Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Операции с валютой: все, что нужно знать бюджетным учреждениям (часть 1)

Матвеева Виктория, экономист–аналитик
Бюджетная бухгалтерия Июль, 2018/№ 26
Печать
Осуществление валютных операций бюджетными учреждениями? Почему бы и нет? В настоящее время этим уже никого не удивишь. Какие именно бюджетные учреждения имеют право открыть валютный счет и что для этого необходимо сделать? Какие операции разрешено осуществлять с валютного счета? Какие в настоящее время действуют правила продажи и покупки валюты? Вот лишь некоторые из вопросов, ответы на которые вы найдете в этом материале.

Какие операции с иностранной валютой разрешены

По традиции, рассмотрение любой темы стоит начинать со знакомства с нормативно-правовыми актами по тому или иному вопросу. Итак, какими нормативно-правовыми актами необходимо руководствоваться бюджетным учреждениям при осуществлении валютных операций? Среди основных документов такие:

Декрет № 15-93;

Закон № 185;

Инструкция № 492;

Порядок № 1407;

НП(С)БУ 130.

Общие принципы валютного регулирования, полномочия государственных органов и функции банков и других финансовых учреждений Украины в регулировании валютных операций, права и обязанности субъектов валютных отношений, порядок осуществления валютного контроля, ответственность за нарушение валютного законодательства определены Декретом № 15-93. Кроме того, порядок расчетов в иностранной валюте при осуществлении экспортно-импортных операций и ответственность за несоблюдение сроков расчетов установлены Законом № 185.

На сегодняшний день эти документы являются действующими. Но в скором времени им на смену придет новая законодательная и нормативная база во главе с новым Законом Украины «О валюте и валютных операциях» от 21.06.2018 г. № 2473-VIII. Этот Закон вступил в силу 07.07.2018 г. и будет введен в действие через 7 месяцев с этой даты.

В течение этого периода, а именно не позднее чем за 30 календарных дней до дня введения в действие этого Закона, НБУ должен:

— привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с этим Законом и обеспечить принятие нормативно-правовых актов, необходимых для его реализации, в том числе относительно классификации валютных операций с учетом норм международных договоров, согласие на обязательность которых предоставлена ВРУ;

— обнародовать соответствующие нормативно-правовые акты не позднее чем за 30 календарных дней до дня введения в действие этого Закона.

Поэтому бюджетные учреждения, имеющие дело с валютными операциями, могут еще в течение 7 месяцев со дня опубликования указанного Закона работать по старым валютным правилам и следить за изменениями, которые НБУ подготовит для операций с валютой.

Вообще, что стоит понимать под валютными операциями? Согласно ст. 1 Декрета № 15-93 таковыми являются:

— операции, связанные с переходом права собственности на валютные ценности, за исключением операций, осуществляемых между резидентами в валюте Украины;

— операции, связанные с использованием валютных ценностей в международном обращении как средства платежа, с передачей задолженностей и других обязательств, предметом которых являются валютные ценности;

— операции, связанные с ввозом, переводом и пересылкой на территорию Украины и вывозом, переводом и пересылкой за ее пределы валютных ценностей.

Зато определение операций в иностранной валюте, данное в п. 4 разд. I НП(С)БУ 130, несколько отличается от вышеприведенного.

Так, в соответствии с указанным стандартом под операцией в иностранной валюте понимают хозяйственные операции, стоимость которых определена в иностранной валюте или хозяйственные операции, расчеты по которым необходимо осуществлять в иностранной валюте.

Если сравнить эти определения, то вполне очевидно, что НП(С)БУ 130 несколько шире трактует валютные операции и предусматривает наличие одного из таких условий:

— стоимость операции выражена в иностранной валюте;

— расчеты по операциям осуществляют в иностранной валюте.

По этому поводу добавим, что исчерпывающий перечень валютных операций, которые разрешено осуществлять бюджетным учреждениям, не определен ни в законодательных, ни в нормативно-правовых актах, регулирующих сферу бюджетных отношений или валютных операций.

Так, для бюджетных учреждений источниками поступлений инвалюты, например, могут быть:

— гранты международных организаций, которые предоставляют для развития материально-технической базы, для поддержки, внедрения и мониторинга реформ в разных сферах деятельности;

— оплата нерезидентами выполненных работ, предоставленных услуг;

— оплата за обучение, стажировку, лечение иностранных граждан;

— плата (сборы) за выдачу патентов на изобретения (полезные модели) и т. п.

В свою очередь, распорядители бюджетных средств могут осуществлять расходы в иностранной валюте для:

— осуществления расчетов по обязательствам, связанным с международной деятельностью (в том числе уплата взносов в международные организации и конвенционные органы);

— расчетов с нерезидентами за оборудование, товары, сырье, работы, услуги;

— возмещения расходов работников на заграничные служебные командировки и т. п.

Планируя работать с иностранными контрагентами (получать плату за обучение от иностранцев, выполнять для них работы или предоставлять услуги, приобретать необходимые материалы или оборудование, или отправлять работника в заграничную служебную командировку), бюджетное учреждение должно решить основной вопрос — открыть счет для осуществления операций с валютой.

Для осуществления операций в иностранной валюте распорядители бюджетных средств открывают счета в учреждениях банков по соответствующим балансовым счетам согласно требованиям нормативных актов НБУ. Это связано с тем, что казначейское обслуживание распорядителей бюджетных средств органы Казначейства осуществляют путем открытия регистрационных счетов (по средствам общего фонда) и специальных регистрационных счетов (по средствам специального фонда) лишь в национальной валюте.

Валютный счет: кто имеет право его открыть

Может ли каждое бюджетное учреждение открыть валютный счет? Есть ли такой документ, в котором приведен перечень таких счастливчиков?

Дело в том, что на самом деле не каждое бюджетное учреждение может иметь валютный счет и осуществлять операции с валютой. Четкого перечня таких учреждений нет ни в одном законодательном или нормативно-правовом акте. По этому вопросу каждому учреждению необходимо тщательно пересмотреть законодательные и нормативно-правовые акты, на основании которых оно создано.

Далее в табл. 1 приведем перечень бюджетных учреждений, которым законодательством предоставлено такое право, однако он не является исчерпывающим.

Таблица 1

Название учреждений

Основание

Содержание законодательного документа

Природные заповедники, биосферные заповедники, национальные природные парки, региональные ландшафтные парки, ботанические сады, дендрологические парки, зоологические парки

Ст. 47 Закона Украины «О природно-заповедном фонде Украины» от 16.06.92 г. № 2456-XII

Средства (в том числе в иностранной валюте), полученные природными заповедниками, биосферными заповедниками, национальными природными парками, региональными ландшафтными парками, ботаническими садами, дендрологическими парками, зоологическими парками, а также предприятиями, учреждениями и организациями, в подчинении которых находятся территории и объекты природно-заповедного фонда других категорий, от научной, природоохранной, туристско-экскурсионной, рекламно-издательской и иной деятельности в пределах заповедных территорий и объектов, не противоречащей их целевому назначению, являются их собственными средствами. Эти средства не подлежат изъятию и используются для осуществления мер по охране соответствующих территорий и объектов природно-заповедного фонда

Библиотеки

Ст. 20 Закона Украины «О библиотеках и библиотечном деле» от 27.01.95 г. № 32/95-ВР

Библиотеки в порядке, предусмотренном их уставами (положениями), имеют право самостоятельно: осуществлять хозяйственную деятельность, открывать в порядке, определенном законодательством, счета в учреждениях банков, в том числе валютные, устанавливать перечень платных услуг

Музеи

Ст. 13 Закона Украины «О музеях и музейном деле» от 29.06.95 г. № 249/95-ВР

Дополнительными источниками финансирования музеев являются другие источники, в том числе валютные поступления, в соответствии с законодательством Украины

Профессионально-технические учебные заведения

Ст. 53 Закона Украины «О профессионально-техническом образовании» от 10.02.98 г. № 103/98-ВР

Органы управления образованием, учреждения профессионально-технического образования, государственные профессионально-технические учебные заведения и их учредители имеют право в соответствии с законодательством осуществлять внешнеэкономическую деятельность на основе договоров, заключенных ими с иностранными юридическими, физическими лицами, а также иметь собственный валютный счет

Разведывательный орган

Ст. 6 Закона Украины «О разведывательных органах Украины» от 22.03.2001 г. № 2331-III

Разведывательные органы имеют счета, в том числе валютные, в банках и других финансовых учреждениях

Государственная пограничная служба

Ст. 6 Закона Украины «О Государственной пограничной службе Украины» от 03.04.2003 г. № 661-IV

Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере охраны государственной границы, территориальные органы центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере охраны государственной границы, органы охраны государственной границы и другие органы, указанные в ч. 1 этой статьи, являются юридическими лицами, имеют печать с изображением Государственного Герба Украины и своим наименованием, иные печати и штампы, счета в банках, в том числе в иностранной валюте

Государственная специальная служба транспорта

Ст. 4 Закона Украины «О Государственной специальной службе транспорта» от 05.02.2004 г. № 1449-IV

Орган управления Государственной специальной службой транспорта, бригады, полки, отдельные батальоны, подразделения охраны, органы обеспечения, учебный центр, заведения, предприятия и учреждения, которые входят в состав Государственной специальной службы транспорта, являются юридическими лицами, имеют счета в банках, в том числе в иностранной валюте

Государственная служба специальной связи и защиты информации

Ст. 5 Закона Украины «О Государственной службе специальной связи и защиты информации Украины» от 23.02.2006 г. № 3475-IV

Государственная служба специальной связи и защиты информации имеет счета соответственно в органах, которые осуществляют казначейское обслуживание бюджетных средств, и в учреждениях банков, в том числе в иностранной валюте

Научные парки

Ст. 22 Закона Украины «О научных парках» от 25.06.2009 г. № 1563-VI

Научный парк имеет право открывать счета в национальной и иностранной валютах в банковских и других финансовых учреждениях

Заведения высшего образования

П. 9 ч. 2 ст. 70 Закона Украины «О высшем образовании» от 01.07.2014 г. № 1556-VII

Заведение высшего образования в порядке, определенном законом, и в соответствии с уставом имеет право, в частности, открывать текущие и депозитные счета в национальной и иностранной валютах в соответствии с законодательством

Заведения образования

П. 2 ст. 82 Закона Украины «Об образовании» от 05.09.2017 г. № 2145-VIII

Заведения образования и научные, научно-производственные учреждения системы образования, органы государственной власти и органы местного самоуправления имеют право осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством на основе договоров, заключенных ими с иностранными юридическими, физическими лицами, иметь собственный валютный счет, осуществлять совместную деятельность, в том числе путем создания совместных предприятий (учреждений)

Однако иметь законодательную почву для открытия валютного счета для того или иного бюджетного учреждения — это, так сказать, лишь половина дела. Обязательно право на открытие валютного счета учреждение должно закрепить в своем уставе (положении).

Основным документом, регулирующим правоотношения, которые возникают при открытии в учреждениях банков счетов в иностранной валюте субъектам хозяйствования, является Инструкция № 492. Кстати, процедура открытия счета в иностранной валюте аналогична порядку открытия текущего счета в национальной валюте.

Как открыть валютный счет

Как мы уже отмечали, все вопросы, касающиеся процедуры открытия валютного счета, определены в Инструкции № 492. При этом стоит знать: в этой Инструкции нет отдельных требований для открытия счетов именно бюджетными учреждениями, а потому будем руководствоваться общими правилами.

Банки открывают своим клиентам по договору банковского счета разные виды счетов. Что касается бюджетных учреждений, то они обычно имеют дело с текущими счетами.

Так, текущий счет — это счет, который банк открывает клиенту на договорной основе для хранения денег и осуществления расчетно-кассовых операций с помощью платежных инструментов в соответствии с условиями договора и требованиями законодательства Украины.

Процедура открытия текущего валютного счета состоит из нескольких этапов.

Этап 1. Подготовка и представление документов

Для того чтобы открыть валютный счет в банке, учреждению следует подготовить пакет документов.

Обычно лицо, которое от имени учреждения открывает валютный счет, должно:

— предъявить паспорт или другой документ, удостоверяющий личность. Представители субъектов хозяйствования должны также предоставить документы, подтверждающие их полномочия;

— подать документы (копии документов, засвидетельствованные в установленном порядке), определенные п.3 Инструкции № 492.

После этого банк открывает текущий валютный счет юридическому лицу на основании:

— заявления об открытии текущего счета (приложение 2 к Инструкции № 492). Заявление подписывает руководитель учреждения или другое уполномоченное на это лицо;

— копии должным образом зарегистрированного учредительного документа (устава, учредительного акта, положения). Юридические лица, учредительные документы которых обнародованы на портале электронных сервисов, учредительный документ в бумажной форме не подают. Юридические лица публичного права, которые действуют на основании законов, учредительный документ не подают;

— карточки с образцами подписей (приложение 3 к Инструкции № 492).

Получив указанные выше документы, работник банка осуществляет идентификацию клиента и идентификацию и верификацию лица, уполномоченного открывать текущий валютный счет.

Внимание! Днем открытия текущего счета клиента считается дата, указанная в заявлении об открытии этого счета в разделе «Отметки банка».

Этап 2. Заключение договора об открытии и обслуживании валютного счета

Такой договор заключают в письменной форме между бюджетным учреждением и банком. В частности, среди прочей информации, в нем указывают условия и срок открытия валютного счета, особенности его функционирования, а также размер и условия оплаты услуг за обслуживание этого счета. Форму договора банк разрабатывает самостоятельно.

Также стоит знать, что п. 1.14 гл. 1 Инструкции № 492 обязывает банк в день открытия счета направить уведомление в соответствующий контролирующий орган об открытии счета клиента — налогоплательщика. Кстати, аналогичное требование предусмотрено в п. 69.3 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

В свою очередь, контролирующий орган не позднее следующего рабочего дня со дня получения уведомления от банка об открытии счета обязан направить уведомление о взятии счета на учет или отказ во взятии такого счета на учет с указанием оснований об отказе.

При этом если контролирующий орган в течение указанного срока не направил уведомление об отказе во взятии счета на учет, такой счет считается взятым на учет в контролирующем органе по молчаливому согласию — во время и дату получения финансовым учреждением уведомления (квитанции) контролирующего органа о подтверждении факта принятия уведомления к обработке.

Для чего мы об этом рассказываем, ведь такая обязанность возложена на банк, а не на бюджетное учреждение?

Дело в том, что лишь дата получения банком такого уведомления от контролирующего органа о взятии счета на учет в таком органе, или дата, определенная как дата взятия на учет в контролирующем органе по молчаливому согласию является основанием для начала расходных операций по такому счету. А до этой даты банк может осуществлять лишь операции относительно зачисления средств на счет.

Этап 3. Уведомить Казначейство об открытии валютного счета

После открытия в учреждении банка счета для учета операций в иностранной валюте распорядителю бюджетных средств следует подать в соответствующий орган Казначейства справку банка об открытии счета на его имя. Такое требование предусмотрено в п. 13.1 гл. XIII Порядка № 1407.

В каком банке бюджетное учреждение может открыть валютный счет

Выбор банка для осуществления валютных операций принадлежит самому бюджетному учреждению. При этом учитывается опыт банка для выполнения этих операций, его платежеспособность. Исходя из практики работы банков с бюджетными средствами, при открытии счета банк требует от бюджетного учреждения письменное согласование от обслуживающего это учреждение органа Казначейства. Форма справки является произвольной. Как правило, орган Казначейства указывает в ней код средств, КПК, назначение счета, срок его действия и другие данные, которые в дальнейшем могут быть использованы при формировании отчетности по валютным операциям.

На какой период банк открывает валютный счет

Условия открытия валютного счета и особенности его функционирования предусматривают в договоре. Также в этом договоре предусматривают срок, на который банк открывает счет бюджетному учреждению.

Внимание! Банк может отказаться от договора банковского счета и закрыть текущий счет клиента, если операции по этому счету не осуществляются в течение 3 лет подряд и на этом счете нет остатка средств.

Другие случаи, когда банк имеет право закрыть валютный счет, указаны в п. 20.1 гл. 20 Инструкции № 492. Перечень документов, которые необходимо подать для закрытия валютного счета в той или иной ситуации, приведены в пп. 20.2 — 20.5 гл. 20 этой Инструкции.

Добавим, что в день закрытия текущего валютного счета банк выдает клиенту справку о закрытии счета. Ее следует подать в орган ГФСУ. Что касается представления такой справки в орган Казначейства, то действующими нормативно-правовыми актами это не предусмотрено. Но с учетом того, что ранее Казначейство предоставляло разрешение на открытие валютного счета, было бы целесообразно информировать Казначейство о прекращении действия такого счета.

Также банк уведомляет соответствующий контролирующий орган о закрытии счета клиента — налогоплательщика на основании п. 1.14 гл. 1 Инструкции № 492.

Особенности осуществления операций на валютном счете

Для осуществления валютных операций бюджетным учреждениям, как и всем другим субъектам хозяйствования, банк согласно Плану счетов № 89 открывает два счета:

текущий;

распределительный.

Для чего предназначен каждый из этих счетов и в чем заключается разница между ними?

Так, текущий валютный счет предназначен, в частности, для таких целей (п. 5.2 гл. 5 Инструкции № 492:

— для хранения средств и проведения расчетов в безналичной и наличной иностранной валюте;

— для осуществления текущих операций;

— для осуществления инвестиций за границу;

— для поступления иностранных инвестиций в Украину;

— для проведения операций, предусмотренных генеральной лицензией Национального банка на осуществление валютных операций.

Что касается распределительного счета, то этот счет также открывают каждому клиенту, но для его открытия клиент (то есть бюджетное учреждение) не подает в банк отдельное заявление на его открытие. Распределительный счет применяют для учета средств, подлежащих распределению и дополнительному контролю со стороны банка.

Узнать больше о назначении текущего и распределительного счетов поможет информация, приведенная в табл. 2.

Таблица 2

Вид балансового счета

Номер и название балансового счета

Предназначение

Распределительный счет

2603 «Распределительные счета субъектов хозяйствования»

Предназначение счета: учет средств, подлежащих распределению или дополнительному предварительному контролю, в том числе сумм средств в иностранной валюте, которые подлежат обязательной продаже.

По кредиту счета проводятся суммы поступлений.

По дебету счета проводятся суммы перечислений согласно режиму работы счетов

Текущий счет

2530 «Средства бюджетных учреждений, которые включаются в специальный фонд государственного бюджета Украины»

Предназначение счета: учет собственных поступлений учреждений, содержащихся за счет средств Государственного бюджета Украины, в том числе специальных средств бюджетных учреждений; средств, полученных бюджетными учреждениями на выполнение отдельных поручений; других собственных поступлений бюджетных учреждений.

По кредиту счета проводятся суммы собственных средств, которые поступают клиентам и включаются в доходы специального фонда Государственного бюджета Украины.

По дебету счета проводятся суммы расходов специального фонда Государственного бюджета Украины по поручениям клиентов

Текущий счет

2553 «Средства бюджетных учреждений, которые включаются в специальный фонд областного бюджета»

2555 «Средства бюджетных учреждений, которые включаются в специальные фонды районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских бюджетов»

Предназначение счета: учет собственных поступлений учреждений, содержащихся за счет средств районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских бюджетов, в том числе специальных средств бюджетных учреждений; средств, полученных бюджетными учреждениями на выполнение отдельных поручений; других собственных поступлений бюджетных учреждений.

По кредиту счета проводятся суммы собственных средств, которые поступают клиентам и включаются в доходы специальных фондов районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских бюджетов.

По дебету счета проводятся суммы расходов специальных фондов районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских бюджетов по поручениям клиентов

Какие операции разрешено осуществлять с иностранной валютой

Стоит знать, что НБУ в абз. «а» п. 5.3 гл. 5 Инструкции № 492 четко определил случаи, когда банк зачисляет иностранную валюту на текущий счет юридического лица — резидента через распределительный счет. А в случаях, перечисленных в абз. «б» п. 5.3 гл. 5 этой Инструкции, валюта поступает непосредственно на текущий валютный счет клиента. Такая схема зачисления валютных средств связана с назначением текущего и распределительного валютных счетов.

Но это еще не все ограничения, о которых стоит знать бюджетным учреждениям. Дело в том, что использовать средства с валютного счета по распоряжению владельца счета разрешено лишь на цели, указанные в п. 5.4 гл. 5 Инструкции № 492.

С учетом установленных ограничений приведем в табл. 3, какие из указанных операций по поступлению и использованию иностранной валюты стоит принять во внимание бюджетным учреждениям.

Таблица 3

Средства, которые зачисляют на текущий счет в иностранной валюте юридического лица — резидента

Операции, которые осуществляют с текущего счета в иностранной валюте юридического лица — резидента

через распределительный счет

непосредственно на текущий счет

— по платежным документам, которые присланы из-за границы на имя владельца счета в порядке, установленном законодательством Украины

— купленные, обменянные уполномоченным банком Украины по поручению владельца счета за национальную или другую иностранную валюту в соответствии с законодательством Украины

— перечисление на счет работника средств для обеспечения командировочных расходов за границу на основании заявления (приказа) и расчета расходов

— перечисление в пользу нерезидента за пределы Украины по внешнеэкономическим договорам (контрактам, соглашениям)

— перечисленные из-за границы нерезидентами по внешнеэкономическим контрактам (договорам, соглашениям)

— возвращенные работником на основании соответствующего отчета неиспользованные остатки иностранной валюты, полученные для обеспечения командировочных расходов за границу

— обмен на другую иностранную валюту в соответствии с законодательством Украины (в том числе на международных рынках с целью выполнения обязательств перед нерезидентами в иностранной валюте, которая обменивается, без промежуточного зачисления этой иностранной валюты на текущий счет юридического лица — резидента)

— возвращенные по любым причинам нерезидентом, в пользу которого были перечислены ранее

— в сумме процентов, начисленных по остатку средств, которые пришли на счет как гуманитарная помощь. Учет средств, поступающих на текущие счета получателей и приобретателей как гуманитарная помощь, осуществляется отдельно. Эти средства используются исключительно на потребности, определенные иностранным донором, и в соответствии с Порядком № 542

— перечисленные юридическими лицами — нерезидентами (в том числе через их представительства в Украине) согласно межправительственным соглашениям и проектам технической помощи

— перечисленные со счета получателя гуманитарной помощи на счет приобретателя гуманитарной помощи

— перечисление средств, которые поступили как гуманитарная помощь, за границу на счета юридических лиц — нерезидентов в оплату за продукцию и услуги в пределах потребностей, определенных иностранным донором, и в соответствии с требованиями Порядка № 542

— перечисленные как благотворительный взнос юридическими лицами — нерезидентами (в том числе через их представительства в Украине) и физическими лицами — нерезидентами

— в сумме процентов, начисленных по остатку средств на собственном текущем счете

— перечисление со счета получателя гуманитарной помощи на текущие счета приобретателей гуманитарной помощи. Учет средств, поступающих на текущие счета получателей и приобретателей как гуманитарная помощь, осуществляется отдельно. Эти средства используются исключительно на потребности, определенные иностранным донором, и в соответствии с Порядком № 542

— перечисленные из-за границы за выдачу охранных документов на использование объектов промышленной собственности и подтверждение их действия на территории Украины (зачисляются на счет юридических лиц — резидентов, имеющих соответствующие полномочия в соответствии с законодательством Украины)

— перечисленные с собственного текущего счета (для распорядителей — с регистрационного или специального регистрационного счета)

— перечисление за границу на счет юридического лица — нерезидента за выдачу охранных документов на использование объектов промышленной собственности и подтверждение их действия (осуществляется организациями, имеющими соответствующие на эти полномочия согласно законодательству Украины)

— перечисленная из-за границы нерезидентами гуманитарная помощь при наличии решения центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере социальной защиты населения, о признании этих средств гуманитарной помощью в соответствии с законодательством Украины. Учет средств, поступающих на текущие счета получателей и приобретателей как гуманитарная помощь, осуществляется отдельно. Эти средства используются исключительно на потребности, определенные иностранным донором, и в соответствии с Порядком № 542

— перечисление за границу на счет юридического лица — нерезидента согласно соответствующим обязательствам об уплате за использование произведений зарубежных авторов (осуществляется организациями, имеющими соответствующие на эти полномочия согласно законодательству Украины)

— другие поступления в пользу резидента — владельца счета, не противоречащие законодательству Украины

— перечисление за границу за обучение, за участие в конференциях, выставках при условии наличия соответствующих документов (приглашения, счета-фактуры и т. п.), подтверждающих потребность осуществления указанных перечислений

— перечисление за границу на имя физических лиц, которые временно находятся за пределами Украины в долгосрочной командировке или обучаются, как оплата труда (или как стипендия)

— продажа валюты уполномоченным банком в соответствии с законодательством Украины

— продажа на межбанковском валютном рынке Украины средств, поступивших как гуманитарная помощь, для зачисления на текущие счета в гривнях приобретателей гуманитарной помощи. Учет средств, поступающих на текущие счета получателей и приобретателей как гуманитарная помощь, осуществляется отдельно. Эти средства используются исключительно на потребности, определенные иностранным донором, и в соответствии с Порядком № 542

— перечисление на собственный вкладной (депозитный) счет

— перечисление на собственный текущий счет (для распорядителей — на специальный регистрационный счет или регистрационный (лишь при возврате неиспользованного остатка))

— другие перечисления, не противоречащие законодательству Украины

Итак, это основные моменты, которые необходимо знать бюджетным учреждениям, планирующим работать с иностранной валютой. А в следующем материале мы расскажем о том, какие действуют правила приобретения и продажи иностранной валюты.

Нормативные документы

Декрет № 15-93декрет КМУ «О системе валютного регулирования и валютного контроля» от 19.02.93 г. № 15-93.

Закон № 185Закон Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте» от 23.09. 94 г. № 185/94-ВР.

Инструкция № 492Инструкция о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранных валютах, утвержденная постановлением Правления НБУ от 12.11.2003 г. № 492.

Порядок № 1407Порядок казначейского обслуживания государственного бюджета по расходам, утвержденный приказом Минфина от 24.12.2012 г. № 1407.

План счетов № 89План счетов бухгалтерского учета банков Украины, утвержденный постановлением Правления НБУ от 11.09.2017 г. № 89.

Порядок № 542Порядок использования гуманитарной помощи в виде средств в иностранной валюте со счетов в иностранной валюте получателей гуманитарной помощи, утвержденный постановлением КМУ от 22.03.2000 г. № 542.

НП(С)БУ 130Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 130 «Влияние изменений валютных курсов», утвержденное приказом Минфина от 11.08.2011 г. № 1022.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше