Об определении плательщика экологического налога

В избранном В избранное
Печать
Государственная фискальная служба Украины
Бюджетная бухгалтерия Октябрь, 2018/№ 38
Письмо от 23.08.2018 г. № 15250/5/99-99-12-02-03-16

Государственная фискальная служба Украины <…> об определении плательщика экологического налога сообщает.

В обращении затронуты такие вопросы:

1. Если учреждение осуществляет временное размещение (хранение) отходов до их передачи на утилизацию и захоронение, то оно не является плательщиком этой разновидности экологического налога, но только при наличии договора на удаление и утилизацию отходов с субъектами хозяйствования (коммунальными или специализированными предприятиями и т. п.)?

2. Нужно ли уплачивать экологический налог за образование бытовых отходов бюджетным учреждением? Нужно ли уплачивать экологический налог, если учреждение после использования люминесцентных ламп передало их специализированному предприятию на утилизацию?

3. Действительно ли экологический налог за осуществление сбросов загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты должны уплачивать в бюджет первичные водопользователи, которые оказывают услугу по водоотведению? Кто является плательщиком экологического налога, который взимается за сбросы сточных вод в системы канализации?

Особенности взимания экологического налога регламентированы разделом VIII Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс).

Вопросы 1, 2.

Согласно п.п. 14.1.223 п. 14.1 ст. 14 Кодекса размещение отходов — постоянное (окончательное) пребывание или захоронение отходов в специально отведенных для этого местах или объектах (местах размещения отходов, хранилищах, полигонах, комплексах, сооружениях, участках недр и т. п.), на использование которых получены разрешения уполномоченных органов.

Плательщиками экологического налога являются субъекты хозяйствования, в том числе бюджетные учреждения, во время осуществления деятельности которых на территории Украины осуществляется, в частности, размещение отходов (п.п. 240.1.3 п. 240.1 ст. 240 Кодекса).

Вместе с тем не являются плательщиками экологического налога за размещение отходов субъекты хозяйствования, которые размещают на собственных территориях (объектах) исключительно отходы как вторичное сырье (п. 240.5 ст. 240 Кодекса).

В соответствии со ст. 17 Закона Украины «Об отходах» субъекты хозяйственной деятельности в сфере обращения с отходами заключают договоры с юридическим лицом, которое в установленном порядке определено исполнителем услуг на вывоз бытовых отходов на определенной территории, на которой находится объект образования отходов.

Таким образом, субъекты хозяйствования, осуществляющие временное размещение (хранение) отходов до их передачи на утилизацию и захоронение, при условии наличия у них договоров на удаление и утилизацию отходов со специализированными предприятиями, которые имеют разрешительные документы на обращение с отходами, не являются плательщиками экологического налога.

Вопрос 3.

Плательщиками экологического налога являются субъекты хозяйствования, в том числе бюджетные учреждения, во время осуществления деятельности которых на территории Украины и в пределах ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны осуществляются, в частности, сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты (п.п. 240.1.2 п. 240.1 ст. 240 Кодекса).

Право на забор воды, сброс сточных вод называется водопользованием (ст. 1 Водного кодекса Украины).

Специальное водопользование предусматривает забор воды из водных объектов с применением сооружений или технических устройств, использование воды и сброс загрязняющих веществ в водные объекты, включая забор воды и сброс загрязняющих веществ с обратными водами с применением каналов (ст. 48 Водного кодекса Украины).

Специальное водопользование является платным и осуществляется на основании разрешения на специальное водопользование (ст. 49 Водного кодекса Украины).

В соответствии с действующим законодательством водопользователями в Украине могут быть предприятия, учреждения, организации и граждане Украины, а также иностранцы и лица без гражданства, иностранные юридические лица.

Водопользователи могут быть первичными и вторичными.

Первичные водопользователи имеют собственные водозаборные сооружения и соответствующее оборудование для забора воды и действуют на основании разрешений на специальное водопользование, в которых установлен, в частности, лимит сброса загрязняющих веществ.

Вторичные водопользователи (абоненты) не имеют собственных водозаборных сооружений и получают воду из водозаборных сооружений первичных водопользователей и сбрасывают сточные воды в их системы на основании договора о водоснабжении (поставке воды) и/или о водоотведении без получения разрешения на специальное водопользование (ст. 42 Водного кодекса Украины).

Таким образом, первичные водопользователи на основании разрешения на спецводопользование осуществляют сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты и могут предоставлять вторичным водопользователям услуги по сбросу сточных вод в свои системы на основании договоров о водоотведении и являются плательщиками экологического налога за сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты.

Вторичные водопользователи на основании договоров о водоотведении осуществляют сбросы сточных вод в системы водоотведения первичных водопользователей и не являются плательщиками экологического налога за сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты.

Учитывая изложенное, первичные водопользователи при калькулировании стоимости услуг за сброс сточных вод в свои системы должны учитывать и расходы на уплату им экологического налога за сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты.

И. о. заместителя Председателя Е. Бамбизов

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

Временное размещение отходов и уплата эконалога: позиция фискалов не изменилась

В процессе деятельности каждого бюджетного учреждения образуются разные отходы: остатки упаковочных материалов, продуктов питания, отработанные автомобильные шины, аккумуляторы, люминесцентные лампы, металлолом, макулатура, осколки битого стекла, разный строительный мусор и т. п. То есть к отходам фактически можно отнести все отходы, которые остаются от деятельности учреждений и от которых они избавляются (собираются избавиться) путем утилизации или удаления.

Напомним, что к отходам относят любые вещества, материалы и предметы, образовавшиеся в процессе производства или потребления, а также товары (продукцию), которые полностью или частично утратили свои потребительские свойства и не подлежат дальнейшему использованию по месту их образования или выявления и от которых их владелец будет избавляться, имеет намерение или должен избавиться путем утилизации или удаления. Это определение, а также основные требования к сбору, перевозке, хранению, утилизации отходов приведены в Законе Украины «Об отходах» от 05.03.98 г. № 187/98-ВР (ср. 025069200).

При этом отходами могут быть как такие, которые образуются в процессе жизнедеятельности человека в жилых и нежилых домах (твердые, крупногабаритные, ремонтные, жидкие, кроме отходов, связанных с производственной деятельностью предприятий) и не используются по месту их накопления (т. е. бытовые отходы), так и те, которые представляют опасность для окружающей среды. Нужно ли уплачивать эконалог бюджетному учреждению, если оно осуществляет временное хранение бытовых или опасных отходов на своей территории?

Ввиду того, что временное хранение (размещение) отходов до их передачи и утилизации не является размещением отходов в понимании п.п. 14.1.223 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ), авторы комментируемого письма не считают бюджетные учреждения плательщиками экологического налога. Кстати, в упомянутом подпункте НКУ определено, что размещение отходов — это постоянное (окончательное) пребывание или захоронение отходов в специально отведенных для этого местах или объектах (местах размещения отходов, хранилищах, полигонах, комплексах, сооружениях, участках недр и т. п.), на использование которых получены разрешения уполномоченных органов.

Как видим, позиция фискалов, касающаяся освобождения учреждений от уплаты эконалога за временное размещение (хранение) отходов, остается неизменной уже в течение нескольких лет. Вместе с тем в комментируемом письме авторы еще раз напомнили об основных требованиях для освобождения от уплаты такого налога, а именно:

• бюджетные учреждения не являются плательщиками эконалога при размещении отходов как вторичного сырья на собственной территории на основании п. 240.5 НКУ;

• бюджетные учреждения, которые временно хранят (размещают) отходы, заключают договоры на удаление и утилизацию отходов со специализированными предприятиями.

То есть только при наличии указанного договора, заключенного со специализированными предприятиями, которые имеют разрешительные документы на обращение с отходами, на учреждение распространяется освобождение от уплаты эконалога. При этом необходимость выполнения такого условия касается не только бытовых отходов, но и тех, которые являются опасными для окружающей среды.

Кстати, расходы на оплату услуг по вывозу отходов, их утилизацию и обезвреживание, в том числе биоотходов, твердых бытовых отходов, отходов с содержанием драгметаллов или с содержанием вредных веществ, осуществляют по КЭКР 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)».

Еще один вопрос, на который ответили фискалы, касается эконалога, уплачиваемого за сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты (п.п. 240.1.2 НКУ). Эта ситуация будет интересна учреждениям — первичным водопользователям, которые оказывают услуги по водоотведению.

Итак, в этом случае плательщиком эконалога за сбросы загрязняющих веществ будет именно первичный водопользователь, который имеет разрешение на спецводопользование. При этом расходы на уплату эконалога первичным водопользователям нужно учесть в калькуляции стоимости услуг по водоотведению.

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить