Темы статей
Выбрать темы

Отчет неприбыльной организации: 10 топ-вопросов

Матвеева Виктория, эксперт журнала «Бюджетная бухгалтерия»
Приближается срок подачи Отчета об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации. Поэтому и не удивительно, что читатели журнала «Бюджетная бухгалтерия» обращаются в нашу редакцию с вопросами о заполнении и подаче этого Отчета. Ответы на них мы подготовили в этом материале.

Так о чем же спрашивают? Преимущественно бухгалтеров интересует вопрос: есть ли какие-то новые требования к порядку заполнения и подачи Отчета за 2018 год?

Сразу же успокоим вас: никаких изменений в форму Отчета в течение 2018 года Минфин не вносил.

А означает ли это, что требования к порядку заполнения остались такими же, что и в прошлом году? Вообще — практически такими же, поскольку форма Отчета не претерпела никаких изменений, но есть определенные уточнения (своего рода «изюминки» от фискалов) по заполнению и подаче Отчета. Поэтому далее уделим им внимание.

Прежде всего напомним, что Отчет по структуре выглядит таким образом:

Вступительная часть

Строки 1 — 9

Заполняют обязательные реквизиты, приведенные в строках 1 — 9

Основная часть

Часть I

Доходы неприбыльной организации (сумма строк 1.1 — 1.11)

Строка 1

Суммируют данные, приведенные в строках 1.1— 1.11 Отчета.

Отражают доходы, полученные бюджетным учреждением по общему и специальному фондам в 2018 году

Часть II

Расходы (затраты) неприбыльной организации (сумма строк 2.1 — 2.6)

Строка 2

Суммируют данные, приведенные в строках 2.1— 2.2 Отчета.

Отражают расходы, осуществленные бюджетным учреждением по общему и специальному фондам в 2018 году

Строки 3 — 6

Неприбыльные организации определяют сумму налоговых обязательств по налогу на прибыль (бюджетные учреждения не заполняют)

Исправление ошибок

Строки 7 — 10

Заполняют в случае исправления ошибок

Приложения к Отчету

Приложение ГД

Информация об операциях с гуманитарной помощью

Подают при осуществлении операций с гуманитарной помощью, то есть при заполнении строк 1.15.2 ГД, 2.6.2 ГД и 3.1 ГД Отчета

Приложение ВП

Расчет налоговых обязательств за период, за который обнаружена ошибка(и)

Подают в случае заполнения строк 7 — 9 Отчета.

Заполняют в случае самостоятельного исправления ошибки(ок) путем уточнения показателей Отчета в соответствии со ст. 50 гл. 2 разд. II НКУ.

Как правило, с помощью приложения ВП исправляют ошибки, связанные с исчислением налогового обязательства (то есть допущенные в части II Отчета).

Ошибки в части I Отчета (то есть те, которые не приводят к увеличению налоговых обязательств по налогу на прибыль) учреждение может исправить через уточняющий Отчет (то есть способом исправления «через уточняющий расчет» — самостоятельный документ из п.п. «а» п. 50.1 НКУ) или подать Отчет с отметкой «отчетный новый» (если ошибки обнаружили в уже поданном Отчете, но еще не истек предельный срок его подачи). При исправлении таких ошибок в уточняющем Отчете указывают правильные показатели, то есть уже с учетом уточнений, а строки 7 — 10 уточняющего Отчета (или «отчетного нового» Отчета) не заполняют

Приложение ФЗ

Финансовая отчетность

Подают в соответствии с п. 46.2 НКУ вместе с Отчетом. Финансовая отчетность имеет статус приложения, поэтому является неотъемлемой частью Отчета

Какой срок подачи Отчета за 2018 год?

Бюджетные учреждения, не являющиеся плательщиками налога на прибыль предприятий в соответствии с п. 133.4 НКУ и внесенные контролирующим органом в Реестр неприбыльных учреждений и организаций (далее — Реестр), подают Отчет в сроки, предусмотренные для подачи налоговой декларации по налогу на прибыль предприятий (п. 46.2 ст. 46 НКУ).

Для неприбыльных организаций, соответствующих требованиям п. 133.4 НКУ и внесенных в Реестр, установлен годовой налоговый (отчетный) период. На это четко указано в п.п. 133.4.7 НКУ.

Поэтому учреждения, соответствующие требованиям, установленным в п.п. 133.4.1 НКУ, в частности внесенные контролирующим органом в Реестр, Отчет подают за базовый отчетный (налоговый) год в течение 60 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) года. То есть подать Отчет за 2018 год нужно не позднее 1 марта 2019 года (последний день подачи).

Кстати, есть некоторые исключения из этого правила. Но они касаются только случаев, предусмотренных п.п. 133.4.3 НКУ. Так, имеем в виду случаи, когда неприбыльная организация в случае нарушения требований, определенных п. 133.4 НКУ, обязана подать Отчет в срок, определенный для месячного налогового (отчетного) периода (т. е. в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца).

Бюджетное учреждение в течение 2018 получало доходы, которые не относятся к собственным поступлениям. Также получало средства для выплаты больничных и чернобыльских. В какой строке Отчета необходимо показать такие суммы? Нужно ли их отражать в строке 1.11 «прочие доходы» Отчета?

Если в течение 2018 года бюджетное учреждение получало средства, которые не относятся ни к одной из подгрупп собственных поступлений, указанных в ч. 4 ст. 13 БКУ, то их в Отчете не показывают.

Например, это касается:

• средств от продажи зданий и сооружений. Такие суммы учреждения полностью перечисляют в доход того бюджета, за счет которого содержатся;

• средств для выплаты больничных. Это связано с тем, что расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности не предусматриваются в смете бюджетного учреждения (ни по общему, ни по специальному фондам). Такие средства не отражаются в Отчете о поступлении и использовании средств общего фонда (формы № 2д, № 2м) и отчетах по форме № 4 о поступлении и использовании средств специального фонда;

• штрафных санкций, полученных бюджетным учреждением по договорам и т. п.

Учитывая это, бюджетное учреждение не имеет оснований для отражения указанных сумм в Отчете.

В 2018 году бюджетное учреждение получило поступления по коду бюджетной классификации доходов 41010600 «Субвенция из местного бюджета государственному бюджету на выполнение программ социально-экономического и культурного развития регионов». Такие средства отнесены к прочим поступлениям специального фонда бюджета. Нужно ли такие средства указывать в Отчете и в какой строке?

Отметим, что информацию о суммах полученных и использованных субвенций из местного бюджета на выполнение программ социально-экономического и культурного развития регионов распорядитель средств государственного бюджета указывает в Отчете о поступлении и использовании средств, полученных на выполнение программ социально- экономического и культурного развития регионов (форма № 4-4д).

Поскольку такие поступления являются составной частью специального фонда бюджета, их целесообразно отражать в строке 1.3 Отчета.

Подробно о механизме передачи и учете межбюджетных трансфертов, в том числе и о субвенции из местного бюджета на выполнение программ социально-экономического и культурного развития регионов, мы рассказывали в материале «Межбюджетные трансферты: нюансы учета» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2017, № 37, с. 23).

Как заполнять строки 2.1 и 2.2 Отчета? Какие расходы (кассовые или фактические) указать в этих строках?

Кажется, этот вопрос — один из главных, который волнует бухгалтеров. Но почему он постоянно возникает?

Дело в том, что налоговики в своих разъяснениях высказываются за привязку показателей Отчета к доходам и расходам, формируемым по правилам бухгалтерского учета.

Так, например, в письме ГФСУ от 20.02.2018 г. № 691/6/99-99-15-02-02-15/ІПК, а также в консультациях, размещенных в ЗІР в категории 102.04, указано следующее:

«В строках 1.1 — 1.11 части I Отчета отражаются доходы, полученные неприбыльными организациями, а в строках 2.1 — 2.6 Отчета — суммы расходов (затрат).

При этом формирование доходов и расходов, отражаемых в Отчете, осуществляется по правилам бухгалтерского учета, то есть момент их возникновения не зависит от даты поступления или уплаты средств».

С учетом этого, налоговики хотят видеть в Отчете доходы и расходы, сформированные по правилам бухгалтерского учета, то есть по принципу начисления в момент их возникновения независимо от поступления или уплаты средств. Для этого они пытаются сверять показатели доходов и расходов, приведенные в Отчете с данными, указанными в формах годовой финансовой отчетности, которая является неотъемлемым приложением к Отчету. Ведь недаром такую отчетность неприбыльные организации подают вместе с Отчетом.

Интересно то, что разъяснение фискалов дополнено такой фразой:

«Наряду с этим отмечаем, что каждый конкретный случай по отражению доходов и расходов в Отчете, который касается особенностей деятельности неприбыльной организации в зависимости от закона, регулирующего деятельность соответствующей неприбыльной организации, требует анализа договоров и первичных документов, поэтому для получения более подробного ответа предлагаем Вам обратиться в контролирующий орган для получения индивидуальной налоговой консультации в устной или в письменной форме в соответствии со ст. 52 НКУ с предоставлением всех имеющихся копий документов».

То есть они предполагают, что такой вариант отражения доходов и расходов не единственный, а потому в зависимости от особенностей деятельности неприбыльной организации порядок отражения доходов и расходов в Отчете может не совпадать с общей позицией фискалов. Вместе с тем для окончательного решения этого вопроса они советуют обратиться в контролирующий орган для получения индивидуальной налоговой консультации. Кстати, это вполне законный вариант решения этого вопроса, которым не стоит пренебрегать.

Однако отметим, что все же, по нашему мнению, в строках 2.1 и 2.2 Отчета, как и раньше, следует указывать кассовые расходы, проведенные учреждением в 2018 году, то есть средства, фактически использованные по общему и специальному фондам и перечисленные с регистрационных, специальных регистрационных счетов бюджетного учреждения.

Учитывая это, основанием для заполнения строк 2.1 и 2.2 Отчета являются, в частности, показатели, приведенные в Отчете о поступлении и использовании средств общего фонда (формы № 2д, № 2м), и в отчетах по форме № 4 о поступлении и использовании средств специального фонда в графах «Кассовые за отчетный период (год)».

Бюджетное учреждение в 2018 году получило благотворительные взносы в виде средств и имущества. Такие взносы были отнесены к доходам спецфонда, в орган Казначейства предоставлена Справка о поступлениях в натуральной форме. В какие строки Отчета внести сумму таких поступлений?

Напомним, что все виды благотворительных взносов, грантов и подарков учреждения относят к собственным поступлениям.

Так, в соответствии с ч. 4 ст. 13 БКУ в составе второй группы собственных поступлений (прочие источники собственных поступлений бюджетных учреждений) выделяют несколько подгрупп, в частности подгруппу 1 — благотворительные взносы, гранты и подарки.

Учитывая это, благотворительные взносы в виде средств и имущества являются собственными поступлениями бюджетных учреждений и включаются в специальный фонд сметы. Поэтому такие поступления учреждения могут указать в строке 1.3 Отчета.

Имейте в виду! Учреждение может показать такие поступления в строке 1.6.1 Отчета. Более того, считаем, что такой вариант отражения благотворительной помощи является более логичным, поскольку в Отчете для таких доходов предусмотрена отдельная строка — 1.6.1.

Учитывая это, бюджетное учреждение должно решить, в какой из строк — 1.3 или 1.6.1 — Отчета показать благотворительную помощь, полученную в течение 2018 года. Главное — не внести такие благотворительные поступления одновременно как в строку 1.3, так и в строку 1.6.1 Отчета.

Какая ответственность в случае нарушения бюджетным учреждением срока подачи Отчета? Есть ли ответственность за подачу Отчета без финансовой отчетности?

Отчет является налоговой декларацией в понимании п. 46.1 НКУ, поэтому:

• за его неподачу/несвоевременную подачу применяют штраф по п. 120.1 НКУ в размере 170 грн. за каждую неподачу или несвоевременную подачу (а за повторное нарушение в течение года — штраф в размере 1020 грн.).

Кстати, такая же ответственность грозит и за подачу Отчета без финотчетности. Поскольку тогда фискалы не признают его налоговой декларацией, о чем свидетельствуют разъяснения в ЗІР в категории 102.25;

• за нарушение порядка заполнения Отчета должностным лицам — админштраф по ст. 1631 КУоАП в размере от 85 до 170 грн.

Стоит знать: в таком случае также придется уплатить судебный сбор в размере 0,2 прожиточного минимума для трудоспособных лиц (в 2019 году это: 1921 грн. Х 0,2 = 384,20 грн.) в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 4 Закона Украины «О судебном сборе» от 08.07.2011 г. № 3674-VI. Отметим, что такой админштраф суд налагает на основании протоколов об административных правонарушениях, составленных налоговыми органами (ст. 221 и 255 КУоАП).

Какие формы финансовой отчетности бюджетные учреждения должны подавать с Отчетом?

Согласно п. 46.2 НКУ неприбыльные учреждения и организации вместе с Отчетом обязательно подают в контролирующие органы годовую финансовую отчетность. Такая отчетность является приложением и неотъемлемой частью Отчета.

Как мы уже отмечали, информация о приложениях, которые прилагаются к Отчету, является обязательным реквизитом формы Отчета в соответствии с п. 48.3 НКУ.

Именно о таких требованиях к подаче финансовой отчетности вместе с Отчетом рассказывала ГФСУ в разъяснениях, приведенных в ЗІР (категория 102.23.02).

Таким образом, для бюджетных учреждений действующей редакцией п. 46.2 НКУ не предусмотрены никакие исключения, а потому в этом году вместе с Отчетом также следует подать и годовую финансовую отчетность за 2018 год, которая является неотъемлемой частью такого Отчета.

Не забудьте в форме Отчета информацию о финансовой отчетности отразить в блоке «Наличие приложений4», то есть поставить отметку «х» в поле «ФЗ6», и обозначить, какие формы финансовой отчетности учреждение подает вместе с Отчетом.

Какие же формы финансовой отчетности следует подавать вместе с Отчетом?

Как утверждают фискалы в разъяснении, приведенном в ЗІР (категория 102.23.02), бюджетные учреждения вместе с Отчетом подают следующие формы годовой финансовой отчетности:

• Баланс (форма № 1-дс);

• Отчет о финансовых результатах (форма № 2-дс);

• Отчет о движении денежных средств (форма № 3-дс);

• Отчет о собственном капитале (форма № 4-дс);

• Примечания к годовой финансовой отчетности (форма № 5-дс).

Но известно, что на местах органы ГФСУ по-разному толкуют требования п. 46.2 НКУ о подаче финансовой отчетности неприбыльными организациями, в частности о ее составе. Так, одни настаивают на том, что подавать следует весь комплекс годовой финансовой отчетности (формы № 1-дс, № 2-дс, № 3-дс, № 4-дс и № 5-дс). Другие — только формы № 1-дс и № 2-дс, а некоторые — только форму № 2-дс.

Как всем угодить и не попасть под штрафные санкции? Советуем подавать либо все 5 форм годовой финансовой отчетности (тем учреждениям, кто не знает, какие формы требуют фискалы на местах), либо только те формы, на которых четко и уверенно настаивает ГФСУ.

Важно!

Учреждения вместе с Отчетом подают в контролирующие органы годовую финансовую отчетность. Такая отчетность является приложением и неотъемлемой частью Отчета.

Каким образом подавать годовую финансовую отчетность: электронную или бумажную форму? На первый взгляд не совсем корректный вопрос. Конечно же, электронную форму!

Но известно, что подать финансовую отчетность в электронной форме как приложение к Отчету получается далеко не у всех учреждений по разным причинам.

Учитывая это, как вариант, органы ГФСУ на местах предлагают бюджетным учреждениям с целью выполнения требований действующей редакции п. 46.2 НКУ, подавать Отчет в электронной форме средствами электронной связи, а финансовую отчетность (все или только некоторые формы)— в бумажном виде с сопроводительным письмом .

Итак, мы ответили на те вопросы, которые получили от наших читателей. Но если у вас все еще есть вопросы, на которые вы до сих пор не нашли ответы, не теряйте времени и присылайте их на электронный адрес журнала «Бюджетная бухгалтерия» (bb@id.factor.ua) — и вы оперативно получите ответ. Ведь время еще есть, поскольку подать Отчет за 2018 год необходимо не позднее 1 марта 2019 года (последний день подачи).

Нормативные документы и сокращения

БКУБюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

НКУНалоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

КУоАПКодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

ЗІР — Общедоступный информационно-справочный ресурс.

Отчет — Отчет об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации, утвержденный приказом Минфина от 17.06.2016 г. № 553.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше