Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Допороговые закупки: изучаем новый порядок

Дуброва Ярослава, консультант по вопросам публичных закупок
Бюджетная бухгалтерия Апрель, 2019/№ 13
В избранном В избранное
Печать
Недавно ГП «Прозорро» изменило порядок проведения в электронной системе закупок допороговых закупок. Заметим, что еще со времени внедрения электронных публичных закупок допороговые закупки вызывали и вызывают много вопросов. И самый главный из них: нужно ли придерживаться порядка, установленного госпредприятием для таких закупок? И вот, как видим, этот порядок еще и изменился. Поэтому далее проанализируем, что же именно изменено.

В первую очередь напомним, что в соответствии с абз. 2 и 3 ч. 1 ст. 2 Закона № 922 законодатель установил стоимостные пределы (пороги) применения Закона № 992 в части проведения соответствующих процедур закупок для заказчиков-бюджетников, а именно:

• если стоимость предмета закупки товара (товаров), услуги (услуг) равна или превышает 200 тыс. грн., а работ — 1,5 млн грн.;

• а также стоимостные пределы для применения Закона № 922 заказчиками, осуществляющими деятельность в отдельных сферах хозяйствования:

• если стоимость предмета закупки товара (товаров), услуги (услуг) равна или превышает 1 млн грн., а работ — 5 млн грн.

Поэтому условно все публичные закупки можем разделить на так называемые послепороговые — это когда ожидаемая стоимость предмета закупки равна или больше указанных выше порогов, и допороговые — это когда ожидаемая стоимость предмета закупки меньше указанных выше порогов. Стоит обратить внимание, что Закон № 922 не содержит таких терминов, как «допороговая закупка», «послепороговая закупка».

Вместе с тем если при проведении послепороговых закупок заказчики должны обязательно применять электронную систему закупок Прозорро, то при осуществлении допороговых закупок заказчики имеют право применять эту систему и проводить отбор поставщиков товаров, предоставителей услуг и исполнителей работ в электронном формате. А могут и не применять Прозорро, заключив «прямой» договор с поставщиком, предоставителем услуг или исполнителем работ.

СПРАВКА

В соответствии с абз. 4 ч. 1 ст. 2 Закона № 922 при осуществлении закупки товаров, работ и услуг, стоимость которых меньше стоимости, установленной в абз. 2 и 3 этой части, заказчики должны придерживаться принципов осуществления публичных закупок, установленных этим Законом, и могут использовать электронную систему закупок с целью отбора поставщика товара (товаров), предоставителя услуги (услуг) и исполнителя работ для заключения договора.

Изначально порядок осуществления допороговых закупок был урегулирован приказом № 35, с изменениями, внесенными приказом № 49.

19 марта этого года ГП «Прозорро» приказом № 10 утвердило Инструкцию о порядке использования электронной системы закупок в случае осуществления закупок, стоимость которых меньше стоимости, установленной в абзацах втором и третьем части первой статьи 2 Закона «О публичных закупках». При этом приказом № 10 признано утратившими силу приказы № 35 и № 49.

Вместе с тем, на следующий день, 20 марта этого года, ГП «Прозорро» приказом № 11 внесло изменения в приказ № 10. Поэтому далее проанализируем все эти новации.

Общие положения

В соответствии с общими положениями Инструкции № 10 она определяет порядок использования электронной системы закупок при осуществлении допороговых закупок.

Первое, на чем следует акцентировать внимание, это то, что Инструкция № 10 не содержит термина «допороговая закупка» в отличие от Порядка, утвержденного приказом № 35. При этом в Инструкции есть термин «закупка», который по своей сути не отличается от предыдущего термина «допороговая закупка». Поэтому мы для удобства дальше будем употреблять термин «допороговая закупка».

Вместе с тем, как раньше, так и сейчас администратор Системы (ГП «Прозорро») позволил осуществлять закупки через Систему юридическим лицам, не являющимся заказчиками в понимании Закона № 922.

Так, Инструкция № 10 содержит такой термин, как «заказчик закупки», то есть тот, кто имеет право бесплатно использовать Систему и проводить в ней допороговые закупки. Администратор отнес к «заказчику закупки» две категории юридических лиц.

Первая категория — это заказчики по Закону № 922, то есть те юридические лица, которые определены в п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона № 922.

Вторая категория — это государственные, коммунальные, казенные предприятия, их дочерние предприятия, хозяйственные общества или объединения, в которых государственная или коммунальная часть в уставном капитале составляет 50 и больше %, но такие юридические лица не являются заказчиками в понимании Закона № 922, поскольку не имеют перечня признаков, чтобы считаться заказчиками по Закону № 922. В частности, эти юрлица если и обеспечивают деятельность государства, то на коммерческой основе, или не имеют специальных или эксклюзивных прав. Это та категория юрлиц, которые в соответствии с положениями ст. 75, 77, 78 и 79 ХКУ должны обнародовать в Системе отчет о заключении договора о закупке товаров, работ и услуг за средства предприятий и информацию об изменении его существенных условий не позднее чем через 7 календарных дней со дня заключения договора или внесения изменений в него.

При этом изменено определение термина «победитель». В настоящее время это не просто участник, который прошел этап квалификации и был определен заказчиком как победитель закупки. По новым правилам победителем допороговой закупки может считаться исключительно тот участник, предложение которого соответствует всем условиям и требованиям к предмету закупки, определенным заказчиком, и определено наиболее экономически выгодным, и если этого участника заказчик признал победителем.

Как раньше, так и сейчас вся информация размещается в Системе на украинском языке, кроме тех случаев, когда использование букв и символов украинского языка приводит к ее искажению. Однако, если раньше было предусмотрено, что информация, размещенная на украинском языке, является определяющей, то в Инструкции № 10 заменено понятие «определяющая» на «аутентичная». Так, в Инструкции № 10 прописано: «информация, размещенная на украинском языке, является аутентичной».

СПРАВКА

В соответствии с Академическим толковым словарем «аутентичный» означает подлинный, действительный, исходящий из первоисточника, соответствующего оригиналу.

С учетом указанного, можно предположить, что определяющим в данном случае является все-таки не украинский язык, а иностранный.

ВНИМАНИЕ!

Инструкция № 10 не содержит положений о том, что заказчик может требовать копии документов в бумажном виде, предоставленные в электронном виде, у участника, который находится в статусе «Квалификация» или «Победитель». Зато в соответствии с этой Инструкцией все документы и сведения, связанные с проведением закупки, в том числе с подачей предложений, подают в электронном виде через Систему.

Объявление закупки

Перечень этапов допороговой закупки остался неизменным, только последний этап разделен в Инструкции № 10 на два отдельных. Итак, теперь имеем такие этапы:

• объявление о проведении закупки;

• период уточнения информации;

• подача предложений участниками;

• электронный аукцион;

• рассмотрение предложений участников;

• определение победителя закупки и ее завершение.

ВНИМАНИЕ!

Увеличен и конкретизирован перечень информации, которую должен разместить заказчик в Системе при объявлении закупки.

Так, в настоящее время среди прочего необходимо размещать информацию о:

• заказчике (наименование, местонахождение заказчика, идентификационный код в ЕГР, контактное лицо заказчика, уполномоченное осуществлять связь с участниками);

• предмете закупки (вид, название, код и названия соответствующих классификаторов, частей предмета закупки (лотов) при наличии, количество/объем предмета закупки, единица измерения, место и конечная дата срока поставки);

• включении/исключении НДС (заказчик должен указать: да/нет);

• валюте закупки.

Вместе с тем не изменены требования к такой информации, которую должен разместить заказчик при объявлении допороговой закупки:

• ожидаемая стоимость закупки (не может быть меньше 3 тыс. грн.);

• шаг аукциона (в диапазоне от 0,5 % до 3 % ожидаемой стоимости закупки) должен быть определен в процентах с пересчетом в денежные единицы или в денежных единицах с пересчетом в проценты от ожидаемой стоимости.

При этом в допороговой закупке заказчик может применить, как и раньше, другие критерии оценки, кроме цены, удельный вес которых не может превышать 30 %. В то же время в Системе должна быть размещена информация о дате и времени начала и окончания периода уточнений информации о закупке:

• не менее 1 рабочего дня, если ожидаемая стоимость закупки — от 3 тыс. грн. до 50 тыс. грн., и не менее 3 рабочих дней, если ожидаемая стоимость закупки превышает 50 тыс. грн. Эти требования остались неизменными.

При этом продолжительность периода подачи предложений должна составлять не менее 1 рабочего дня, если ожидаемая стоимость закупки составляет от 3 тыс. грн. до 50 тыс. грн., и не менее 2 рабочих дней, если ожидаемая стоимость закупки превышает 50 тыс. грн.

ВНИМАНИЕ!

В приказе № 10 была предусмотрена продолжительность периода подачи предложений не менее 3 рабочих дней, если ожидаемая стоимость закупки превышает 50 тыс. грн. Однако приказом № 11 изменено количество дней: с 3 на 2 дня, — то есть возвращено к тому количеству, которое было ранее в приказе № 35. Поэтому, знакомясь с приказом № 10, не забудьте ознакомиться и с приказом № 11.

Вместе с тем Инструкция № 10 предусматривает, что, помимо прочего, заказчик может загружать в систему информацию о квалификационных критериях для участников. Раньше отдельно в приказе № 35 не уделялось этому внимание.

Также теперь проект договора может быть загружен отдельным файлом или в электронной форме с отдельными полями. Приказом № 35 предусматривалось, что при объявлении закупки заказчик размещает в Системе условия договора.

Как видим, раньше была обязательной загрузка условий договора, а теперь заказчик загружает проект договора.

При этом такое можно осуществить, если заказчик будет загружать проект договора отдельным файлом.

Однако если он будет заполнять электронную форму с отдельными полями, то вряд ли это можно считать обнародованием проекта договора, ведь такая форма не будет содержать всех основных условий договора.

СПРАВКА

В настоящее время в Инструкции № 10 нет ограничения, что информация, указанная заказчиком при объявлении закупки, должна совпадать с информацией, указанной в прикрепленных документах, а также нет положений о том, что в случае несоответствия приоритетной считается информация, указанная заказчиком при объявлении закупки.

Вместе с тем Инструкция № 10 также не содержит и положений о том, что информация, указанная участником в электронных документах и документах, которые прилагаются к предложению, должна соответствовать информации, указанной им в экранных формах Системы при подаче предложения. А также нет в настоящее время положений, что в случае несоответствия приоритетной считается информация, указанная участником в экранных формах Системы.

Внесение изменений в закупку

Осталось неизменным право заказчика вносить изменения в информацию/документы о закупке. Такие изменения вносят до начала подачи предложений.

Заказчик должен загрузить их в виде отдельного файла, если он изменяет информацию/документы, которые были предварительно загружены отдельными файлами.

В то же время, как раньше, так и в настоящее время участники имеют право в период уточнений обратиться к заказчику с вопросами об установленных требованиях.

В то же время Инструкция № 10 предусматривает обращение участников не только с вопросами, но и с требованиями об устранении нарушений.

При этом вопросы участников, как и раньше, являются анонимными до окончания аукциона. Участник формирует вопрос/требования в текстовом формате, без присоединения файлов.

Как и раньше, один участник имеет право подать только одно предложение к каждой отдельной закупке, а также может изменить его до конечного срока подачи предложений.

Проведение аукциона

Алгоритм проведения аукциона в основном не изменился.

Так, дату и время аукциона назначает Система автоматически. Аукцион проводится в три этапа. Участник может в течение одного раунда аукциона один раз снизить цену/приведенную цену своего предложения не менее чем на один шаг от своей предыдущей цены/приведенной цены.

Если имеются предложения с одинаковыми ценами/приведенными ценами, то первым снижает цену участник, который первым подал такое предложение.

В случае подачи на закупку более одного предложения Система активирует единый модуль «Аукцион». А если же подал предложение только один участник, то Система автоматически переходит к этапу рассмотрения предложений.

Квалификация и определение победителя

В основном положения о рассмотрении заказчиком предложения участника, который выиграл аукцион, не изменились. Однако Инструкция № 10 не содержит перечня исключительных оснований дисквалификации участника, как это было предусмотрено в приказе № 35.

В то же время заметьте: в настоящее время Инструкция № 10 не содержит положений, которые были в приказе № 35, в части того, что если участник, который предложил наименьшую цену, считает его дисквалификацию недостаточно аргументированной, то он может обратиться к заказчику с требованием предоставить дополнительную информацию о причинах несоответствия его предложения условиям закупки. А заказчик, в свою очередь, обязан предоставить ему ответ с такой информацией не позднее чем через 3 рабочих дня со дня поступления такого требования. Вместе с тем, как раньше, так и сейчас дисквалифицированный участник имеет право обратиться через Систему к заказчику с требованием устранить нарушение. Срок обращения остался неизменным: 2 рабочих дня.

При этом участник, как и раньше, обращается с требованием об устранении нарушения путем заполнения соответствующей электронной формы. При этом осталось неизменным, что информация об участнике, который обратился с требованием, является закрытой. Рассмотрение требования не останавливает закупку.

ВНИМАНИЕ!

Ответ на требование теперь заказчик подает в течение 3 рабочих дней со дня поступления требования. Раньше был предусмотрен срок 3 календарных дня.

Также отметим важную новость: в настоящее время Инструкция № 10 предусматривает, что в случае принятия заказчиком решения об определении победителя заказчик обнародует в Системе информацию о намерении заключить договор с победителем закупки путем загрузки отдельного файла.

Раньше приказ № 35 предусматривал, что заказчик публикует в Системе скан-копию документа с соответствующим решением о победителе.

Таким образом, в настоящее время это должен быть не просто документ с информацией о выбранном победителе, а с информацией о намерении заключить с ним договор.

Заметьте, что согласно судебной практике по послепороговым закупкам отменить торги на стадии после обнародования сообщения о намерении заключить договор невозможно. При этом по искам победителей суды обязывают заказчиков заключить договор. Можем предположить, что такая же судебная практика сложится и в отношении допороговых закупок. А потому советуем заказчикам учитывать это.

Заключение договора и завершение закупки

Осталось неизменным:

• заказчик обязан завершить закупку путем подписания договора или ее отмены в течение 30 дней после окончания срока подачи предложений;

• заказчик размещает договор в Системе в течение 2 рабочих дней со дня его заключения.

ВНИМАНИЕ!

Инструкция № 10 не содержит положений, которые были в приказе № 35, о том, что договор подписывается не ранее чем через 2 рабочих дня после обнародования решения о победителе закупки и что договор должен быть подписан на сумму, которая не превышает цену последнего предложения, поданного победителем в аукционе.

Отмена закупки

В соответствии с Инструкцией № 10 в случае отмены закупки заказчик указывает основания отмены путем заполнения соответствующих полей и загрузки отдельного файла.

Другие положения об отмене закупки, в частности в случае, если нет ни одного поданного предложения или дисквалификации всех участников, не изменились.

Отсутствует в Инструкции № 10, но важно

Заметьте, что новая Инструкция № 10 не содержит многих положений, которые были предварительно в приказе № 35.Так, Инструкция № 10 не содержит положений о режиме работы Системы, правах, обязанностях и ответственности пользователей, операторов и администратора Системы, а также положений о хранении документов, сведений и информации, как это было в приказе № 35.

Вместе с тем, в отличие от приказа № 35, нынешняя Инструкция № 10 не содержит требований к заказчикам, что при осуществлении допороговых закупок они должны придерживаться таких принципов осуществления закупок, как:

• добросовестная конкуренция среди участников;

• максимальная экономия и эффективность;

• открытость и прозрачность на всех стадиях закупок;

• недискриминация участников;

• объективная и непредвзятая оценка предложений;

• предотвращение коррупционных действий и злоупотреблений.

Но не забываем, что в силу нормы абз. 4 ч. 1 ст. 2 Закона № 922 при осуществлении закупки товаров, работ и услуг, стоимость которых меньше стоимости, установленной в абз. 2 и 3 этой части, заказчики должны придерживаться принципов осуществления публичных закупок, установленных этим Законом, и могут использовать электронную систему закупок с целью отбора поставщика товара (товаров), предоставителя услуги (услуг) и исполнителя работ для заключения договора.

При этом перечень принципов публичных закупок законодатель привел в ч. 1 ст. 3 Закона № 922. По сути принципы, которые раньше были указаны в приказе № 35, это те же принципы, что и в ч. 1 ст. 3 Закона № 922.

Также стоит обратить внимание на следующее.

Несмотря на то, что ГП «Прозорро» в новых правилах допороговых закупок изъяло положение о соблюдении заказчиками при таких закупках принципов публичных закупок, советуем заказчикам считаться с указанной нами нормой абз. 4 ч. 1 ст. 2 Закона № 922, которая является императивной, обязательной для выполнения.

Ведь в случае установления контролерами нарушения заказчиком принципов публичных закупок при осуществлении допороговых закупок, в частности при принятии решений об отклонении предложения или выборе победителя, такие решения суд может признать недействительными и, как следствие, признать договор недействительным, поскольку он заключен по результатам проведенной с нарушениями закупки.

Также обратите внимание, что Инструкция № 10 не содержит положения, которое было в приказе № 35, о том, что в требованиях к предмету закупки, содержащих ссылку на определенную торговую марку (знак для товаров и услуг) или производителя, заказчик может указать, какие аналоги и/или эквиваленты будут приниматься в предложениях участников.

Вместе с тем для соблюдения принципа недискриминации участников советуем заказчикам все же, по возможности, предусматривать в документах информацию о представлении участниками эквивалентного предмета закупки.

Наряду с этим Инструкция № 10 не содержит положений, которые были в приказе № 35, в части того, что заказчик может дополнительно требовать обеспечения предложения, в виде гарантии выполнения обязательств участника перед заказчиком.

Возникает вопрос: может ли заказчик в настоящее время по собственной инициативе требовать такое обеспечение предложения?

Считаем, что может. При этом должен руководствоваться общими положениями об обеспечении обязательств, предусмотренными нормами ГКУ, ХКУ и Положением о порядке осуществления банками операций по гарантиям в национальной и иностранных валютах, утвержденным постановлением Правления Национального банка Украины от 15.12.2004 г. № 639 (ср. 025069200).

СПРАВКА

Согласно положениям ст. 546, 560, 561, 566 ГКУ выполнение обязательства может обеспечиваться, в частности, гарантией. По гарантии банк, другое финансовое учреждение, страховая организация (гарант) гарантирует перед кредитором (бенефициаром) выполнение должником (принципалом) своей обязанности.

При этом в ст. 200 ХКУ определено, что гарантия является специфическим средством обеспечения выполнения хозяйственных обязательств путем письменного подтверждения (гарантийного письма) банком, другим кредитным учреждением, страховой организацией (банковская гарантия) об удовлетворении требований уполномоченной стороны в размере полной денежной суммы, указанной в письменном подтверждении, если третье лицо (обязанная сторона) не выполнит указанное в нем определенное обязательство, или наступят другие условия, предусмотренные в соответствующем подтверждении.

Не лишним будет напомнить, что допороговые закупки планируется ввести в закупочный закон, то есть урегулировать такие закупки на законодательном уровне. Так, в настоящее время находится на обсуждении Законопроект об изложении Закона № 922 в новой редакции.

Предлагается, чтобы допороговые закупки со стоимостью предмета закупки 50 тыс. грн. и до стоимостных пределов, в частности для бюджетников: для товаров/услуг — до 200 тыс. грн., работ — до 1,5 млн грн., — заказчики проводили обязательно в Прозорро. В то же время будут и исключения, когда можно будет не применять Прозорро, а заключать «прямые» договоры.

Такие исключения подобны тем, когда заказчикам разрешено применять переговорную процедуру закупки.

В завершение хотим пожелать заказчикам уже сейчас пытаться проводить допороговые закупки в Прозорро, несмотря на то, что пока это право заказчиков. Ведь потом, когда это станет их обязанностью, уже будет легче закупать, учитывая полученный опыт применения Системы в допороговых закупках.

С приказами № 10 и № 11 можно ознакомиться по ссылке: infobox.prozorro.org/news-mert/nakaz-10-vid-19-03-2019

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И СОКРАЩЕНИЯ

ХКУ — Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

Закон № 922 — Закон Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 г. № 922.

Приказ № 35приказ ГП «Внешторгиздат» «Об утверждении Порядка осуществления допороговых закупок» от 13.04.2016 г. № 35.

Приказ № 49 — приказ ГП «Прозорро» «О внесении изменений в Порядок осуществления допороговых закупок» от 20.06.2017 г. № 49.

Приказ № 10, Инструкция № 10 — приказ ГП «Прозорро» «Об утверждении Инструкции о порядке использования электронной системы закупок в случае осуществления закупок, стоимость которых меньше стоимости, установленной в абзацах втором и третьем части первой статьи 2 Закона Украины «О публичных закупках» от 19.03.2019 г. № 10.

Приказ № 11приказ ГП «Прозорро» «О внесении изменений в Инструкцию о порядке использования электронной системы закупок в случае осуществления закупок, стоимость которых меньше стоимости, установленной в абзацах 2 и 3 части 1 статьи 2 Закона Украины «О публичных закупках» от 20.03.2019 г. № 11.

Система — электронная система закупок.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно