Коммунальное некоммерческое предприятие: о главном для бухгалтера и экономиста

В избранном В избранное
Печать
Чернова Наталья, главный бухгалтер КУОЗ "Харьковская городская детская поликлиника № 16"
Бюджетная бухгалтерия Июнь, 2018/№ 21
Все медицинские заведения (по крайней мере большинство из них) уже вступили в процесс реформирования, а именно преобразования из коммунальных заведений в коммунальные некоммерческие предприятия. Старт этому процессу дало подписание Президентом Украины Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования законодательства по вопросам деятельности заведений здравоохранения» от 06.04.2017 г. № 2002-VIII. Давайте обобщим всю имеющуюся информацию по этому поводу и рассмотрим ее с точки зрения бухгалтера и экономиста.

Основной задачей реформирования заведений здравоохранения является предоставление им статуса коммунальных предприятий. А это значит — полноценно хозяйствовать без указаний свыше, самостоятельно принимать решения относительно текущего управления, кадровой политики, заключения договоров и, что важно для всех нас, устанавливать уровень заработной платы без привязки к тарифной сетке. Свобода в определении заработной платы даст возможность наконец-то стимулировать сотрудников, поощрять их за качественный и самоотверженный труд, а также устанавливать справедливые зарплаты в зависимости от личного вклада каждого. Новообразованные предприятия смогут самостоятельно определять свою структуру исходя из предыдущего опыта управления и поставленных задач, эффективно распоряжаться ресурсами, учитывая, что постатейное бюджетное финансирование отныне для них отменено. Также коммунальное предприятие сможет по гражданско-правовым договорам нанимать врачей физических лиц — предпринимателей, имеющих лицензию.

Основным документом, который отныне будет регламентировать деятельность поликлиник и больниц, станет Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV (далее — ХКУ). Но при этом не стоит забывать и о нормах Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

Прежде всего настоятельно советуем ознакомиться с гл. 8 (ст. 78 «Коммунальные унитарные предприятия») ХКУ. Именно она регулирует особенности создания и функционирования коммунальных предприятий.

Изменение статуса коммунальных заведений — процесс, необходимый для вступления в реформу, и для этого МОЗ разработало очень подробную и действительно помогающую в работе инструкцию: Методические рекомендации по вопросам преобразования заведений здравоохранения из бюджетных учреждений в коммунальные некоммерческие предприятия, одобренные Рабочей группой по вопросам реформы финансирования сферы здравоохранения Украины 14.02.2018 г. (далее — Методические рекомендации). С подробным материалом, подготовленным исходя из этих Методических рекомендаций, — «Преобразование бюджетных медучреждений в коммунальные некоммерческие предприятия: обновлены Методрекомендации» — вы можете ознакомиться в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2018, № 9. В сегодняшней статье мы не будем подробно останавливаться на документальном оформлении преобразования, так как со всеми пошаговыми инструкциями мы вас уже знакомили.

Бухгалтерам посоветуем: при проведении инвентаризации для оформления акта передачи обратить особое внимание на активы, не подлежащие ремонту, которые можно списать. Не стоит идти в новый дом со старыми и сломанными вещами. И учтите при этом, что на основании данных проведенной вами инвентаризации будет формироваться уставной капитал нового предприятия.

Экономическую службу предприятия, прежде всего, конечно же, интересует вопрос финансирования. А именно источники и методы. Относительно этого МОЗ издало письмо от 02.02.2018 г. № 19.0-04-152/2823 (см. «О возможности финансирования заведений здравоохранения, которые изменили организационно-правовую форму с коммунального учреждения на коммунальное некоммерческое предприятие» в этом номере). Из этого письма становится ясно, что для предприятий, которые изменили организационно-правовую форму, предусмотрена, среди возможных трансферов из государственного бюджета в местные, медицинская субвенция. Эта субвенция направляется на оплату текущих расходов (кроме расходов на оплату коммунальных услуг и энергоносителей) и программ в сфере здравоохранения. Таким образом, образованное коммунальное некоммерческое предприятие изменит статус с распорядителя на получателя бюджетных средств по соответствующей программе финансирования из местных бюджетов, которая будет состоять (частично или полностью) из средств медицинской субвенции из государственного бюджета.

При этом казначейское обслуживание сохраняется. Также возможно финансирование из местных бюджетов на конкретные цели, определенные местными органами самоуправления. В этом случае план использования бюджетных средств утверждает главный распорядитель при согласовании с коммунальным предприятием.

Отдельной статьей финансирования для заведений первичной помощи станут прямые выплаты за пациентов от Национальной службы здоровья Украины (НСЗУ), при условии, что заведения успеют подписать договор с НСЗУ до 1 июня.

Второе и третье «окно возможностей» для заключения контракта с НСЗУ и перехода с медицинской субвенции на прямые выплаты будет 1 октября и 31 декабря 2018 года соответственно.

Именно на эти средства уповают руководители заведений первичной помощи для осуществления свободы управления и назначения достойных зарплат. Дополнительные источники финансирования, не запрещенные действующим законодательством, остаются, как и прежде: поступления от физических и юридических лиц в виде оплаты от страховых компаний за предоставленные медицинские услуги; оплата от работодателей за медицинские услуги, предоставленные работникам; денежные поступления от благотворительных организаций, а также денежные поступления от предоставления платных услуг.

Теперь давайте коснемся темы финансовой отчетности будущих коммунальных некоммерческих предприятий. При ее составлении бухгалтер должен будет руководствоваться приказом Минфина «Об утверждении Национального положения (стандарта) бухгалтерского учета 1 «Общие требования к финансовой отчетности» от 07.02.2013 г. № 73.

Что же касается составления финансового плана, то основным документом, регламентирующим его, является приказ Министерства экономического развития и торговли Украины «Об утверждении Порядка составления, утверждения и контроля выполнения финансового плана субъекта хозяйствования государственного сектора экономики» от 02.03.2015 г. № 205. Все перечисленные документы требуют детального рассмотрения бухгалтером и экономистом предприятия. Ведь уже не за горами то время, когда сдачу квартального отчета необходимо будет проводить по-новому.

И, наконец, о приятном. Правильно! О зарплате!

Одной из целей реформирования было предоставление права руководителю предприятия самостоятельно формировать штатное расписание. И сейчас время задуматься: а вам действительно нужны все те, кто уже работает или может быть есть крайняя необходимость в введении дополнительной штатной единицы, например бухгалтера или системного администратора?

После реорганизации коммунального заведения оплата труда работников переходит в сферу договорного регулирования. Поэтому очень важным является коллективный договор, при составлении которого необходимо особое внимание уделить определению форм и систем оплаты труда, нормам труда, расценкам, тарифной сетке, схемам должностных окладов, условиям, при которых будут вводиться надбавки, премии, вознаграждения и другие поощрительные и компенсационные выплаты. Все эти условия должны быть тщательно продуманы и обоснованы руководителем и коллективом. Потому что теперь вы — кузнецы своего счастья. При условии, если реорганизованное заведение здравоохранения, наряду с выплатами от НСЗУ, получает также и средства из бюджета, то дополнительное регулирование оплаты труда осуществляется на основании постановления КМУ «Об условиях и размерах оплаты труда работников предприятий и организаций, которые дотируются из бюджета» от 31.08.97 г. № 948 (ср. 025069200).

И в заключение хотим напомнить, что бдительное око общественности будет продолжать следить за вами, так как на основании Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно управления объектами государственной и коммунальной собственности» от 02.06.2016 г. № 1406-VIII обязательному опубликованию подлежит значительный объем информации о работе вашего предприятия. Со всем перечнем того, что подлежит опубликованию, вы можете ознакомиться в этом Законе, и одновременно с этим советуем заранее задуматься о том, кто будет ответственным за внесение всех данных и своевременное их опубликование на веб-сайте заведения или веб-сайте соответствующего субъекта управления. Саму же ответственность за опубликование и достоверность всей информации несет руководитель предприятия. Также обязательным проверкам будет подлежать годовая финансовая отчетность. Проверки будут осуществляться независимым аудитором. Саму необходимость проверки будет определять КМУ в зависимости от балансовой стоимости ваших активов.

И давайте вместе будем надеяться, что хоть и через тернии, но мы все-таки дойдем к звездам!

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить