Темы статей
Выбрать темы

ProZorro.Продажи: будем знакомы

Кучерова Оксана, юрист
Нужно ли продавать имущество через электронную торговую систему ProZorro. Продажи? Обязательно ли принимать участие в этом пилотном проекте? Как происходит такая процедура?

Если проведением публичных закупок с помощью электронной системы Prozorro уже никого не удивишь, а использование этой процедуры крепко укоренилось в современных реалиях, то о проекте ProZorro.Продажи пока что такого не скажешь. Давайте и мы с вами познакомимся с этим новшеством поближе и расставим все точки над «i».

Основная цель этого проекта — прозрачная, быстрая и эффективная реализация государственного и коммунального имущества, а также предотвращение коррупции благодаря централизации и электронизации данных, общественному контролю и расширению круга покупателей.

Проще говоря, любые государственные и коммунальные предприятия не только проводят закупки, но еще и многое продают. И именно для того, чтобы помочь им организовать продажи, а еще лучше — продать выгодно, и был реализован пилотный проект ProZorro.Продажи. Ведь средства от продажи имущества очень нужны бюджету.

Чем же отличаются ProZorro.Продажи от Prozorro?

На первый взгляд, эти системы очень похожи между собой принципами организации, однако предназначены они для решения разных задач. Так, если ProZorro.Продажи создана для прозрачности сделок с имуществом, которое государство продает, то система электронных закупок Prozorro — для прозрачности сделок со всем, что государство покупает.

В настоящее время ProZorro.Продажи — это пилотный проект Минэкономразвития. Основные условия реализации этого пилотного проекта закреплены в постановлении КМУ «О реализации пилотного проекта по организации электронных торгов (аукционов) с использованием электронной торговой системы ProZorro.Продажи» от 06.09.2017 г. № 717, которым утвержден соответствующий Порядок реализации этого пилотного проекта (далее — постановление № 717, Порядок № 717).

Предполагается, что в дальнейшем этот проект передадут в руки государства, что послужит поводом для принятия соответствующего закона.

ProZorro.Продажи постепенно превращается в платформу, которая будет проводить электронные аукционы по продаже любого государственного имущества.

Итак, что можно продать с помощью этой системы?

Как предусмотрено п. 1 Порядка № 717, предметом таких продаж являются объекты государственной собственности (материальные активы, которые в соответствии с законодательством признаются основными фондами (средствами)). Также к ним относятся любые другие активы (предметы), которые подлежат реализации в соответствии с законодательством Украины (например, списанное имущество, отработанные материалы, неликвидный товар и т. п.)

Кроме того, на основании пилотного проекта на платформе ProZorro.Продажи предусматривается проведение электронных земельных торгов, а также аренда имущества и продажа объектов малой приватизации.

Кто же может присоединиться к пилотному проекту ProZorro.Продажи? Согласно п. 3 постановления № 717 заказчиками считаются:

• казенные предприятия;

• государственные коммерческие предприятия (их объединения);

• государственные учреждения и организации.

Также к заказчикам относят хозяйственные организации, в уставном капитале которых:

• органы государственной власти, органы власти АР Крым, органы местного самоуправления, государственные компании владеют долей (акциями, паями) в размере 50 % и более;

• или такие органы обладают большинством голосов в высшем органе субъекта хозяйствования или правом назначать более половины состава исполнительного органа или наблюдательного совета предприятия.

Как потенциальному заказчику присоединиться к проекту ProZorro.Продажи? Ничего сложного, а именно нужно:

img 1

* Меморандум между Министерством экономического развития и торговли и Transparency International Ukraine о сотрудничестве в построении в Украине прозрачной и эффективной системы реализации объектов государственной собственности, имущества государственных предприятий и хозяйственных обществ.

Далее рассмотрим основные правила проведения электронных торгов, предусмотренные Порядком № 717:

1. Участник регистрируется на одной из электронных площадок. Участвовать в торгах могут как юридические, так и физические лица.

2. Заказчик бесплатно размещает объявление о продаже имущества с указанием необходимой информации об условиях продажи. Срок размещения объявления — не позднее чем за 7 дней до даты аукциона.

3. После опубликования объявления о продаже имущества потенциальные покупатели, которые намерены принять участие в электронных торгах (аукционах), уплачивают гарантийный взнос на счет оператора электронной площадки и подают заявление об участии в электронных торгах (аукционах) через электронную торговую систему. За подачу такого заявления взимается отдельная плата, размер которой определен в п. 10 Порядка № 717.

4. После завершения приема предложений система раскрывает только ставки покупателей, и каждый из них может в интерактивном режиме реального времени увеличить цену своего предложения. Аукцион проходит в 3 раунда. Если же в момент окончания срока принятия заявлений об участии в торгах было подано меньше чем 2 заявления, такие торги считаются несостоявшимися.

5. После окончания аукциона система раскрывает всю информацию об участниках и определяет победителя торгов по самому высокому ценовому предложению на имущество, выставленное к продаже.

6. Победитель должен подтвердить документально, что соответствует требованиям заказчика. Кстати, это требование предусмотрено регламентом работы этой электронной торговой системы, а не Порядком № 717. Также подписывают протокол о результатах торгов. Этот протокол в дальнейшем отправляют заказчику для подписания и опубликования.

7. Победитель оплачивает оператору торгов вознаграждение в размере 1 % от цены продажи имущества. Заказчик публикует договор в электронной системе, и торги получают статус завершенных.

8. Если на электронных торгах (аукционах) имущество не было реализовано или электронные торги (аукционы) признаны несостоявшимися, нереализованное имущество выставляется на повторные электронные торги (аукционы) по решению заказчика.

А теперь самый интересный вопрос — обязательно ли принимать участие в этом пилотной проекте?

Заметим, что Положение № 717 никоим образом не обязывает заказчиков использовать систему ProZorro.Продажи. При этом в п. 3 этого документа даже указано, что заказчики сами принимают решение об участии в этом проекте.

Кроме того, рекомендовано органам государственной власти, органам местного самоуправления, коммунальным предприятиям и организациям, которые не были указаны выше как заказчики, но намерены присоединиться к пилотному проекту, использовать электронную торговую систему ProZorro.Продажи для осуществления продажи имущества.

С одной стороны, приобщение к пилотному проекту — это дело добровольное и, по сути, является всего лишь местной инициативой, так как действующее законодательство Украины не обязывает, а лишь рекомендует реализовывать имущество через систему ProZorro.Продажи. Но с другой — поскольку такие процедуры торгов являются источником пополнения городского бюджета и являются перспективными и выгодными, крупные города Украины присоединяются к этой системе друг за другом. Например, есть решение Харьковского городского совета «О продаже имущества территориальной общины г. Харькова с использованием электронной торговой системы РrоZоrrо.Продажи» от 20.09.2017 г. № 728/17. В частности, в этом документе коммунальным предприятиям разрешается осуществлять продажу основных фондов, подлежащих списанию, путем электронных торгов (аукционов) с использованием электронной торговой системы РrоZоrrо.Продажи.

Исходя из устных разъяснений специалистов ProZorro.Продажи, а также из буквального понимания постановления № 717, на данный момент никто не может обязать вас как заказчиков пользоваться системой ProZorro.Продажи. Хотя, конечно, мы не исключаем возможности негласных решений об их обязательном применении на местном уровне.

В заключение обращаем ваше внимание, что на данный момент это всего лишь пилотный проект, который с большой вероятностью в ближайшем будущем воплотится в законодательные нормы. А потом уже хочешь-не хочешь, но выполнять требования действующего законодательства придется. Поэтому считаем, что уже сейчас в ваших интересах есть смысл ознакомиться с функционалом этой системы до принятия закона, чтобы в дальнейшем не растеряться и не наделать ошибок. Как говорит народная мудрость: «Предупрежден — значит вооружен».

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше