Темы статей
Выбрать темы

Доплата есть, а денег нет: как быть?

Пеклуха Юлия, главный редактор журнала «Бюджетная бухгалтерия»
На период карантина, а также в течение 30 дней после его завершения для отдельных категорий работников установлена доплата к заработной плате.

Среди прочих к числу таких работников относятся и те, кто непосредственно предоставляет социальные услуги по месту жительства/пребывания их получателей. Предельный размер доплаты для них предусмотрен на уровне до 100 % заработной платы. Это черным по белому прописано в п. 3 постановления № 3751.

1 Постановление КМУ «Некоторые вопросы оплаты труда (денежного обеспечения) отдельных категорий работников, военнослужащих Национальной гвардии и Государственной пограничной службы, должностных лиц Государственной таможенной службы, лиц рядового и начальствующего состава органов и подразделений гражданской защиты, полицейских, которые обеспечивают жизнедеятельность населения, на период действия карантина, установленного Кабинетом Министров Украины с целью предупреждения распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2, и в течение 30 дней со дня его отмены» от 29.04.2020 г. № 375.

В свою очередь, во исполнение предписания п. 4 постановления № 375 Минсоцполитики утвердило Перечень должностей2 работников социальной сферы, которые могут рассчитывать на такую доплату. И, в частности, в этот Перечень попали социальные работники и социальные рабочие.

2 Перечень должностей работников предоставителей социальных услуг государственного/коммунального сектора, которые непосредственно предоставляют социальные услуги по месту жительства/пребывания их получателей (дома), утвержденный приказом Минсоцполитики от 22.05.2020 г. № 321.

Подробно о порядке установления и исчисления этой доплаты вы можете узнать из статьи «Противовирусные» доплаты: порядок установления и расчета» («Бюджетная бухгалтерия», 2020, № 22, с. 8).

Доплата — это замечательно! Но сегодня большинство руководителей и бухгалтеров терцентров озабочены проблемой финансирования таких выплат. Действительно, откуда взять средства для выполнения требований постановления № 375, не понятно. Ведь ни один из предоставителей социальных услуг не планировал такие расходы в смете на текущий год.

При этом постановление № 375 содержит достаточно туманную формулировку по поводу источников финансирования таких расходов. Так, выплата этой доплаты должна осуществляться за счет и в пределах расходов государственного и местных бюджетов, предусмотренных соответствующими бюджетными программами главных распорядителей (п. 5 постановления № 375).

Но как быть, если предусмотренных соответствующими программами ассигнований недостаточно? Свои варианты заполнения этого пробела предложил Минфин в письме от 01.07.2020 г. № 09030-01-2/19757.

Первым и самым очевидным вариантом является обращение к главному распорядителю с просьбой выделить дополнительные ассигнования. При этом в упомянутом письме специалисты Минфина указывают на упрощение процедуры внесения изменений в решение о местном бюджете, которое действует до конца этого года.

Напомним: временно, до 1 января 2021 года, снят запрет без внесения изменений в закон о госбюджете (решение о местном бюджете) на увеличение бюджетных назначений по общему и специальному фондам госбюджета (местного бюджета) на:

• оплату труда работников бюджетных учреждений за счет уменьшения других расходов;

• расходы по бюджетным программам, связанным с функционированием органов государственной власти (органов местного самоуправления), за счет уменьшения расходов по другим бюджетным программам.

Прямое указание на это содержит абз. 7 п. 2 разд. ІІ Закона № 5533.

3 Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2020 год» от 13.04.2020 г. № 553-IX.

Поэтому в этом году органы местного самоуправления (ОМС) могут беспрепятственно увеличить бюджетные назначения по общему и специальному фондам на оплату труда работников бюджетных учреждений за счет уменьшения других расходов. Итак, терцентр должен направить письмо в соответствующий ОМС с обоснованием потребности и просьбой увеличить финансирование. Делать это нужно обязательно. Потому что под лежачий камень вода не течет.

Однако несложно догадаться, каким будет ответ главного распорядителя. В подавляющем большинстве случаев на подобные просьбы получают отказ. Мол, средств нет, урезать ничего, все расходы и без того сведены к минимуму. В любом случае требуйте предоставления мотивированного ответа именно в письменной форме. Ведь на случай проверки надо иметь хотя бы какие-то доказательства ваших попыток произвести законодательно установленную доплату.

В то же время на практике местные финорганы часто рекомендуют учреждениям «выкроить» средства из своего спецфонда, ссылаясь на норму ч. 9 ст. 51 БКУ4.

4 Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

Однако мы с вами хорошо знаем, что направить на мероприятия, не обеспеченные средствами общего фонда бюджета, можно лишь сверхплановые объемы собственных поступлений. Много ли счастливчиков могут похвастаться их наличием? К тому же для выплаты «противовирусной» доплаты соцработникам за весь период нужны кругленькие суммы. Поэтому вряд ли удастся заделать такую «дыру» за счет этих источников.

Важно!

Все виды собственных поступлений имеют четко регламентированное целевое назначение. При использовании таких поступлений бюджетные учреждения должны неуклонно придерживаться требований ч. 4 ст. 13 БКУ.

Так, например, средства, полученные как плата за услуги, подлежат направлению на покрытие расходов, связанных с организацией и предоставлением таких услуг. Поэтому если речь идет о доплате соцработникам, которые заняты предоставлением платных услуг, то ее выплату следует осуществлять именно за счет соответствующих поступлений. То есть фактически эти расходы должны быть заложены в себестоимость конкретных платных услуг.

И отсюда следует еще один вариант решения проблемы нехватки средств — повышение тарифов на социальные услуги. О возможности помочь при финансовом затруднении таким способом сказано и в вышеупомянутом письме.

Следовательно, несмотря на установление тарифов на соцуслуги один раз в год, допускается их пересмотр. Но для этого, безусловно, нужны веские основания.

В частности, поводом может быть изменение объема экономически обоснованных расходов по независящим от предоставителя услуг причинам. Такие правила продиктованы п. 5 Порядка № 4285.

5 Порядок регулирования тарифов на социальные услуги, утвержденный постановлением КМУ от 01.06.2020 г. № 428.

Но прежде чем повышать тарифы, следует тщательно взвесить все «за» и «против». И главными недостатками этого варианта решения вопроса являются такие:

во-первых, груз такого обновленного тарифа ляжет на плечи и без того не защищенных слоев населения;

во-вторых, увеличить тарифы можно лишь со следующего месяца (например, установленный в августе тариф будет действовать начиная с 1 сентября).

Гражданское законодательство, действительно, предусматривает применение цен, тарифов, ставок и т. п., установленных или регулируемых уполномоченными органами государственной власти либо ОМС. Более того, изменение цен после заключения договора также допускается. Это полностью законно. А вот корректировка цены после выполнения договорных обязательств под запретом (ч. 3 ст. 632 ГКУ6).

6 Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

Итак, поднять тарифы на соцуслуги постфактум (после предоставления таких услуг) не выйдет. Соответственно, вопрос поиска средств для выплаты доплаты соцработникам за март — август остается открытым. Повышение тарифов позволит осуществлять выплату такой доплаты лишь в следующих месяцах.

Вот и выходит, что такой вариант решает проблему не полностью, а только частично.

Как видим, предложенные Минфином пути выхода из ситуации подходят далеко не всем. Дополнительное финансирование «выбить» смогут единицы. А увеличивать стоимость платных услуг могут, конечно, лишь те, кто вообще предоставляет такие услуги на платной основе.

Что остается делать бухгалтеру? Конечно, можно набраться терпения и приготовиться объяснять соцработникам, почему они так и не увидели гарантированной правительством доплаты. Однако есть еще один вариант. И вы должны о нем знать.

Существует фонд борьбы с COVID-19, созданный в пределах госбюджета. И одним из путей направления средств этого фонда как раз являются доплаты к заработной плате отдельным категориям работников, которые обеспечивают жизнедеятельность населения. На это четко указывает абз. 2 ч. 3 ст. 28 Закона о Госбюджете-20207.

7 Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2020 год» от 14.11.2019 г. № 294-IX.

Механизм использования средств «антивирусного» фонда конкретизирован в Порядке № 3028.

8 Порядок использования средств фонда борьбы с острой респираторной болезнью COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2, и ее последствиями, утвержденный постановлением КМУ от 22.04.2020 г. № 302.

Как же получить средства из фонда? Для этого соответствующий орган государственной или местной власти (например, местная госадминистрация) должен обратиться с просьбой о выделении средств из фонда в Кабмин. В таком обращении необходимо указать (п. 3 Порядка № 302):

• пути направления средств фонда и их объем;

• наименование главного распорядителя средств государственного бюджета;

• мероприятия, которые предусматривается осуществить за счет средств фонда;

• условия выделения средств из фонда (на возвратной или безвозвратной основе);

• предложения об условиях и гарантиях возврата выделенных средств из фонда на возвратной основе;

• информацию о возможности (невозможности) финансового обеспечения мероприятий за счет других источников и возможных последствиях невыделения средств из фонда.

Кроме того, к такому обращению нужно приложить финансово-экономические расчеты и обоснования о необходимом объеме средств фонда.

Что можете сделать вы со своей стороны? Руководство терцентра должно обратиться опять же к главному распорядителю с просьбой инициировать выделение средств из вышеупомянутого фонда госбюджета.

В то же время вы вполне можете адресовать аналогичное письмо-обращение и к местной госадминистрации. Ведь именно они уполномочены подавать органам исполнительной власти более высокого уровня предложения об объеме средств госбюджета для их распределения между территориальными громадами, данные об изменениях состава объектов, подлежащих финансированию, и т. п. Такие обязанности на местные госадминистрации возложены п. 2 ст. 18 Закона № 5869.

9 Закон Украины «О местных государственных администрациях» от 09.04.99 г. № 586-XIV.

Кстати, о возможности выделения средств из госбюджета в виде трансфертов местным бюджетам напрямую свидетельствует абз. 8 п. 8 Порядка № 302.

Бесспорно, обращения к главному распорядителю или к местной госадминистрации не гарантируют положительного решения ситуации. Однако вы должны приложить максимум усилий для выполнения обязательства по выплате доплаты соцработникам.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше