Темы статей
Выбрать темы

Учитываем «обувь для железного коня»

Крот Юлия, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Ни для кого не секрет, что любое транспортное средство требует постоянного ухода. Так, время от времени его нужно осматривать, проверять и проводить ремонтные работы для поддержания в рабочем состоянии. Каждый автовладелец знает: с наступлением холодов чуть ли не в первую очередь следует «переобуть железного коня». Ведь от этого зависят безопасность, жизнь и здоровье людей. Но заменить летние шины на зимние — это вам не новые сапожки обуть. «Обула и забыла» не выйдет. Эту операцию нужно правильно отразить в учете. И вот здесь у бухгалтеров возникает немало вопросов. А именно: как следует учитывать зимние шины? Что потом делать с летними? Когда можно списывать автомобильные шины с баланса? Как правильно оформить их списание? Как быть с отработанными? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в нашей статье.

Эксплуатация по правилам

Чтобы правильно использовать, вовремя списывать и заменять шины, в первую очередь нужно знать правила их эксплуатации. Основные требования по этому поводу определены на законодательном уровне. В частности, следует руководствоваться такими документами, как:

Нормы № 488;

Правила № 549.

Нормы этих документов распространяются на предприятия, учреждения и организации, которые эксплуатируют колесные транспортные средства (далее — КТС) и специальные машины, выполненные на колесных шасси. В то же время эти требования касаются не всех средств передвижения. Их следует применять лишь к тем из них, которые используются на улично-дорожной сети общего пользования и в особых условиях эксплуатации. А вот спортивные, коллекционные автомобили, КТС спецслужб остаются вне сферы действия упомянутых нормативно-правовых актов. Исключение также составляют спецмашины, выполняющие лишь агротехнические, лесотехнические и другие технологические операции и не передвигающиеся по улицам общего пользования.

И самое главное правило эксплуатации автомобильных шин — это обязательный учет их пробега. С этой целью следует применять Карточку учета пробега (наработки) пневматической шины по форме, приведенной в приложении 5 к Нормам № 488.

Внимание! Карточки учета пробега оформляют на каждую шину (новую, восстановленную, запасную). Такие карточки необходимо вести с момента установления шин на КТС до момента их списания. Этого требует п. 2 разд. ХІІ Правил № 549.

В карточке обязательно нужно указать инвентарный номер шины и дату ее изготовления. Причем последняя должна совпадать с маркировкой производителя. В частности, дату изготовления можно найти на боковой поверхности шины. В цепочке цифр маркировки это будут последние четыре цифры: первые две из них указывают на номер недели, а две последние — на год изготовления соответствующей шины (п. 18 разд. ІІ приложения 4 к Правилам № 549).

В конце каждого месяца в карточке необходимо отражать фактический пробег (наработку) шины. Объем работы шины измеряется в километрах пробега КТС. Поэтому записи в карточке учета пробега шин делают на основании путевых листов.

В то же время учитывать пробег каждой шины следует с учетом установленных норм. Так, существует понятие среднего ресурса шины. Это условная величина, определенная расчетным путем как ожидание ресурса шины (абз. 25 п. 2.1 Норм № 488). Эту величину применяют прежде всего для планирования и прогнозирования суммарного пробега шины с начала ее эксплуатации и до перехода в предельное состояние*. Иначе говоря, средний ресурс шины дает нам общее представление о том, сколько прослужит та или иная автомобильная шина.

* Предельное состояние шины — это состояние шины, при котором среднее значение высоты рисунка протектора не превышает минимально допустимую высоту в соответствии с законодательством или предназначенный ресурс шины, определенный производителем шины или производителем КТС, исчерпан (абз. 6 п. 6 разд. I Правил № 549).

Значение среднего ресурса для разных видов шин и условий эксплуатации приведено в приложениях к Нормам № 488.

Важно! Каждый показатель среднего ресурса является справедливым только для шин определенной конструкции (одного размера, индекса нагрузки, символа категории скорости), конкретного транспортного средства и условий эксплуатации.

Для пневматических шин других конструкций и других условий использования эти нормы не подходят (п. 3.9 Норм № 488).

Вместе с этим законодатель дает возможность откорректировать установленную величину среднего ресурса для специфических условий эксплуатации. Порядок такой корректировки прописан в разд. 6 Норм № 488. В частности, применение коэффициентов позволяет учитывать дорожно-климатические условия, интенсивность, длительность эксплуатации шин и т. п.

Если же «обувь» вашего «железного коня» уникальна и ее средний ресурс не предусмотрен Нормами № 488, не стоит огорчаться. Для восстановленных, ошипованных шин и шин новых конструкций разрабатывают временные нормы среднего ресурса в соответствии с требованиями разд. 5 Норм № 488. Чтобы получить такие временные нормы, придется обратиться в ГП «ГосавтотрансНИИпроект». Безусловно, удовольствие это не бесплатное.

Не забудьте также ввести в действие временные нормы среднего ресурса. С этой целью необходимо оформить приказ руководителя учреждения на определенный разработчиком срок.

Кстати, действуют такие временные нормы до 24 календарных месяцев. А что дальше? А дальше ГП «ГосавтотрансНИИпроект» продлевает срок действия этих норм. Конечно, если не будет потребности в дополнительных исследованиях и соответствие временных норм фактическому ресурсу шин будет подтверждено. К счастью, за эту услугу платить уже не нужно.

Имейте в виду: если впоследствии в Нормы № 488 будут внесены соответствующие изменения и ваши уникальные шины появятся в этом документе, временные нормы автоматически утратят свою силу.

Кроме того, производители пневматических шин могут устанавливать (например, в договоре купли-продажи или в эксплуатационной документации) свои нормы среднего ресурса или предоставлять гарантии для конкретных шин и/или КТС. В таком случае следует руководствоваться именно этими данными. Показатель среднего ресурса, установленный Нормами № 488, здесь не действует.

Списать шины: когда и как

Ничто не вечно, а тем более автомобильные шины, а на отечественных автодорогах и подавно. Поэтому рано или поздно шины становятся непригодными для дальнейшего использования. Вот здесь и возникает вопрос о правильности их списания.

Но сначала выясним, когда действительно можно списать шины. Собственно, законодательством предусмотрено для этого три главных основания. Что же именно может служить причиной для списания шин и при каких обстоятельствах? Смотрите в таблице.

Основание для списания

Суть и особенности применения

Исчерпание назначенного ресурса шины

Назначенный ресурс шины — это наработка шины, измеренная в календарных годах, при достижении которой шина подлежит изъятию из эксплуатации независимо от технического состояния (абз. 23 п. 4 разд. I Правил № 549).

Четкое указание на невозможность дальнейшего использования шин с исчерпанным назначенным ресурсом содержит п. 45 разд. V Правил № 549.

Назначенный ресурс установлен п. 44 разд. V Правил № 549. В зависимости от категории КТС этот показатель составляет 7, 8 или 10 лет с даты изготовления шины. Но это для новых шин. Если же шины были восстановлены путем наложения протектора, их назначенный ресурс сокращается до 5, 6 и 7 лет соответственно с даты изготовления шины. Причем минимальные значения назначенного ресурса шин касаются как раз наиболее распространенных категорий автомобилей. Это легковые авто, микроавтобусы массой до 5 т и грузовики массой до 12 т

Достижение остаточной высотой рисунка протектора предельной величины

Запрещено эксплуатировать транспортные средства с шинами, остаточная высота рисунка протектора которых составляет меньше, чем:

1,6 мм — для легковых и грузовых авто массой до 3,5 т;

1,0 мм — для грузовых автомобилей массой свыше 3,5 т;

2,0 мм — для автобусов. Прямое указание на это содержит п.п. «а» п.п. 31.4.4 Правил дорожного движения.

Имейте в виду: остаточную высоту рисунка протектора следует проверять каждый раз во время установки-снятия шины и сезонного обслуживания КТС. Также при необходимости (высота рисунка протектора приближается к предельно допустимой) такие измерения проводят ежемесячно (п. 7.10 Норм № 488). Результаты измерений обязательно следует фиксировать в карточке учета пробега шины

Наличие эксплуатационных и производственных дефектов, которые делают невозможным дальнейшее использование и ремонт шины

В случае выявления эксплуатационных или производственных дефектов шины, с которыми ее дальнейшая эксплуатация и ремонт невозможны, такая шина подлежит списанию независимо от пробега. Таким является требование абз. 2 п. 3.2 и п. 7.5 Норм № 488

Кроме того, существует еще одна причина для списания шин. В частности, автомобильные шины могут быть списаны, если их фактический пробег достиг установленных норм (равен величине среднего ресурса). Но! Это не обязательное и не единственное условие для списания (абз. 1 п. 3.2 Норм № 488). Если несмотря на достижение нормы среднего ресурса высота протектора шины превышает предельно допустимую, а ее техническое состояние отвечает требованиям законодательства (отсутствуют дефекты и повреждения), можно продолжать ее использовать. На это указывает п. 7.2 Норм № 488.

Теперь что касается документального оформления списания шин. Если шина прошла, сколько ей положено (фактический пробег соответствует установленным нормам), и является непригодной для дальнейшего использования, ее списывают на основании карточки учета пробега. В этом случае карточка выполняет роль акта списания (п. 7.1 Норм № 488). В ней указывают суммарный пробег до списания и информацию о дальнейшем использовании шины — восстановлении изношенного протектора, ремонте или утилизации. Карточку подписывают все члены комиссии по вопросам утраты пневматическими шинами потребительских свойств. Кстати, состав такой комиссии должен утвердить руководитель учреждения своим приказом.

Если же шина вышла из строя (из-за наличия дефектов, окончательного износа протектора) до момента достижения нормы среднего ресурса, необходимо оформить акт списания. К такому акту следует обязательно приложить карточку учета пробега (наработки) пневматических шин. В то же время допускается списание сразу всего комплекта шин по одному авто на основании одного акта списания. В этом случае к акту также нужно приложить карточки учета пробега всех списываемых шин. Акт подписывает комиссия по вопросам учета пробега (наработки), оборота и списания пневматических шин. В нем должна быть отражена такая информация:

— название, номер и дата составления и утверждения;

— состав комиссии;

— торговая марка, модель и государственный регистрационный номер КТС, шины которого списываются;

— размер шин, их производитель, модели, порядковые или инвентарные номера;

— фактический пробег каждой шины из комплекта на дату списания;

— норма среднего ресурса каждой шины;

— причины списания и заключения комиссии.

При этом карточки учета пробега, прилагаемые к акту, члены комиссии могут не подписывать. Это не обязательно.

Важно! После списания шины карточку учета ее пробега следует хранить по меньшей мере в течение трех лет.

Утилизируем как следует

После списания шин, которые отслужили свое, необходимо позаботиться об их утилизации. Просто выбросить их в мусорку нельзя. Хотя бы потому, что отработанные шины включены в разд. Б Желтого перечня отходов. Вместе с тем передачи изношенных и поврежденных шин на утилизацию требует и п. 2 разд. XVI Правил № 549.

Внимание! Отработанные шины следует передать на утилизацию в течение шести месяцев с даты их списания (п. 6 разд. XVI Правил № 549).

Итак, держать у себя списанные шины слишком долго не стоит. Лучше поторопиться с их утилизацией. К тому же, чтобы не пришлось платить эконалог за размещение отходов, следует заключить договор со специализированным предприятием на удаление и утилизацию шин (п.п. 240.1.3 НКУ). Причем в договоре нужно четко прописать сроки передачи таких отходов на переработку.

Также помните о необходимости исчисления показателя общего образования отходов. Его расчет следует проводить согласно абз. 33 ст. 1 Закона № 187 по формуле:

Пооо = 5000 х М1 + 500 х М2 + 50 х М3 + 1 х М4,

где Пооо — показатель общего образования отходов;

М1, М2, М3, М4 — масса в тоннах отходов 1, 2, 3 и 4 классов опасности соответственно, образованных за предыдущий год. Шины обычно относят к 4 классу отходов. Поэтому если других классов отходов у вас не было, этот показатель фактически будет равен массе отработанных шин.

Если показатель общего образования отходов за предыдущий год у вас составляет менее 50 т, тогда можно не волноваться о составлении и предоставлении декларации об отходах (ст. 17 Закона № 187).

Зато требование о первичном учете отходов никто не отменял. В частности, все юридические лица независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, в деятельности которых образуются отходы, обязаны вести их первичный учет. Для этого предназначена типовая форма № 1-ВТ, утвержденная приказом № 342 (ср. ). А вот отсутствие такого учета в соответствии со ст. 821 КоАП грозит должностным лицам штрафом в размере от 51 до 85 грн.

Показываем в бухучете

Вот наконец мы и добрались до самого интересного — порядка учета автомобильных шин. А их учет — действительно вопрос интересный. Как именно следует отражать шины в бухучете, зависит от того, какие это шины и с какой целью они приобретены.

Сейчас все разъясним и рассмотрим на примере.

В первую очередь стоит помнить: автомобильные шины в запасе и обороте — это не что иное, как запчасти. Поэтому в соответствии с Порядком № 1219 их следует учитывать на субсчете 1515 «Запасные части».

В то же время для учета шин на хранении и в эксплуатации (в обороте) целесообразно открыть отдельные аналитические счета в пределах субсчета 1515. Например, можно применять такие:

1515/1 «Автомобильные шины на складе»;

1515/2 «Автомобильные шины в эксплуатации».

Имейте в виду: после установления на авто зимние шины и так называемые запаски мы не списываем сразу на расходы. Следует продолжать их учитывать в составе запасов на субсчете 1515 в течение всего срока службы. При этом не забываем и об учете их пробега. Все это время, пока шины окончательно не износятся, необходимо вести карточку учета пробега на каждую такую шину.

Непосредственно «переобувание» автомобиля показываем в учете лишь как внутреннее перемещение с одного аналитического счета в пределах субсчета 1515 на другой. И только после окончательного износа (порчи) зимних шин списываем их балансовую стоимость на расходы соответствующего отчетного периода.

В противовес вышеупомянутому основной комплект шин вместе с запаской, приобретенные вместе с автомобилем, отдельно не учитываем. Ведь такие шины составляют единое целое с автомобилем и входят в его первоначальную стоимость. Поэтому в бухучете как отдельные объекты они не фигурируют. Эти шины мы учитываем в составе объекта основных средств — автомобиля на субсчете 1015 «Транспортные средства». Безусловно, стоимость этих шин в конце концов будет отнесена на расходы. Однако не сразу, а постепенно в составе начисленной амортизации в течение всего срока эксплуатации транспортного средства. Конечно, на эти шины также следует вести карточки учета пробега.

Если же основные шины вышли из строя, мы их заменяем на новые. Приобретенные для замены шины мы оприходуем на субсчете 1515. Дальше устанавливаем. И вот на этом этапе у вас есть два варианта дальнейших действий: можно или сразу списать стоимость таких шин на расходы отчетного периода, или же продолжать учитывать в составе запасов (на субсчете 1515) до момента их полного износа. С одной стороны, такую замену шин можно рассматривать как текущий ремонт авто, а расходы на выполнение таких работ относить к фактическим расходам. А с другой стороны, Порядок № 1219 предусматривает применение субсчета 1515 и для учета шин в обороте. Оба варианта имеют право на существование и являются полностью правильными. Но стоит заметить, что второй вариант более безопасен с точки зрения контроля за движением шин в учреждении. Однако выбор лишь за вами.

Какой бы вариант учета автомобильных шин вы не выбрали, не забудьте прописать это в приказе об учетной политике вашего учреждения.

А в завершение, как и обещали, примеры отражения операций с шинами в учете.

Пример 1. Бюджетное учреждение за счет средств общего фонда приобрело комплект зимних шин для служебного автомобиля. Стоимость шин составляет 4800 грн. (в том числе НДС — 800 грн.).

Для выполнения работ по замене шин учреждение обратилось на СТО. Стоимость услуг согласно акту выполненных работ — 300 грн.

После установки на зимние шины были открыты карточки учета пробега (наработки). Летние шины после выполнения работ по шиномонтажу передали для хранения на склад на основании накладной внутреннего перемещения. Летние шины являются основным комплектом, с которым был приобретен автомобиль. Поэтому указанная операция была отражена лишь в оперативном учете учреждения.

Для отражения этих операций составлены такие проводки:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

№ мемориального ордера

дебет

кредит

1

Получено финансирование для приобретения комплекта зимних шин

2313

7011

5100

2

2

Перечислены средства поставщику за шины согласно счету-фактуре

2117

2313

4800

4

3

Оприходованы приобретенные шины

1515/1

2117

4800

4

4

Отражена передача зимних шин со склада в эксплуатацию

1515/2

1515/1

4800

—*

5

Произведены шиномонтажные работы

8013

6211

300

6

6

Оплачены шиномонтажные работы

6211

2313

300

6

* Для отражения операций по внутреннему перемещению запасов целесообразно применять Книгу количественно-суммового учета по типовой форме № З-6.

Пример 2. Во время сезонного техосмотра служебного автомобиля был обнаружен полный износ двух шин (достижение предельного состояния). Комиссией учреждения принято решение об экономической нецелесообразности восстановления и ремонта этих шин.

Для замены изношенных шин бюджетное учреждение приобрело за счет средств общего фонда шины всесезонные в количестве 2 шт. Стоимость шин составляет 3200 грн. (в том числе НДС — 533,33 грн.). Работы по шиномонтажу произведены непосредственно поставщиком. Их стоимость включена в стоимость приобретенных шин.

После установления на новые шины были открыты карточки учета пробега (наработки).

Изношенные шины были приобретены отдельно от автомобиля и учитывались на субсчете 1515, поэтому принято решение о списании их стоимости на расходы отчетного периода. Балансовая стоимость этих шин составляет 1700 грн. Согласно приказу об учетной политике учреждения новые шины, приобретенные для замены изношенных, будут учитываться в составе запасов до конца срока их службы.

Для утилизации отработанных шин был заключен договор со специализированным предприятием. Стоимость услуг по утилизации изношенных шин составила 180 грн.

Для отражения этих операций сделаны такие записи:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

№ мемориального ордера

дебет

кредит

1

Получено финансирование для приобретения автомобильных шин на замену изношенных

2313

7011

3200

2

2

Перечислены средства поставщику за шины согласно счету-фактуре

2117

2313

3200

4

3

Оприходованы приобретенные шины

1515/1

2117

3200

4

4

Установлены приобретенные шины на автомобиль

1515/2

1515/1

3200

-*

5

Списаны изношенные автомобильные шины

8013

1515/2

1700

13

6

Утилизированы отработанные шины согласно акту выполненных работ

8013

6211

180

6

7

Перечислена оплата за услуги по утилизации шин

6211

2313

180

6

* Для отражения операций по внутреннему перемещению запасов целесообразно применять Книгу количественно-суммового учета по типовой форме № З-6.

В заключение хотим пожелать: пусть шины на ваших служебных автомобилях выполняют по меньшей мере норму среднего ресурса. А если нет, то чтобы у вас всегда было достаточно финансирования для своевременного «переобувания железного коня»!

Нормативные документы

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

КоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон № 187 — Закон Украины «Об отходах» от 05.03.98 г. № 187/98-ВР.

Правила дорожного движения — Правила дорожного движения, утвержденные постановлением КМУ от 10.10.2001 г. № 1306.

Желтый перечень отходовЖелтый перечень отходов, утвержденный постановлением КМУ от 13.07.2000 г. № 1120.

Нормы № 488 — Эксплуатационные нормы среднего ресурса пневматических шин колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденные приказом Минтранссвязи от 20.05.2006 г. № 488.

Правила № 549 — Правила технической эксплуатации колес и пневматических шин колесных транспортных средств категорий L, M, N, O и специальных машин, выполненных на их шасси, утвержденные приказом Мининфраструктуры от 26.07.2013 г. № 549.

Приказ № 342приказ Минприроды «Об утверждении типовой формы первичной учетной документации № 1-ВТ «Учет отходов и упаковочных материалов и тары» и Инструкции по ее заполнению» от 07.07.2008 г. № 342.

Порядок № 1219Порядок применения Плана счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденный приказом Минфина от 29.12.2015 г. № 1219.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше