Инспектированиям Гоструда пришел конец?

В избранном В избранное
Печать
Амброзяк Наталья, юрист
Бюджетная бухгалтерия Июнь, 2019/№ 22
14 мая 2019 года Шестой апелляционный административный суд (постановление суда от 14.05.2019 г. по делу № 826/8917/17) признал недействительным пресловутое постановление № 295. Подробнее о ситуации и ее последствиях читайте в этом материале.

Речь идет о постановлении КМУ «Некоторые вопросы реализации статьи 259 Кодекса законов о труде Украины и статьи 34 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 26.04.2017 г. № 295 (далее — постановление № 295), которое, среди прочего, устанавливает порядок проведения инспекторами труда одиозных инспекционных посещений и невыездных инспектирований. Именно по результатам этих мероприятий контроля налагаются космические штрафы, установленные ст. 265 КЗоТ.

Кроме того, постановление № 295 позволяло инспекторам труда проводить инспектирования с одним служебным удостоверением и в любое время суток. А основаниями могли служить не только жалобы со стороны работников и других физических лиц, но и информация от других контролирующих органов и даже из СМИ.

Имейте в виду: санкции по ст. 265 КЗоТ продолжают действовать. Но указанное судебное решение может повлиять на их применение. Как? Сейчас расскажем.

С 14.05.2019 г. (дня вступления в силу судебного решения) проведение инспекционных посещений и невыездных инспектирований невозможно. Теперь формально порядок их осуществления ничем не установлен. А значит, представители Гоструда могут проводить только плановые и внеплановые проверки. При этом они будут руководствоваться Конвенцией МОТ 1947 года об инспекции труда в промышленности и торговле от 11.07.47 г. № 81, Конвенцией МОТ 1969 года об инспекции труда в сельском хозяйстве от 25.06.69 г. № 129*, Законом Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V и Порядком наложения штрафов за нарушение законодательства о труде и занятости населения, утвержденным постановлением КМУ от 17.07.2013 г. № 509.

* Обе Конвенции ратифицированы 08.09.2004 г.

Кстати, здесь возникнут противоречия со ст. 259 КЗоТ. Она устанавливает проведение трудового госнадзора (контроля) в порядке, установленном КМУ.

Поскольку инспекционное посещение / невыездное инспектирование после 14.05.2019 г. пока вне закона, то и постановления о привлечении к ответственности, вынесенные по результатам его проведения, можно отменить. Так же, как и штрафные санкции, примененные по результатам инспектирования, которое началось до 14.05.2019 г., но продолжается после этой даты. Только для этого, скорее всего, придется обращаться в суд.

Вывод же о незаконности применения ст. 41 КУоАП по результатам инспектирований спорный, поскольку процедурные нормы этого Кодекса никто не отменял. Однако помните: окончательную точку сможет поставить лишь Верховный Суд (ВС). Ведь КМУ (ответчик по делу) имеет право подать кассационную жалобу и решения апелляционного суда могут отменить. А значит, постановление № 295 может воскреснуть снова.

Кроме того, уже на этапе подачи такой жалобы ВС имеет право по собственной инициативе или по заявлению того же Кабмина остановить исполнение решения апелляционного суда (ст. 375 Кодекса административного судопроизводства). Если это произойдет, то до вынесения окончательного решения ВС постановление № 295 также будет продолжать действовать. И в первом, и во втором случае отменить штрафные санкции из-за незаконности этого постановления будет невозможно.

Поэтому будьте осторожны!

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить