Темы статей
Выбрать темы

Безвозмездная передача авто: определяем ключевые моменты

Матвеева Виктория, эксперт журнала «Бюджетная бухгалтерия»
Передача имущества от одного бюджетного учреждения другому в пределах одного распорядителя — распространенная операция. Но в зависимости от того, какое именно имущество будет передано, при оформлении и учете таких операций возникают разные нюансы. К тому же бухгалтеры и до сих пор путаются при осуществлении таких операций. Поэтому в этот раз рассмотрим ситуацию, когда на основании решения главного распорядителя бюджетное учреждение передало другому учреждению транспортное средство.
Какую подготовительную работу необходимо провести учреждению, которое передает авто? Какие документы оформить и передать? Какие действия следует провести учреждению, получившему такое транспортное средство? Каков порядок отражения операций по передаче-приему такого объекта в учете? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в консультации.

Безвозмездная передача-прием имущества: чем руководствоваться?

Бюджетные учреждения, как субъекты хозяйствования, осуществляют управление имуществом, которое передано им на праве оперативного управления.

Операции по управлению государственным и коммунальным имуществом урегулированы такими основными документами:

Законом № 185;

Законом № 147/98;

Законом № 3166;

Законом № 280;

постановлением № 1482.

Управление объектами государственной и коммунальной собственности осуществляют субъекты управления, определенные Законом № 185 и Законом № 280. В зависимости от того, кто является собственником имущества — государственный орган или орган местного самоуправления, — за субъектом хозяйствования (бюджетным учреждением) на праве оперативного управления закрепляют соответствующее имущество (объекты управления).

Отметим, что к полномочиям субъектов управления государственным имуществом отнесены, в частности:

• ведение учета объектов государственной собственности, находящихся в их управлении, осуществление контроля за эффективным использованием и сохранностью таких объектов;

• согласование передачи объектов государственной собственности в коммунальную собственность, в сферу управления других органов, уполномоченных управлять объектами государственной собственности, хозяйственных структур или в пользование Национальной академии наук Украины, отраслевым академиям наук, а также передачи объектов коммунальной собственности в государственную собственность;

• в случаях, предусмотренных законодательством, принятие решения о передаче объектов государственной собственности в коммунальную собственность, в сферу управления других органов, уполномоченных управлять объектами государственной собственности, хозяйственных структур или в пользование Национальной академии наук Украины, отраслевых академий наук;

• выявление государственного имущества, которое временно не используется, и внесение предложения об условиях его дальнейшего использования.

В свою очередь, органы местного самоуправления от имени и в интересах территориальных громад в соответствии с Законом № 280 осуществляют правомочия относительно владения, пользования и распоряжения объектами права коммунальной собственности, в том числе выполняют все имущественные операции.

Также могут передавать объекты права коммунальной собственности в постоянное или временное пользование юридическим и физическим лицам, сдавать их в аренду, продавать и покупать, использовать в качестве залога, решать вопросы их отчуждения, определять в соглашениях и договорах условия использования и финансирования объектов, которые приватизируются и передаются в пользование и аренду.

Так, в ст. 26 Закона № 280 определено право органов местного самоуправления исключительно на пленарных заседаниях решать такие вопросы, как:

• принятие решения о передаче другим органам отдельных полномочий по управлению имуществом, которое относится к коммунальной собственности соответствующей территориальной громады, определении пределов этих полномочий и условий их осуществления;

• предоставление согласия на передачу объектов из государственной в коммунальную собственность и принятие решений о передаче объектов из коммунальной в государственную собственность, а также о приобретении объектов государственной собственности.

Поэтому инициатива относительно передачи объектов права государственной и коммунальной собственности принадлежит органам, уполномоченным управлять государственным имуществом, Национальной академии наук, другим аналогичным самоуправляемым организациям, которым передано в пользование государственное имущество, местным органам исполнительной власти, соответствующим органам местного самоуправления.

Среди основных документов, которые необходимо принять во внимание учреждениям при безвозмездной передаче имущества, — постановление № 1482.

Также стоит знать: с целью определения единых подходов к объектам права государственной и коммунальной собственности органам, уполномоченным управлять государственным имуществом, и соответствующим органам местного самоуправления целесообразно разработать и утвердить распорядительные документы об упорядочении механизма списания и передачи государственного и коммунального имущества.

Именно документы, принятые субъектом управления по безвозмездной передаче имущества государственной или коммунальной собственности, помогут бухгалтеру учреждения правильно и оперативно подготовить документы для передачи имущества, которое за ним закреплено. К тому же такие документы, как правило, касаются не только операций по передаче имущества с баланса на баланс, но и списания, отчуждения, передачи в аренду, передачи в государственную или в коммунальную собственность и т. п. Поэтому советуем их иметь под рукой.

Отметим, что на основании ч. 6 ст. 6 Закона № 996 главные распорядители бюджетных средств имеют право с целью сохранения единых методологических принципов, определенных национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета в государственном секторе и другими нормативно-правовыми актами по бухгалтерскому учету в государственном секторе, разрабатывать для своих подведомственных учреждений методические рекомендации с учетом отраслевых особенностей. В свою очередь, подведомственные учреждения о применении таких методрекомендаций указывают в распорядительном документе об учетной политике.

СПРАВКА

Министерства, другие центральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции в соответствии с отраслевыми особенностями имеют право разрабатывать на базе национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета или национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета в государственном секторе методические рекомендации по их применению, которые согласовывают с центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную политику в сфере бухгалтерского учета.

Далее рассмотрим, как осуществить и оформить безвозмездную передачу-получение имущества бюджетными учреждениями, которые подведомственны одному субъекту управления, а также покажем, как отразить такие операции в бухгалтерском учете таких учреждений.

Подготовительная работа

Для того чтобы законно и обоснованно осуществить передачу имущества (в нашем случае — транспортного средства) от одного учреждения другому, которые подведомственны одному распорядителю (субъекту управления имуществом), необходимо провести ряд мероприятий. Рассмотрим эти мероприятия (шаги) подробно.

img 1 Принятие решения о безвозмездной передаче имущества.

Как было указано ранее, решение о безвозмездной передаче имущества принимает его собственник (или субъект управления, которому делегированы определенные полномочия по управлению имуществом). При этом основанием для осуществления такой передачи имущества, то есть документом, подтверждающим возникновение соответствующего права, является решение сельского, поселкового, городского, районного в городе (в случае его создания), районного, областного совета о закреплении на праве оперативного управления или хозяйственного ведения недвижимого имущества, которое находится в коммунальной собственности и безвозмездно передается соответствующему субъекту хозяйствования для его деятельности.

Для государственного имущества таким документом является распорядительный документ соответствующего субъекта управления таким имуществом. При этом инициатива относительно передачи объектов права государственной и коммунальной собственности может исходить от органов, уполномоченных управлять государственным имуществом, местных органов исполнительной власти, соответствующих органов местного самоуправления. Также инициатором такой передачи может быть само учреждение.

img 2 Создание комиссии по безвозмездной передаче имущества.

Для оформления операций по передаче имущества субъект управления своим приказом создает комиссию по передаче имущества.

Так, в приказе указывают, какое имущество подлежит передаче, приводят его краткую характеристику, состав комиссии по передаче имущества, сроки передачи имущества и утверждения Акта приема-передачи, а также назначают лиц, ответственных за выполнение приказа.

В состав такой комиссии включают:

• председателя комиссии — заместителя руководителя органа, уполномоченного управлять государственным или коммунальным имуществом;

• заместителя председателя комиссии — главного бухгалтера или его заместителя (в учреждениях и организациях, где штатным расписанием должность главного бухгалтера не предусмотрена, — лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета);

• представителей органа, уполномоченного управлять государственным имуществом, и учреждений, которые передают и принимают имущество. Это могут быть работники инженерных, технических, строительных, учетно-экономических и других служб (отделов, управлений) учреждения и другие должностные лица.

Чем занимается комиссия?

Отметим, что к полномочиям такой комиссии отнесены:

1) проведение в установленном законодательством порядке инвентаризации имущества, которое подлежит передаче. В нашем случае целесообразно фактическое наличие транспортного средства сверить с данными бухгалтерского учета по субсчету 1015 «Транспортные средства»;

2) проведение осмотра транспортного средства, подлежащего передаче, определение количества проведенных ремонтов.

Для этого используют необходимую техническую документацию, а также регистры аналитического учета (инвентарную карточку учета объекта основных средств);

3) подготовка необходимой документации для получения разрешения на передачу имущества (транспортного средства);

4) передача транспортного средства новому владельцу и оформление необходимой документации для такой передачи.

img 3 Получение разрешения на передачу имущества.

На этом этапе необходимо получить согласование на осуществление передачи-приема имущества с соответствующими собственниками (главным субъектом управления, уполномоченными органами управления), органами государственной власти и/или местного самоуправления, которые наделены соответствующими полномочиями.

Для рассмотрения вопроса о безвозмездной передаче имущества субъекту управления имуществом подают такие документы:

1) обоснованное заявление (обращение) учреждения с ходатайством о безвозмездной передаче имущества с обоснованием необходимости и целесообразности;

2) согласие организации, которая принимает такое имущество на баланс (если имущество передается в собственность территориальной громады — согласие совета (решение сессии));

3) информацию о транспортном средстве, которое предлагают безвозмездно передать.

Советуем перечень такой информации выяснить бухгалтеру заранее. Как правило, при безвозмездной передаче транспортного средства прилагают также:

• заверенную должным образом копию технического паспорта;

• акт технического состояния транспортного средства.

Если же безвозмездную передачу имущества осуществляют по инициативе субъекта управления имуществом, то для осуществления такой операции не нужно получать согласование. В таком случае безвозмездную передачу имущества осуществляют на основании распорядительного документа такого субъекта управления. Документ оформляют в виде решения (приказа) субъекта управления о предоставлении разрешения на безвозмездную передачу имущества и закреплении (изъятии) имущества в оперативное управление (из оперативного управления).

img 4 Оформление Акта приема-передачи транспортного средства.

После того как комиссия провела подготовительную работу, самое время перейти к следующему этапу. Для этого комиссия оформляет Акт приема-передачи транспортного средства. Такой Акт составляют в 4 экземплярах, подписывают председатель и члены комиссии и утверждает руководитель субъекта управления имуществом, создавший комиссию.

Имейте в виду: право на управление объектом передачи возникает с даты подписания Акта приема-передачи.

Какую информацию следует привести в этом Акте? В первую очередь приводят:

• наименование передающего учреждения и учреждения, которое принимает имущество;

• наименование объекта передачи (транспортного средства);

• описание имущества (транспортного средства), достаточного для его идентификации, регистрационный номер, марку, модель, номер шасси, год выпуска;

• первоначальную и остаточную стоимость, сумму износа.

img 5 Передача транспортного средства.

И наконец, заключительный шаг — передача имущества от одного учреждения другому.

После того как оформлена вся необходимая документация, самое время осуществить фактическую передачу транспортного средства.

Напомним, что основные средства передают вместе с первичными документами (или их копиями), или учетными регистрами (или их копиями), или другими документами, в которых указана стоимость приобретения (создания) основных средств.

Так, для транспортного средства такими документами являются:

учетные регистры (или копии таких документов) — Карточка учета пробега (наработки) пневматической шины, Карточка учета наработки и отслеживания оборота АБ, Инвентарная карточка учета объекта основных средств;

техническая документация — оригинал и копия свидетельства о регистрации транспортного средства или технического паспорта.

В случае передачи автомобиля возникает вопрос: а что делать с запчастями и комплектующими, которые были приобретены учреждением для обслуживания и ремонта транспортного средства и учитываются отдельно от него? Например, это огнетушитель, аптечка, знак аварийной остановки, комплект зимних шин и т. п. Ведь указанные материальные ценности не входят в комплектацию автомобиля, а были приобретены непосредственно для обслуживания транспортного средства, которое в настоящее время выбывает.

Отвечаем. Если учреждению нет необходимости оставлять такие материальные ценности для ремонта и обслуживания других авто, их целесообразно передать вместе с транспортным средством. Но об этом должно быть указано в решении о безвозмездной передаче имущества. Или же, если в таких материальных ценностях нет больше потребности, их можно продать.

Транспортное средство получено: дальнейшие шаги

Теперь стоит отдельно рассмотреть, как действовать учреждению, которое безвозмездно получило транспортное средство.

img 6 Установление нового инвентарного номера и зачисление на баланс.

Действительно, на безвозмездно полученное транспортное средство бюджетное учреждение должно установить новый инвентарный номер. Почему? В каком документе об этом указано?

Подтверждение такого вывода находим в пп. 3 и 5 разд. ІІ Методрекомендаций: «Каждому объекту основного средства (кроме белья, постельных вещей, одежды, обуви, библиотечных фондов, малоценных необоротных материальных активов, материалов долговременного использования) присваивается инвентарный номер... Инвентарные и номенклатурные номера, присвоенные объектам основных средств, сохраняются за ними на весь период пребывания их у данного субъекта государственного сектора».

Поэтому, чтобы не возникло ситуации с задвоением инвентарных номеров, нужно следовать общему правилу — каждый объект должен иметь свой уникальный инвентарный номер.

То есть независимо от того, каким образом в учреждение попал объект ОС (приобретен за средства или получен безвозмездно), применяют общий подход.

Каждому полученному объекту ОС учреждение присваивает новый инвентарный номер. И делает это именно то учреждение, которое зачислило такой объект себе на баланс.

img 7 Перерегистрация транспортного средства.

В связи с тем, что при передаче транспортного средства происходит изменение его владельца, его необходимо перерегистрировать на нового владельца. Такое требование предусмотрено п. 33 Порядка № 1388. Также знайте: при перерегистрации транспортных средств в случае изменения владельцев такие транспортные средства с учета не снимают.

Учреждению — получателю авто придется обратиться с заявлением о перерегистрации автомобиля в сервисный центр МВД и приложить документы, подтверждающие право собственности (в частности, Акт приема-передачи транспортного средства).

Оплату услуг по перерегистрации транспортного средства учреждения осуществляют через центр предоставления административных услуг (ЦПАУ). Отметим, что перерегистрацию проводят по месту обращения автовладельца или уполномоченного им лица. То есть никакой связи с местом нахождения юридического лица в настоящее время нет.

Учтите также: при перерегистрации транспортные средства подлежат осмотру специалистами экспертной службы МВД. Такой осмотр осуществляют на основании п. 15 Порядка № 1388 с целью сверки идентификационных номеров их составных частей с номерами, указанными в поданных владельцем для регистрации документах. По результатам осмотра в документах, которые подаются для перерегистрации, проставляют соответствующую отметку или составляют акт осмотра.

Для оплаты услуг по перерегистрации авто учреждения применяют КЭКР 2240 (п. 5 п.п. 2.2.4 Инструкции № 333). То есть тот же код расходов, по которому оплачивают услуги по регистрации транспортных средств.

Процедуру перерегистрации транспортного средства осуществляют быстро — в течение одного рабочего дня с момента подачи заявления. Поэтому приятно, что на эту процедуру не придется тратить много времени.

Бухучет передачи-приема авто

В завершение рассмотрим, как отразить в бухучете безвозмездную передачу-прием транспортного средства от одного учреждения другому в пределах одного распорядителя.

Начнем с учета таких операций учреждением, которое передает имущество.

1. При передаче объекта ОС необходимо начислить амортизацию в месяце его выбытия. Амортизацию начисляют за полное количество календарных месяцев пребывания актива в эксплуатации в течение отчетного периода (квартала).

В этом случае бухгалтер начисляет амортизацию на транспортное средство за время его эксплуатации, включая месяц его выбытия. Поэтому если объект ОС передан в марте 2019 года (независимо от даты его списания в этом месяце), то последним месяцем, за который нужно начислить амортизацию, будет именно март 2019 года.

При начислении амортизации на ОС учреждение составляет запись: Дт 8014, 8114 — Кт 1411.

2. Учреждение, которое передает ОС другому бюджетному учреждению, списывает с баланса его первоначальную (переоцененную) стоимость, балансовую стоимость и сумму накопленного износа.

По крайней мере именно такой подход к выбытию таких активов при безвозмездной передаче в пределах одного субъекта управления следует из требований НП(С)БУ 121 и закреплен в п. 1.13 Типовой корреспонденции.

Так, при безвозмездной передаче ОС по операциям внутреннего перемещения в пределах органа, уполномоченного управлять объектами государственной (коммунальной) собственности, составляют такую корреспонденцию: Дт 5111 — Кт 10.

Какую стоимость ОС списать с субсчета 5111: первоначальную или остаточную? Это один из ключевых вопросов, который и до сих пор волнует многих бухгалтеров, начиная с 2017 года.

Поэтому далее рассмотрим этот вопрос со всех сторон и разъясним на примерах возможные ситуации.

Дело в том, что ответ на этот вопрос зависит от того, была проведена учреждением корректировка внесенного капитала, который учитывается на субсчете 5111, на сумму износа, начисленного в прошлых годах, или нет. Чем объяснить целесообразность такой корректировки и какие основания есть для этого?

В первую очередь предлагаем ознакомиться с позицией Минфина относительно такой корректировки. Так, еще в начале 2018 года о сопоставлениях сумм, которые учитывают на субсчетах 5111 и 10, Минфин предоставил ответ в Методологических разъяснениях проблемных вопросов составления и предоставления финансовой отчетности распорядителями бюджетных средств в соответствии с НП(С)БУГС 101 «Предоставление финансовой отчетности» и перспективы предоставления клиентами Казначейства отчетности в электронном виде. Этот документ размещен на официальном веб-портале ГКСУ (www.treasury.gov.ua) в рубрике «Бухгалтерский учет и отчетность в государственном секторе» от 13.02.2018 г. Поэтому все желающие могут просмотреть этот документ самостоятельно.

Для вашего удобства приведем извлечение из него, а именно вопрос и ответ, касающиеся нашей ситуации:

«1. Должна ли равняться сумма строк Баланса (форма № 1-дс) 1000 «Основные средства», 1010 «Инвестиционная недвижимость» и 1020 «Нематериальные активы» стоимости внесенного капитала, отраженного в строке 1400 «Внесенный капитал» Баланса (с учетом выполнения технической проводки по доведению стоимости внесенного капитала до первоначальной стоимости необоротных активов)?

Сравнивать сумму строк 1000 «Основные средства», 1010 «Инвестиционная недвижимость», 1020 «Нематериальные активы» с показателем строки 1400 «Внесенный капитал» формы № 1-дс «Баланс» не нужно. Методическими рекомендациями не предусмотрена указанная сопоставимость показателей.

Указанные строки не сравниваются, поскольку начиная с 2017 года изменен порядок отражения в бухгалтерском учете оприходования, начисления амортизации и списания необоротных активов.

Приказом Министерства финансов Украины от 21.12.2016 г. № 1127 утверждены Методические рекомендации по сопоставлению субсчетов бухгалтерского учета и переносу остатков. В результате технического переноса информации на счете 51 «Внесенный капитал» отразилась информация об остаточной стоимости основных средств. Начисление амортизации начиная с 2017 года на основные средства, которые были приобретены (сооружены) как в предыдущих бюджетных периодах, так и в отчетном бюджетном периоде, отражается на расходных субсчетах 8014 «Амортизация» и 8114 «Амортизация» с дальнейшим отнесением к накопленному финансовому результату 5512 «Накопленные финансовые результаты выполнения сметы».

С целью соблюдения единого подхода к отражению в учете основных средств и для анализа состояния нефинансовых активов руководителем бюджетного учреждения может быть принято решение сделать единоразово техническую проводку Дт 5512 «Накопленные финансовые результаты выполнения сметы» — Кт 5111 «Внесенный капитал» на сумму начисленного по состоянию на 01.01.2017 г. износа.

После этого на субсчете 5111 «Внесенный капитал» будет первоначальная стоимость объектов, как введенных в эксплуатацию в 2017 году, так и в прошлых годах.

В ином случае операция по списанию объектов, которые были введены в эксплуатацию до 2017 года, будет отражаться по Дт 51 «Внесенный капитал» — Кт 5512 (5522) «Накопленные финансовые результаты выполнения сметы» не на первоначальную стоимость, как указано в п. 1.32 Типовой корреспонденции, а на сумму, по которой объект учитывался на счете 51 «Внесенный капитал».

Главный распорядитель бюджетных средств должен самостоятельно принять решение о приведении в соответствие показателей, отраженных на субсчетах 5111 «Внесенный капитал распорядителям бюджетных средств», с показателями, отраженными на субсчете 5512 «Накопленные финансовые результаты выполнения сметы». Нормативными документами такая сопоставимость определяться не будет, поскольку это исключительные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.

Принятые в предыдущие годы нормативные документы об изменении методологии бухгалтерского учета в государственном секторе обратной силы не имеют».

Учитывая позицию Минфина, многие главные распорядители приняли решение о корректировке внесенного капитала: Дт 5512 — Кт 5111. Поэтому если корректировка этих показателей была проведена, для учреждения, которое передает имущество, вопросов нет — списывать необходимо первоначальную стоимость передаваемых объектов.

А как быть тем, кто и до сих пор не получил такого указания от главного распорядителя? Сделать такую корректировку самостоятельно? В первую очередь мы советуем этот вопрос обсудить со своим главным распорядителем и как можно быстрее решить его окончательно. В ином случае — как ни крути, а придется списать с субсчета 5111 остаточную стоимость ОС.

Подробнее оба варианта рассмотрены на примерах далее.

3. Учреждение, которое передает ОС другому бюджетному учреждению, также списывает сумму накопленного (начисленного) износа на такой объект.

Согласно п. 1.13 Типовой корреспонденции при безвозмездной передаче ОС в пределах органа, уполномоченного управлять объектами государственной (коммунальной) собственности, учреждение списывает сумму износа, накопленного по кредиту субсчета 1411, который начислен как за текущий год, так и за прошлые годы.

Итак, при безвозмездной передаче ОС сумму начисленного износа списывают записями:

Дт 1411 — Кт 8014, 8114 — за текущий квартал;

Дт 1411 — Кт 5511 — за предыдущие кварталы текущего года;

Дт 1411 — Кт 5512 — за прошлые годы.

Теперь что касается учета учреждением, которое безвозмездно получило транспортное средство от другого бюджетного учреждения.

1. Первоначальная стоимость ОС, полученных безвозмездно от субъектов государственного сектора, равна первоначальной (переоцененной) стоимости основных средств субъекта государственного сектора, который их передал, с учетом расходов, предусмотренных п. 5 разд. II П(С)БУ 121, с приведением суммы начисленного износа.

Такую стоимость определяют на основании первичных документов (Актов приема-передачи), учетных регистров или других документов, в которых указана стоимость приобретения (создания) основных средств.

При этом оценить такое имущество по справедливой стоимости учреждения могут лишь в случае, если отсутствует достоверная информация о первоначальной оценке такого имущества (то есть в случае отсутствия первичных документов от учреждения, которое передает имущество).

Так, безвозмездно полученные ОС по операциям внутреннего перемещения в пределах органа, уполномоченного управлять объектами государственной (коммунальной) собственности, отражают в учете так: Дт 10 — Кт 5111.

Какую стоимость показать на субсчете 5111: первоначальную или остаточную? Здесь все зависит от того, какая стоимость внесенного капитала была получена от учреждения, передавшего объект ОС.

2. Учреждение, которое безвозмездно получило ОС от другого бюджетного учреждения, также показывает сумму износа, начисленного на такой объект.

Согласно п. 1.12 Типовой корреспонденции при безвозмездном получении ОС в пределах органа, уполномоченного управлять объектами государственной (коммунальной) собственности, учреждение указывает сумму износа, которая начислена за текущий год и за прошлые годы другим учреждением.

Итак, при безвозмездном получении ОС сумму начисленного износа показывают записями:

Дт 8014, 8114Кт 1411 — за текущий квартал;

Дт 5511Дт 1411 — за предыдущие кварталы текущего года;

Дт 5512Дт 1411 — за прошлые годы.

3. Учреждение — получатель ОС начинает начислять амортизацию с месяца, следующего за месяцем, в котором такой объект был получен.

4. И последний момент.

В нашем случае первоначальную стоимость безвозмездно полученного транспортного средства также необходимо увеличить на сумму расходов, связанных с перерегистрацией такого авто. Это связано с правилами формирования первоначальной стоимости ОС.

Напомним, что первоначальная стоимость ОС, полученных безвозмездно от субъектов государственного сектора, равна первоначальной (переоцененной) стоимости основных средств субъекта государственного сектора, который их передал, с учетом расходов, предусмотренных п. 5 разд. II П(С)БУ 121 (ср. ).

По общим правилам расходы, увеличивающие первоначальную стоимость ОС, накапливают в составе незавершенных капитальных инвестиций, то есть на субсчете 1311. В дальнейшем эти суммы списывают с кредита субсчета 1311 в дебет субсчета 1015.

Итак, чтобы закрепить все вышеизложенное, рассмотрим пример.

Пример 1

На основании решения главного распорядителя бюджетных средств учреждение в марте 2019 года передало другому бюджетному учреждению транспортное средство. Согласно данным учета на момент передачи:

первоначальная стоимость объекта — 85200 грн.;

сумма начисленного износа — 62600 грн. Эта сумма состоит из износа, начисленного за I квартал 2019 года, — 8520 грн. и износа, начисленного в прошлых годах, — 54080 грн.

Передача имущества оформлена Актом приема-передачи.

Добавим, что в 2017 году главным распорядителем было принято решение о корректировке внесенного капитала до суммы первоначальной стоимости ОС. Для этого проведена корректировка внесенного капитала основных средств, которые учитывались по состоянию на 01.01.2017 г., на сумму износа, начисленного в прошлых годах. В связи с этим все подведомственные бюджетные учреждения в 2017 году выполнили такую корректировку, которую в бухгалтерском учете отразили записью: Дт 5512 — Кт 5111.

В результате учреждение, которое передает авто, на момент передачи транспортного средства на субсчете 5111 учитывает первоначальную стоимость объекта — 85200 грн.

Для перерегистрации автомобиля учреждение-получатель обратилось в сервисный центр МВД. Стоимость услуг по перерегистрации — 500 грн. Она отнесена на увеличение первоначальной стоимости автомобиля.

Автомобилю, который учреждение получило безвозмездно, присвоен новый инвентарный номер и на этот объект открыта Инвентарная карточка учета объекта основных средств.

В бухгалтерском учете эти операции отражают так:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

Мемориальный ордер

дебет

кредит

Учреждение, которое передает авто

1

Начислена амортизация за I квартал

8014

1411

8520

17

2

Отражена первоначальная стоимость переданного авто

5111

1015

85200

9

3

Списан износ, начисленный за I квартал

1411

8014

8520

9

4

Списан износ, начисленный в прошлых годах

1411

5512

54080

9

Учреждение, которое получило авто

1

Оприходовано авто

1015

5111

85200

17

2

Отражен износ, начисленный за I квартал

8014

1411

8520

17

3

Отражен износ, начисленный в прошлых годах

5512

1411

54080

17

4

Отнесена на финансовый результат отчетного периода начисленная амортизация

5511

8014

8520

17

5

Получено финансирование для перерегистрации автомобиля

2313

7011

500

2

6

Перечислены средства за услуги по перерегистрации автомобиля

2117

2313

500

2, 4

7

Перерегистрирован автомобиль сервисным центром МВД

1311

2117

500

4

8

Исключены из дохода отчетного периода ассигнования в сумме текущих расходов на перерегистрацию автомобиля, включаемых в его первоначальную стоимость

7011

5411

500

17

9

Увеличена стоимость автомобиля

1015

1311

500

17

Одновременно выполнена вторая запись

5411

5111

500

17

Пример 2

На основании решения главного распорядителя бюджетных средств учреждение в марте 2019 года передало другому бюджетному учреждению транспортное средство. Согласно данным учета на момент передачи:

первоначальная стоимость такого объекта — 85200 грн.;

сумма начисленного износа — 62600 грн. Эта сумма состоит из износа, начисленного за I квартал 2019 года, — 8520 грн. и износа, начисленного в прошлых годах, — 54080 грн.

Передача имущества оформлена Актом приема-передачи.

Добавим, что в 2017 году главным распорядителем не было принято решение о корректировке внесенного капитала до суммы первоначальной стоимости ОС. Получается, что учреждение, которое передает авто, на момент передачи транспортного средства на субсчете 5111 учитывает остаточную стоимость объекта в сумме 22600 грн.

Для перерегистрации автомобиля учреждение-получатель обратилось в сервисный центр МВД. Стоимость услуг по перерегистрации — 500 грн. Она отнесена на увеличение первоначальной стоимости автомобиля.

Автомобилю, который учреждение получило безвозмездно, присвоен новый инвентарный номер и на этот объект открыта Инвентарная карточка учета объекта основных средств.

В бухгалтерском учете эти операции отражают так:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

Мемориальный ордер

дебет

кредит

Учреждение, которое передает авто

1

Начислена амортизация за I квартал

8014

1411

8520

17

2

Отражена остаточная стоимость переданного авто

5111

1015

22600

9

3

Списан износ, начисленный за I квартал

1411

8014

8520

9

4

Списан износ, начисленный в прошлых годах

1411

1015

62600

9

Такая корреспонденция объясняется тем, что учреждение при передаче имущества списывает с субсчета 1015 первоначальную стоимость, а с субсчета 1411 — сумму начисленного износа. Как видим, в таком случае у учреждения нет возможности использовать субсчет 5512.

Учреждение, которое получило авто

1

Оприходовано авто

1015

5111

22600

17

2

Отражен износ, начисленный за I квартал

8014

1411

8520

17

3

Отражен износ, начисленный в прошлых годах

1015

1411

62600

17

Такая корреспонденция объясняется тем, что при получении ОС учреждение должно зачислить объект на субсчет 1015 по первоначальной стоимости, которая равна 85200 грн.

4

Отнесена на финансовый результат отчетного периода начисленная амортизация

5511

8014

8520

17

5

Получено финансирование для перерегистрации автомобиля

2313

7011

500

2

6

Перечислены средства за услуги по перерегистрации автомобиля

2117

2313

500

2, 4

7

Перерегистрирован автомобиль сервисным центром МВД

1311

2117

500

4

8

Исключены из дохода отчетного периода ассигнования в сумме текущих расходов на перерегистрацию автомобиля, включаемых в его первоначальную стоимость

7011

5411

500

17

9

Увеличена стоимость автомобиля

1015

1311

500

17

Одновременно выполнена вторая запись

5411

5111

500

17

img 8

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Закон № 185Закон Украины «Об управлении объектами государственной собственности» от 21.09.2006 г. № 185-V.

Закон № 280 — Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР.

Закон № 147/98 — Закон Украины «О передаче объектов права государственной и коммунальной собственности» от 03.03.98 г. № 147/98-ВР.

Закон № 3166Закон Украины «О центральных органах исполнительной власти» от 17.03.2011 г. № 3166-VI.

Закон № 996Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

П(С)БУ 121Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 121 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202.

Методрекомендации Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденные приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11.

Типовая корреспонденцияТиповая корреспонденция субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами распорядителями бюджетных средств и государственными целевыми фондами, утвержденная приказом Минфина от 29.12.2015 г. № 1219.

Постановление № 1482постановление КМУ «О передаче объектов права государственной и коммунальной собственности» от 21.09.98 г. № 1482.

Порядок № 1388 — Порядок государственной регистрации (перерегистрации), снятия с учета автомобилей, автобусов, а также самоходных машин, сконструированных на шасси автомобилей, мотоциклов всех типов, марок и моделей, прицепов, полуприцепов, мотоколясок, других приравненных к ним транспортных средств и мопедов, утвержденный постановлением КМУ от 07.09.98 г. № 1388.

Инструкция № 333 Инструкция по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденная приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше