Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Законодательные тонкости обследования объектов строительства

Брюхович Дмитрий, эксперт по финансовым вопросам
Бюджетная бухгалтерия Ноябрь, 2018/№ 44
В избранном В избранное
Печать
Законодательство в Украине продолжает реформироваться, изменяются законы и подзаконные акты, и порой трудно отследить все эти изменения и соединить в один целостный алгоритм действий. В свете нашей темы давайте вместе пройдемся по лабиринтам законодательства и разберемся, кто и с какой периодичностью должен обеспечить обследование объектов строительства (школа, детский сад, административное здание, котельная и т. п.), детализируем алгоритм проведения такого обследования и уточним последствия в случае его непроведения.

Обязанность обеспечить периодическое обследование принятых в эксплуатацию объектов строительства возложена на собственников или управителей объектов строительства ст. 392 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» № 3038-VI от 17.02.2011 г. (далее — Закон № 3038). Целью такого обследования является в первую очередь обеспечение надежности и безопасности во время эксплуатации зданий и сооружений и, в случае необходимости, принятие соответствующих обоснованных мер, например, проведение капитального ремонта. А, как нам всем известно, для этого бюджетным организациям придется поработать заранее, хотя бы для того, чтобы для начала оформить соответствующий бюджетный запрос.

Техническое обследование пригодится также, например, при создании проекта реконструкции здания школы, детского сада или поликлиники, любого административного здания, поскольку на основании такого обследования объекта определяется оптимальный вариант реконструкции, который обеспечит безопасную эксплуатацию зданий в будущем.

Порядок проведения обследования принятых в эксплуатацию объектов строительства утвержден постановлением КМУ № 257 от 12.04.2017 г. (далее — Порядок).

Согласно п. 2 Порядка решения о необходимости проведения обследования объектов принимает их собственник или управитель в таких случаях:

• при выявлении дефектов, повреждений и деформаций в процессе текущего осмотра и технического обслуживания объекта, осуществляемых его собственником или управителем;

• на основании актов, составленных уполномоченными органами в связи с разрушением объекта в результате пожара, стихийного бедствия, аварии;

• с целью проведения проверки технического состояния объекта;

• для проведения проверки учета потребностей лиц с инвалидностью и других маломобильных групп населения.

Однако бывают случаи, когда проведение обследования является обязательным. Соответствующие нормы четко определены как в Законе № 3038, так и в самом Порядке:

Обязательному обследованию подлежат:

Часть 3 ст. 392 Закона № 3038

Объекты, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними и значительными последствиями, а также многоквартирные жилые дома независимо от класса последствий (ответственности)

Пункт 3 Порядка

Объекты учебных заведений, заведений культуры, физической культуры и спорта, медицинского и оздоровительного назначения, здания административного назначения, а также объекты инженерной, транспортной инфраструктуры, объекты энергетики, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними и значительными последствиями (III, IV и V категории сложности)

В 2017 году в законодательстве в сфере градостроительной деятельности произошли существенные изменения, в частности из Закона № 3038 исключен термин «категория сложности», который раньше определялся на основании «класса последствий (ответственности)», зато ключевым отныне является термин «класс последствий (ответственности) зданий и сооружений». Законодатель позаботился о четком определении понятия этого термина, а именно — это характеристика уровня возможной опасности для здоровья и жизни людей, которые постоянно или периодически будут находиться на объекте или которые будут находиться снаружи такого объекта, материальных убытков или социальных потерь, связанных с прекращением эксплуатации или с потерей целостности объекта.

Отнесение объекта к определенному классу последствий (ответственности) осуществляется проектной организацией по согласованию с заказчиком строительства, а правильность этого определения проверяется при проведении экспертизы проектов, если осуществление такой экспертизы является обязательным в соответствии с законодательством.

ВНИМАНИЕ!

Все объекты подразделяются на такие классы последствий (ответственности):

незначительные последствия — СС1;

средние последствия — СС2;

значительные последствия — СС3.

К незначительным последствиям (СС1) не могут быть отнесены объекты:

• характеристики возможных последствий от отказа (состояния объекта, при котором невозможно использовать его или составную часть по функциональному назначению) которых превышают:

уровень возможной опасности для здоровья и жизни людей, которые постоянно будут находиться на объекте, — 50 человек;

уровень возможной опасности для здоровья и жизни людей, которые периодически будут находиться на объекте, — 100 человек;

уровень материальных убытков или социальных потерь, связанных с прекращением эксплуатации или с потерей целостности объекта, — 2500 минимальных заработных плат*;

* С 04.10.2018 г. вступили в силу изменения, внесенные в п. 5 ст. 32 Закона № 3038 Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно инвестиционной привлекательности строительства объектов восстанавливаемой энергетики» от 04.09.2018 г. № 2517-VIII (далее — Закон № 2517), в соответствии с которыми в расчет убытков не включаются убытки заказчиков строительства, которые строят объекты без привлечения средств государственного или местного бюджета, кредитных средств, предоставленных под государственные гарантии, средств государственных и коммунальных предприятий, бюджетных учреждений.

• памятники культурного наследия национального и местного значения, определенные в соответствии с Законом Украины «Об охране культурного наследия» от 08.06.2000 г. № 1805-III;

• новое строительство которых осуществляется в охранной зоне памятников культурного наследия национального и местного значения (размеры охранной зоны не могут быть менее двух горизонтальных или двух вертикальных размеров памятника);

• объекты повышенной опасности, идентифицированные в соответствии с Законом Украины «Об объектах повышенной опасности» от 18.01.2001 г. № 2245-III;

• жилые дома более четырех этажей;

• объекты, подлежащие оценке влияния на окружающую среду в соответствии с Законом Украины «Об оценке влияния на окружающую среду» от 23.05.2017 г. № 2059-VIII (кроме объектов, которые производят электрическую энергию из энергии ветра, при условии положительного заключения уполномоченного органа по оценке влияния на окружающую среду (это исключение действует с 04.10.2018 г. благодаря изменениям, внесенным Законом № 2517)).

К значительным последствиям (СС3) относятся такие объекты:

• памятники культурного наследия, определенные в соответствии с Законом Украины «Об охране культурного наследия» от 08.06.2000 г. № 1805-III;

• объекты повышенной опасности, идентифицированные в соответствии с Законом Украины «Об объектах повышенной опасности» от 18.01.2001 г. № 2245-III;

• жилые, общественные или многофункциональные здания высотой более 100 метров и/или с уровнем возможной опасности для здоровья и жизни людей более 400 человек, которые постоянно находятся на объекте.

Согласно п. 5 Порядка срок проведения первого обследования наступает после окончания гарантийного срока, определенного в соответствии со ст. 884 Гражданского кодекса Украины. В дальнейшем периодичность проведения обследования объектов определяется соответствующими нормативно-правовыми актами или строительными нормами.

В п. 4.2 разд. 4 ДСТУ-Н Б В.1.2-18:2016 «Руководство по обследованию зданий и сооружений для определения и оценки их технического состояния» срок первого планового обследования технического состояния после принятия объекта в эксплуатацию после завершения строительства рекомендуется устанавливать в проектной документации.

Срок каждого следующего планового обследования технического состояния объекта устанавливают во время очередного (первого планового обследования).

Рекомендации по срокам обследований объектов приведены в Международном стандарте ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния».

Согласно п. 4.3 разд. 4 «Общие правила проведения обследования и мониторинга технического состояния зданий и сооружений» Международного стандарта ГОСТ 31937-2011 первое обследование технического состояния зданий и сооружений осуществляется не позднее чем через два года после их введения в эксплуатацию.

В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений осуществляется не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в 5 лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и выше и др.).

Таким образом, когда подошел срок планового обследования или имеются основания, указанные выше, собственник или управитель объекта строительства принимает решение о необходимости проведения обследования объекта и заключает договор с ответственным исполнителем отдельных видов работ (услуг), связанных с созданием объектов архитектуры, или предприятий, учреждений или организаций, в составе которых есть ответственные исполнители таких работ (далее — исполнители).

Стоимость работ (услуг) у каждого исполнителя различается и по большей части зависит от объемно-планировочного решения, сложности, степени износа строительных конструкций и состава работ, сейсмических, климатических и технологических воздействий и других факторов, которые определяют условия эксплуатации здания и строительных конструкций. Мониторинг цен исполнителей в сети Интернет показал, что ориентировочная стоимость технического обследования — от 4000 грн., а ориентировочный срок проведения — 10 — 30 дней. Конечно, чем быстрее — тем дороже.

СПРАВКА.

Информация об исполнителях размещается на официальном веб-сайте Государственной архитектурно-строительной инспекции (https://dabi.gov.ua).

Когда договор на обследование заключен, исполнитель проводит обследование объекта с целью оценки технического состояния строительных конструкций, инженерных сетей и систем по этапам, определенным Порядком. Приведем их в таблице ниже.

№ п/п

Название этапа

Содержание этапа

Этап 1

Подготовка к проведению обследования

Происходит ознакомление с объектом, его объемно-планировочным и конструктивным решениями, исполнительной геодезической документацией, материалами инженерно-геологических изысканий; проводится анализ имеющейся проектной и технической документации; составляется программа работ по обследованию на основании согласованного собственником или управителем объекта технического задания

Этап 2

Предварительное и/или основное (детальное) обследование

Предварительное обследование проводится по внешним признакам с целью определения необходимости проведения основного (детального) обследования и уточнения программы работ, по результатам которого составляется предварительное заключение о техническом состоянии строительных конструкций, сетей и систем объекта и рекомендаций по обеспечению надежной и безопасной дальнейшей эксплуатации объекта, а также об учете потребностей лиц с инвалидностью в соответствии со строительными нормами, стандартами и правилами относительно доступности для маломобильных групп населения. В случае выявления дефектов и повреждений, которые могут снизить прочность, устойчивость и жесткость строительных конструкций и эксплуатационные показатели элементов инженерных сетей и систем объекта, и/или неучитывание потребностей лиц с инвалидностью в соответствии со строительными нормами, стандартами и правилами относительно доступности для маломобильных групп населения проводится основное (детальное) обследование

Этап 3

Составление паспорта объекта

Паспорт объекта составляется исполнителем в бумажной и электронной формах на объект в целом и передается в течение 10 дней с даты его составления управителю или собственнику объекта.

Паспорт объекта составляется в трех экземплярах, которые имеют одинаковую юридическую силу и хранятся у исполнителя, управителя или собственника объекта и в соответствующем органе местного самоуправления.

Управитель или собственник объекта подает паспорт в бумажной и электронной формах в месячный срок с даты его получения от исполнителя в соответствующий орган местного самоуправления.

Форма и требования к паспорту объекта утверждены приказом Минрегионразвития, строительства и ЖКХ от 10.11.2017 г. № 298.

Важно! Управитель или собственник объекта подает паспорт в бумажной и электронной формах в месячный срок с даты его получения от исполнителя в соответствующий орган местного самоуправления (п. 13 Порядка)

Что касается бухгалтерского учета расходов, связанных с обследованием объекта строительства, то здесь нужно обратить внимание на следующее.

Для бухгалтерского учета важно правильно классифицировать расходы на обследование объекта строительства, поскольку такие расходы могут включаться:

либо в текущие расходы по КЭКР 2240 (в случае, если по результатам обследования не будет проводиться капитальный ремонт или реконструкция здания, сооружения и т. п.):

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

№ мемориального ордера

дебет

кредит

1

Перечислены исполнителю средства за проведение обследования

2117 (6211)

2313

2, 4 (6)

2

Выполнено обследование (предоставлен паспорт объекта)

8013

2117 (6211)

4 (6)

либо в капитальные расходы по КЭКР 3140 (3141, 3142 или 3143 в зависимости от вида объекта реконструкции), если по результатам такого обследования будет проведена реконструкция объекта строительства, которая в дальнейшем увеличит его первоначальную стоимость и в будущем должна привести к увеличению экономической выгоды от его использования:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

м/о

дебет

кредит

1

Перечислены исполнителю средства за проведение обследования

2117 (6211)

2313

2, 4 (6)

2

Выполнено обследование (предоставлен паспорт объекта)

1311 «Капитальные инвестиции в основные средства»

2117 (6211)

4 (6), 17

Конечно, у вас может возникнуть вопрос: существуют ли какие-то контроль и ответственность за обеспечение проведения обследования? Конечно, существуют!

Так, контроль за соблюдением порядка проведения обследования объектов и реализацией мероприятий по обеспечению надежности и безопасности во время их эксплуатации осуществляется органами государственного архитектурно-строительного контроля в порядке, определенном постановлением КМУ «Об утверждении Порядка осуществления государственного архитектурно-строительного контроля» от 23.05.2011 г. № 553 (ср. 025069200).

На сегодняшний день таким органом контроля является Государственная архитектурно-строительная инспекция Украины, осуществляющая соответствующий контроль в порядке проведения плановых и внеплановых проверок по территориальному принципу.

Плановые проверки

Периодичность проведения определяется в соответствии с критерием, по которому оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности в сфере градостроительства. Срок проведения не может превышать 10 рабочих дней

Внеплановые проверки

Основаниями для проведения внеплановой проверки являются, в частности:

• проверка выполнения субъектом градостроительной деятельности требований предписаний органов государственного архитектурно-строительного контроля;

• обращение физических или юридических лиц о нарушении субъектом градостроительства требований законодательства в сфере градостроительной деятельности;

• требование правоохранительных органов о проведении проверки. Срок проведения не может превышать 10 рабочих дней, а в случае необходимости может быть единоразово продлен по письменному решению руководителя соответствующего органа государственного архитектурно-строительного контроля или его заместителя не более чем на 2 рабочих дня

Частью 6 ст. 392 Закона № 3038 установлена ответственность за:

• необеспечение обследования и паспортизации объекта, подлежащего обязательному обследованию;

• нарушение порядка проведения такого обследования;

• нереализацию мероприятий по обеспечению надежности и безопасности во время его эксплуатации.

Государственная архитектурно-строительная инспекция Украины принимает решение о привлечении к административной ответственности за правонарушение и о наложении штрафа на юридических лиц в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона Украины «Об ответственности за правонарушения в сфере градостроительной деятельности» от 14.10.94 г. № 208/94-ВР.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно