Темы статей
Выбрать темы

Техническое переоснащение счетчика газа: выполняем требования и учитываем расходы

Матвеева Виктория, эксперт журнала «Бюджетная бухгалтерия»
Бюджетному учреждению необходимо осуществить техническое переоснащение коммерческого узла учета газа. Газовая служба сообщила, что для осуществления такого мероприятия нам необходимо выполнить определенные действия. В частности, заказать проектно-сметную документацию на техническое переоснащение коммерческого узла учета газа, установить средства дистанционной передачи данных на коммерческом узле учета природного газа (модем). Подскажите, как правильно отразить расходы на проведение такого переоснащения? Необходимо ли отдельно учитывать такой модем? Какой КЭКР использовать? Какой код Единого закупочного словаря применять?

Определенная категория потребителей должна оборудовать свои газовые счетчики (так называемые коммерческие узлы учета природного газа) приборами дистанционной передачи данных (ДПД) об объемах потребления газа. Такие требования установлены госрегулятором НКРЭКУ в гл. 3 разд. Х Кодекса ГС, что связано с переходом на суточную балансировку газа. Посмотрим, как выглядят эти требования в упомянутом документе.

Так, с целью усовершенствования системы коммерческого учета природного газа, повышения уровня достоверности измерения объема природного газа коммерческими узлами учета в газораспределительных системах и для обеспечения надлежащей организации суточной балансировки на рынке природного газа Украины операторы ГРС и их смежные субъекты рынка природного газа, в частности потребители, должны осуществлять соответствующие мероприятия по организации и обустройству коммерческих узлов учета природного газа средствами ДПД.

Следовательно, в связи с переходом на суточную балансировку газа коммерческие потребители (в том числе и бюджетные учреждения) должны оборудовать свои счетчики приборами ДПД об объемах потребления газа.

Для информации добавим, что средства ДПД — это средства, установленные (организованные) на коммерческом или дублирующем узле учета, обеспечивающие на непрерывной основе возможность дистанционного доступа к указанным узлам учета с целью считывания (контроля) и передачи их данных по каналам связи оператору газораспределительной системы.

Каким образом работает система передачи данных из узла учета? Покажем на рисунке.

img 1

Как оборудовать газовые счетчики средствами дистанционной передачи данных

Каким образом потребители должны были узнать о необходимости обустройства своего счетчика приборами дистанционной передачи данных? Об этом операторы ГРС должны были заблаговременно проинформировать своих потребителей.

Кто должен обустроить счетчики средствами ДПД

Главный вопрос: все ли потребители газа должны обустроить коммерческие узлы учета модемами? Отметим, что сначала такая обязанность касалась всех владельцев коммерческих узлов учета. При этом исключение было сделано только для бытовых потребителей с потреблением газа до 0,01 млн м куб.

К тому же в адрес НКРЭКУ и Государственной регуляторной службы было направлено много обращений от субъектов хозяйствования по проблемным вопросам, возникающим в результате практического применения положений гл. 3 разд. Х Кодекса ГС.

Также выяснилось, что операторы ГРС не проинформировали заблаговременно потребителей о необходимости обустройства коммерческих узлов учета средствами ДПД.

В указанных обращениях акцентировалось внимание, что реализация гл. 3 разд. Х Кодекса ГС предопределяет злоупотребление монопольным положением на рынке природного газа и создает дополнительную финансовую нагрузку не только на заведения и учреждения бюджетной сферы, но и на малый и средний бизнес, что, в свою очередь, может привести к банкротству отдельных субъектов хозяйствования. Также отметим, что по имеющейся в НКРЭКУ информации, на объектах небытовых потребителей с годовым объемом потребления природного газа менее 10 тыс. м куб. преимущественно установлены коммерческие узлы учета, которые организованы на базе бытового счетчика газа и в которых отсутствует техническая возможность снятия информации для ее дальнейшей передачи оператору ГРС средствами ДПД. Это значит, что обустройство таких узлов учета природного газа средствами ДПД требует осуществления комплекса мероприятий по разработке проекта, замене счетчика, установлению соответствующего модема и т. п.

Выходит, что почти все счетчики, имеющиеся в наличии у потребителей, не предусматривают установления модемов, что, в свою очередь, влечет за собой еще и приобретение новых счетчиков. Как следствие, осуществление таких мероприятий приведет к дополнительным расходам потребителей природного газа, в частности, это касается бюджетной сферы.

К тому же на таких объектах потребители по большей части используют природный газ для отопления помещений (в летний период газопотребление вообще отсутствует).

Этот факт позволит осуществлять корректное прогнозирование оператором ГРС объемов потребления природного газа относительно таких потребителей, исходя из статистических данных месячного потребления, учета изменений температуры окружающей среды и т. п.

Поэтому с целью урегулирования указанного вопроса и обеспечения защиты прав потребителей природного газа, в частности уменьшения финансовой нагрузки на представителей бюджетной сферы, были внесены изменения в Кодекс ГС. Такие изменения были внесены постановлением НКРЭКУ «О внесении изменений в постановление НКРЭКУ от 30 сентября 2015 года № 2494» от 17.05.2019 г. № 750.

Указанным постановлением внесены изменения в положения Кодекса ГС, благодаря которым определенная категория владельцев коммерческих узлов учета природного газа освобождена от обустройства на собственных коммерческих узлах учета средств ДПД. Интересно, кому же в этот раз повезло?

Итак, согласно абз. 1 п. 2 гл. 3 разд. X Кодекса ГС к таким потребителям отнесены:

1) бытовые потребители с годовым потреблением до 10 тыс. м куб.;

2) владельцы коммерческих узлов учета природного газа со счетчиками типоразмеров G-1,6, G-2,5, G-4, G-6, годовой объем учета природного газа которых менее 10 тыс. м куб.

Также заметим, что потребители, в том числе бытовые, не имеют права отказать оператору ГРС, к газораспределительной системе которого подключены их объекты, в организации и обустройстве их коммерческих узлов учета средствами дистанционной передачи данных, если такие мероприятия обеспечиваются за его счет (п. 2 гл. 3 разд. Х Кодекса ГС).

Выходит, что остальные потребители, не попавшие в вышеприведенные исключения, должны добросовестно исполнить свою обязанность и оборудовать счетчик прибором ДПД об объемах потребления газа.

Какие сроки переоснащения счетчика газа

Отметим, что для проведения мероприятий по организации и обустройству на коммерческих узлах учета средств ДПД п. 4 постановления НКРЭКУ от 30.09.2015 г. № 2494 установлены определенные сроки.

Покажем, как выглядят эти сроки для владельцев коммерческих узлов учета природного газа (кроме коммерческих узлов учета, установленных на объектах бытовых потребителей) с учетом недавно внесенных изменений согласно постановлению НКРЭКУ от 17.05.2019 г. № 750:

Годовой объем учета природного газа

Сроки обустройства

более 3 млн м3

до 27.05.2016 г.

от 1 млн м3 до 3 млн м3

до 27.11.2016 г.

от 100 тыс. м3 до 1 млн м3

до 27.05.2017 г.

от 10 тыс. м3 до 100 тыс. м3

до 27.11.2017 г.

менее 10 тыс. м3 (кроме коммерческих узлов учета природного газа со счетчиками типоразмеров G-1,6, G-2,5, G-4, G-6)

до 01.05.2019 г.

Как видим, для последней категории потребителей природного газа срок выполнения указанных мероприятий остался без изменений.

Напомним: срок обустройства коммерческих узлов учета природного газа средствами дистанционной передачи данных установлен до 01.05.2019 г. при условии предоставления оператору ГРС гарантийного письма. Что это за письмо?

Так, в этом письме владелец узла учета природного газа должен был в письменном виде подтвердить выполнение своих обязательств в определенный им срок.

Важно!

При наличии такого письма оператор ГРС в течение определенного срока не имеет права применять к владельцу коммерческого узла учета меры по ограничению (прекращению) передачи и/или распределения природного газа на его объект.

Однако в соответствии с абз. 3 п. 2 гл3. разд. X Кодекса ГС при непредоставлении владельцем коммерческого узла учета гарантийного письма оператору ГРС, нарушении им определенных законодательством сроков на обустройство коммерческих узлов учета средствами дистанционной передачи данных или недопуске оператора ГРС газораспределительная компания имеет право применить к владельцу меры по ограничению (прекращению) передачи и/или распределения природного газа на его объект. Выходит, если определенные сроки для установления средств ДПД нарушены или же владелец не допускает оператора ГРС обустроить такую систему, потребитель будет отключен от газоснабжения.

Куда обращаться для переоснащения счетчиков

В первую очередь с этим вопросом стоит обратиться за консультацией в Центр обслуживания клиентов газораспределительной компании, то есть в организацию, с которой бюджетное учреждение заключило договор на распределение природного газа. По крайней мере, именно эта организация предоставит вам всю необходимую информацию. К тому же чаще всего такие организации готовы предоставить весь спектр необходимых услуг — начиная от изготовления проекта, официального оформления документации по переоснащению счетчика специальным оборудованием.

Или же, как вариант, частично такие услуги могут предоставить и другие субъекты хозяйствования, имеющие для этого соответствующие разрешительные документы. Но знайте: в таком случае учреждению все равно стоит в первую очередь обратиться в газораспределительную компанию. Для чего? Именно об этом расскажем далее.

Какой порядок технического переоснащения счетчика газа

Общий порядок организации и обустройства коммерческих узлов учета средствами ДПД должен осуществляться по правилам, определенным в п. 3 — 5 гл. 3 разд. Х Кодекса ГС. Рассмотрим, как выглядят такие этапы переоснащения счетчика газа (см. таблицу).

Этапы

Объяснение

Шаг 1

Получить у оператора ГРС техническое задание на проведение реконструкции коммерческого узла учета с одновременным обустройством его средством ДПД или техническое задание на проектирование и обустройство коммерческого узла учета средством ДПД. Этот документ содержит основные требования к обустройству счетчиков средствами дистанционной передачи данных, включительно с протоколом передачи данных, контакты для технических консультаций (для производителей узлов учета, оборудования для дистанционной передачи данных и т. п.)

Шаг 2

На основании полученного технического задания обеспечить разработку рабочего проекта на реконструкцию коммерческого узла учета с одновременной организацией и обустройством системы ДПД на коммерческом узле учета или обеспечить разработку рабочего проекта по организации и обустройству системы ДПД на коммерческом узле учета, согласовать разработанный проект с оператором ГРС

Шаг 3

Провести закупку необходимого оборудования, обеспечить выполнение работ по монтажу средств измерительной техники и элементов, входящих в состав коммерческого узла учета и средств передачи данных (модемной связи), настройке средств измерительной техники, входящих в состав коммерческого узла , каналов связи и передаче данных и проверке достоверности переданных (считанных) модемом данных к оператору ГРС или провести закупку необходимого оборудования, обеспечить выполнение работ по монтажу средства дистанционной передачи данных (модемной связи), настройке каналов связи и передаче данных и проверке достоверности переданных (считанных) модемом данных к оператору ГРС

Шаг 4

Обеспечить введение в эксплуатацию нового расходоизмерительного комплекса или средства дистанционной передачи данных (модемной связи) в эксплуатацию. Предоставление такой услуги должно подтверждаться соответствующим актом введения в эксплуатацию

Конечно, учитывая перечень вышеприведенных работ, каждого бухгалтера интересует «цена вопроса». Дело в том, что какой-то сметы на стоимость таких услуг не существует. Почему? А потому, что общая сумма зависит от определенных факторов (в первую очередь от сложности работ и типоразмера счетчика), а поэтому самостоятельно определить такую сметную стоимость вряд ли у вас получится.

Далее приведем для ознакомления стоимость работ и оборудования, информация о которых размещена на сайте одной газораспределительной организации. Стоимость оборудования и работ:

• техническое задание и установление норм — бесплатно;

• разработка проекта — 600 грн. (без замены проекта);

• согласование проекта — бесплатно;

• стоимость модема — от 5100 грн. (цену устанавливает завод-производитель);

• монтаж и настройка — 788,54 грн. (дополнительно учитываются транспортные расходы и расходные материалы);

• введение в эксплуатацию — бесплатно.

Еще раз обращаем внимание, что приведенная стоимость услуг по техническому переоснащению счетчика — сумма ориентировочная и не окончательная. Например, информацию о заключенных договорах и их стоимости можно пересмотреть на сайте публичных закупок prozorro.gov.ua/.

Знайте: при техническом переоснащении счетчика предмет закупки определяем по коду 51220000-0 (Услуги по организации и обустройству средств дистанционной передачи данных на коммерческом узле учета природного газа).

Определяем КЭКР

Оплату услуг по техническому переоснащению узла учета природного газа следует осуществлять по КЭКР 3132 «Капитальный ремонт других объектов». Почему? Ответ на этот вопрос содержится в п. 6 и 8 п.п. 3.1.3.2 Инструкции № 333.

Напомним, что по КЭКР 3132 планируют и осуществляют, в частности, расходы на модернизацию (оборудование, устройство и т. п.).

Кстати, в нашем случае по этому коду учреждению придется также осуществлять расходы на изготовление проектно-сметной документации для технического переоснащения коммерческого узла учета газа.

Теперь о приобретении средств ДПД на коммерческом узле учета природного газа (модем).

Обычно их приобретение осуществляет та организация, которая выполняет услуги по монтажу и настройке средства ДПД.

То есть бюджетная организация вряд ли будет самостоятельно осуществлять закупку такого модема. Скорее всего, стоимость такого средства бухгалтер увидит в договоре на предоставление услуг по организации и обустройству средств дистанционной передачи данных на коммерческом узле учета природного газа или же в Акте приема-передачи предоставленных услуг как одну из составных услуг.

Но в любом случае средства ДПД не стоит приобретать ни по КЭКР 2210 (если стоимость менее 6000 грн.), ни по КЭКР 3110 (если стоимость более 6000 грн.).

Дело в том, что такие модемы устанавливают на коммерческие узлы учета газа. Основная их функция — обеспечить на непрерывной основе возможность дистанционного доступа к указанным узлам учета с целью считывания (контроля) и передачи их данных по каналам связи к оператору ГРС. Вполне понятно, что использовать такой модем отдельно от коммерческого узла учета природного газа невозможно. А потому указанное средство ДПД (независимо от его стоимости) не является отдельным объектом учета.

Учитывая это, расходы на приобретение средства ДПД как одну из составных частей услуги по организации и обустройству средств ДПД на коммерческом узле учета природного газа планируют и осуществляют по КЭКР 3132.

Техническое переоснащение счетчика: как учитывать

Теперь переходим к последнему вопросу: как показать в бухгалтерском учете указанные расходы.

Конечно, услуги по техническому переоснащению узла учета природного газа следует рассматривать как улучшение (модернизацию) соответствующего объекта основных средств (то есть счетчика природного газа), поскольку такие расходы направлены на повышение технико-экономических возможностей на коммерческом узле учета природного газа. Ведь после установления средства ДПД информация об объемах потребленного газа будет передаваться ежедневно в автоматическом режиме без какого-либо вмешательства потребителя.

Напомним, что расходы на улучшение основных средств увеличивают его первоначальную стоимость в течение всего срока использования. Об этом указано в п. 1 разд. ІІІ П(С)БУ 121 и в п. 3 разд. VI Методрекомендаций № 11 (ср. ).

При этом на увеличение первоначальной стоимости модернизированного объекта (переоснащенного счетчика) следует отнести все расходы, связанные с предоставлением такой услуги. Таким образом, в нашем случае первоначальную стоимость счетчика газа следует увеличить на стоимость приобретенного модема и стоимость работ по его установке, монтажу, а также на сумму услуг по изготовлению проекта.

Знайте, что такой подход к учету расходов на техническое переоснащение счетчика необходимо применять независимо от того, предоставляет все указанные услуги одна организация, или учреждение заключило договоры с разными организациями. Все указанные расходы учреждение относит на увеличение первоначальной стоимости счетчика.

Отметим, что стоимость работ (услуг), которые приводят к увеличению ожидаемых будущих выгод от объекта основных средств, включают в капитальные инвестиции с будущим увеличением первоначальной стоимости основных средств. А потому все расходы на переоснащение объекта основных средств следует накапливать на субсчете 1311. После завершения работ по переоснащению счетчика эти расходы следует списать с указанного субсчета и отнести на увеличение первоначальной стоимости основного средства.

Пример. Для предоставления услуг по организации и обустройству средств дистанционной передачи данных на коммерческом узле учета природного газа бюджетное учреждение заключило договор с оператором ГРС. Общая стоимость услуги по договору — 175800 грн. (в том числе НДС — 29300 грн.).

Согласно условиям договора предусмотрено предоставление таких услуг:

разработка проекта на установление средства ДПД;

выполнение монтажных работ (с учетом расходов на приобретение средства ДПД);

введение в эксплуатацию средства ДПД.

После предоставления указанной услуги стороны оформили Акт приема-передачи предоставленных услуг.

Договором предусмотрено, что заказчик (бюджетное учреждение) осуществляет оплату предоставленных услуг в течение 5 календарных дней после подписания Акта приема-передачи предоставленных услуг.

Информация о расходах, связанных с техническим переоснащением счетчика, отражена в Инвентарной карточке учета объекта ОС.

Для отражения этих операций в бухучете следует сделать такие записи:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

№ мемориального ордера

дебет

кредит

1

Получено финансирование для технического переоснащения счетчика

2313

5411

175800

2

2

Выполнены услуги по техническому переоснащению счетчика (подписан Акт приема-передачи предоставленных услуг)

1311

6211

175800

6

3

Увеличена первоначальная стоимость счетчика на стоимость услуг по техническому переоснащению

1014

1311

175800

17

Одновременно сделана вторая запись

5411

5111

175800

17

4

Перечислены средства подрядчику за услуги по техническому переоснащению

6211

2313

175800

2, 6

Нормативные документы и сокращения

Кодекс ГСКодекс газораспределительных систем, утвержденный постановлением НКРЭКУ от 30.09.2015 г. № 2494.

Инструкция № 333Инструкция по применению кодов экономической классификации расходов бюджета, утвержденная приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333.

П(С)БУ 121Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 121 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202.

Методрекомендации № 11Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденные приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11.

Оператор ГРС — оператор газораспределительной системы, к газовым сетям которого подключен объект потребителя.

Средства ДПД — средства дистанционной передачи данных.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше