При списании горюче-смазочных материалов можно применять Нормы расходов топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные приказом Минтранса от 10.02.98 г. № 43 (далее — Нормы № 43), однако это необходимо четко определить в приказе об учетной политике учреждения и приказе об установлении норм расходов топлива на автотранспортные средства.
Ответы на заданные вопросы нужно искать в примечании к п.п. 3.1.10 Норм № 43.
Бесспорно, применение надбавок, которые повышают нормы расходов топлива, является абсолютно обоснованным, поскольку они предусмотрены Нормами № 43, однако их применение должно иметь определенные основания. Так, п.п. 3.1.10 Норм № 43 предусмотрено, что базовая линейная норма расходов топлива может быть увеличена для автомобилей, которые эксплуатируются более:
• 5 лет с общим пробегом > 100 тыс. км — до 3 %;
• 8 лет или с общим пробегом > 150 тыс. км — до 5 %;
• 11 лет или с общим пробегом > 250 тыс. км — до 7 %;
• 14 лет или с общим пробегом > 400 тыс. км — до 9 %.
Как видим, только в первом случае эксплуатации автомобиля (более 5 лет с общим пробегом свыше 100 тыс. км) предусмотрено наличие одновременно двух критериев — его возраст и общий пробег. Во всех других случаях предусмотрено наличие хотя бы одного из критериев — возраст или общий пробег. При этом примечание к этому подпункту играет главную роль в определении того, когда возможно применение такой надбавки, а именно:
• только в случае документально подтвержденной необходимости и в минимально возможном размере;
• для автомобилей современных конструкций и авто после капремонта (или замены) двигателя надбавку не применяют либо применяют минимально возможные значения с приведением документально подтвержденного обоснования такой необходимости.
Следовательно, при применении повышающего коэффициента следует устанавливать его минимально возможные значения и иметь документальное подтверждение такой необходимости.
Chevrolet Cruze — автомобиль современной конструкции, потому для применения коэффициента из п.п. 3.1.10 Норм № 43 в первую очередь необходимо иметь документально подтвержденное обоснование его применения. По нашему мнению, его может предоставить либо завгар (если он имеет необходимые технические знания и сможет обоснованно изложить аргументы относительно изношенности двигателя), либо СТО, где обслуживается этот автомобиль. Что же касается минимально возможных значений надбавки, то в вашем случае она будет составлять 3 % (исходя из очередности применения). Применение надбавки в размере 5 % может быть квалифицировано контролирующими органами как нарушение требований п.п. 3.1.10 Норм № 43.