Имущество передано в оперативное управление (хозяйственное ведение): как его учитывать

Крот Юлия, экономист-аналитик
Бюджетная бухгалтерия Декабрь, 2019/№ 46
В избранном В избранное
Печать
Орган местного самоуправления осуществляет передачу объектов коммунальной собственности в оперативное управление и хозяйственное ведение коммунальным заведениям и предприятиям. Как правильно в дальнейшем вести учет такого имущества, переданного в оперативное управление (хозяйственное ведение)?

Начать стоит с юридического основания для передачи коммунального имущества.

Прежде всего напомним: субъектом управления имуществом, относящимся к коммунальной собственности соответствующих территориальных громад, является орган местного самоуправления (далее — ОМС).

Решения об отчуждении (в том числе и передаче) коммунального имущества принимаются исключительно на пленарных заседаниях и сессиях сельского, поселкового, городского совета. На это четко указывает п. 30 ч. 1 ст. 26 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР.

В то же время субъекты хозяйствования, относящиеся к коммунальному сектору экономики, осуществляют свою деятельность на основе права хозяйственного ведения или права оперативного управления. Это следует из норм ч. 1 ст. 24 Хозяйственного кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV (далее — ХКУ).

При этом под правом хозяйственного ведения следует понимать вещное право субъекта предпринимательства, который владеет, пользуется и распоряжается имуществом, закрепленным за ним собственником (уполномоченным им органом), с ограничением правомочности распоряжения относительно отдельных видов имущества (ч. 1 ст. 136 ХКУ).

В свою очередь, правом оперативного управления считается вещное право субъекта хозяйствования, который владеет, пользуется и распоряжается имуществом, закрепленным за ним для осуществления некоммерческой хозяйственной деятельности. Именно такое толкование приведено в ч. 1 ст. 137 ХКУ. Как видим, разница между передачей имущества в хозяйственное ведение и оперативное управление в первую очередь заключается в том, кто является получателем такого имущества: коммерческая или некоммерческая структура.

Итак, коммунальные предприятия получают имущество от ОМС в хозяйственное ведение. Тогда как за бюджетными учреждениями коммунальное имущество закрепляется на праве оперативного управления.

Важно!

Основанием для передачи коммунального имущества является решение сессии соответствующего совета о закреплении на праве оперативного управления (хозяйственного ведения) имущества, находящегося в коммунальной собственности.

Кроме того, ОМС, как правило, утверждают Положение о порядке закрепления имущества коммунальной собственности, за предприятиями, учреждениями, организациями на правах хозяйственного ведения или оперативного управления и типовые договоры. Такие нормативные документы определяют на местном уровне процедуру передачи и закрепления коммунального имущества соответствующей территориальной громады. Соответственно типовые договоры призваны четко регламентировать условия передачи и возврата коммунального имущества, права и обязанности его собственника и пользователя.

Непосредственно факт передачи активов оформляют Актом приема-передачи основных средств по типовой форме, утвержденной приказом Минфина от 13.09.2016 г. № 818.

Кроме того, вместе с соответствующими объектами необоротных активов необходимо передать учетные документы, подтверждающие их первоначальную стоимость, сумму начисленного износа, дату ввода в эксплуатацию и т. п., а также техническую документацию (при наличии). Этого требует абз. 7 п. 5 разд. ІІІ Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденных приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11. Поэтому вместе с основными средствами (земельные участки, здания, сооружения, транспортные средства, оборудование стоимостью свыше 6000 грн. и т. п.) нужно передать Инвентарную карточку учета каждого из таких объектов. В случае передачи прочих необоротных активов (мебель, оборудование стоимостью до 6000 грн. и т. п.) передаются Инвентарные карточки группового учета.

Теперь о порядке отражения операций по передаче имущества в оперативное управление (хозяйственное ведение) на счетах бухучета.

В этом случае действует основное правило: ни доходы, ни расходы в результате такой передачи не возникают. Такие операции считаются внутренним перемещением в пределах органа, уполномоченного управлять объектами коммунальной собственности. При этом необходимо составить корреспонденцию субсчетов, предусмотренную п. 1.13 Типовой корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами распорядителями бюджетных средств и государственными целевыми фондами, утвержденной приказом Минфина от 29.12.2015 г. № 1219 (ср. 025069200).

Итак, с отражением в бухучете передачи имущества в хозяйственное ведение (оперативное управление) все понятно. Однако как же в дальнейшем следует учитывать субъекту управления — ОМС такие переданные объекты? И должен ли он вообще их как-то учитывать после передачи?

На первый взгляд кажется, что при передаче имущества его нужно просто списать с баланса — и все.

На этом точка. Ведь действующее законодательство не содержит четких требований о дальнейшем учете таких объектов. Вместе с тем имеем забалансовый субсчет 091 «Переданные (выданные) активы в соответствии с законодательством распорядителей бюджетных средств». Этот субсчет предназначен для учета информации о переданных (выданных) активах в соответствии с законодательством распорядителей бюджетных средств. По крайней мере такую формулировку содержит Порядок применения Плана счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденный приказом Минфина от 29.12.2015 г. № 1219.

Интересно, что этим нормативным документом предусмотрено применение забалансового счета 09 для учета активов, переданных (выданных) соответствующим категориям населения. Однако считаем вполне правомерным применение субсчета 091 для обобщения информации именно об объектах коммунальной собственности, переданных в хозяйственное ведение или оперативное управление. Также не лишним будет вести оперативный учет именно таких, переданных (закрепленных) на праве оперативного управления (хозяйственного ведения), объектов. Для этого можно применять ведомости, книги, описи произвольной формы в разрезе групп переданных объектов и их пользователей. Кстати, не забудьте прописать порядок учета таких объектов после их передачи (закрепления) в приказе об организации бухгалтерского учета вашего ОМС.

И напоследок несколько примеров отражения операций по передаче объектов коммунальной собственности в оперативное управление (хозяйственное ведение) на счетах бухучета.

Пример 1. Согласно решению сессии поселкового совета за школой закреплены на праве оперативного управления автобус, компьютерная техника и мебель. Передача с баланса поселкового совета указанных объектов оформлена Актом приема-передачи основных средств по типовой форме. На основании учетных данных ОМС в акт внесена такая информация о переданных активах:

автобус — 1 шт., первоначальная стоимость — 369225 грн., сумма износа — 184612 грн.;

компьютеры персональные — 5 шт., общая первоначальная стоимость — 67500 грн. (13500 грн. за единицу), сумма начисленного износа всего — 3375 грн. (675 грн. за единицу);

столы офисные — 10 шт., общая первоначальная стоимость — 17000 грн. (1700 грн. за единицу), сумма начисленного износа всего — 8500 грн. (850 грн. за единицу);

шкафы для одежды — 5 шт., общая первоначальная стоимость — 10000 грн. (2000 грн. за единицу), сумма начисленного износа всего — 5000 грн. (1000 грн. за единицу).

Вместе с объектами необоротных активов были переданы инвентарные карточки, а на автобус также переданы техпаспорт (свидетельство о регистрации транспортного средства) и эксплуатационная документация.

В регистры бухучета внесены такие записи:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

№ мемориального ордера

дебет

кредит

1

Отражена передача автобуса в оперативное управление школы:

• на сумму первоначальной стоимости

5111

1015

369225

17

• на сумму начисленного износа

1411

5512

184612

17

Одновременно отнесена стоимость переданного в оперативное управление автобуса на забалансовый учет

091

369225

16

2

Отражена передача компьютерной техники в оперативное управление школы:

• на сумму первоначальной стоимости

5111

1014

67500

17

• на сумму начисленного износа

1411

5512

3375

17

Одновременно отнесена стоимость переданной в оперативное управление компьютерной техники на забалансовый учет

091

67500

16

3

Отражена передача мебели (столов и шкафов) в оперативное управление школы:

• на сумму первоначальной стоимости (17000 грн. + 10000 грн.)

5111

1113

27000

17

• на сумму начисленного износа (8500 грн. + 5000 грн.)

1412

5512

13500

17

Одновременно отнесена стоимость переданной в оперативное управление мебели на забалансовый учет

091

27000

16

Пример 2. На основании решения сессии поселкового совета были переданы в хозяйственное ведение и на баланс коммунального предприятия земельный участок кладбища и административное здание, размещенное на территории кладбища.

Согласно Акту приема-передачи основных средств:

земельный участок площадью 6000 м2, первоначальная стоимость — 1890000 грн.;

административное здание площадью 70 м2, первоначальная стоимость — 750000 грн., начисленный износ — 300000 грн.

Объекты основных средств переданы вместе с инвентарными карточками учета и технической документацией.

В регистры бухучета внесены такие записи:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

№ мемориального ордера

дебет

кредит

1

Отражена передача земельного участка в хозяйственное ведение коммунального предприятия (на сумму первоначальной стоимости)

5111

1011

1890000

17

Одновременно отнесена стоимость переданного в хозяйственное ведение земельного участка на забалансовый учет

091

1890000

16

2

Отражена передача административного здания в хозяйственное ведение коммунального предприятия:

• на сумму первоначальной стоимости

5111

1013

750000

17

• на сумму начисленного износа

1411

5512

300000

17

Одновременно отнесена стоимость переданного в хозяйственное ведение здания на забалансовый учет

091

750000

16

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно