Расследуем несчастный случай по-новому

В избранном В избранное
Печать
Кравченко Дарья, эксперт по вопросам оплаты труда
Бюджетная бухгалтерия Июль, 2019/№ 26
Все несчастные случаи, профзаболевания и аварии, которые произошли с работниками, подлежат расследованию работодателем. Процедуру, в соответствии с которой несчастные случаи квалифицируют и расследуют как связанные с производством, с 1 июля регламентирует новый Порядок № 337. На какие изменения прежде всего стоит обратить внимание, расскажем в сегодняшней статье.

Порядок № 337 (как и его предшественник — Порядок № 1232) предусматривает порядок расследования:

• несчастных случаев (НС) и/или острых профессиональных заболеваний (отравлений) (ОПЗ);

• причин возникновения хронических профессиональных заболеваний (отравлений);

• аварий на производстве.

Начнем с несчастных случаев. В Порядке № 337 появилось новое понятие — скрытый НС на производстве. Это НС, о котором работодатель, пострадавший или обнаруживший его работник не сообщил в установленный срок соответствующим органам и учреждениям, и/или НС, расследование которого не проведено комиссией предприятия. Да и сами понятия НС и ОПЗ прописаны более подробно, чем в старом Порядке № 1232.

Важно!

В Порядке № 337 теперь указан срок давности для расследования НС/ОПЗ. Он составляет три года со дня наступления НС/ОПЗ.

И только в случае, если факт наступления НС/ОПЗ на производстве установлен в судебном порядке, расследование должно быть проведено независимо от даты наступления НС/ОПЗ (п. 9 Порядка № 337).

НС и ОПЗ: порядок действий

Примите к сведению: и НС (в том числе скрытый), и ОПЗ подлежат расследованию в обязательном порядке (п. 9 Порядка № 337). С этой целью проводят либо обычное, либо специальное расследование. Каждое из них состоит из двух этапов: (а) предварительного; (б) самого расследования НС/ОПЗ.

Предварительные действия. На данном этапе работодатель, узнав о происшествии, обязан сообщить о нем компетентным органам.

Внимание!

Уведомить о происшедшем нужно, в частности, территориальный орган Гоструда (вместо учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы).

Причем у работодателя теперь есть два часа (а не один час, как раньше) для того, чтобы направить Уведомление об НС (приложение 2 к Порядку № 337) средствами связи. Подать Уведомление на бумажном носителе следует не позднее следующего рабочего дня.

Проводим расследование. Для проведения обычного расследования на предприятии создается комиссия (п. 13 Порядка № 337).

Внимание!

В случае наступления ОПЗ в состав комиссии теперь необходимо включать врача по гигиене труда территориального органа Гоструда.

Если НС/ОПЗ произошли с работником ФЛП или предприятия, на котором недостаточно работников для создания комиссии, в нее входят (п. 17 Порядка № 337):

1) представители: предприятия или ФЛП (председатель комиссии); рабочего органа ФСС; профсоюза или территориального профобъединения по месту наступления НС; местной госадминистрации или органа местного самоуправления; предприятия, на территории (объекте, участке) которого произошли НС/ОПЗ;

2) врач по гигиене труда территориального органа Гоструда (в случае выявления ОПЗ);

3) представители органов Госпродпотребслужбы, ГСЧС (в случае необходимости и по соответствующему согласованию).

Новым Порядком № 337 продлены сроки проведения расследования НС/ОПЗ до пяти рабочих дней* (со дня образования комиссии) (п. 30 Порядка № 337). Раньше этот срок составлял три рабочих дня.

* Этот срок может быть и продлен (если нужно провести лабораторные исследования, экспертизу, испытания для установления обстоятельств и причин НС/ОПЗ).

Важно!

Порядок № 337 расширил круг действий, которые комиссия выполняет в ходе расследования. Среди «новеньких» — проведение заседания комиссией по расследованию. Итогом такого заседания является протокол (новое приложение 4 к Порядку № 337).

Одна из задач, которые стоят перед комиссией, — определить, связаны ли НС/ОПЗ с производством**!

** Установить этот факт важно для оплаты временной нетрудоспособности и для других выплат.

Обстоятельства, по которым НС/ОПЗ признаются связанными с производством, приведены в п. 52 Порядка № 337.

Теперь их 26 (вместо 19-ти). К ним добавлены, в частности:

• получение травм или смерти во время выполнения трудовых (должностных) обязанностей в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения, если пострадавший не был отстранен от выполнения работ;

• выполнение ФЛП вида работ, указанного в документах обязательной отчетности, выполнение работ лицами, работающими на условиях гражданско-правового договора, независимыми профессионалами, членами фермерского хозяйства при обстоятельствах, при которых НС/ОПЗ считаются связанными с производством;

• выполнение работ лицом, фактически допущенным к работе без оформления трудового договора (контракта), в случае подтверждения факта нахождения пострадавшего в трудовых отношениях с работодателем*** при обстоятельствах, при которых НС/ОПЗ считаются связанными с производством.

*** Устанавливается должностными лицами Гоструда или ее территориального органа либо в судебном порядке (п. 38 Порядка № 337).

Новинка! Решение о признании НС связанными или не связанными с производством комиссия определяет путем голосования простым большинством голосов (!). В случае равенства голосов членов комиссии голос председателя комиссии является решающим.

По итогам расследования комиссия составляет акты по форме Н-1 (приложение 11 к Порядку № 337). Их количество определяет сама комиссия.

Внимание!

Акт по форме Н-5 (акт проведения расследования НС) отменен.

Если НС/ОПЗ были признаны связанными с производством, акт по форме Н-1 помечают буквой «П» (Н-1/П), если не связанными с производством — буквами «НП» (Н-1/НП).

По окончании расследования работодатель формирует материалы расследования, тиражирует их и отправляет компетентным органам (п. 45 Порядка № 337). Обратите внимание: в состав таких органов теперь входят (п. 47 Порядка № 337):

• территориальный орган Гоструда по месту наступления НС;

• врач-профпатолог по местонахождению предприятия, их объектов, на которых произошло ОПЗ;

• рабочий орган ФСС по месту регистрации предприятия;

• орган полиции (в случае наступления НС, которые привели к тяжелым или смертельным последствиям, смерти работника при исполнении им трудовых (должностных) обязанностей);

• другие предприятия, представители которых принимали участие в проведении расследования (в случае необходимости).

Пострадавшему, членам его семьи или уполномоченному ими лицу работодатель направляет акт по форме Н-1 вместе с документами, указанными в п. 12 примечаний к акту.

Новинка! В течение двух (!) рабочих дней (а не пяти, как раньше) после утверждения актов по форме Н-1 работодатель должен издать приказ о принятии предложенных комиссией мер по предотвращению возникновения подобных НС и предоставить его органам и учреждениям, представители которых принимали участие в расследовании.

Нюансы спецрасследования

В отдельных случаях (например, при наступлении НС со смертельным исходом, групповых НС и т. д.) проводится специальное расследование НС/ОПЗ (п. 10 Порядка № 337).

Внимание!

Порядок № 337 добавил новые основания для проведения спецрасследования.

Среди них НС:

• с лицами, работающими на условиях гражданско-правового договора, по иным основаниям, предусмотренным законом, ФЛП, независимыми профессионалами, членами фермерского хозяйства;

• с лицами, фактически допущенными к работе без оформления трудового договора (контракта);

• факт наступления которых установлен в судебном порядке, а предприятие (учреждение, организация), на котором они произошли, ликвидировано без правопреемника.

Кроме того, теперь спецрасследованию подлежат также ОПЗ (отравления), которые привели к тяжелым или смертельным последствиям.

Важно!

При наступлении перечисленных выше случаев работодатель, узнав о случившемся, уведомляет компетентные органы, отправив им Уведомление об НС (как при обычном расследовании).

При этом дополнительно оповещает:

• местную госадминистрацию или орган местного самоуправления (в случае отсутствия уполномоченного органа или наблюдательного совета предприятия);

• орган отраслевого профсоюза высшего уровня (в случае его отсутствия — территориальное профобъединение);

• орган полиции (в случае наступления НС/ОПЗ, которые привели к тяжелым или смертельным последствиям, смерти работника при исполнении им трудовых обязанностей).

Новинка! В Уведомлении об НС, предоставляемом территориальному органу Гоструда, работодатель указывает кандидатуры представителей предприятия для включения их в состав специальной комиссии.

Ведь, как и прежде, комиссию по спецрасследованию образует Гоструда и/или ее территориальный орган (а не работодатель) (п. 14 Порядка № 337). Перечень обязанностей комиссии приведен в п. 33 Порядка № 337.

Предупреждаем: в нем есть изменения. В обязанности спецкомиссии теперь входит изучение документов, позволяющих отследить происхождение непищевой продукции, при использовании (эксплуатации) которой произошли НС, и подача таких документов в орган государственного рыночного надзора (в случае проведения специального расследования).

Внимание!

Работодатель может провести расследование (в обычном порядке) лишь по письменному поручению территориального органа Гоструда, предоставленному ему в течение следующего рабочего дня после получения органом Гоструда Уведомления об НС (п. 10 Порядка № 337).

Если такого поручения нет — работодатель остается на вторых ролях:

а) входит в состав спецкомиссии в лице руководителя (специалиста) службы охраны труда предприятия или должностного лица, на которое работодателем возложено выполнение функций по охране труда (п. 15 Порядка № 337);

б) в течение трех рабочих дней после формирования материалов расследования рассылает их лицам, перечисленным в п. 47 Порядка № 337 (как при обычном расследовании). И дополнительно:

• Гоструда;

• в Национальный НИИ промышленной безопасности и охраны труда.

Спецрасследование проводится в течение 15 рабочих дней (а не 10, как раньше) (п. 31 Порядка № 337). Но этот срок может быть продлен.

Новинка! В случае продления срока расследования и при условии, что НС признается связанным с производством, спецкомиссия в течение 10 рабочих дней после продления срока может составить и подписать временные акты по форме Н-1 на пострадавшего для осуществления страховых выплат (п. 37 Порядка № 337).

Экземпляр утвержденного временного акта по форме Н-1 (с отметкой «Временный») работодатель обязан отправить пострадавшим (членам их семей или уполномоченным ими лицам), рабочему органу ФСС и приобщить к материалам расследования.

После завершения спецрасследования комиссия составит уже обычный акт по форме Н-1 и укажет в разделе 8 такого акта отметку об отмене временного акта и утрате им силы.

В случае наступления групповых НС/ОПЗ акты по форме Н-1 составляют на каждого пострадавшего.

«Хронический» порядок

В порядке расследования хронических профессиональных заболеваний (отравлений) (ХПЗ) тоже немало новшеств.

Учитывая то, что главная роль в расследовании ХПЗ принадлежит территориальному органу Гоструда, некоторые из них обязан знать и работодатель. Вот они.

1. Санитарно-гигиенические характеристики условий труда (новое приложение 16 к Порядку № 337) составляет врач по гигиене труда территориального органа Гоструда по фактическому местонахождению предприятия, где работает больной:

• с целью определить связь ХПЗ с воздействием вредных и опасных факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса;

• на основании документов, предоставленных работодателем комиссии по расследованию.

Затем один из экземпляров этого документа территориальный орган Гоструда направляет на предприятие (п. 85 Порядка № 337).

Внимание! Санитарно-гигиеническая характеристика может быть использована в течение пяти лет, если условия труда работника за это время не изменились, что подтверждается справкой работодателя (лица) или соответствующего территориального органа Гоструда (п. 86 Порядка № 337).

2. Срок действия Уведомления о ХПЗ по форме П-3 ограничен 6 месяцами с момента установления диагноза ХПЗ у работника.

3. Акт по форме П-4 (акт расследования причин возникновения ХПЗ — приложение 21 к Порядку № 337) получает и предприятие, которое хранит его 45 лет.

4. О принятии предложенных комиссией мероприятий по предотвращению возникновения ХПЗ работодатель должен теперь письменно информировать:

территориальный орган Гоструда;

• и рабочий орган ФСС.

Остальные положения порядка проведения расследований ХПЗ не изменились.

Ответственность+

За нарушение законов и других нормативно-правовых актов об охране труда виновные лица привлекаются к дисциплинарной, административной, материальной, уголовной ответственности (ст. 44 Закона Украины «Об охране труда» от 14.10.92 г. № 2694-XI).

Новинка! В Порядке № 337 теперь говорится об ответственности для:

• лиц, проводивших расследование НС, причин возникновения ХПЗ, аварий, за своевременность и объективность расследования НС/ОПЗ, обоснованность принятых решений и выполнение других обязанностей, определенных Порядком № 337;

• лиц, которые нарушают или не выполняют требования Порядка № 337, создают препятствия расследованию или дают ложные показания.

ВЫВОДЫ

Порядком № 337 введен срок давности для расследования несчастных случаев на производстве и острых профессиональных заболеваний (отравлений). Он составляет три года со дня наступления указанных случаев.

• Продлены сроки проведения расследования несчастных случаев и острых профессиональных заболеваний (отравлений) — до 5 рабочих дней. А специального расследования — до 15 рабочих дней.

• По результатам расследования комиссия теперь составляет один акт — по форме Н-1. Акт по форме Н-5 отменен.

НормативнЫЕ документЫ

Порядок № 337Порядок расследования и учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве, утвержденный постановлением КМУ от 17.04.2019 г. № 337.

Порядок № 1232 — Порядок проведения расследования и ведения учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве, утвержденный постановлением КМУ от 30.11.2011 г. № 1232.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить