Темы статей
Выбрать темы

Учитывать ли при определении размера «оздоровительных» повышение оклада «за вредность»?

Меренкова Светлана, главный бухгалтер и начальник отдела бухгалтерского учета и финансово-хозяйственного обеспечения Главного управления Гоструда в Харьковской области
Должностной оклад социального рабочего территориального центра социального обслуживания повышается:
— на 15 % в связи с вредными и тяжелыми условиями труда;
— на 20 % за работу с пациентами со значительно сниженной двигательной активностью.
Как правильно определить размер помощи на оздоровление: исходя из схемного («чистого») оклада или из оклада с учетом указанных повышений?

Прежде чем ответить на поставленный вопрос, поговорим об основаниях для установления работникам терцентра повышений «за вредность».

Условия и размеры оплаты труда работников учреждений социальной защиты, в том числе и работников территориального центра социального обслуживания (далее — терцентр), определяются в соответствии с Условиями оплаты труда работников заведений здравоохранения и учреждений социальной защиты населения, утвержденными совместным приказом Минтруда и МОЗ от 05.10.2005 г. № 308/519 (далее — Условия № 308/519).

Так, согласно абз. 2 п. 1.4 этих Условий оплата труда работников терцентра осуществляется за фактически отработанное время, исходя из должностного оклада (тарифной ставки) с учетом повышений, доплат и надбавок, предусмотренных действующим законодательством.

Определяя «оплатные» условия для работников терцентров, не стоит забывать об особом характере их работы. Ведь такая работа связана с обслуживанием определенного контингента подопечных: пенсионеров, одиноких нетрудоспособных граждан, лиц со значительно сниженной двигательной активностью, с нарушением психики и т. п. За выполнение такой работы для определенных категорий работников терцентров Условиями № 308/519 предусмотрено повышение должностных окладов (тарифных ставок) в связи с вредными и тяжелыми условиями труда.

Повышение оклада за работу в терцентре

Основания для повышения должностных окладов в связи с вредными и тяжелыми условиями труда приведены в п. 1 п.п. 2.4.5 Условий № 308/519. В частности, предусмотрено повышение окладов работников заведений и структурных подразделений, перечень которых приведен в приложении 3 к этим Условиям.

Так, работники терцентров, которые занимают должности, определенные в п.п. 2.6 приложения 3 к Условиям № 308/519, имеют право на повышение должностных окладов на 15 % в связи с вредными и тяжелыми условиями труда. К этим работникам относятся, в частности, специалисты по социальной работе (социальной помощи на дому), социальные работники, социальные рабочие.

Заметим, что конкретный перечень должностей работников, которым должностные оклады повышают на 15 %, утверждает руководитель учреждения, заведения по согласованию с профсоюзным комитетом в зависимости от функциональных обязанностей и объема работы во вредных и тяжелых условиях труда (п. 12 п.п. 2.4.5 Условий № 308/519). При этом Условия № 308/519 не требуют проведения аттестации рабочих мест для установления указанного повышения должностного оклада.

Поэтому коллективным договором терцентра должен быть утвержден перечень должностей работников, которые имеют право на повышение должностных окладов в соответствии с п. 1 п.п. 2.4.5 Условий № 308/519.

Учитывая, что должность (профессия) социального рабочего указана в п.п. 2.6 приложения 3 к Условиям № 308/519, руководитель терцентра по согласованию с профсоюзом имеет полное право включить ее в указанный перечень.

Повышение оклада за работу с «особенными» подопечными

Согласно п. 8 п.п. 2.4.5 Условий № 308/519 работники учреждений соцзащиты, которые непосредственно обслуживают лиц со значительно сниженной двигательной активностью и коечных больных, имеют право на повышение должностного оклада в размере 20 %.

Заметим, что к лицам со значительно сниженной двигательной активностью относятся лица с IV и V группами двигательной активности согласно карточке медицинского осмотра:

• IV группа — двигательная активность значительно снижена (может самостоятельно передвигаться по помещению, домашнюю работу самостоятельно не выполняет);

• V группа — двигательная активность утрачена полностью (передвигаться самостоятельно не может, коечный больной).

Группы двигательной активности и соответствующая характеристика индивидуальной потребности определены приложением 1 к Государственному стандарту ухода на дому, утвержденному приказом Минсоцполитики от 13.11.2013 г. № 760.

А что следует понимать под термином «непосредственное обслуживание больных»?

Непосредственное обслуживание больных — это работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента: выполнение диагностических и лечебных процедур, мероприятий по уходу за больными, создание соответствующего лечебно-оздоровительного режима (в частности, проведение массажа, инъекций, процедур, манипуляций, кормление больных, их транспортировка), санитарная обработка (см. письмо Минсоцполитики от 18.10.2013 г. № 917/13/155-13).

К работникам терцентра, непосредственно обслуживающим лиц со значительно сниженной двигательной активностью и коечных больных, относятся в том числе и социальные рабочие. При этом 20-процентное повышение устанавливается им независимо от времени обслуживания «особенных» подопечных. Ведь Условия № 308/519 не определяют зависимость такого повышения от численности больных и времени, непосредственно отработанного с ними.

Итак, социальный рабочий терцентра, непосредственно обслуживающий лиц со значительно сниженной двигательной активностью и коечных больных, имеет право на повышение должностного оклада на 20 % и на 15 % за работу с вредными и тяжелыми условиями труда.

ВАЖНО!

Абсолютный размер каждого повышения устанавливается отдельно друг от друга к схемному должностному окладу (п.п. 2.4.7 Условий № 308/519).

Помощь на оздоровление

Руководители учреждений социальной защиты имеют право оказывать работникам материальную помощь, в том числе на оздоровление, в сумме не более чем один должностной оклад в год (п.п. 5.11 Условий № 308/519).

Относительно порядка выплаты «оздоровительной» помощи работникам терцентров отметим следующее.

Как правило, такая выплата привязывается к ежегодному отпуску работника. Основанием для ее назначения является заявление работника о предоставлении ежегодного отпуска, а впоследствии приказ руководителя учреждения о выплате материальной помощи на оздоровление. Заметим, что предоставление указанной помощи может осуществляться по решению руководителя только в случае, когда такие средства будут заложены в фонд оплаты труда при формировании сметы на соответствующий бюджетный год.

Что касается определения размера помощи на оздоровление, то у многих бухгалтеров терцентров возникают сомнения по поводу того, учитывать ли при выплате «оздоровительных» повышение «за вредность».

Давайте рассуждать вместе.

Так, в графе 12 тарификационного списка (приложение 1 к Условиям № 308/519) отражается должностной оклад с повышениями, который, в свою очередь, утверждается в штатном расписании терцентра в графе «Посадовий оклад (грн.)» в соответствии с требованиями постановления КМУ «Об утверждении Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к выполнению смет бюджетных учреждений» от 28.02.2002 г. № 228 (ср. ).

Кроме того, как указано в пп. 3.5 и 4.6 Условий № 308/519, доплаты и надбавки работникам устанавливаются к должностному окладу с учетом повышений.

Учитывая это, «оздоровительная» помощь, предусмотренная п.п. 5.11 Условий № 308/519, выплачивается работникам терцентра в размере должностного оклада с учетом повышений (см. письмо МОЗ и Профсоюза работников здравоохранения от 23.03.2012 г. № 10.01.67/773, № 03-93).

Рассмотрим на примере по условиям вопроса порядок определения размера «оздоровительной» помощи.

Пример. Должностной оклад социального рабочего терцентра составляет 2785 грн. (6-й тарифный разряд по ЕТС). Также указанному работнику установлены повышения: в размере 15 % должностного оклада в связи с вредными и тяжелыми условиями труда и в размере 20 % должностного оклада за работу с пациентами со значительно сниженной двигательной активностью.

Сначала определим размер повышения за работу в терцентре:

2785 х 15 % = 417,75 грн.

Потом рассчитаем размер повышения за работу с «особенными» подопечными:

2785 х 20 % = 557,00 грн.

Далее — размер помощи на оздоровление:

2785 + 417,75 + 557,00 = 3759,75 грн.

Заметим, что округление в данном случае не предусмотрено, а потому работник должен получить «оздоровительные» в размере 3759,75 грн.

Итак, резюмируем: при определении размера помощи на оздоровление социальному рабочему терцентра следует учитывать оба повышения «за вредность», установленные п.п. 2.4.5 Условий № 308/519.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше