
Письмо от 30.01.2018 г. № 2.4-227

Департамент общего среднего и дошкольного образования рассмотрел письмо <…> о предоставлении разъяснения об аттестации педагогических работников, работающих в заведениях дошкольного образования не по специальности, и сообщает.

В соответствии с частью первой статьи 30 Закона Украины «О дошкольном образовании» педагогический работник заведения дошкольного образования — лицо с высокими моральными качествами, которое имеет высшее педагогическое образование по соответствующей специальности и/или профессиональную квалификацию педагогического работника, обеспечивает результативность и качество работы, а также физическое и психическое состояние которого позволяет выполнять профессиональные обязанности.

Согласно части первой статьи 32 указанного закона аттестация педагогических работников заведения дошкольного образования независимо от подчиненности, типов и формы собственности является обязательной и осуществляется, как правило, один раз в пять лет в соответствии с Типовым положением об аттестации педагогических работников Украины, утвержденным центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную политику в сфере образования.

По результатам аттестации педагогических работников заведения дошкольного образования определяется соответствие педагогического работника занимаемой должности, устанавливается его квалификационная категория (специалист, специалист второй категории, специалист первой категории, специалист высшей категории), может быть присвоено соответствующее педагогическое звание воспитателям — «Воспитатель-методист», а воспитателям-методистам — «Старший воспитатель», учителям всех специальностей — «Старший учитель», «Учитель-методист».

Типовое положение об аттестации педагогических работников, утвержденное приказом Министерства образования и науки Украины от 06.10.2010 № 930 (с изменениями) (далее — Типовое положение), предусматривает возможность присвоения квалификационных категорий педагогическим работникам, не имеющим соответствующего педагогического образования.

В частности, такая возможность определена пунктами 3.26 и 4.10 Типового положения. При этом обязательным условием должно быть наличие у педагогического работника другого полного высшего образования и прохождения курсов повышения квалификации на занимаемой работником должности. Указанная норма применяется со дня вступления в силу Типового положения (30.12.2010 г.).

Аттестация на соответствие занимаемой должности с присвоением квалификационных категорий проводится относительно учителей и преподавателей всех специальностей, а также в отношении учителей-дефектологов, методистов, воспитателей, воспитателей-методистов, социальных педагогов, практических психологов, логопедов, учителей-логопедов, заведующих логопедическими пунктами, педагогов-организаторов, концертмейстеров, художественных руководителей, музыкальных руководителей, инструкторов по физкультуре, труду и слуховых кабинетов, которые имеют высшее педагогическое или другое высшее образование по образовательно-квалификационному уровню специалиста или магистра.

Учитывая указанное, педагог с полным высшим образованием, прошедший курсы повышения квалификации воспитателей заведений дошкольного образования, имеет равные права с другими педагогами на аттестацию, установление квалификационной категории и присвоение педагогического звания. Критерием для присвоения квалификационных категорий и педагогического звания является соответствие работника требованиям, установленным пунктами 4.3 — 4.6, 5.2 Типового положения.

Заместитель директора Департамента С. Дятленко

Комментарий редакции

Воспитатель ДУЗ с непедагогическим образованием: нюансы аттестации от МОН

В комментируемом письме специалисты МОН ответили на следующий вопрос: имеет ли право воспитатель дошкольного учебного заведения (далее — ДУЗ) с полным высшим непедагогическим образованием, прошедший курсы повышения квалификации воспитателей дошкольного образования, аттестоваться с целью установления квалификационной категории и присвоения педагогического звания?

Но прежде чем перейти к их ответу, укажем, в чем заключается проблема поднятого вопроса.

Для этого сначала напомним, что в соответствии с ч. 3 ст. 50 Закона Украины «Об образовании» от 05.09.2017 г. № 2145-VIII квалификационные категории и педагогические звания педагогическим работникам присваиваются по результатам аттестации. Аттестация педработников осуществляется в соответствии с Типовым положением об аттестации педагогических работников, утвержденным приказом МОН от 06.10.2010 г. № 930 (далее — Типовое положение № 930).

Так, согласно п. 4.1 Типового положения № 930 аттестация на соответствие занимаемой должности с присвоением квалификационных категорий проводится относительно воспитателей-методистов, воспитателей ДУЗ, имеющих:

— полное высшее педагогическое образование по специальности «дошкольное образование, дошкольное воспитание»;

— или два образования, одно из которых — неполное высшее педагогическое или базовое педагогическое образование по этой же специальности, а второе — полное высшее педагогическое образование по другой специальности.

Как видим, воспитателю ДУЗ квалификационную категорию присваивают только при наличии у него соответствующего образования.

В рассматриваемой ситуации у работника нет педагогического образования (как полного высшего, так и неполного), но имеется высшее непедагогическое образование. Итак, как быть в этом случае? Может ли он быть аттестован на присвоение квалификационной категории?

В своем ответе МОН указывает следующее: педагогов без соответствующего образования после курсов повышения квалификации можно аттестовать как имеющих соответствующее образование. Таким специалистам можно присвоить квалификационную категорию и педагогическое звание, если они соответствуют критериям, установленным в пп. 4.3 — 4.6, 5.2 Типового положения № 930.

В качестве аргументов своему решению специалисты Министерства советуют применять нормы пп. 3.26 и 4.10 Типового положения № 930. Рассмотрим их по очереди.

Так, согласно п. 4.10 Типового положения № 930 педагогические работники с полным высшим педагогическим или другим полным высшим образованием, которые до вступления в силу Закона Украины «О дошкольном образовании» от 11.07.2001 г. № 2628-III и Закона Украины «О высшем образовании» от 01.07.2014 г. № 1556-VII работали и продолжают работать в учебных заведениях не по специальности, аттестуются на соответствие занимаемой должности с присвоением квалификационных категорий и педагогических званий как имеющие соответствующее образование.

Но, как видим, этой нормой могут воспользоваться лишь те педработники, которые работали до вступления в силу вышеуказанных законов, а также продолжают работать в учебных заведениях на педагогических должностях.

В свою очередь, как указано в п. 3.26 Типового положения № 930, лица с полным высшим педагогическим образованием или другим полным высшим образованием, принятые на должности педагогических работников по специальностям, специалисты по которым не готовились высшими учебными заведениями или подготовлены в недостаточном количестве, при условии прохождения ими повышения квалификации, аттестуются как имеющие соответствующее образование.

Анализируя эту норму, нужно учитывать следующее. Во-первых, специалисты дошкольного образования подготавливаются во многих высших учебных заведениях страны. Во-вторых, каким образом аттестационная комиссия может установить, что соответствующие специалисты подготовлены в недостаточном количестве, и самое главное— подтвердить это, ведь Типовое положение № 930 по этому поводу никаких рекомендаций не дает. Поэтому аттестационные комиссии вряд ли смогут воспользоваться п. 3.26 Типового положения № 930 при аттестации воспитателя ДУЗ.

Как видим, после анализа указанных норм вопрос о правомерности аттестации воспитателей ДУЗ, не имеющих соответствующего высшего образования, остается открытым. На наш взгляд, ответ МОН на вопрос, поставленный в комментируемом письме, является недостаточно аргументированным. Кстати, подобные разъяснения МОН предоставляет не в первый раз. Аналогичные выводы специалисты Министерства изложили в письмах от 17.04.2014 г. № 2/5-13-531-14 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2014, № 28) и от 19.12.2013 г. № 1/9-891.

Владимир БУДЗ, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше