27.04.2020

Отпуска в ОМС: ежегодный основной, «за стаж» и другие

Да, в этом году об отпусках мы начали вспоминать очень рано. Ну что поделаешь, всему виной коронавирус и карантин. Как говорили в известном фильме: «Не виноватая я — он сам пришел!». Что ж, общие правила оформления ежегодного основного отпуска — есть. О расчете отпускных тоже вспомнили в предыдущем номере нашего журнала. А сегодня давайте пройдемся по «отпускным» особенностям для работников органов местного самоуправления. А там много чего интересного...

Отпуск + карантин

Сначала об актуальном. Карантин в нашей стране снова продлили. В этот раз до 11 мая 2020 года (см. постановление КМУ от 22.04.2020 г. № 291). Поэтому многим придется использовать отпуска, «приготовленные» на лето.

Ведь именно отпуск является одним из законных способов не работать во время распространения эпидемии. Законодатели напомнили об этом в п.п. 1 п. 2 разд. ІІ Заключительных положений Закона № 530: на период действия карантина или ограничительных мероприятий, связанных с распространением коронавирусной болезни (COVID-19), разрешено предоставлять работнику, в том числе государственному служащему, служащему ОМС, с его согласия отпуск.

Здесь нужно заметить, что служащие ОМС выделены среди других работников как «в том числе». Это вовсе не значит, что отпуска в период карантина можно предоставлять только им, или они имеют какие-то «отпускные» привилегии. Должностные лица и «обслуживающие» рабочие имеют такие же права на использование отпусков.

При этом, как видим, законодатели не конкретизировали, в какой именно отпуск можно отправлять работников. А видов таких отпусков много. Поэтому давайте разбираться, кому какие отпуска положены.

Ежегодный основной отпуск

Согласно ч. 5 ст. 21 Закона № 2493 должностным лицам МС предоставляется ежегодный отпуск продолжительностью 30 календарных дней, если законами Украины не предусмотрен более длительный отпуск.

Как видим, только должностным лицам МС гарантировано предоставление ежегодного отпуска большей продолжительности. А вот служащим и «обслуживающим» рабочим такое право не предоставляется. А значит, они могут воспользоваться ежегодным основным отпуском общей продолжительности — 24 календарных дня.

«Оздоровительные»

Еще одна привилегия, которая предусмотрена для должностных лиц МС, — это выплата помощи на оздоровление. При этом об «оздоровительной» помощи для них идет речь сразу в двух нормативных документах.

В Законе № 2493 сказано, что помощь на оздоровление выплачивают в размере должностного оклада. В то же время п.п. 3 п. 2 постановления № 268 предусматривает право руководителей ОМС в пределах утвержденного фонда оплаты труда выплачивать работникам материальную помощь на оздоровление при предоставлении ежегодного отпуска в размере, не превышающем среднемесячной заработной платы работника. То есть при наличии средств руководитель может принять решение о выплате такой помощи в размере среднемесячной зарплаты. При этом конкретный порядок предоставления материальной помощи должен быть установлен в Положении о предоставлении работникам материальной помощи, которое является приложением к коллективному договору.

А значит, помощь на оздоровление обязательно выплачивается в размере должностного оклада, а при наличии средств — в размере, не превышающем среднемесячную зарплату. Это подтвердили специалисты Минсоцполитики в письмах от 16.10.2009 г. № 620/13/84-09, от 19.07.2010 г. № 671/13-84-10, от 11.09.2013 г. № 10212/0/14-13/13.

При этом когда ежегодный отпуск делится на части, матпомощь на оздоровление выплачивается работнику один раз в год при предоставлении любой из частей ежегодного отпуска.

Есть еще один нюанс: если должностное лицо МС использует в текущем году отпуск за прошлые годы, то нужно отследить этот момент.

Ведь, по мнению Минсоцполитики, высказанному в письме от 12.06.2018 г. № 1006/0/101-18, если помощь на оздоровление уже была выплачена к части ежегодного основного отпуска, то нет оснований выплачивать ее ко второй части этого отпуска независимо от времени его предоставления.

То есть если часть отпуска за 2019 год использована в 2019 году с выплатой «оздоровительных», то при использовании второй части прошлогоднего отпуска уже в 2020 году должностное лицо не имеет права на матпомощь на оздоровление. Для этого нужно взять хотя бы один день отпуска за 2020 год.

«Светит» ли помощь на оздоровление другим работникам ОМС?

Согласно п.п. 3 п. 2 постановления № 268 помощь на оздоровление выплачивается работникам ОМС, а это значит, что, кроме должностных лиц, получить ее могут еще и служащие. Но для них «оздоровительная» помощь не является обязательной выплатой. Если руководитель принял решение предоставить ее, то сделать это надо в размере, не превышающем среднемесячную зарплату. Если же средств, предусмотренных в смете на выплату такой помощи, недостаточно, то ее можно выплатить в меньшем размере исходя из финансовых возможностей.

Для рабочих, которые выполняют функции по обслуживанию в ОМС, выплата матпомощи в размере среднемесячной зарплаты предусмотрена п.п. «з» п. 2 приказа № 77. При этом поскольку такая выплата является не обязательной, то ее выплачивают при наличии средств по решению руководителя. Как видим, вид помощи приказом № 77 не конкретизирован, т. е. это может быть любая материальная помощь, в том числе и на оздоровление к ежегодному отпуску, который может получить рабочий в течение календарного года. При этом если «обслуживающий» рабочий получит материальную помощь при уходе в отпуск, то другие виды матпомощи в течение текущего года ему уже не предоставляют (см. письмо Минсоцполитики от 15.03.2016 г. № 272/13/84-16).

В вопросе ежегодных основных отпусков особенности заключаются в продолжительности ежегодного основного отпуска для должностных лиц МС и выплате «оздоровительных».

Далее действуют общие правила: разделения, продления, предоставления отпуска новичкам и др. Об этом вы можете узнать из журнала «Бюджетная бухгалтерия», 2020, № 15, с. 12.

Однако есть еще и другие виды отпусков. Далее поговорим о них более подробно.

Дополнительный отпуск за стаж

Кроме основного ежегодного отпуска, должностные лица МС имеют право еще и на дополнительный оплачиваемый отпуск — за стаж службы в ОМС. Если такой стаж составляет свыше 10 лет, то должностному лицу предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью до 15 календарных дней (ч. 6 ст. 21 Закона № 2493).

Конкретный механизм определения его продолжительности приведен в постановлении № 250.

Так, в п. 1 этого постановления указано: должностным лицам МС, которые имеют стаж службы в этих органах свыше 10 лет, предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 5 календарных дней, а начиная с 11-го года этот отпуск увеличивается на 2 календарных дня за каждый следующий год. При этом продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска не может превышать 15 календарных дней. В таблице ниже мы привели продолжительность этого дополнительного отпуска в зависимости от имеющегося стажа в ОМС.

Стаж службы в ОМС

Продолжительность дополнительного отпуска за стаж службы в ОМС

Свыше 10 лет

5 календарных дней

Свыше 11 лет

7 календарных дней

Свыше 12 лет

9 календарных дней

Свыше 13 лет

11 календарных дней

Свыше 14 лет

13 календарных дней

Свыше 15 лет и далее

15 календарных дней

Как правильно определить стаж, который дает право на отпуск?

Согласно ст. 22 Закона № 2493 в стаж службы в ОМС засчитывается период работы на должностях, на которые распространяется действие этого Закона, а также на должностях и в органах, время работы в которых засчитывается в стаж государственной службы.

Поскольку при предоставлении отпуска имеем дело с долгосрочным периодом (более 10 лет), то следует оглянуться на несколько лет назад.

До 01.05.2016 г. стаж государственной службы исчислялся в соответствии с Порядком № 283. А с этой даты ему на замену пришел Порядок № 229. Вместе с тем в п. 8 Заключительных и переходных положений нового Закона о госслужбе указано: стаж государственной службы за периоды работы (службы) до вступления в силу этого Закона исчисляется в порядке и на условиях, установленных на то время законодательством.

Итак, при определении стажа госслужбы, который засчитывается и в стаж службы в ОМС, следует руководствоваться:

• до 01.05.2016 г. — нормами Порядка № 283;

• с 01.05.2016 г. — нормами Порядка № 229.

На это обратили внимание специалисты НАГС в письме от 10.08.2017 г. № 7031/13-17.

При определении права на дополнительный отпуск за стаж службы в ОМС следует помнить несколько важных нюансов.

1. Дата предоставления — следующий день. Дополнительный отпуск соответствующей продолжительности предоставляется при достижении стажа службы в ОМС свыше 10, 11, 12 и т. д. лет. То есть со дня, следующего после дня приобретения соответствующего стажа службы. Разберем на примере.

Пример 1. Должностным лицом ОМС принята Присяга 20.09.2007 г. Согласно правилам исчисления сроков для лет, указанных в ст. 2411 КЗоТ, такое лицо достигло 10-летнего стажа в ОМС 19.09.2017 г.

Право на дополнительный отпуск за стаж службы в ОМС свыше 10 лет продолжительностью 5 календарных дней возникло у него с 20.09.2017 г.

Соответственно за стаж в ОМС свыше 11 лет право на дополнительный отпуск продолжительностью 7 календарных дней возникло с 20.09.2018 г., свыше 12 лет (9 календарных дней) — с 20.09.2019 г.

2. Стаж службы суммируется. Продолжительность дополнительного отпуска зависит от суммарного стажа, который засчитывается в стаж службы в ОМС. Например, должностное лицо уволилось из ОМС и впоследствии снова принято как должностное лицо на службу в ОМС. В таком случае для целей определения права на дополнительный отпуск и его продолжительности учитывается весь стаж службы в ОМС — до увольнения и после повторного приема.

3. Особенности для декретного отпуска. В стаж службы в ОМС засчитываются периоды отпуска для ухода за ребенком до достижения им 3 (6) лет. Однако на основании пп. 3 и 4 ч. 1 ст. 9 Закона об отпусках за время пребывание в таких отпусках должностному лицу МС не положен дополнительный отпуск за стаж.

Такой подход подтверждают и специалисты Минсоцполитики в письме от 25.07.2018 г. № 1319/0/101-18/28с (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2018, № 36, с. 3). И хотя письмо касается государственных служащих, однако подход одинаков и для должностных лиц МС. При этом для того, чтобы использовать отпуск за стаж, нужно отработать хотя бы 1 день в году, следующем после приобретения права на такой отпуск.

Правило достаточно запутанное. А потому давайте разберем все на примере.

Пример 2. Должностное лицо МС находилось в отпуске для ухода за ребенком до достижения им 3 лет с 06.06.2016 г. по 08.04.2019 г. Приступило к выполнению своих обязанностей 09.04.2019 г.

Оно достигло 10-летнего стажа службы в ОМС 20.03.2017 г., т. е. на момент пребывания в отпуске для ухода за ребенком до 3 лет.

Предоставляется ли дополнительный отпуск за стаж службы в ОМС и за какие годы?

Дата достижения стажа службы в ОМС

Дата возникновения права на отпуск

Продолжительность отпуска

Право на дополнительный отпуск за стаж службы в ОМС

20.03.2017 г. — 10 лет

21.03.2017 г. (за стаж свыше 10 лет)

5 календарных дней

Не имеет, поскольку должностное лицо МС после приобретения права на такой отпуск не работало с 21.03.2017 г. по 20.03.2018 г.

20.03.2018 г. — 11 лет

21.03.2018 г. (за стаж свыше 11 лет)

7 календарных дней

Не имеет, поскольку должностное лицо МС после приобретения права на такой отпуск не работало с 21.03.2018 г. по 20.03.2019 г.

20.03.2019 г. — 12 лет

21.03.2019 г. (за стаж свыше 12 лет)

9 календарных дней

Имеет, поскольку в период после приобретения права на отпуск должностное лицо приступило к работе 08.04.2019 г., т. е. в период с 21.03.2019 г. по 20.03.2020 г.

20.03.2020 г. — 13 лет

21.03.2020 г. (за стаж свыше 13 лет)

11 календарных дней

Имеет, поскольку в период после приобретения права на отпуск должностное лицо работает

В описанном случае должностное лицо МС не может использовать дополнительный отпуск за стаж службы в ОМС свыше 10 лет (5 календарных дней) и свыше 11 лет (7 календарных дней).

А вот за 12- и 13-летний стаж службы оно имеет право воспользоваться дополнительным отпуском продолжительностью соответственно 9 и 11 календарных дней.

4. Не зависит от рабочего года. Продолжительность дополнительного отпуска зависит исключительно от имеющегося стажа службы в ОМС, т. е. его предоставление не привязано к отработанному времени в рабочем году.

При определении продолжительности отпуска за стаж не применяется расчетный подход (пропорционально отработанному времени в рабочем году).

Пример 3. Для должностного лица стаж службы в ОМС 12 лет составил 29.03.2020 г., поэтому с 30.03.2020 г. у него возникает право на дополнительный отпуск за стаж продолжительностью 9 календарных дней. При этом на нынешнем месте работы (сельский совет) оно занимает должность с 02.08.2016 г.

Дополнительный отпуск за стаж должностное лицо может взять начиная с 30.03.2020 г. — продолжительностью 9 календарных дней. К рабочему году 02.08.2019 г. — 01.08.2020 г. привязки нет. Его не нужно доработать для того, чтобы использовать отпуск за стаж.

5. Не зависит от основного отпуска. В соответствии с абз. 3 п. 1 постановления № 250 дополнительные оплачиваемые отпуска должностным лицам МС предоставляют одновременно с ежегодным отпуском согласно установленному графику или по согласию сторон отдельно от него.

6. Относится к ежегодным отпускам. В соответствии со ст. 4 Закона об отпусках к ежегодным отпускам относятся, в частности, другие дополнительные отпуска, предусмотренные законодательством. Именно к этой категории ежегодных отпусков и относится дополнительный отпуск за стаж службы в ОМС.

Это в свое время подтвердили специалисты Минтруда и Главного управления государственной службы в совместном письме от 27.01.99 г. № 13-294, 10/364 (ср. ). В нем указано, что дополнительный оплачиваемый отпуск, который предоставляется государственным служащим (должностным лицам ОМС), относится к ежегодным отпускам, предусмотренным ст. 4 Закона об отпусках. Это значит, что на дополнительный отпуск за стаж распространяются нормы о ежегодных отпусках этого Закона.

Отдельно остановимся на предоставлении такого отпуска новичкам.

По общему правилу право работника на ежегодные отпуска полной продолжительности в первый год работы наступает после окончания 6 месяцев непрерывной работы у этого работодателя. До истечения указанных 6 месяцев по согласованию с работодателем работник может пойти в такой отпуск, но его продолжительность определят пропорционально отработанному времени (ч. 5 и 6 ст. 10 Закона об отпусках).

Это правило работает для основного отпуска, который предоставляется должностному лицу МС продолжительностью 30 календарных дней. А вот для дополнительного отпуска за стаж — нет. Поэтому должностное лицо МС в первый год службы в ОМС сможет воспользоваться правом на ежегодный дополнительный отпуск за стаж (при наличии соответствующего стажа не менее 10 лет) после окончания 6 месяцев службы в этом ОМС.

В то же время должностное лицо может относиться к категории работников, которым ежегодный отпуск полной продолжительности по их желанию предоставляется до отработки 6 месяцев (ч. 7 ст. 10 Закона об отпусках), например к лицам с инвалидностью, женщинам, которые имеют 2 и более детей до 15 лет или ребенка с инвалидностью. В таком случае и дополнительный отпуск за стаж предоставляется раньше окончания 6-месячного срока работы.

Также дополнительный отпуск может быть разделен на части, перенесен или продлен, компенсирован деньгами при увольнении.

Заменить часть неиспользованного дополнительного отпуска за стаж денежной компенсацией без увольнения можно в случае, когда за несколько лет накопилось более 24 дней такого отпуска. В таком случае, следуя правилу ч. 4 ст. 24 Закона об отпусках, 24 календарных дня должностное лицо МС может отгулять, а другие накопленные дни заменить денежной компенсацией (см. разъяснение специалиста Минсоцполитики в журнале «Бюджетная бухгалтерия», 2016, № 32, с. 29).

Другие отпуска

«Особые» и «вредные» отпуска. Статьей 7 Закона об отпусках предусмотрено предоставление ежегодного дополнительного отпуска за работу с вредными и тяжелыми условиями труда, а ст. 8 этого же Закона — ежегодного дополнительного отпуска за особый характер труда.

Должностные лица МС не имеют права на эти отпуска (письмо Минтруда от 08.08.2007 г. № 562/13/84-07).

Дело в том, что ст. 21 Закона № 2493 предусмотрено предоставление именно ежегодного отпуска продолжительностью 30 календарных дней. То есть в этой норме не конкретизировано, о каком именно ежегодном отпуске (основном или дополнительном) идет речь.

Поэтому считается, что в продленной продолжительности ежегодного отпуска (30 календарных дней) уже «заложена» компенсация за специфические условия труда (за работу с компьютером, в условиях ненормированного рабочего дня). Плюс должностным лицам МС предоставляется дополнительный отпуск за стаж службы в этих органах как своеобразная привилегия за работу в этой сфере.

В то же время для служащих и рабочих, которые выполняют функции по обслуживанию, подобных ограничений не предусмотрено. Как мы уже говорили ранее, ежегодный основной отпуск им предоставляется общей продолжительности — 24 календарных дня. Поэтому они могут претендовать на отпуск за «особые» и «вредные» условия труда.

Подавляющее большинство должностей с вредными и тяжелыми условиями труда, перечисленные в приложении 1 к постановлению № 1290, относятся к отрасли промышленности. А вот в приложении 2 к постановлению № 1290 есть названия работников, которые встречаются и в ОМС.

Например, уборщики служебных помещений, занятые уборкой общих уборных и санузлов, имеют право на 4 дня дополнительного отпуска (п. 60 приложения 2 к постановлению № 1290).

Отпуск такой же максимальной продолжительности (4 календарных дня) предоставляется работникам, которые работают на электронно-вычислительных и вычислительных машинах, в сегодняшнее время — на компьютерах. Например, это могут быть кассир, деловод ОМС или другие служащие. Подробнее о предоставлении такого отпуска вы можете узнать из журнала «Оплата труда», 2019, № 6/1.

При этом работники имеют право на дополнительный отпуск при условии, что они фактически были заняты на работах с особым характером труда (убирали санузлы, уборные, работали за компьютером) не менее половины продолжительности рабочего дня, установленной для работников соответствующей профессии (должности) (п. 7 Порядка № 16).

Другие виды отпусков. Всем работникам и рабочим ОМС могут предоставляться все другие виды отпусков, предусмотренные Законом об отпусках. Конечно, если они имеют на это основания. Речь идет об учебном отпуске, творческих отпусках, отпусках для подготовки и участия в соревнованиях, социальных отпусках, отпуске без сохранения зарплаты, дополнительном отпуске отдельным категориям ветеранов войны. Кроме того, им могут предоставляться другие отпуска, предусмотренные специальным законодательством (например, «чернобыльский» отпуск).

Кстати, эти отпуска не учитывают при подсчете максимально допустимой продолжительности ежегодного отпуска в 59 календарных дней. Ведь в ч. 3 ст. 10 Закона об отпусках идет речь об ограничении продолжительности именно ежегодного отпуска.

Отдельно несколько слов скажем об отпуске «за свой счет» во время карантина. До недавнего времени неоплачиваемый отпуск из-за введения карантина могли взять:

• те работники, которые имели необходимость ухаживать за детьми в возрасте до 14 лет (п. 31 ч. 1 ст. 25 Закона об отпусках);

• все работники по соглашению сторон продолжительностью максимум 15 календарных дней в год (ст. 26 Закона об отпусках, ст. 84 КЗоТ).

Однако благодаря «антивирусному» Закону № 530 с 17.03.2020 г. продолжительность отпуска «за свой счет», который работник может взять на период карантина по договоренности сторон (согласно ст. 26 Закона об отпусках и ст. 84 КЗоТ), не включается в максимальный 15-дневный срок, предусмотренный для такого вида отпуска. Проще говоря, во время карантина работник может пойти в неоплачиваемый отпуск любой продолжительности. При этом правительственные чиновники отовсюду призывают не отправлять работников в такие отпуска насильно.

Это должна быть исключительно инициатива самого работника.

ВЫВОДЫ

• Должностным лицам МС ежегодный основной отпуск предоставляется продолжительностью 30 календарных дней. Другим работникам и рабочим ОМС — общей продолжительности 24 дня.

• Должностные лица МС имеют право на дополнительный отпуск за стаж службы в ОМС свыше 10 лет от 5 до 15 календарных дней.

• Ежегодный дополнительный отпуск за особый характер труда должностным лицам МС не предоставляется. А вот отдельные категории служащих и «обслуживающих» рабочих могут на него претендовать.

• Все работники и рабочие ОМС могут получить другие виды отпусков при наличии оснований.

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И СОКРАЩЕНИЯ

КЗоТ — Кодекс законов о труде от 10.12.71 г.

Закон о госслужбе — Закон Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 г. № 889-VIII.

Закон об отпусках — Закон Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР.

Закон № 2493Закон Украины «О службе в органах местного самоуправления» от 07.06.2001 г. № 2493-III.

Закон № 530 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленных на предотвращение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19)» от 17.03.2020 г. № 530-IX.

Порядок № 229 — Порядок исчисления стажа государственной службы, утвержденный постановлением КМУ от 25.03.2016 г. № 229.

Постановление № 250постановление КМУ «О порядке и условиях предоставления государственным служащим, должностным лицам местного самоуправления дополнительных оплачиваемых отпусков» от 27.04.94 г. № 250.

Постановление № 268постановление КМУ «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» от 09.03.2006 г. № 268.

Постановление № 1290постановление КМУ «Об утверждении Списков производств, работ, цехов, профессий и должностей, занятость работников в которых дает право на ежегодные дополнительные отпуска за работу с вредными и тяжелыми условиями труда и за особый характер труда» от 17.11.97 г. № 1290.

Порядок № 283Порядок исчисления стажа государственной службы, утвержденный постановлением КМУ от 03.05.94 г. № 283.

Порядок № 16Порядок применения Списка № 1290-2, утвержденный приказом Минтруда от 30.01.98 г. № 16.

Приказ № 77 — приказ Минтруда «Об условиях оплаты труда рабочих, занятых обслуживанием органов исполнительной власти, местного самоуправления и их исполнительных органов, органов прокуратуры, судов и других органов» от 02.10.96 г. № 77.

МС — местное самоуправление.

ОМС — орган местного самоуправления.