Темы статей
Выбрать темы

Отменены штрафы за нарушения кассовой дисциплины: стоит ли расслабляться

Матвеева Виктория, эксперт журнала «Бюджетная бухгалтерия»
Для бюджетных учреждений, которые работают с наличностью, есть приятная новость. С 23 июня 2019 года утратил силу Указ Президента «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности» от 12.06.95 г. № 436/95. Отмена этого документа про- изошла благодаря Указу Президента «О признании утратившими силу некоторых указов Президента Украины» от 20.06.2019 г. № 418/2019, в тексте которого, среди прочих 61 отмененных документов, и содержится Указ № 436.

Напомним, что Указ № 436 определял штрафы за нарушение норм по регулированию обращения наличности в национальной валюте, установленные НБУ, т. е. за нарушение Положения № 148.

Вспомним, за какие нарушения и в каких размерах согласно Указу № 436 наказывали нарушителей:

1) за превышение установленных лимитов остатка наличности в кассе — в двукратном размере сумм выявленной сверхлимитной наличности за каждый день;

2) за неоприходование (неполное и/или несвоевременное оприходование) в кассах наличности — в пятикратном размере неоприходованной суммы;

3) за превышение установленных сроков использования выданной под отчет наличности, а также выдачу наличных средств под отчет без полного отчета о ранее выданных средствах — в размере 25 % выданных под отчет сумм;

4) за проведение наличных расчетов без представления получателем средств платежного документа (товарного или кассового чека, квитанции к приходному ордеру, другого письменного документа), подтверждающего уплату покупателем наличных средств, — в размере уплаченных средств;

5) за использование полученных в учреждении банка наличных средств не по целевому назначению — штраф в размере израсходованной наличности.

Все вроде бы и хорошо — штрафы отменены, но как всегда есть несколько интересных моментов, на которые стоит обратить внимание.

Во-первых, как быть с нарушениями, совершенными до 23.06.2019 г.?

Поскольку штрафные санкции отменены с 23 июня 2019 года, это значит, что уже с этой даты проверяющие не имеют права применять к субъектам хозяйствования указанные штрафы.

Например, если учреждение получило уведомление-решение о наложении штрафа согласно Указу № 436, датированное 24.06.2019 г. за нарушение, которое состоялось 23.04.2018 г., то штраф уже не имеют права налагать. Если же несмотря ни на что такой документ учреждение получило, советуем решительно обжаловать такое решение в соответствии со ст. 56 НКУ.

Во-вторых, Указ № 436 отменен, но административные штрафы согласно КУоАП все же остались. Поэтому далее напомним, какая админответственность предусмотрена за нарушение операций с наличными средствами.

№ п/п

Вид нарушения

Санкции за нарушение

Нормативный акт

1

Нарушение порядка проведения наличных расчетов за товары (услуги), в том числе превышение предельных сумм расчетов наличностью

Штраф в размере от 100 до 200 нмдг*

(от 1700 до 3400 грн.)

Ч. 1 ст. 16315 КУоАП

Те же действия, совершенные лицом, на которое в течение года налагалось административное взыскание за такое же нарушение

Штраф в размере от 500 до 1000 нмдг

(от 8500 до 17000 грн.)

Ч. 2 ст. 16315 КУоАП

2

Несвоевременное или некачественное проведение инвентаризации денежных средств

Штраф в размере

от 8 до 15 нмдг

(от 136 до 255 грн.)

Ч. 1 ст. 1642 КУоАП

Те же действия, совершенные лицом, на которое в течение года налагалось административное взыскание за такое же нарушение

Штраф в размере от 10 до 20 нмдг

(от 170 до 340 грн.)

Ч. 2 ст. 1642 КУоАП

3

Сдача выручки торговыми предприятиями всех форм собственности, осуществляющими реализацию товаров за наличные, с нарушением сроков, установленных правилами расчетов и ведения кассовых операций

Штраф в размере от 17 до 88 нмдг

(от 289 до 1496 грн.)

Ч. 1 ст. 1644 КУоАП

Те же действия, совершенные лицом, на которое в течение года налагалось административное взыскание за такое же нарушение

Штраф в размере от 43 до 175 нмдг

(от 731 до 2975 грн.)

Ч. 2 ст. 1644 КУоАП

* Необлагаемый минимум доходов граждан.

И третий момент, о котором стоит помнить бюджетным учреждениям при ведении кассовых операций.

Дело в том, что, кроме Положения № 148, распорядители также должны учитывать требования таких документов, как:

Порядок казначейского обслуживания государственного бюджета по расходам, утвержденный приказом Минфина от 24.12.2012 г. № 1407;

Порядок казначейского обслуживания местных бюджетов, утвержденный приказом Минфина от 23.08.2012 г. № 938.

Какие именно требования указанных документов имеем в виду?

Требования о зачислении бюджетных средств на регистрационные и специальные регистрационные счета распорядителей бюджетных средств

Каким нормативно-правовым актом предусмотрено

Все суммы средств, поступающих наличностью в кассы учреждений (в том числе суммы неиспользованной наличности), должны быть зачислены на регистрационные, специальные регистрационные счета распорядителей бюджетных средств и счета получателей средств местных бюджетов, открытые в органах Казначейства. На счета получателей бюджетных средств могут быть зачислены только средства, которые относятся на восстановление кассовых расходов

П. 9.2 разд. 9 Порядка № 938

Сумы средств собственных поступлений, поступающих наличностью в кассы бюджетных учреждений, зачисляются на счета, предназначенные для зачисления в специальный фонд государственного бюджета собственных поступлений бюджетных учреждений. Средства, уплаченные в кассу как восстановление кассовых расходов, проведенных в текущем бюджетном периоде, зачисляются на специальные регистрационные счета, открытые в органах Казначейства, или на текущие счета, открытые в банках государственного сектора

П. 10.3 разд. X Порядка № 1407

Это значит, что бюджетные учреждения при получении наличности в кассу должны использовать ее строго по целевому назначению. В случае если такая наличность не была использована (либо полностью, либо частично) по назначению, ее следует сначала зачислить на счет, открытый в органе Казначейства, а лишь после этого использовать по соответствующему назначению. При этом неиспользованную наличность распорядители бюджетных средств возвращают на тот же счет, с которого она была получена, по тем же КЭКР. При заполнении соответствующих документов (заявки на внесение наличности) обязательно указываются номер регистрационного счета бюджетного учреждения, на который необходимо зачислить (восстановить) средства, наименование распорядителя средств, содержание операции и КЭКР, по которому осуществляется возврат (внесение) средств.

Например, в кассу учреждения была получена наличность для выплаты заработной платы работникам за май. В установленные сроки заработная плата была выплачена всем работникам, кроме уборщицы, которая в это время была на больничном. Исходя из принципа целевого использования суммы невыплаченной заработной платы должны быть депонированы и сданы в банк для зачисления на счет учреждения. Поэтому следует помнить, что такие неизрасходованные средства учреждение не может использовать на другие потребности, например для выдачи аванса на командировку (КЭКР 2250) или хозяйственные расходы (КЭКР 2210).

Также принципа целевого назначения необходимо придерживаться в случае, когда учреждение получило в кассу наличность за предоставленные услуги и т. п. (например, арендная плата или благотворительные взносы).

То есть при получении указанных средств бюджетное учреждение должно сначала зачислить такие суммы на счет, открытый в органе Казначейства. И только после этого имеет право потратить с этого счета средства на соответствующие потребности, предусмотренные сметой.

Выходит, что, с одной стороны, штрафы за нарушения кассовой дисциплины, предусмотренные Указом № 436, для всех субъектов хозяйствования отменены с 23.06.2019 г., поэтому теперь можно немного расслабиться.

Но с другой стороны, бюджетные учреждения, как и раньше, за нарушение порядка использования бюджетных средств не по целевому назначению несут ответственность.

Так, должностные лица привлекаются к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности на общих основаниях, определенных законодательством, а распорядителям бюджетных средств уменьшают бюджетные ассигнования на сумму средств, использованных не по целевому назначению (ст. 117 БКУ).

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

КУоАПКодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

БКУБюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

НКУНалоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Указ № 436Указ Президента «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности» от 12.06.95 г. № 436/95.

Положение № 148Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 29.12.2017 г. № 148.

Порядок № 1407Порядок казначейского обслуживания государственного бюджета по расходам, утвержденный приказом Минфина от 24.12.2012 г. № 1407.

Порядок № 938Порядок казначейского обслуживания местных бюджетов, утвержденный приказом Минфина от 23.08.2012 г. № 938.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше