Темы статей
Выбрать темы

Может ли отдел образования предоставлять услуги по водоснабжению

Шпаченко Владимир, эксперт по финансовым вопросам
На балансе сельсовета находится водонапорная башня. Эта башня обеспечивает питьевой водой общеобразовательное заведение и жилые дома, расположенные на одной улице. Может ли совет передать водонапорную башню на баланс отдела образования? Может ли в таком случае отдел образования взимать плату за водоснабжение и получать компенсацию расходов за использованную электроэнергию для поставки воды?

В первую очередь стоит ответить на ключевой вопрос. Нет, отдел образования не может предоставлять платные услуги, связанные с водоснабжением. Объясним, на чем основывается такой вывод.

Для этого стоит напомнить, какие основные задачи возложены на отдел образования, а также какие права (полномочия) имеет такой отдел. В этом вопросе будем руководствоваться таким документом, как Примерное положение об отделе (управлении) образования исполнительного комитета городского совета, утвержденное приказом МОН от 01.04.2003 г. № 192 (далее — Положение № 192).

Как определено в этом Положении, отдел (управление) образования исполнительного комитета горсовета является структурным подразделением исполнительного органа горсовета, образуемым горсоветом, и является подотчетным и подконтрольным совету, который его создал, и подчиняется исполнительному комитету горсовета и городскому голове, а по вопросам осуществления делегированных ему полномочий подконтрольный управлению образования и науки соответствующей облгосадминистрации.

К основным задачам отдела образования отнесены, в частности, такие:

• реализация государственной политики в отрасли образования и воспитания на соответствующей территории (с учетом особенностей социально-культурной среды города);

• анализ состояния образования в городе, прогнозирование развития общего среднего, дошкольного и внешкольного образования, усовершенствования сети соответствующих учебных заведений независимо от типов и форм собственности согласно образовательным потребностям граждан; разработка и организация выполнения городской программы развития образования;

• создание условий для получения гражданами дошкольного, полного общего среднего и внешкольного образования;

• контроль за соблюдением законодательства в отрасли образования, Государственного стандарта общего среднего образования и требований Базового компонента дошкольного образования соответствующими учебными заведениями всех типов и форм собственности, расположенными на территории города и т. п.

Теперь о правах отдела образования, предусмотренных Положением № 192.

Действительно, в некоторых случаях отдел образования может предоставлять платные услуги. Что это за случаи?

Так, отдел образования имеет право:

• предоставлять платные услуги для образовательного, эстетического и физического развития детей;

• предоставлять в аренду физическим и юридическим лицам неэксплуатируемое имущество и свободные площади заведений, находящиеся на балансе отдела (управления) образования.

Как видим, в Положении № 192 нет ни единого упоминания о том, что отдел образования имеет право предоставления услуг в сфере жилищно-коммунальных услуг.

Учитывая это, сельсовет не имеет права передавать водонапорную башню на баланс отдела образования. А последний, соответственно, не имеет прав и полномочий обслуживать такой объект и взимать плату за водоснабжение.

Каким же образом сельсовету обеспечить питьевой водой общеобразовательное заведение и жилые дома? Для решения этой ситуации можем предложить такие варианты.

img 1Сельский совет, руководствуясь полномочиями, предусмотренными Законом Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР (далее — Закон № 280), создает коммунальное предприятие.

Так, в соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 26 Закона № 280 исключительно на пленарных заседаниях совета решаются вопросы, в частности: о создании, ликвидации, реорганизации и перепрофилировании предприятий, учреждений и организаций коммунальной собственности соответствующей территориальной громады.

Также определенные полномочия в процессе управления коммунальным предприятием предоставлены сельскому, поселковому, городскому голове. Так, согласно п. 10 ч. 4 ст. 42 Закона № 280 сельский, поселковый, городской голова назначает на должности и увольняет с должностей руководителей отделов, управлений и других исполнительных органов совета, предприятий, учреждений и организаций, относящихся к коммунальной собственности соответствующих территориальных громад, кроме руководителей дошкольных, общеобразовательных и внешкольных учебных заведений.

В таком случае сельсовет создает коммунальное предприятие как субъект хозяйствования, который формирует, содержит и организует систему водоснабжения на территории соответствующей территориальной громады. Благодаря такому варианту сельсовет реализует полномочия в сфере жилищно-коммунального хозяйства путем решения вопросов водоснабжения, отведения и очистки сточных вод; осуществления контроля за качеством питьевой воды.

В связи с этим также следует вспомнить положения ст. 17 Закона № 280, которая определяет отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в коммунальной собственности соответствующих территориальных громад. Такие отношения строятся на принципах их подчиненности, подотчетности и подконтрольности органам местного самоуправления.

Однако пока такой вариант будет реализован, сельский совет может осуществлять расходы на содержание водонапорной башни за счет местного бюджета. Но лишь при наличии соответствующей программы и, безусловно, средств.

img 2Так, к перечню полномочий органов местного самоуправления в сфере питьевой воды, питьевого водоснабжения и водоотведения отнесены, в частности, утверждение и реализация местных программ в сфере питьевой воды, питьевого водоснабжения и водоотведения, участие в разработке и реализации соответствующих государственных и местных программ. Об этом указано в ст. 13 Закона Украины «О питьевой воде, питьевом водоснабжении и водоотведении» от 10.01.2002 г. № 2918-III.

В этом случае сельский совет может присоединиться к Общегосударственной целевой программе «Питьевая вода Украины» на 2011 — 2020 годы, утвержденной Законом Украины от 03.03.2005 г. № 2455-IV, или утвердить собственную местную программу «Питьевая вода».

Если сельский совет примет местную программу, то должен прописать в ней соответствующие мероприятия и ежегодно в проекте бюджета учитывать потребность в расходах на их выполнение (в случае если программа рассчитана более чем на один бюджетный год). В таком случае сельский совет имеет право оплачивать и счета за использованную электроэнергию для подачи воды, и другие расходы (например, стоимость услуг за лабораторное исследование питьевой воды и ремонт башни).

Таким образом, этот вариант будет реализован в рамках принятой местной программы о питьевой воде. Конечно, при условии, если указанные расходы будут включены в мероприятия принятой программы и будет предусмотрено соответствующее финансирование средствами местного бюджета.

Безусловно, какой вариант выбрать — решать сельскому совету, на который возложены обязанности по обеспечению питьевой водой. Но оба предложенных варианта не противоречат требованиям действующего законодательства.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше