Темы статей
Выбрать темы

О применении п. 10 Порядка исчисления средней заработной платы

Министерство социальной политики Украины
Письмо от 09.07.2018 г. № 1188/0/101-18

Департамент заработной платы и условий труда рассмотрел письмо о применении пункта 10 Порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 08.02.1995 г. № 100 (далее — Порядок), и сообщает.

В соответствии с пунктом 10 Порядка в случаях повышения тарифных ставок и должностных окладов в учреждении, организации в соответствии с актами законодательства, как в расчетном периоде, так и в периоде, в течение которого за работником сохраняется средний заработок, заработная плата, включая премии и другие выплаты, учитываемые при исчислении средней заработной платы, за промежуток времени до повышения корректируются на коэффициент их повышения.

Коэффициент, на который необходимо откорректировать выплаты, учитываемые при исчислении средней заработной платы, рассчитывается путем деления оклада (тарифной ставки), установленного работнику в штатном расписании после повышения, на оклад (тарифную ставку), установленный работнику в штатном расписании до повышения.

Директор Департамента А. Товстенко

Комментарий редакции

Какой оклад применять при определении коэффициента корректировки «средней»: «схемный» или повышенный? Отвечает Минсоцполитики

В комментируемом письме специалисты Минсоцполитики ответили на следующий вопрос:

«Если работник имеет право на повышение должностного оклада при определенных основаниях (например, за тип заведения, за контингент учащихся, за вредные условия труда и т. п.), то какой оклад применять при расчете коэффициента корректировки среднего заработка в соответствии с п. 10 Порядка № 100: повышенный или «схемный» по ЕТС?»

Но прежде чем перейти к ответу Министерства, объясним, в чем заключается суть этого вопроса.

Дело в том, что согласно абз. 1 п. 10 Порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100 (далее — Порядок № 100), в случаях повышения тарифных ставок и должностных окладов в учреждении, организации в соответствии с актами законодательства, а также по решениям, предусмотренным в коллективных договорах (соглашениях), как в расчетном периоде, так и в периоде, в течение которого за работником сохраняются средний заработок, заработная плата, включая премии и другие выплаты, учитываемые при исчислении средней заработной платы, за промежуток времени до повышения корректируются на коэффициент их повышения.

Коэффициент корректировки определяют путем деления оклада, установленного работнику после повышения должностных окладов, на оклад, который был у такого работника до повышения. При этом для каждого работника рассчитывают свои коэффициенты корректировки. И такие коэффициенты рассчитывают отдельно за каждый период, когда происходило повышение должностных окладов (тарифных ставок). То есть если в расчетном периоде зарплата повышалась несколько раз, то нужно рассчитывать несколько коэффициентов (расчетный период делим на периоды и для каждого рассчитываем свой коэффициент).

Тем временем некоторым работникам бюджетной сферы предусмотрено установление повышения должностного оклада при определенных основаниях (например, за тип заведения, за контингент учащихся, за работу во вредных условиях и т. п.).

Так, для работников заведений образования должностные оклады повышаются в соответствии с нормами Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников образования, утвержденной приказом Минобразования от 15.04.93 г. № 102 (далее — Инструкция № 102), и постановления КМУ «Об утверждении размеров повышения должностных окладов (ставок заработной платы) и дополнительной оплаты за отдельные виды педагогической деятельности в соотношении к тарифной ставке» от 20.04.2007 г. № 643. При этом согласно п. 34 Инструкции № 102 в случае, когда работникам заведений образования предусмотрено повышение ставок (окладов), то с учетом повышения образуются новые ставки (оклады).

В свою очередь, работники заведений здравоохранения имеют право на повышение окладов согласно п.п. 2.4 Условий оплаты труда работников заведений здравоохранения и учреждений социальной защиты населения, утвержденных совместным приказом Минтруда и МОЗ от 05.10.2005 г. № 308/519 (далее — Условия № 308/519). И такие повышения являются элементом формирования нового должностного оклада (тарифной ставки) с повышением, размер которого устанавливается работнику в графе 12 тарификационного списка (приложение 1 к Условиям № 308/519). Именно такой повышенный оклад утверждается в штатном расписании заведения здравоохранения в графе «Должностной оклад (грн.)» в соответствии с требованиями постановления КМУ «Об утверждении Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к выполнению смет бюджетных учреждений» от 28.02.2002 г. № 228.

Итак, учитывая вышеуказанное, повышение должностного оклада является элементом формирования нового оклада (ставки) с повышением, размер которого устанавливается работнику в штатном расписании и на который начисляются доплаты, надбавки и т. п.

В связи с этим и возникает вопрос: если работник имеет право на повышение оклада, то при расчете коэффициента корректировки «средней» применять повышенный оклад или «схемный» по ЕТС?

В своем ответе специалисты Минсоцполитики отметили, что коэффициент, на который необходимо откорректировать выплаты, учитываемые при исчислении «средней», рассчитывается путем деления оклада, установленного работнику в штатном расписании после повышения, на его оклад, указанный в штатном расписании до повышения.

Если принять во внимание такое разъяснение, а также все вышеуказанное, то можно прийти к выводу, что при определении коэффициента корректировки среднего заработка для работников, имеющих право на повышение должностных окладов (при определенных основаниях), следует учитывать повышенный оклад, ведь именно он устанавливается в штатном расписании. И хотя свое мнение специалисты «трудооплатного» ведомства выразили достаточно осторожно, оно полностью понятно. Ведь, если посмотреть на предыдущие разъяснения Минсоцполитики по поводу расчета коэффициента корректировки (см. письма от 11.01.2016 г. № 11/13/84-16 и от 27.10.2016 г. № 1491/13/8416), то в них вообще отсутствовала фраза о том, что в расчете следует применять именно оклад из штатного расписания.

Таким образом, резюмируем: если работник имеет право на повышение оклада, то при расчете коэффициента корректировки «средней» применяют повышенный оклад работника, а не «схемный» оклад по ЕТС.

Владимир БУДЗ, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше