Мебель комплектом и сценические костюмы: покупаем и учитываем правильно

В избранном В избранное
Печать
Крот Юлия, экономист-аналитик
Бюджетная бухгалтерия Июнь, 2019/№ 22
По какому КЭКР следует планировать и проводить приобретение комплекта мебели и сценических костюмов (вышитых рубашек, обуви и т. п.)? Ответ именно на этот вопрос предоставила Госказначейская служба в своем письме от 05.04.2019 г. № 16-10-11/6171 (далее — письмо № 6171). При этом специалисты Казначейства обратили внимание на тесную взаимосвязь между порядком осуществления расходов на приобретение соответствующих активов и порядком их отражения в бухучете.

Поэтому прежде всего обратимся к нормам основополагающего документа, который определяет методологические принципы учета необоротных активов.

Таким документом для бюджетных учреждений, как известно, является Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 121 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202 (далее — НП(С)БУ 121).

В частности, в соответствии с п. 1 разд. ІІ НП(С)БУ 121 единицей учета основных средств (далее — ОС) является:

законченное устройство со всеми приспособлениями и принадлежностями к нему;

• конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций;

• обособленный комплекс конструктивно соединенных предметов одинакового или разного назначения с общими приспособлением, принадлежностями для их обслуживания, управления ими и единым фундаментом. При этом каждый предмет может выполнять свои функции, а комплекс — определенную работу только в составе комплекса, а не самостоятельно;

• другой актив, соответствующий определению ОС, или часть такого актива, контролируемая субъектом государственного сектора.

Вместе с тем составные части одного объекта ОС с разным сроком эксплуатации могут признаваться для целей бухучета отдельными объектами ОС.

Учитывая это, предметы, входящие в состав комплекта мебели и сценических костюмов, вполне могут учитываться как отдельные объекты. Но такой порядок учета можно применять лишь в случае одновременного соблюдения двух условий:

во-первых, такие предметы являются конструктивно обособленными от остальных элементов;

во-вторых, они могут самостоятельно выполнять определенные функции.

В противном случае все составляющие комплекта мебели или сценического костюма следует учитывать как единый объект.

Таким образом, вы можете выбрать один из двух вариантов учета указанных объектов. При этом все зависит от порядка оформления договора и документов на поставку. Но и здесь все в ваших руках.

Также следует помнить о стоимостном критерии для отнесения необоротных активов в состав малоценных активов или в состав ОС. Так, хозяйственный инвентарь стоимостью до 6000 грн. включительно за единицу (комплект) без НДС подлежит зачислению к малоценным необоротным материальным активам (далее — МНМА). То же самое касается и сценическо-постановочных средств. Таким является предписание абз. 5 п. 1.2 разд. ІІ Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденных приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11. Для учета таких активов Порядком применения Плана счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденным приказом Минфина от 29.12.2015 г. № 1219, предусмотрен субсчет 1113 «Малоценные необоротные материальные активы».

Зато мебель и сценические костюмы, стоимость которых за единицу (комплект) превышает 6000 грн. (без НДС), относятся к ОС. Причем такую мебель следует учитывать на субсчете 1016 «Инструменты, приборы, инвентарь» (подгруппа 3 «Хозяйственный инвентарь»). В свою очередь, сценическо-постановочные средства (в том числе театральные и национальные костюмы) стоимостью сверх установленного предела, необходимо зачислять на субсчет 1018 «Прочие основные средства».

Кстати, заказывая мебель, не забывайте об ограничениях расходов на их приобретение, установленных правительством. В частности, Предельные суммы расходов на приобретение легковых автомобилей, мебели, другого оборудования и оборудования, компьютеров, приобретение и содержание мобильных телефонов государственными органами, а также учреждениями и организациями, которые содержатся за счет государственного бюджета утверждены постановлением КМУ от 04.04.2001 г. № 332 (ср. 025069200). Этим документом установлены максимально допустимые суммы расходов на приобретение как отдельных предметов мебели (стол письменный, кресло офисное, шкаф для одежды и т. п.), так и комплектов мебели для служебных кабинетов. Имейте в виду: требования вышеупомянутого постановления касаются государственных органов, учреждений и организаций. Тогда как местные органы, коммунальные заведения и учреждения должны руководствоваться предельными суммами расходов, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления.

Итак, цена (стоимость за единицу) играет хоть и не решающую, но важную роль для правильного применения КЭКР при планировании и оплате любых активов. И конечно же, мебель и сценические костюмы — не исключение. Но ввиду их специфичности, следует учитывать и порядок дальнейшего отражения этих активов в бухучете. Ведь даже если каждая составляющая комплекта мебели (сценического костюма) стоит меньше 6000 грн., но общая стоимость комплекта превышает этот порог, он является объектом ОС. Соответственно, его приобретение можно провести лишь по КЭКР 3110 «Приобретение оборудования и предметов долгосрочного пользования». В пользу этого свидетельствует п. 6 п.п. 3.1.1 Инструкции по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333 (далее — Инструкция № 333). И наоборот: отдельные предметы мебели (отдельно кресла, столы и т. п.) или сценического костюма (отдельно вышитые рубашки, сапоги и т. п.) стоимостью ровно 6000 грн. (без НДС) и меньше можно спокойно оплачивать по КЭКР 2210 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь». Указание на это содержат пп. 6, 7 и 14 п.п. 2.2.1 Инструкции № 333. Такие предметы следует учитывать в составе МНМА.

Внимание!

Не стоит покупать составные части единого комплекта мебели (сценического костюма) как отдельные малоценные предметы по КЭКР 2210 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь».

Бесспорно, некоторые хитрецы именно так и делают, а потом из этих частей (приобретенных по КЭКР 2210) создают объект ОС. Настоятельно не рекомендуем так действовать хотя бы с учетом нормы п.п. 2.2 Инструкции № 333.

Так, по категории 2200 «Использование товаров и услуг» осуществляется приобретение материалов и предметов, которые не берутся на учет как ОС. Тогда как расходы на приобретение или создание ОС предусматриваются по категории 3100 «Приобретение основного капитала» (п.п. 3.1 Инструкции № 333). Именно на это указала и Госказначейская служба в письме № 6171.

Чтобы окончательно разобраться с порядком применения КЭКР при планировании и осуществлении расходов на приобретение мебели и сценических костюмов, предлагаем вам небольшую схематическую подсказку. Алгоритм действий вы найдете ниже.

Алгоритм действий при планировании и осуществлении расходов на приобретение мебели и сценических костюмов

А напоследок рассмотрим несколько примеров отражения операций по приобретению мебели и сценических костюмов на счетах бухгалтерского учета.

Пример 1. Для приобретения женских национальных костюмов университет заключил договор с поставщиком на общую сумму 48750 грн. Согласно договору в состав каждого костюма входит рубашка вышитая, пояс на шнуровке, юбка из домотканого полотна, головной убор, сапоги красные кожаные и бусы. Цена одного костюма составляет 3250 грн. Всего заказано 15 костюмов.

Оплата поставщику осуществлена за счет средств общего фонда по КЭКР 3110.

Костюмы зачислены в состав МНМА и оприходованы на субсчет 1113. Всем костюмам был присвоен один номенклатурный номер. Последний указан на всех предметах одежды и обуви, входящих в состав костюмов.

Оприходование и введение в эксплуатацию приобретенных национальных костюмов оформлено Актом введения в эксплуатацию основных средств по типовой форме (составлен в одном экземпляре для группы активов). На основании указанного акта бухгалтер открыл Инвентарную карточку группового учета основных средств.

В регистры бухучета были внесены такие записи:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

№ мемориального ордера

дебет

кредит

1

Получено финансирование для приобретения национальных костюмов

2313

5411

48750

2

2

Перечислена предоплата поставщику за сценические костюмы

2113

2313

48750

2, 4

3

Отражены расходы на приобретение сценических костюмов

1312

2113

48750

4

4

Оприходованы сценические костюмы после введения в эксплуатацию

1113

1312

48750

17*

Одновременно сделана вторая запись

5411

5111

48750

17*

5

Начислена первая половина износа при передаче сценических костюмов в пользование (48750 грн. х 50 %)

8014

1412

24375

17*

* Для отражения операций, которые не фиксируются в мемориальных ордерах № 1 — 16, следует применять мемориальный ордер № 17 по форме, утвержденной приказом Минфина от 08.09.2017 г. № 755.

Пример 2. Городской совет запланировал приобретение комплекта мебели для кабинета городского головы и стульев для конференц-зала (помещение для проведения совещаний и переговоров). С этой целью был заключен договор с поставщиком на общую сумму 38500 грн.

Согласно документам, предоставленным поставщиком, стоимость комплекта мебели для служебного кабинета головы составляет 25000 грн., стоимость стульев для конференц-зала — 13500 грн. (30 шт. по 450 грн. каждый).

Средства поставщику перечислены после поступления мебели. Оплата за комплект мебели для кабинета руководителя была запланирована и проведена по КЭКР 3110, а стульев — по КЭКР 2210.

Комиссией учреждения были оформлены Акты введения в эксплуатацию основных средств по типовой форме: по одному экземпляру для комплекта мебели и группы активов — стульев. На основании указанных актов бухгалтер по учету материальных ценностей открыл Инвентарную карточку учета объекта основных средств — на комплект мебели, и Инвентарную карточку группового учета основных средств — на приобретенные стулья.

Комплект мебели был зачислен в состав ОС на субсчет 1016 (третья подгруппа), а стулья — в состав МНМА на субсчет 1113 (седьмая подгруппа). Комплекту мебели был присвоен единый инвентарный номер с указанием его на всех составляющих этого комплекта. За приобретенными стульями также был закреплен единый номенклатурный номер.

В регистры бухучета были внесены такие записи:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

№ мемориального ордера

дебет

кредит

1

Получено финансирование для приобретения мебели

2313

5411

38500

2

2

Отражены расходы на приобретение комплекта мебели

1311

6211

25000

6

3

Отражены расходы на приобретение стульев

1312

6211

13500

6

4

Перечислена оплата поставщику за мебель

6211

2313

38500

2, 6

5

Оприходован комплект мебели для кабинета руководителя после введения в эксплуатацию

1016

1311

25000

17*

Одновременно сделана вторая запись

5411

5111

25000

17*

6

Оприходованы стулья для конференц-зала после введения в эксплуатацию

1113

1312

13500

17*

Одновременно сделана вторая запись

5411

5111

13500

17*

7

Начислена первая половина износа при передаче стульев в использование (13500 грн. х 50 %)

8014

1412

6750

17*

* Для отражения операций, которые не фиксируются в мемориальных ордерах № 1 — 16, следует применять мемориальный ордер № 17 по форме, утвержденной приказом Минфина от 08.09.2017 г. № 755.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить