Давно ли мы получали «подарки» от Минфина в виде изменений в законодательство по вопросам бухгалтерского учета? Кажется, давненько это было. Даже успели выучить наизусть почти всю Типовую корреспонденцию. Но чтобы бухгалтеры не слишком скучали, вот вам сюрприз от Минфина. 17 сентября 2019 года Минфин издал приказ № 386 «Об утверждении Изменений в Типовую корреспонденцию субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами распорядителями бюджетных средств и государственными целевыми фондами» (см. первый материал этого номера журнала).
Что интересное в этих изменениях? Необходимо ли составлять какие-то новые корреспонденции субсчетов? Сразу вас успокоим — новые корреспонденции есть, но их не очень много. Отметим, что преимущественно такие изменения связаны с устранением определенных неточностей в некоторых корреспонденциях субсчетов, которые «всплыли» после тщательного анализа финансовых показателей распорядителей бюджетных средств на основании финансовой отчетности. Поэтому рассмотрим их подробно.
Безвозмездная передача — поступление ОС
В первую очередь начнем с изменений, касающихся операций по внутреннему перемещению ОС, ПНМА. В этот раз Минфин внес уточнения в порядок учета безвозмездной передачи — поступления необоротных активов от одного учреждения к другому в пределах одного органа, уполномоченного управлять объектами государственной (коммунальной) собственности.
Так, строки 1.12 — 1.13 Типовой корреспонденции изложены в новой редакции. Для наглядности сравним эти строки Типовой корреспонденции с их предыдущей редакцией.
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Новая редакция Типовой корреспонденции | Предыдущая редакция Типовой корреспонденции | ||
дебет | кредит | дебет | кредит | ||
1.12 | Отражение стоимости безвозмездно полученных основных средств по операциям по внутреннему перемещению в пределах органа, уполномоченного управлять объектами государственной (коммунальной) собственности | 10, 11 | 51 | 10, 11 | 51 |
Отражение начисленной суммы износа на основные средства, полученные безвозмездно по операциям по внутреннему перемещению в пределах органа, уполномоченного управлять объектами государственной (коммунальной) собственности | 5511, 5512 | 1411, 1412, 1414 | 8014, 8114, 5511, 5512 | 1411, 1412, 1414 | |
1.13 | Отражение стоимости безвозмездно переданных основных средств по операциям по внутреннему перемещению в пределах органа, уполномоченного управлять объектами государственной (коммунальной) собственности | 51 | 10, 11 | 51 | 10 11 |
Отнесение к финансовым результатам суммы амортизации основных средств, начисленной в месяце выбытия | 5511, 5512 | 8014 (8024), 8114 (8124) | — | — | |
Отражение начисленной суммы износа на основные средства, которые безвозмездно переданы по операциям по внутреннему перемещению в пределах органа, уполномоченного управлять объектами государственной (коммунальной) собственности | 1411, 1412, 1414 | 5511, 5512 | 1411, 1412, 1414 | 8014, 8114, 5511, 5512 |
Заметим, что подход к выбытию таких активов при безвозмездной передаче в пределах одного субъекта управления не изменился. Так, как и раньше, эти правила закреплены в П(С)БУ 121.
Это значит, что учреждение, которое передает ОС другому бюджетному учреждению, списывает с баланса его первоначальную (переоцененную) стоимость. Также в этом случае нужно списать сумму накопленного (начисленного) износа на переданный объект.
При этом первоначальная стоимость ОС, полученных безвозмездно от субъектов государственного сектора, равна первоначальной (переоцененной) стоимости ОС субъекта государственного сектора, который их передал, с приведением суммы начисленного износа. В то же время не забывайте учесть и расходы, предусмотренные п. 5 разд. II П(С)БУ 121
Такую стоимость определяют на основании первичных документов (актов приема-передачи), учетных регистров или других документов, в которых указана стоимость приобретения (создания) ОС.
В свою очередь, учреждение, которое безвозмездно получило ОС, ПНМА по операциям внутреннего перемещения в пределах органа, уполномоченного управлять объектами государственной (коммунальной) собственности, показывает в бухучете записями: Дт 10 — Кт 5111.
Главное отличие таких операций заключается в том, что согласно предыдущей редакции п. 1.13 Типовой корреспонденции при безвозмездной передаче ОС в пределах одного субъекта органа мы списывали сумму износа (накопленного по кредиту субсчета 1411) как за текущий квартал, текущий год, так и за прошлые годы отдельными записями в бухучете.
Так, при безвозмездной передаче ОС, ПНМА сумму начисленного износа раньше отражали такими записями:
• Дт 1411, 1412 — Кт 8014, 8114 — за текущий квартал;
• Дт 1411, 1412 — Кт 5511 — за предыдущие кварталы текущего года;
• Дт 1411, 1412 — Кт 5512 — за прошлые годы.
Зато теперь согласно новой редакции п. 1.13 Типовой корреспонденции сумму амортизации ОС, начисленной в месяце выбытия, следует сразу относить на финансовый результат:
Дт 5511 — Кт 8014, 8114 — за текущий год.
Ну и что в этом нового? С одной стороны, вроде бы нет ничего. Ведь именно таким образом учреждения обычно и списывают сумму начисленного износа, накопленного по дебету субсчетов 8014, 8114, на финансовый результат отчетного периода (квартала).
Но с другой — выходит, что раньше согласно п. 1.13 Типовой корреспонденции учреждение, которое передавало ОС, ПНМА, не закрывало у себя в учете сумму износа за текущий квартал, отнесенную в Дт субсчетов 8014, 8114, а передавало другому учреждению.
Теперь давайте посмотрим на ситуацию с позиции принимающей стороны — учреждения-получателя. Так, учреждение, получившее ОС, ПНМА по операциям внутренней передачи согласно п. 1.12 Типовой корреспонденции до недавнего времени отражало сумму износа, начисленного на полученные объекты, такими записями:
• Дт 8014, 8114 — Кт 1411, 1412 — за текущий квартал;
• Дт 5511 — Дт 1411, 1412 — за предыдущие кварталы текущего года;
• Дт 5512 — Дт 1411, 1412 — за прошлые годы.
И только потом, при определении своего финансового результата за текущий период, учреждение фактически закрывало «чужие» расходы. То есть эти суммы попадали на субсчета 8014, 8114, тем самым увеличивая текущие расходы учреждения-получателя. И только потом эти расходы относили на финансовый результат отчетного периода (квартала, года).
По нашему мнению, такие изменения в пп. 1.12 и 1.13 Типовой корреспонденции являются абсолютно логичными и соответствуют правилам определения финансового результата за отчетный период. Ведь для этого нужно закрыть (списать) доходы и расходы за соответствующий период на финансовый результат отчетного периода.
Напомним: для этого субсчета доходов (7011, 7111, 7211, 7311, 7411, 7511) и расходов (8011, 8111, 8012, 8112, 8013, 8113, 8014, 8114, 8115, 8211, 8212, 8311, 8411, 8511) закрывают ежеквартально на субсчет 5511. Такое ежеквартальное закрытие субсчетов доходов и расходов осуществляют на основании пп. 6.1 и 6.2 Типовой корреспонденции.
И буквально несколько слов об изменениях в корреспонденции счетов по учету операций безвозмездной передачи-получения нематериальных активов. Действительно, пп. 2.7 и 2.8 Типовой корреспонденции изложены в новой редакции. Вместе с тем общий подход к отражению операций с нематериальными активами аналогичен порядку учета безвозмездной передачи ОС, ПНМА. Поэтому останавливаться подробно на таких изменениях не будем.
Передача капитальных инвестиций
Приказ № 386 дополнил Типовую корреспонденцию новыми пп. 1.14 — 1.16, в которых приведены бухгалтерские записи по отражению безвозмездной передачи-получения капитальных инвестиций в объекты незавершенного строительства. Имейте в виду: такие корреспонденции касаются операций по внутреннему перемещению в пределах одного органа, уполномоченного управлять объектами государственной (коммунальной) собственности.
Для кого характерны такие операции? Отметим, что бухгалтерские записи, приведенные в пп. 1.14 — 1.16 Типовой корреспонденции, интересны тем учреждениям, которые имеют остатки по дебету субсчетов 1311, 1312 и кредиту субсчета 5411. То есть это касается тех учреждений, которые имеют на балансе капитальные инвестиции в объекты незавершенного строительства и осуществляют передачу таких объектов другим учреждениям в пределах одного субъекта управления.
Такие операции мы уже рассматривали на страницах журнала «Бюджетная бухгалтерия». Но, как свидетельствуют корреспонденции субсчетов, предусмотренные новыми пп. 1.14 — 1.16 Типовой корреспонденции, Минфин несколько пересмотрел подходы к закрытию остатков по вышеупомянутым субсчетам.
Так, на момент безвозмездной передачи капитальных инвестиций все расходы, которые были накоплены и учитывались по дебету субсчетов 1311, 1312 и кредиту субсчета 5411, учреждение относит на финрезультат. Такую операцию в бухучете отражают следующими записями:
• Дт 5511, 5512 — Кт 1311, 1312 — стоимость безвозмездно переданных капитальных инвестиций в объекты незавершенного строительства;
• Дт 5411 — Кт 5511, 5512 — целевое финансирование, направленное на объекты незавершенного строительства, отнесенное к финансовым результатам.
В свою очередь, учреждение, принимающее такие расходы, также зачисляет их в состав капитальных инвестиций. При этом делают обратную запись: Дт 1311, 1312 — Кт 5511, 5512.
В дальнейшем зачисление объектов незавершенного строительства в состав ОС после введения в эксплуатацию осуществляют обычным образом. В бухучете эту операцию отражают так: Дт 10, 11 — Кт 1311, 1312.
Но интересно, что в таком случае при отражении внесенного капитала Типовая корреспонденция (п. 1.16) предлагает уменьшать финансовый результат: Дт 5511, 5512 — Кт 51.
Операции с операционной и инвестиционной недвижимостью
В этот раз Минфин решил уделить внимание операциям с инвестиционной недвижимостью и добавил отдельные бухгалтерские записи. В частности, для таких операций в Типовую корреспонденцию добавлены новые пп. 1.34 — 1.36.
Заметим, что большинство бюджетных учреждений не так часто имеют дело с инвестиционной недвижимостью. А потому бухгалтерские записи по операциям с инвестиционной недвижимостью необходимо изучать после ознакомления с Национальным положением (стандартом) бухгалтерского учета в государственном секторе 129 «Инвестиционная недвижимость», утвержденным приказом Минфина от 24.12.2010 г. № 1629 (ср. ).
Операции по внутриведомственной передаче запасов
Корреспонденция субсчетов по внутриведомственной передаче запасов и прочих нефинансовых активов и раньше была приведена в Типовой корреспонденции (пп. 3.2 — 3.5).
Но теперь, благодаря приказу № 386, количество учетных записей увеличилось. С чем это связано? Вроде бы субсчета для учета внутриведомственных расчетов не изменились, да и порядок отражения таких операций в учете остался таким же.
Так, раньше Типовая корреспонденция содержала операции по внутриведомственному получению-передаче запасов (счет 15) и других не финансовых активов (счет 18) для учреждений, осуществляющих закупку таких запасов и проводящих их дальнейшее распределение, а также для учреждений, получающих запасы по операциям по внутриведомственной поставке. А вот теперь добавлена еще и корреспонденция субсчетов по учету операций по внутриведомственной поставке запасов, которые в будущем будут отнесены к капитальным инвестициям. Здесь идет речь о запасах, которые соответствуют критериям актива и будут зачислены учреждением в состав либо ОС, либо ПНМА. Соответственно в дальнейшем такие активы следует учитывать в соответствии с требованиями НП(С)БУ 121.
Учет субвенций на социально-экономическое развитие
Приказом № 386 Минфин решил поставить точку в спорах с Казначейством по отражению в бухучете средств субвенций, полученных на выполнение программ социально-экономического развития.
Напомним: Минфин и Казначейство выразили свои мнения по поводу бухучета указанных средств в своих разъяснениях:
• письмо Казначейства «Об отражении в бухгалтерском учете и отчетности операций, которые осуществляются за счет средств субвенций из местного бюджета на выполнение программ социально-экономического и культурного развития регионов» от 15.01.2019 г. № 16-08/1711;
• письмо Минфина «Об отражении в бухгалтерском учете операций, которые осуществляются за счет средств субвенций из местного бюджета» от 08.02.2019 г. № 35220-06-5/3692.
Не будем пересказывать сейчас содержание упомянутых писем. Отметим только, что основным «камнем преткновения» между Минфином и Казначейством стал вопрос: необходимо ли при отражении операций по приобретению активов за счет средств субвенции из местного бюджета на выполнение программ социально-экономического и культурного развития регионов применять субсчет 5411 «Целевое финансирование распорядителей бюджетных средств».
Так, в соответствии с изменениями, внесенными в Типовую корреспонденцию, использование средств субвенции из местного бюджета на выполнение указанных программ приобретения ОС следует отражать таким образом:
• поступление средств местного бюджета на выполнение программ социально-экономического и культурного развития регионов: Дт 2311, 2313 — Кт 7512;
• осуществление расходов на строительство, изготовление, приобретение и улучшение объектов ОС с начала и до окончания работ и введения объектов в эксплуатацию — в соответствии с пп. 1.4 — 1.9 Типовой корреспонденции;
• исключение из дохода отчетного периода трансфертов в сумме, которая включается в первоначальную стоимость ОС, приобретенных за счет средств местного бюджета на выполнение программ социально-экономического и культурного развития регионов: Дт 7512 — Кт 54.
Учет стипендий
И последнее изменение, внесенное в Типовую корреспонденцию, касается начисления стипендий. В этот раз Минфин уточнил, что для учета расходов, связанных с выплатой стипендий, учреждения могут применять не только субсчет 8011, но и субсчет 8511.
По нашему мнению, именно этот субсчет целесообразно применять для таких операций. Ведь в соответствии с Порядком применения Плана счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденным приказом Минфина от 29.12.2015 г. № 1219, для учета расходов, связанных с предоставлением текущих трансфертов населению, в том числе с выплатой всех видов социальной помощи, льгот, стипендий и т. п., назначен именно субсчет 8511.
Кстати, на применении субсчета 8511 мы настаивали еще в 2017 году в материале «Стипендиальное и социальное обеспечение студентов: отражаем в учете» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2017, № 21).
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Новая редакция Типовой корреспонденции | Предыдущая редакция Типовой корреспонденции | ||
дебет | кредит | дебет | кредит | ||
8.2 | Начисление стипендий | 8011, 8511 | 6512 | 8011 | 6512 |
Сейчас мы ознакомили вас с основными изменениями, внесенными в Типовую корреспонденцию.
Отметим, что приказ № 386 вступает в силу со дня официального опубликования. Более развернутую информацию и конкретные числовые примеры отражения операций в бухучете рассмотрим в следующих номерах нашего журнала.
Нормативные документы и сокращения
Приказ № 386 — приказ Минфина «Об утверждении Изменений к Типовой корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами распорядителями бюджетных средств и государственными целевыми фондами» от 17.09.2019 г. № 386.
Типовая корреспонденция — Типовая корреспонденция субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами распорядителями бюджетных средств и государственными целевыми фондами, утвержденная приказом Минфина от 29.12.2015 г. № 1219.
ОС — основные средства.
ПНМА — прочие необоротные материальные активы.