Темы статей
Выбрать темы

Финансовая поддержка для КП: отражаем в бухучете

Шпаченко Владимир, эксперт по финансовым вопросам
Решением сессии сельского совета была утверждена программа «Финансовая поддержка коммунального предприятия и осуществление взносов в его уставный капитал». Во исполнение этой программы перечислены средства из общего фонда (сч. 3142) в специальный фонд (сч. 3152) сельского бюджета. Возникает вопрос: как правильно отразить осуществление взносов в уставный капитал КП сельским советом на счетах бухучета? То есть как именно такие операции должен показать в учете ОМС как распорядитель бюджетных средств?

Сразу же отметим, что такие ситуации являются достаточно распространенными. Ведь без содействия местной власти большинство коммунальных предприятий, очевидно, не смогут работать эффективно. Более того, некоторые из них без помощи вряд ли «выживут». Поэтому повсюду органы местного самоуправления поддерживают местные КП финансово. И имеют для этого все полномочия.

Так, к компетенции сельских, поселковых и городских советов относится утверждение программ социально-экономического и культурного развития соответствующих административно-территориальных единиц, целевых программ по другим вопросам местного самоуправления. Это прописано в п. 22 ч. 1 ст. 26 Закона № 280. Тогда как непосредственно полномочия по управлению объектами ЖКХ, бытового, торгового обслуживания, транспорта и связи коммунальной собственности — в ведении исполнительных органов соответствующих местных советов (п.п. 1 п. «а» ч. 1 ст. 30 Закона № 280). Причем последние должны обеспечить их надлежащее содержание и эффективную эксплуатацию.

Вместе с тем бюджетным законодательством предусмотрена возможность финансирования местных программ развития ЖКХ и благоустройства населенных пунктов за счет средств местных бюджетов. На это четко указывает п. 5 ч. 1 ст. 91 БКУ.

Для осуществления программ и мероприятий за счет средств бюджета распорядителям бюджетных средств предоставляются бюджетные ассигнования. При этом главный распорядитель бюджетных средств*, определенный решением о местном бюджете, осуществляет управление бюджетными средствами, обеспечивая их эффективное, результативное и целевое использование. С этой целью главный распорядитель организует и координирует работу распорядителей низшего уровня и получателей бюджетных средств (п. 7 ч. 5 ст. 22 БКУ).

* Главными распорядителями средств местных бюджетов являются исполнительные органы и аппараты местных советов, а также структурные подразделения таких исполнительных органов в лице их руководителей. Если местным советом не создан исполнительный орган, функции главного распорядителя средств соответствующего местного бюджета выполняет председатель такого совета (п. 3 ч. 2 ст. 22 БКУ).

Таким образом, с целью обеспечения эффективного использования коммунального имущества, а также необходимого уровня и качества услуг населению ОМС утверждают местные программы и предусматривают средства для их реализации в бюджете. Кстати, в таком случае расходы отражаются с учетом отраслевых признаков согласно программной классификации, утвержденной приказом Минфина «Об утверждении составляющих программной классификации расходов и кредитования местных бюджетов» от 20.09.2017 г. № 793.

Одним из направлений повышения эффективности использования коммунального имущества, содействия развитию ЖКХ и благоустройства населенных пунктов является предоставление финансовой поддержки КП их основателями за счет средств местного бюджета. Объемы такой помощи определяются решением о местном бюджете на соответствующий год.

Указанная помощь предоставляется только КП, включенным в сеть главного распорядителя средств местного бюджета, как получателям бюджетных средств. К тому же направления расходования таких средств четко определены. Так, получатели имеют право направлять их исключительно на мероприятия, предусмотренные соответствующей программой. Используются такие средства на основании плана использования бюджетных средств (ч. 6 ст. 22 БКУ). После его утверждения руководителем и согласования с распорядителем бюджетных средств получатели подают план в орган Госказначейской службы. Этот документ содержит распределение бюджетных ассигнований, утвержденных в смете соответствующего распорядителя бюджетных средств.

Кроме того, важное значение имеет форма, в которой предоставляется финансовая поддержка КП: как текущие трансферты или как капитальные трансферты. То есть фактически возможны два варианта (формы) финансовой поддержки, а именно:

финансовая помощь на текущие расходы КП — текущие трансферты;

взносы в уставный капитал КП — капитальные трансферты.

Именно от формы финансовой поддержки зависит порядок осуществления таких операций, их оформление и отражение в бухучете и отчетности распорядителя бюджетных средств. Поэтому далее рассмотрим особенности предоставления ОМС финансовой поддержки КП в форме текущих и капитальных трансфертов. Для удобства и наглядности приведем информацию в форме таблицы:

Порядок предоставления финансовой поддержки КП в форме текущих и капитальных трансфертов

Критерий

Требования к осуществлению

капитальные трансферты

текущие трансферты

Основные задачи, для выполнения которых предоставляется финансовая поддержка

Взносы в уставный капитал КП осуществляются для:

• укрепления материальной базы КП;

• приобретения техники и оборудования для выполнения аварийных и неотложных работ, устранения последствий чрезвычайных ситуаций;

• обновления производственных мощностей и снижения уровня аварийности объектов;

• подготовки (изготовления проектно-сметной документации) и проведения капитального ремонта, реконструкции и строительства водопроводно-канализационных сетей, тепловых сетей и объектов жилищного фонда;

• внедрения энергосберегающих технологий;

• проведения других капитальных расходов

Финансовая помощь предоставляется для:

• приобретения материалов для обеспечения надежности и безопасности эксплуатации инженерных сетей;

• проведения текущего ремонта сетей и объектов, находящихся на балансе и обслуживающихся КП;

• улучшения состояния расчетов КП за потребленные энергоносители, горюче-смазочные материалы, запчасти и т. п.;

• погашения задолженности по расчетам по заработной плате и отчислениям на социальные мероприятия;

• погашения задолженности по расчетам по налогам и сборам;

• ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций и аварий;

• осуществления других текущих расходов

Источники финансирования

Специальный фонд (бюджет развития) местного бюджета (ч. 3 ст. 71 БКУ)

Общий фонд местного бюджета (пп. 5, 14 ч. 1 ст. 91 БКУ)

Код ТПКРКМБ, по которым следует планировать

7670 «Взносы в уставный капитал субъектов хозяйствования»

6010 «Содержание и эффективная эксплуатация объектов жилищно-коммунального хозяйства» в разрезе видов объектов ЖКХ:

6011 «Эксплуатация и техническое обслуживание жилищного фонда»;

6012 «Обеспечение деятельности по производству, транспортировке, поставке тепловой энергии»;

6013 «Обеспечение деятельности водопроводно-канализационного хозяйства»;

6014 «Обеспечение сбора и вывоза мусора и отходов»;

6015 «Обеспечение надежной и бесперебойной эксплуатации лифтов»;

6016 «Внедрение средств учета расходов и регулирование потребления воды и тепловой энергии»;

6017 «Иная деятельность, связанная с эксплуатацией объектов жилищно-коммунального хозяйства»

КЭКР, по которым следует отражать

3210 «Капитальные трансферты предприятиям (учреждениям, организациям)». На это указывает п. 2 п.п. 3.2.1 Инструкции № 333

2610 «Субсидии и текущие трансферты предприятиям (учреждениям, организациям)» (п. 3 п.п. 2.4.1 Инструкции № 333)

Порядок бухучета у распорядителя бюджетных средств

Для учета поступлений, связанных с перечислением сумм трансфертов, и средств целевого назначения распорядители бюджетных средств применяют субсчет 7512 «Трансферты». Соответственно, использование таких средств показывают по дебету субсчета 8511 «Расходы по необменным операциям». Именно этот субсчет согласно Порядку № 1219 предназначен для обобщения информации о текущих трансфертах распорядителей бюджетных средств юридическим лицам.

Внимание! Это общее правило, касающееся в первую очередь учета межбюджетных трансфертов (в том числе и капитальных, и текущих). Такой подход применяют главные распорядители бюджетных средств — предоставители трансфертов.

Однако распорядители (независимо от уровня) — получатели трансфертов — учитывают такие поступления, как обычные бюджетные ассигнования с учетом их целевого назначения:

• для осуществления текущих расходов по субсчету 7011 «Бюджетные ассигнования»;

• для осуществления капитальных расходов по субсчету 5411 «Целевое финансирование распорядителей бюджетных средств»

Порядок бухучета у распорядителя бюджетных средств

Учет наличия и движения средств целевого назначения, в частности средств для приобретения финансовых инвестиций, ведется на субсчете 5411.

Непосредственно взносы в уставный капитал КП, относящиеся к сфере управления распорядителя бюджетных средств, следует учитывать в составе долгосрочных финансовых инвестиций. Для этого Порядком № 1219 предназначен субсчет 2513 «Долгосрочные финансовые инвестиции в капитал предприятий».

В то же время при осуществлении взносов в уставный капитал КП в бухучете следует показать увеличение собственного капитала. В частности, нужно увеличить сумму капитала в предприятиях по субсчету 5212 «Капитал в предприятиях в иной форме участия в капитале». При этом отражаем использование целевого финансирования, то есть дебетуем на соответствующую сумму субсчет 5411.

Имейте в виду: ни доходы, ни расходы в этом случае не возникают

Для учета поступления средств, предназначенных для дальнейшего перечисления КП как финансовой помощи, целесообразно использовать субсчет 7011 «Бюджетные ассигнования».

После перечисления указанных средств получателю распорядитель бюджетных средств должен отнести эти суммы на расходы*. В частности, для отражения таких расходов следует использовать субсчет 8511 «Расходы по необменным операциям». Это обусловлено тем, что освоение этих средств будет осуществлять получатель бюджетных средств — КП, а не распорядитель. Тогда как планирует эти расходы по соответствующим КЭКР в сводной смете главный распорядитель. Учитывая это, отразить расходы в бухучете, а в дальнейшем — и в формах отчетности, должен именно распорядитель бюджетных средств

Порядок отражения в финансовой отчетности распорядителя бюджетных средств

При составлении формы № 1-дс «Баланс» согласно Порядку № 307 ОМС следует отразить:

• увеличение суммы долгосрочных финансовых инвестиций по строке 1112;

• увеличение суммы собственного капитала по строке 1430.

Также поступления целевого финансирования для приобретения долгосрочных финансовых инвестиций следует отразить в разделе II Отчета о движении денежных средств (форма № 3-дс) — по строке 3230. В то же время не забываем показать и кассовые расходы, проведенные за счет этих средств, по строке 3245.

Кроме того, данные об увеличении капитала в результате операций приобретения финансовых инвестиций необходимо указать в статье «Увеличение капитала в предприятиях» (строка 4210, графа 6) формы № 4-дс «Отчет о собственном капитале»

Операции по предоставлению финансовой помощи КП должны отражаться в Отчете о финансовых результатах (форма № 2-дс) ОМС, в частности:

• средства, полученные для перечисления КП, следует отражать в составе общей суммы бюджетных ассигнований по коду строки 2010;

• сумму средств, перечисленных КП, — в составе расходов по необменным операциям в строке 2300.

Обратите внимание: в этом случае отражаем расходы именно по статье «Трансферты», поскольку такие расходы были запланированы по КЭКР 2610.

Соответственно, информацию о движении таких средств на счете ОМС следует показать в Отчете о движении денежных средств (форма № 3-дс):

• в составе общей суммы бюджетного финансирования по коду строки 3000;

• в составе расходов по необменным операциями как трансферты в строке 3125

Порядок отражения в бюджетной отчетности распорядителя бюджетных средств

С учетом требований абз. 12 п. 2 разд. ІІІ Порядка № 44, поступление и направление средств на осуществление взносов в уставный капитал КП следует отражать в Отчете о поступлении и использовании других поступлений специального фонда (форма № 4-3 м)** (приложение 4 к указанному Порядку). В частности, эти данные необходимо указать в соответствующих графах по коду строки 530, соответствующему использованию средств по КЭКР 3210

Сумму финансовой помощи КП для покрытия текущих потребностей, предоставленной за счет средств общего фонда местного бюджета, главный распорядитель должен показать в Отчете о поступлении и использовании средств общего фонда (форма № 2м)** (приложение 1 к Порядку № 44). А конкретно, информацию о получении и использовании таких бюджетных ассигнований следует указать по коду строки 290, соответствующему КЭКР 2610

* Следует отличать операции по перераспределению бюджетного финансирования между распорядителями бюджетных средств разных уровней и предоставлению финансовой помощи получателям бюджетных средств. В первом случае главный распорядитель показывает в бухучете движение средств только в пределах субсчета 7011 (Дт 2314 — Кт 7011; Дт 7011 — Кт 2314) без признания расходов. Это обусловлено тем, что такие средства проходят через главного распорядителя «транзитом». Фактическое же использование этих средств для реализации конкретных целей осуществляет распорядитель низшего уровня. Поэтому последний и покажет в бухучете расходы в зависимости от направлений их использования (по счетам 80, 84, 85).

** Напомним: распорядители бюджетных средств составляют отчеты об их поступлении и использовании (в том числе по форме № 2 м, № 4-3 м) по каждому коду ТПКРКМБ отдельно в разрезе КЭКР. В дальнейшем информацию из этих отчетов обобщают в сводных отчетах по соответствующим формам.

Итак, с общим порядком осуществления и учета финансовой поддержки КП разобрались. В то же время есть еще один важный момент, о котором стоит помнить.

ВНИМАНИЕ!

Операции по перечислению средств из общего в специальный фонд местного бюджета в бухучете ОМС как распорядителя бюджетных средств не отражаются.

Дело в том, что казначейское обслуживание местных бюджетов осуществляют органы Госказначейской службы.

Прямое указание на это содержит ч. 2 ст. 78 БКУ. В свою очередь, такое обслуживание предусматривает, вместе с выполнением других функций, ведение бухгалтерского учета и составление отчетности об исполнении бюджетов (п. 3 ч. 1 ст. 43 БКУ). Требования к отражению операций по исполнению местных бюджетов установлены Порядком отражения в бухгалтерском учете операций по исполнению местных бюджетов, утвержденным приказом Госказначейства от 14.12.2007 г. № 233 (ср. ). При этом органы Казначейства применяют План счетов бухгалтерского учета исполнения государственного и местных бюджетов, утвержденный приказом Госказначейства от 28.11.2000 г. № 119.

Однако ОМС (их исполнительные органы) как распорядители бюджетных средств показывают в учете только поступление на регистрационный счет средств (целевого финансирования) и их расходование на цели, определенные программой. При отражении таких операций на счетах бухучета в первую очередь следует руководствоваться нормами Типовой корреспонденции.

Как именно следует отражать предоставление финансовой поддержки КП на счетах бухучета, рассмотрим на условном примере.

Пример. На основании решений городского совета «О городском бюджете на 2019 год» и «Об утверждении программы финансовой поддержки коммунальных предприятий города на 2019 год», а также во исполнение Комплексной целевой Программы развития жилищно-коммунального хозяйства города на 2018 — 2020 гг., приказом Управления ЖКХ и строительства городского совета утверждены бюджетные программы на 2019 год:

по КПКРК 1217670 — «Взносы в уставный капитал субъектов хозяйствования»;

по КПКРК 1216013 — «Обеспечение деятельности водопроводно-канализационного хозяйства».

Главным распорядителем средств и исполнителем программы является Управление ЖКХ и строительства городского совета.

В рамках реализации этих программ и согласно решениям местного совета о пополнении уставного капитала КП «Водоканал» были выделены средства из местного бюджета.

В мае 2019 года управление осуществило взнос в уставный капитал указанного КП на сумму 300000 грн. Кроме того, была выделена финансовая помощь для покрытия текущих расходов этого предприятия в сумме 20000,00 грн.

В бухучете главного распорядителя эти операции отражены таким образом:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

№ мемориального ордера

дебет

кредит

Взнос в уставный капитал КП

1

Получено целевое финансирование для осуществления взноса в уставный капитал КП

2313

5411

300000,00

2

2

Отражено приобретение финансовых инвестиций путем внесения в уставный капитал КП денежных средств

2513

2313

300000,00

2, 17*

Одновременно сделана вторая запись

5411

5212

300000,00

17*

Финансовая помощь на текущие потребности КП

1

Поступили средства на лицевой счет главного распорядителя для предоставления финансовой помощи КП

2314

7011

20000,00

2

2

Перечислена на счет КП финансовая помощь

8511

2314

20000,00

2

* Для отражения операций, которые не фиксируются в мемориальных ордерах № 1 — 16, следует применять мемориальный ордер № 17 по форме, утвержденной приказом Минфина от 08.09.2017 г. № 755.

В заключение отметим: недостаточно просто выделить средства для финансовой поддержки. Необходимо проконтролировать их целевое использование. Эта обязанность возлагается на главного распорядителя бюджетных средств, который собственно и осуществляет предоставление такой помощи КП.

Итак, в целях контроля КП — получатели бюджетных средств отчитываются по результатам своей деятельности перед главным распорядителем. Периодичность и форму отчетности устанавливает ОМС в решении об утверждении соответствующей программы финансовой поддержки. Как правило, получатели ежеквартально подают главному распорядителю финотчеты с объяснительной запиской.

Кроме того, с целью обеспечения контроля органы Госказначейской службы в части исполнения местных бюджетов по расходам осуществляют:

предварительный контроль — на этапе регистрации бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств;

текущий контроль — в процессе оплаты счетов распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств. На это указывает п. 10.2 Порядка казначейского обслуживания местных бюджетов, утвержденного приказом Минфина от 23.08.2012 г. № 938.

И конечно же, не стоит забывать о необходимости подачи бюджетной отчетности получателями бюджетных средств. Так, они должны подавать формы месячной бюджетной отчетности в органы Госказначейства, а также квартальную и годовую — главному распорядителю и Казначейству (п. 11 разд. ІІ Порядка № 44). Состав бюджетной отчетности для получателей определен п. 2 разд. ІІ Порядка № 44.

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И СОКРАЩЕНИЯ

БКУБюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

Закон № 280Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР.

Инструкция № 333Инструкция по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденная приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333.

Порядок № 1219Порядок применения Плана счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденный приказом Минфина от 29.12.2015 г. № 1219.

Порядок № 307Порядок заполнения форм финансовой отчетности в государственном секторе, утвержденный приказом Минфина от 28.02.2017 г. № 307.

Порядок № 44Порядок составления бюджетной отчетности распорядителями и получателями бюджетных средств, отчетности фондами общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования, утвержденный приказом Минфина от 24.01.2012 г. № 44.

Типовая корреспонденцияТиповая корреспонденция субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами распорядителями бюджетных средств и государственными целевыми фондами, утвержденная приказом Минфина от 29.12.2015 г. № 1219.

КП — коммунальные предприятия.

ОМС — органы местного самоуправления.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше