Темы статей
Выбрать темы

«Мобилизационный» специалист & секретарь местного совета: знакомимся с должностями

Носиков Александр, заведующий отделом мониторинга социальных процессов НИИ труда и занятости населения Минсоцполитики и НАН Украины, канд. соц. наук
Продолжаем рассказ о нововведениях в кадровой среде в связи с выходом Изменения № 8 к КП*. Среди профессий и должностей, внесенных в КП указанным документом, уместно более подробно рассмотреть две должности, которые сейчас являются востребованными в сфере мобилизационной работы в органах государственной власти и вопросов руководства и координации в сфере местного самоуправления. Речь идет о должностях специалиста по вопросам мобилизационной работы и секретаря местного совета. Расскажем обо всем по порядку.

* Наше издание уже освещало тему внесения Изменения № 8 в КП (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2019, № 11, с. 19).

Специалист по вопросам мобилизационной работы

Должности «специалист по вопросам мобилизационной работы» присвоен код КП 2149.2 (он относится к группировке КП «Инженеры (другие отрасли инженерного дела)». При этом, среди прочего, учтены законодательно-правовые нормы: Закона № 3543 и постановления № 587.

Так, в частности, в ч. 1 ст. 5 Закона № 3543 указывается, что организация осуществления мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации и контроль за осуществлением этих мероприятий в органах государственной власти, других государственных органах, ОМС, на предприятиях, в учреждениях и организациях, которые имеют мобилизационные задания (заказы), возлагаются на их мобилизационные подразделения или назначенных работников по вопросам мобилизационной работы.

Кроме того, внесение в КП должности «специалист по вопросам мобилизационной работы» будет способствовать выполнению обязанностей по мобилизационной подготовке и мобилизации, определенных ст. 21 Закона № 3543, а также полномочий центральных и местных органов исполнительной власти (ст. 15 и 17 этого Закона) по доведению (постановке) мобилизационных заданий (заказов) до учреждений и организаций.

Заметим также, что ч. 7 ст. 5 Закона № 3543 запрещается объединение мобилизационных подразделений органов государственной власти, других государственных органов с другими структурными подразделениями этих органов и совместительство работников по вопросам мобилизационной работы, а также возложение на них функций, не связанных с решением текущих проблем мобилизационной подготовки.

Важно подчеркнуть, что п. 2 постановления № 587 установлено, что в органе государственной власти, в том числе в правительственном органе государственного управления, действующем в составе центрального органа исполнительной власти, а также в другом государственном органе мобилизационное подразделение образуется, если орган имеет мобилизационное задание (заказ) или если этого требует характер и объем мобилизационной работы. В противном случае в указанных органах назначается отдельный работник по вопросам мобилизационной работы.

Следовательно, с точки зрения законодательства имеется необходимая основа для появления в области кадровой деятельности должности «специалист по вопросам мобилизационной работы». Рассмотрим квалификационную характеристику этой должности.

Задачи и обязанности этого работника предусматривают, что он:

а) организует и координирует работы по мобилизационной подготовке и мобилизации в учреждении;

б) разрабатывает проект мобилизационного плана учреждения, другие установленные документы и внедряет практические мероприятия, направленные на подготовку учреждения к функционированию в условиях мобилизации, особого периода, правового режима военного положения;

в) планирует мероприятия по подготовке к выполнению возложенного на учреждение, организацию мобилизационного задания (заказа) и поставке продукции согласно заключенным договорам (контрактам);

г) участвует в создании и содержании мобилизационных мощностей, создании и хранении мобилизационного резерва материально-технических и сырьевых ресурсов согласно мобилизационному заданию (заказу), контролирует их целевое использование;

ґ) готовит предложения по внесению изменений в законодательные, другие нормативно-правовые акты по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации;

д) участвует в подготовке к развертыванию специальных формирований согласно мобилизационному плану;

е) готовит предложения по созданию и ведению страхового фонда проектной, конструкторской и технологической документации на продукцию мобилизационного и оборонного назначения;

є) участвует в определении возможности учреждения относительно удовлетворения потребностей Вооруженных Сил, других воинских формирований, национальной экономики и обеспечения жизнедеятельности населения в особый период;

ж) организует и координирует мероприятия по подготовке и содержанию в надлежащем состоянии техники и объектов, предназначенных для передачи во время мобилизации Вооруженным Силам Украины, другим воинским формированиям;

з) участвует в планировании и подготовке к техническому прикрытию в особый период объектов, сооружений и транспортных магистралей оборонного и важного общегосударственного значения;

и) участвует в организации и осуществлении мероприятий по нормируемому обеспечению населения (работников учреждения) товарами первой необходимости;

і) обеспечивает составление отчетности соответствующим органам исполнительной власти, другим государственным органам и ОМС, являющимся заказчиками мобилизационных заданий (заказов);

ї) предоставляет соответствующим органам государственной власти, другим государственным органам и ОМС информацию, необходимую для планирования и осуществления мобилизационных мероприятий.

Добавим, что специалист по вопросам мобилизационной работы должен периодически повышать квалификацию (один раз в 3 — 5 лет).

Для выполнения служебных задач этот профессионал должен знать:

• порядок подготовки и внесения соответствующим органам проектов законодательных и нормативно-правовых актов;

• практику применения действующего законодательства;

• стандарты и методические и нормативные материалы по вопросам, касающимся сферы профессиональной деятельности;

• перспективы технического развития и особенности деятельности предприятия (подразделений предприятия);

• оперативно-техническую характеристику соответствующей территории, места расположения особо важных объектов и потенциально опасных объектов;

• возможности техники, оборудования и инженерно-технического оборудования и т. п., которые должны использоваться во время мобилизации и в особый период;

• применяемые формы учета и отчетности.

Работа с персоналом, документацией и выполнение представительских функций этим работником требуют от него знания правил делового этикета, инструкции по делопроизводству, владение государственным языком.

Относительно квалификационных требований, которым должен соответствовать специалист по вопросам мобилизационной работы, то это должен быть первый или начальный уровень высшего образования (бакалавр или младший бакалавр), без требований к стажу работы.

Секретарь местного совета (сельского, поселкового, городского и т. п.)

Заметным событием в сфере деятельности ОМС стало внесение в КП должности «секретарь местного совета (сельского, поселкового, городского и т. п.)». Она имеет кодировку КП 1143.5 (группировка КП «Высшие должностные лица органов местного самоуправления»).

Внесение этой должности в КП состоялось с учетом положений ст. 42, 46, 50 Закона № 280, Закона № 2493 и п. 4 Порядка № 229.

Опытные кадровики сразу поймут, что в этом случае имеем обобщенное (сборное) название работы, составляющие которого приведены в скобках. Такое профессиональное название работы выписано укрупненно и может существовать в каждом из приведенных вариантов. Однако в случае применения на практике оно требует конкретного определения. Причем те из них, которые имеют отметку «и т. п.», могут иметь дополнительные варианты своего определения.

Например, рассмотрим одно из возможных конкретных профессиональных названий работы, а именно «секретарь городского совета» с кодом КП 1143.5, который является высшим должностным лицом ОМС и реализует свои полномочия в городском совете.

Отметим, что секретарь городского совета работает в совете на постоянной основе и избирается советом из числа его депутатов на срок полномочий совета по предложению соответствующего сельского, поселкового, городского головы. Секретарь городского совета непосредственно подчиняется председателю городского совета. Этот работник не может совмещать свою служебную деятельность с другой должностью, в том числе на общественных началах, заниматься другой оплачиваемой (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности, медицинской практики, инструкторской и судейской практики по спорту) или предпринимательской деятельностью, получать от этого прибыль, если иное не предусмотрено законом.

Полномочия секретаря городского совета могут быть досрочно прекращены по решению соответствующего совета.

Отличное знание законодательства является залогом его успешной работы. Так, секретарь городского совета в своей деятельности руководствуется Конституцией Украины, ХКУ, Законом № 280, Законом № 2493, Законом № 2939, указами Президента Украины и постановлениями Верховной Рады Украины, актами Кабинета Министров Украины, другими актами законодательства, регулирующими деятельность ОМС.

Задачи и обязанности этого работника предусматривают, что он:

а) осуществляет полномочия городского головы в случае увольнения с должности городского головы в связи с досрочным прекращением его полномочий или его смерти, а также в случае невозможности осуществления им своих полномочий, кроме случаев досрочного прекращения полномочий городского головы;

б) созывает сессии городского совета в случае немотивированного отказа городского головы или невозможности его созывать сессию совета;

в) сообщает депутатам и доводит до сведения населения информацию о времени и месте проведения сессии совета, вопросах, которые предусматривается внести на рассмотрение совета;

г) ведет заседание городского совета и подписывает его решение в случае отсутствия городского головы;

ґ) обеспечивает хранение в соответствующих ОМС официальных документов, связанных с местным самоуправлением соответствующей территориальной громады, обеспечивает доступ к ним лиц, которым это право предоставлено в установленном порядке;

д) организует подготовку сессий городского совета, вопросов, которые вносятся на рассмотрение совета, обеспечивает обнародование проектов решений совета;

е) обеспечивает своевременное доведение решений совета до исполнителей и населения, организует контроль за их выполнением, обеспечивает обнародование решений совета в соответствии с Законом № 2939, обеспечивает официальное обнародование решений совета, которые в соответствии с законом являются регуляторными актами, а также документов, подготовленных в процессе осуществления советом регуляторной деятельности, и информации об осуществлении советом регуляторной деятельности;

є) по поручению городского головы координирует деятельность постоянных и других комиссий совета, дает им поручения, способствует организации выполнения их рекомендаций;

ж) способствует депутатам совета в осуществлении их полномочий;

з) организует по поручению совета в соответствии с законодательством осуществление мероприятий, связанных с подготовкой и проведением референдумов и выборов в органы государственной власти и местного самоуправления;

і) решает по поручению городского головы или соответствующего совета другие вопросы, связанные с деятельностью совета и его органов.

Для выполнения служебных задач этот работник руководящего состава должен знать:

• основы управленческой деятельности и законодательных дисциплин в объеме, необходимом для выполнения своих служебных обязанностей в сфере местного самоуправления;

• профессиональную деятельность, права и обязанности секретаря городского совета;

• распределение сфер деятельности в местном самоуправлении;

• формы и методы работы ОМС и контроля выполнения решений и поручений;

• инструкции и документы, регламентирующие деятельность ОМС;

• основные требования к делопроизводству и обеспечению сохранности документов городского совета;

• виды и формы отчетности, порядок их составления и представления в разные инстанции;

• формы и методы работы со средствами массовой информации;

• правила делового этикета;

• правила и нормы охраны труда, производственной санитарии;

• средства противопожарной защиты;

• основные принципы работы с компьютером и соответствующие программные средства;

• государственный язык.

Относительно квалификационных требований, которым должен соответствовать секретарь городского совета, то это должно быть высшее образование первого или второго уровня по степени бакалавра или магистра соответствующей отрасли. Повышение квалификации (курсы усовершенствования, стажировки и т. п.). Стаж работы на соответствующих должностях в ОМС не менее 3 лет.

Взаимоотношения (связи) по этой должности предусматривают, что секретарь городского совета в пределах своих полномочий имеет служебные связи с руководителями и сотрудниками других структурных подразделений городского совета, подчиненными работниками. Вне пределов совета он имеет служебные связи с местными органами исполнительной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, с общественными объединениями и благотворительными организациями, средствами массовой информации, гражданами. Также секретарь городского совета сотрудничает с областной государственной администрацией и ее структурными подразделениями, территориальными органами министерств и других центральных органов исполнительной власти Украины, областными организациями и учреждениями. Таким образом, за секретарем городского совета фактически закреплена возможность выполнения функций заместителя городского головы. Поэтому недаром он отнесен к категории руководителей.

Подводя определенные итоги относительно пополнения КП новыми должностями, которые мы рассмотрели, можно с уверенностью сказать, что важные стратегически значимые для государства сферы получат новый импульс развития благодаря укреплению профильного кадрового потенциала.

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И СОКРАЩЕНИЯ

ХКУ — Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

Закон № 2493 — Закон Украины «О службе в органах местного самоуправления» от 07.06.2001 г. № 2493-III.

Закон № 280 — Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР.

Закон № 2939Закон Украины «О доступе к публичной информации» от 13.01.2011 г. № 2939-VI.

Закон № 3543Закон Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» от 21.10.93 г. № 3543-XII.

Постановление № 587постановление КМУ «Об утверждении Типового положения о мобилизационном подразделении органа государственной власти, другого государственного органа» от 27.04.2006 г. № 587.

Порядок № 229Порядок исчисления стажа государственной службы, утвержденный постановлением КМУ от 25.03.2016 г. № 229.

Изменение № 8приказ Минэкономразвития «Об утверждении Изменения № 8 к национальному классификатору ДК 003:2010» от 15.02.2019 г. № 259.

КП — Национальный классификатор ДК 003:2010 «Классификатор профессий», утвержденный приказом Госпотребстандарта от 28.07.2010 г. № 327.

ОМС — органы местного самоуправления.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше