В настоящее время вопросы проведения закупок для выполнения ремонтных работ интересуют многих бухгалтеров. Ведь именно на летний период во многих учреждениях запланировано выполнение разнообразных ремонтных работ и обустройство прилегающей территории.
Обычно учреждения в начале года пытаются определить годовую потребность в закупке того или иного товара, работы или услуги и сформировать ожидаемую стоимость предметов закупок. Не исключено, что в течение года такая стоимость может измениться.
Да и не удивительно, ведь указанная ожидаемая стоимость после утверждения смет (бюджетов) и внесения изменений в эти документы в дальнейшем может корректироваться.
Отметим, что в данной ситуации имеем дело со свободным остатком бюджетных средств. Что это за средства?
В соответствии с ч. 4 ст. 14 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (далее — БКУ) превышение остатка средств общего фонда бюджета над оборотным остатком бюджетных средств на конец бюджетного периода составляет свободный остаток бюджетных средств. Такие средства используют на осуществление расходов бюджета согласно закону о госбюджете и/или изменениям в него (изменениям в решение о местном бюджете).
Вопрос распределения средств свободного остатка урегулирован ч. 7 ст. 78 БКУ.
Так, изменения вносят на основании официального заключения местного финансового органа о перевыполнении или недовыполнении доходной части общего фонда, об объеме остатка средств общего и специального фондов (кроме собственных поступлений бюджетных учреждений) соответствующего бюджета.
Такие изменения предусматривают:
• распределение сверхплановых поступлений в случае перевыполнения по доходам общего фонда более чем на 5 %;
• уменьшение плановых показателей по доходам в случае недополучения доходов более чем на 15 % к назначениям;
• распределение свободного остатка средств по общему фонду и остатка средств по специальному фонду бюджета.
То есть средства свободного остатка являются разновидностью дополнительных средств бюджета, которые направляют на осуществление расходов бюджета согласно изменениям в решение о местном бюджете, принятым соответствующим местным советом (ч. 7 ст. 78 БКУ).
Теперь рассмотрим, как такие средства трактует закупочное законодательство.
Как указано в абз. 2 ч. 1 ст. 2 Закона Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 г. № 922-VIII (далее — Закон № 922), этот Закон применяется к заказчикам (к которым относятся и бюджетные учреждения) при условии, что стоимость предмета закупки товара (товаров), услуги (услуг) равна или превышает 200 тыс. грн., а работ — 1,5 млн грн.
Напомним, что предмет закупки — это товары, работы или услуги, закупаемые заказчиком в пределах единой процедуры закупки, по которым участникам разрешается подавать тендерные предложения или предложения на переговорах (в случае применения переговорной процедуры закупки).
Предмет закупки заказчик определяет в порядке, установленном Уполномоченным органом (п. 18 ч. 1 ст. 1 Закона № 922). При этом основным документом по этому вопросу является Порядок определения предмета закупки, утвержденный приказом Минэкономразвития от 17.03.2016 г. № 454.
В соответствии с абз. 2 п. 1 разд. I этого Порядка заказчик определяет предмет закупки товаров и услуг согласно пп. 17 и 32 ч. 1 ст. 1 Закона № 922 и на основе Национального классификатора Украины ДК 021:2015 «Единый закупочный словарь», утвержденного приказом Минэкономразвития от 23.12.2015 г. № 1749, по показателю четвертой цифры основного словаря с указанием в скобках конкретного названия товара или услуги.
Добавим, что товарами являются продукция, объекты любого вида и назначения, в том числе сырье, изделия, оборудование, технологии, предметы в твердом, жидком и газообразном состоянии, а также услуги, связанные с поставкой таких товаров, если стоимость таких услуг не превышает стоимости самих товаров (п. 32 ч. 1 ст. 1 Закона № 922).
В то же время согласно ч. 1 ст. 4 Закона № 922 заказчики осуществляют закупки в соответствии с годовым планом. В свою очередь, тендерный комитет или уполномоченное лицо (лица) заказчика планирует закупки, составляет и утверждает годовой план закупок (приложение к годовому плану), осуществляет выбор процедуры закупки и проводит такие процедуры закупок. При этом имейте в виду: в соответствии с ч. 7 ст. 2 Закона № 922 заказчик не имеет права делить предмет закупки на части с целью избежания проведения процедуры открытых торгов или применения этого Закона.
Таким образом, если заказчик в начале года на момент планирования первой закупки (тротуарной плитки и бордюра) на сумму 135 тыс. грн. объективно не мог предусмотреть потребность в закупке по этому же предмету еще на сумму 70 тыс. грн., то вторая закупка будет считаться новым предметом закупки. В таком случае заказчик принимает решение о применении Закона № 922 исходя из ожидаемой стоимости предмета второй закупки, а именно 70 тыс. грн. А поскольку эта сумма не превышает стоимостный порог — 200 тыс. грн., то заказчик имеет право провести допороговую закупку через Prozorro. Кстати, позиция Минэкономразвития об осуществлении закупок, которые заказчик объективно не мог предусмотреть в начале года или на момент осуществления первичной закупки, полностью совпадает с нашими выводами. На такие ситуации Минэкономразвития обращало внимание в письме от 14.09.2016 г. № 3302-06/29640-06.
При этом не забудьте: такую новую закупку необходимо предусмотреть в приложении к годовому плану закупок и обнародовать изменения в приложение через электронную систему Prozorro. Такие требования предусмотрены ч. 1 ст. 4 Закона № 922. Напомним, что срок для обнародования таких изменений составляет 5 календарных дней со дня утверждения изменений. Кроме того, при заключении «прямого» договора не забудьте обнародовать отчет о заключенных договорах (ч. 1 ст. 10 Закона № 922). Срок обнародования такого отчета — 1 календарный день со дня заключения договора.