Воинский учет в учреждении: коротко о главном

Остапчук Александр, эксперт по вопросам оплаты труда
Бюджетная бухгалтерия Февраль, 2019/№ 8
В избранном В избранное
Печать
Учреждения и организации всех форм собственности обязаны вести воинский учет. Кто ответственный за его ведение? Кого следует учитывать? Предусмотрена ли ответственность для работодателей за нарушение «военно-учетного» порядка? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в сегодняшнем материале.

Нормативное основание

Основным документом, которым необходимо руководствоваться при ведении воинского учета в учреждении, является Закон № 2232. Во исполнение этого закона еще в конце 2016 года был утвержден Порядок № 921.

Именно он определяет механизм организации и ведения воинского учета призывников и военнообязанных центральными и местными органами исполнительной власти, другими государственными органами, исполнительными органами сельских, поселковых, городских советов и исполнительными аппаратами районных, областных советов, учреждениями, организациями и заведениями образования независимо от их подчиненности и формы собственности.

Каковы задачи воинского учета?

Основные задачи ведения воинского учета (п. 4 Порядка № 921) мы отразили на рис. 1.

Рис. 1. Задачи воинского учета

Кого учитывают?

Объектами воинского учета являются призывники и военнообязанные. В соответствии с ч. 9 ст. 1 Закона № 2232:

призывники — это лица, приписанные к призывным участкам;

военнообязанные — это лица, которые находятся в запасе для комплектования Вооруженных Сил Украины и других воинских формирований на особый период, а также для выполнения работ по обеспечению обороны государства.

В пп. 17 — 20 Порядка № 921 определен перечень призывников и военнообязанных, которые подлежат/не подлежат взятию на воинский учет. На рис. 2 и 3 приведем весь перечень таких лиц.

Рис. 2. Перечень лиц, которые подлежат взятию на воинский учет призывников и военнообязанных по месту работы — в учреждениях, организациях, госорганах

Рис. 3. Перечень лиц, которые не подлежат взятию на воинский учет призывников и военнообязанных по месту работы — в учреждениях, организациях, госорганах

Кто ведет воинский учет?

Воинский (персональный) учет организуется и непосредственно ведется государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, в которых призывники и военнообязанные работают/обучаются (п. 15 Порядка № 921).

Следовательно, за учреждениями (организациями, госорганами) закреплена обязанность ведения персонального учета работников со статусом призывников или военнообязанных.

Кроме того, учитывайте, что исполнительные комитеты сельских, поселковых и городских советов уполномочены вести персонально-первичный учет призывников и военнообязанных (кроме военнообязанных СБУ, Службы внешней разведки) по месту их жительства — в сельской местности, а также в городах и поселках, где отсутствуют районные (городские) военкоматы (п. 23 Порядка № 921).

Как вы уже поняли, в сегодняшнем материале речь идет о воинском учете призывников и военнообязанных по их месту работы, то есть об организации и ведении такого учета у работодателей.

Важно!

Персональный учет призывников и военнообязанных возлагается на руководителя учреждения (организации, госоргана).

Такое правило установлено ч. 5 ст. 34 Закона № 2232. Однако на практике руководитель учреждения передает эту «почетную миссию» кому-то из специалистов кадровой службы.

Каковы обязанности учреждения по ведению воинского учета?

При ведении воинского учета учреждения (организации, госорганы) обязаны:

проверять у сотрудников при приеме на работу наличие военно-учетных документов: у призывников — удостоверений о приписке к призывным участкам, а у военнообязанных — военных билетов или временных удостоверений. При этом прием на работу военнообязанных/призывников осуществляется только после взятия их на воинский учет в районных (городских) военкоматах или в случае пребывания на воинском учете в СБУ и Службе внешней разведки;

оповещать по требованию районных (городских) военкоматов призывников и военнообязанных об их вызове в районные (городские) военкоматы и обеспечивать их своевременное прибытие (ч. 9 ст. 29 и ч. 1 ст. 38 Закона № 2232, п. 47 Порядка № 921);

направлять в 7-дневный срок в соответствующие районные (городские) военкоматы уведомления об изменении учетных данных призывников и военнообязанных, принятых на работу или уволенных с работы;

вносить правки об измененных сведениях в личные карточки призывников и военнообязанных в течение 5 дней с момента получения соответствующих документов. Данные, о которых здесь идет речь, касаются семейного положения, места жительства (пребывания), образования, места работы и должности. Кроме того, направлять уведомление об изменениях этих учетных данных до 5 числа ежемесячно районным (городским) военкоматам;

организовывать периодическую сверку личных карточек призывников и военнообязанных с записями в военных билетах и удостоверениях о приписке к призывным участкам, а также проводить сверку учетных данных с военкоматами не реже 1 раза в год;

оформлять бронирование военнообязанных за центральными и местными органами исполнительной власти, другими госорганами, предприятиями, учреждениями и организациями на период мобилизации и на военное время;

получать под расписку от работников их военно-учетные документы для подачи в районные (городские) военкоматы для сверки с учетными данными и оформления бронирования военнообязанных на период мобилизации и на военное время;

составлять и подавать ежегодно до 1 декабря списки граждан, которые подлежат приписке к призывным участкам (в случае наличия). Форма этого Списка приведена в приложении 3 к Порядку № 921 (ср. 025069200). Учитывайте: в Список включаются все юноши, которым в год приписки исполняется 17 лет, независимо от гражданства, отбывания наказания в местах лишения свободы по приговору суда, состояния здоровья, постоянного или временного жительства (работы, обучения) (примечание в приложении 3 к Порядку № 921);

уведомлять районные (городские) военкоматы о гражданах и должностных лицах, которые нарушают правила воинского учета;

вести и хранить журнал учета результатов проверок состояния воинского учета призывников и военнообязанных и сверку их учетных данных с данными районных (городских) военкоматов (приложение 7 к Порядку № 921).

Определяем количество «военных учетчиков»

Количество лиц, ответственных за ведение воинского учета, необходимо определять в зависимости от наличия на учете призывников и военнообязанных (п. 10 Порядка № 921). Соотношение «военных учетчиков» в учреждении и количества призывников и военнообязанных вы можете посмотреть в табл. 1.

Таблица 1

Количество призывников и военнообязанных на воинском учете*

Количество лиц, осуществляющих ведение воинского учета

В госоргане (согласно п. 1 Порядка № 921 под госорганом в контексте этого Порядка следует понимать центральные и местные органы исполнительной власти, другие госорганы, исполнительные органы сельских, поселковых и городских советов** и исполнительные аппараты районных, областных советов):

от 500 до 1000

1 лицо

от 1000 до 2000

2 лица

на каждые следующие 1000

по 1 лицу дополнительно

В учреждениях, организациях (независимо от подчиненности и формы собственности):

от 501 до 2000

1 лицо

от 2001 до 4000

2 лица

от 4001 до 7000

3 лица

на каждые следующие от 1 до 3000

по 1 лицу дополнительно

* Для целей определения количества лиц, ответственных за ведение воинского учета, учитывается количество призывников и военнообязанных по состоянию на 1 января текущего года (п. 12 Порядка № 921). ** В сельской местности, а также в городах и поселках, где отсутствуют районные (городские) военные комиссариаты, персонально-первичный учет призывников и военнообязанных (кроме военнообязанных СБУ, Службы внешней разведки) по месту их жительства ведется исполнительными органами сельских, поселковых и городских советов (п. 23 Порядка № 921).

Если в исполнительных органах сельских, поселковых, городских советов, в учреждениях, организациях введены две или более должностей работников, ответственных за ведение воинского учета, их объединяют в отдельное военно-учетное подразделение (отдел, сектор, группу и т. п.). Об этом указано в абз. 2 п. 12 Порядка № 921.

Устанавливаем доплату за ведение воинского учета

Заметим, что согласно п. 11 Порядка № 921 при наличии на воинском учете в госорганах, учреждениях, организациях менее 500 призывников и военнообязанных обязанности по ведению воинского учета должны возлагаться на работника службы персонала или службы управления персоналом. В таком случае этому лицу устанавливается доплата в размере до 50 % должностного оклада (кроме тех, кто занимает должности госслужащих).

Однако при установлении такой доплаты следует учитывать важное условие: наличие в должностной инструкции работника обязанности по ведению воинского учета. Рассмотрим варианты.

Вариант 1. Доплата не полагается.

Если должностная инструкция специалиста службы персонала (другого работника) содержит обязанность по ведению воинского учета, то доплата, предусмотренная п. 11 Порядка № 921, такому работнику не выплачивается.

Объясняется это тем, что в этом случае специалист службы персонала (кадровой службы) при ведении воинского учета исполняет свои непосредственные обязанности, указанные в должностной инструкции, и получает соответствующую оплату, которая уже учитывает осуществление указанной функции (см. разъяснение специалистов Минсоцполитики в письме от 09.02.2018 г. № 227/0/101-18/281 // «Бюджетная бухгалтерия», 2018, № 13, с. 9).

Вариант 2. Доплата устанавливается.

Если должностная инструкция специалиста службы персонала (кадровой службы) или другого работника не предусматривает ведения воинского учета, то ему допустимо установить доплату в размере до 50 % должностного оклада.

При этом конкретный размер доплаты за ведение воинского учета (в предельном размере до 50 % должностного оклада) определяет руководитель в зависимости от фактической численности призывников и военнообязанных, что и определяет нагрузку соответствующего специалиста по этой задаче.

ВНИМАНИЕ!

Доплата за ведение воинского учета не устанавливается госслужащим.

Об этом указано в п. 11 Порядка № 921. Как стимулирующие выплаты за дополнительную нагрузку в связи с ведением воинского учета госслужащим могут выплачивать надбавку за интенсивность труда или надбавку за выполнение особо важной работы согласно Положению № 15, премии согласно Положению о премировании, утвержденному в госоргане.

Есть ли ответственность за нарушение «военно-учетного» порядка?

Руководители учреждений и организаций независимо от подчиненности и форм собственности, виновные в нарушении порядка ведения воинского учета, несут ответственность согласно закону (ч. 1 ст. 42 Закона № 2232). Для руководителей и должностных лиц учреждений предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка ведения воинского учета (см. табл. 2).

Таблица 2

Содержание нарушения

Нарушенная норма КУоАП

Размер админштрафа

впервые

повторно в течение года

Неподача руководителями или другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами учреждений и организаций списков граждан, подлежащих приписке к призывным участкам

ст. 2112

От 17 до 51 грн.

От 51 до 119 грн.

Прием руководителями или другими должностными лицами учреждений, организаций на работу военнообязанных и призывников, которые не состоят на воинском учете по месту жительства

ст. 2113

Необеспечение руководителями или другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами учреждений, организаций по требованию военных комиссариатов извещения военнообязанных и призывников об их вызове в военные комиссариаты или препятствование указанных должностных лиц своевременной явке граждан на сборные пункты или призывные участки

ст. 2114

Несвоевременная подача руководителями или другими должностными лицами учреждений, организаций документов, необходимых для ведения воинского учета военнообязанных и призывников, неизвещение их о вызове в военные комиссариаты

ст. 2115

Нарушение законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации

ст. 2101

От 510 до 1700 грн.

От 1700 до 5100 грн.

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

КЗоТКодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

КУоАПКодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-Х.

КГЗУКодекс гражданской защиты Украины от 02.10.2012 г. № 5403-VI.

Закон № 2232Закон Украины «О воинской обязанности и военной службе» от 25.03.92 г. № 2232-XII.

Закон № 1975Закон Украины «Об альтернативной (невоенной) службе» от 12.12.91 г. № 1975-XII.

Порядок № 921 — Порядок организации и ведения воинского учета призывников и военнообязанных, утвержденный постановлением КМУ от 07.12.2016 г. № 921.

Положение № 15Положение о применении стимулирующих выплат государственным служащим, утвержденное постановлением КМУ от 18.01.2017 г. № 15.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно