Темы статей
Выбрать темы

РРО-изменения с 1 августа

Матвеева Виктория, эксперт журнала «Бюджетная бухгалтерия»
С 01.08.2020 г. вступили в силу Закон № 1281 и Закон № 1292. Эти документы внедрили ряд нововведений в сфере применения РРО. Какие из них касаются бюджетных учреждений? Об этом расскажем в нашем материале.

1 Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» и другие законы Украины относительно детенизации расчетов в сфере торговли и услуг» от 20.09.2019 г. № 128-IX.

2 Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно детенизации расчетов в сфере торговли и услуг» от 20.09.2019 г. № 129-IX.

Изменения, предусмотренные законами № 128 и № 129, вступают в силу постепенно. В этом материале остановимся на тех из них, которые внесены в Закон об РРО3 и которые заработали с 1 августа 2020 года.

3 Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

Внедрение программных РРО

С 01.08.2020 г. наряду с обычными РРО (их еще называют классическими) в Законе об РРО появились и программные РРО (ПРРО).

Под ПРРО понимают программный, программно-аппаратный или программно-технический комплекс в виде технологического и/или программного решения, используемый на любом устройстве и в котором фискальные функции реализованы через фискальный сервер контролирующего органа и предназначенный для регистрации расчетных операций при продаже товаров (предоставлении услуг), операций по торговле валютными ценностями в наличной форме и/или регистрации количества проданных товаров (предоставленных услуг), операций по приему наличности для дальнейшего перевода (ст. 1 Закона об РРО).

Рассмотрим основные отличия ПРРО от обычных РРО.

img 1

Обычный РРО — это монолитное устройство, все части которого предусмотрены только для проведения расчетной операции.

ПРРО — программное обеспечение (программа, приложение), которое может устанавливаться на любое устройство от мобильных устройств (планшет, смартфон и т. п.) до стационарных аппаратов, выполненных в виде программно-аппаратных или программно-технических комплексов, которое позволит устройству выполнять фискальные функции и иметь непрерывный доступ к Интернету.

img 2

ПРРО, как и обычный РРО, должен выполнять фискальные функции и передавать в Государственную налоговую службу Украины (ГНСУ) расчетные документы и фискальные отчетные чеки в электронной форме по проводным или беспроводным каналам связи. Но, в отличие от обычного РРО, фискальные функции ПРРО и передача информации об осуществленных расчетных операциях выполняются по-другому.

Так, чтобы обычный РРО выполнил фискальные функции, он должен в момент проведения расчетной операции занести в свою фискальную память (т. е. в блок, который находится в самом РРО) информацию о расчетной операции, которую можно только считать и нельзя изменить.

А вот ПРРО выполняют фискальную функцию путем занесения информации о расчетной операции (чеков РРО и Z-отчетов) сразу на фискальный сервер ГНСУ.

Важно!

Фискальный сервер не только регистрирует электронные расчетные документы и электронные фискальные отчетные чеки и хранит данные о проведенных расчетных операциях, но и осуществляет регистрацию ПРРО, обработку и предоставление доступа к информации о расчетных операциях, проведенных с использованием ПРРО.

C этого сервера информацию можно только считать. То есть на самом устройстве, если оно работает в онлайн-режиме (т. е. в обычном режиме), расчетные документы не хранятся.

Учитывая это, ПРРО зависят от наличия связи с сервером через сеть Интернет, т. е. полностью функционируют только в режиме онлайн.

И это один из недостатков ПРРО, поскольку никто не застрахован от исчезновения связи с сервером ГНСУ.

В то же время отсутствие связи с сервером больших проблем в роботе ПРРО создать не должно. Это связано с тем, что законодатель дал возможность ПРРО временно работать в режиме офлайн, т. е. без связи с сервером ГНСУ.

Знайте: при работе в этом режиме (продолжительность режима работы офлайн не превышает 36 часов подряд) ПРРО будет создавать электронные чеки и фискальные дневные отчеты как и при работе в режиме онлайн. В то же время хранить их он будет на устройстве, где установлен ПРРО, и только потом после восстановления связи с сервером данные об осуществленных операциях будут передаваться на сервер (т. е. только тогда ПРРО может выполнить возложенную на него фискальную функцию).

По сути, это знакомая всем пользователям РРО ситуация, когда расчетные операции проводят через книгу учета расчетных операций (КУРО) и расчетную книгу (РК) в случае выхода из строя РРО или выключения света.

img 3

Обычные РРО с 01.08.2020 г. формируют чек как в бумажном виде, так и в электронном (хотя до этого они могли формировать чек только на бумаге), а вот ПРРО создают чеки РРО только в электронном виде.

Учтите: требования выдавать чек в бумажном виде для ПРРО ни один нормативно-правовой акт не содержит. Кроме того, из-за полного занесения информации об осуществленных операциях на фискальный сервер ПРРО не требует вообще ведения КУРО.

Все другие функции ПРРО такие же, как и обычного РРО. То есть проводить операцию через него нужно в момент ее осуществления — при получении средств от покупателя. После окончания смены кассир, работающий с ПРРО, должен сформировать фискальный отчет (Z-отчет) и т. п.

Важно!

Работать в офлайн-режиме ПРРО может не более 36 часов подряд и не более 168 часов в течение календарного месяца.

Использование ПРРО — право или обязанность?

Итак, с 01.08.2020 г. ПРРО могут начинать использовать все субъекты хозяйствования, в том числе и бюджетные учреждения. Если уже сейчас вы раздумываете: продолжать использовать классический РРО или перейти на программный, предлагаем ознакомиться с несколькими выводами:

1) ПРРО мобильнее, нежели классический РРО. Его можно установить на любой смартфон и не быть привязанным к конкретному месту, где установлен классический РРО;

2) поскольку для начала применения программного РРО можно ограничиться любым имеющимся у субъекта гаджетом, а программное обеспечение распространяется бесплатно, то этот вариант значительно дешевле.

Кстати, налоговики предлагают бесплатные ПРРО. И уже с 01.08.2020 г. на сайте ГНСУ размещено рабочее программное обеспечение, которое и является ПРРО. Каждый желающий может скачать программу и установить ее на свой девайс, например на смартфон, по таким ссылкам:

tax.gov.ua/baneryi/programni-rro/programniy-reestrator-rozrahunkovih-operatsiy/programniy-reestrator-rozrahunkovih-operatsiy-/

tax.gov.ua/baneryi/programni-rro/programniy-reestrator-rozrahunkovih-operatsiy/fiskalniy-dodatok-prrosto/

Итак, если бюджетное учреждение решило пользоваться ПРРО, то для начала использования программного РРО достаточно просто скачать рабочее ПРРО и установить на свое устройство (например, смартфон). После регистрации ПРРО на сервере налоговой можно приступать к работе.

Внимание!

Применять бесплатное ПРРО, разработанное налоговиками, вовсе не обязательно. Учреждение может выбрать ПРРО, разработанное другими субъектами хозяйствования, в том числе если оно является платным.

Главное — чтобы оно осуществляло фискальные функции, было зарегистрировано на фискальном сервере, а также соответствовало потребностям учреждения;

3) гаджет (смартфон), на который установлено программное обеспечение, наряду с функционалом ПРРО может выполнять и другие собственные функции.

Наверняка большинство пользователей уже решили, что ПРРО использовать более выгодно, нежели классические. Но по сути как классический РРО, так и программный решают абсолютно одинаковые фискальные задачи. А значит, в глобальном понимании оба вида РРО обеспечивают одинаковый результат. Поэтому, перед тем как сделать свой выбор в пользу того или иного РРО, нужно определить, какие цели должен выполнять РРО в учреждении.

Если вам нужен недорогой мобильный РРО, через который за день проходит небольшое количество расчетных операций, то выбор лучше сделать в пользу ПРРО. Если за день происходит много расчетных операций и портативность РРО значения не имеет, то вариант с классическим РРО более привлекателен. Кстати, абсолютно всем субъектам хозяйствования переходить на использование ПРРО не обязательно. То есть менять свои старые (стационарные) РРО на новые ПРРО — это не обязанность, а желание самого субъекта хозяйствования.

Внимание!

С 01.08.2020 г. учреждения могут использовать ПРРО наряду с обычными, классическими РРО.

Отметим, что правила использования классических РРО с 01.08.2020 г. не изменились, а вот с правилами использования ПРРО придется знакомиться отдельно.

Утверждена новая РРО-нормативка

В связи с внедрением ПРРО действующие нормативно-правовые акты в области применения РРО подверглись изменениям. Среди основных изменений следующие:

1) постановлением КМУ от 22.07.2020 г. № 629 утверждены Требования по обеспечению выполнения фискальных функций ПРРО для разных областей применения. Действовать они будут в составе постановления КМУ от 18.02.2002 г. № 199, которым сейчас регламентированы Требования по реализации фискальных функций обычными РРО;

2) постановлением от 22.07.2020 г. № 630 КМУ отредактировал свое же постановление от 02.03.2016 г. № 149 (ср. ). Теперь в этом документе установлены, в том числе, требования по обеспечению выполнения фискальных функций ПРРО, которые применяются в операциях по приему наличности для дальнейшего перевода через программно-технические комплексы самообслуживания;

3) принято постановление КМУ от 22.07.2020 г. № 631. Этот документ вносит изменения в:

Порядок техобслуживания РРО, утвержденный постановлением КМУ от 12.05.2004 г. № 601. Здесь, по сути, единственная поправка. Теперь центр сервисного обслуживания будет выполнять работы по вводу РРО в эксплуатацию в течение 3 рабочих дней с даты его информирования ГНС о резервировании фискального номера РРО (раньше было 3 суток);

Порядок исчисления и накопления РРО сумм НДС, утвержденный постановлением КМУ от 27.12.2010 г. № 1224. В этом Порядке теперь также есть отдельные нормы о ПРРО;

4) также Минфин недавно принял приказ от 23.06.2020 г. № 317, которым, в частности, утверждены:

Порядок регистрации, ведения реестра и применения программных регистраторов расчетных операций;

Порядок определения диапазона, выдачи, резервирования, использования фискальных номеров, присваиваемых электронным расчетным документам во время работы программного регистратора расчетных операций в режиме офлайн.

Кроме того, Минфин приказом от 18.06.2020 г. № 306 обновил требования к форме и содержанию чеков РРО. Но учреждениям не стоит сейчас спешить перепрограммировать свои зарегистрированные РРО. Поскольку эти требования:

• не распространяются на РРО, которые были зарегистрированы в налоговой до 01.08.2020 г. (т. е. уже действующие модели);

• начнут действовать с 01.08.2021 г. для моделей классических РРО, которые будут зарегистрированы в налоговой после 01.08.2020 г. Чтобы этими РРО через год можно было пользоваться, их программное обеспечение и сами РРО должны доработать их производители (поставщики). Поэтому, перед тем как с 01.08.2020 г. покупать классический РРО, уточните, сможет ли он выполнить вышеупомянутые требования по формированию чека РРО, чтобы через год не пришлось покупать новый РРО;

5) также НБУ учел особенности работы ПРРО и постановлением от 07.05.2020 г. № 59 внес соответствующие изменения в Положение № 1484.

4 Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 29.12.2017 г. № 148.

Так, в п. 11 Положения № 148 добавили новый четвертый абзац, определяющий порядок оприходования наличности обособленным подразделением без кассовой книги, которое проводит наличные расчеты через ПРРО.

Оприходованием наличности в кассах обособленных подразделений, которые проводят наличные расчеты с применением ПРРО без ведения кассовой книги, считается:

«обеспечение ежедневного создания средствами программных РРО в бумажной и/или электронной форме фискальных отчетных чеков и подача их на фискальный сервер средствами телекоммуникаций, а также направление созданных программными РРО электронных расчетных документов и сообщений для их регистрации и долгосрочного хранения на фискальный сервер».

Следовательно, такой датой является создание ПРРО в бумажной и/или электронной форме Z-чеков и подача их на фискальный сервер, а также направление созданных ПРРО электронных расчетных документов и сообщений для их регистрации и долгосрочного хранения на фискальный сервер.

Кроме того, откорректировано и определение термина «оприходование наличности» (п. 18 п. 3 разд. I Положения № 148). Отныне оприходованием наличности является также проведение учета наличности на полную сумму ее фактического поступления в электронном фискальном чеке. Таким образом, соответствующие документы, регулирующие порядок создания ПРРО фискальных отчетных чеков и передачи информации, налоговики уже утвердили.

РРО-штрафы

С 1 августа штрафы за нарушение Закона об РРО увеличены в несколько раз. Сравним редакции Закона об РРО до 01.08.2020 г. и после этой даты и приведем, какие штрафные санкции применяют к субъекту хозяйствования, осуществляющему расчетные операции в наличной и безналичной формах с помощью РРО/ПРРО, РК.

РРО-нарушения и штрафы, установленные Законом об РРО

Штрафные санкции согласно Закону об РРО

до 01.08.2020 г.

после 01.08.2020 г.

1. Непроведение или неполное проведение расчетной операции через РРО/ПРРО/РК, невыдача* в бумажном виде и/или электронной форме соответствующего расчетного документа (п. 1 ст. 17)

За первое нарушение** — 1 грн.

За второе и дальнейшие** нарушения — 100 % стоимости проданных с нарушением товаров/работ/услуг***

С 01.08.2020 г. и до 01.01.2021 г.:

• за первое нарушение** — 10 % стоимости проданных с нарушением товаров/работ/услуг***;

• за второе и дальнейшие** нарушения — 50 %***;

с 01.01.2021 г.:

• за первое нарушение** — 100 % стоимости проданных с нарушением товаров/работ/услуг***;

• за второе и дальнейшие* нарушения — 150 %***

* До 01.08.2020 г. штрафная санкция была предусмотрена за нераспечатку соответствующего расчетного документа, т. е. формально, если расчетный документ распечатали, но не выдали, штраф не применялся. С 01.08.2020 г. штраф грозит плательщику именно за невыдачу расчетного документа.

** Налоговики признают невыдачу фискального чека при каждой продаже товара отдельным нарушением и за каждое такое нарушение штрафуют.

Заметьте: с 01.08.2020 г. для определения первого нарушения рассматривается весь совокупный период, который проверяется, а не каждый календарный год отдельно, как было раньше.

*** Штраф определяют исходя из суммы превышения фактической стоимости продажи над суммой проведенной расчетной операции.

2. Несоответствие наличности на месте проведения расчетов сумме, указанной в Х-отчете, или общей сумме по РК (если расхождение > 10 % минзарплаты на 1 января)

(п. 1 ст. 17)

Тот же штраф, что и выше.

Но раньше применялся только для юрлиц (ФЛП не штрафовали)

Тот же штраф, что и выше, только применяется и для юрлиц, и для ФЛП

3. Не используют КУРО с РК (если их использование обязательно*) или они не зарегистрированы (с 01.08.2020 г. нарушается порядок использования), или не хранят в течение установленного срока (п. 3 ст. 17)

20 нмдг (340 грн)

50 нмдг (850 грн)

* Напомним, КУРО и РК используют исключительно в случае (1) выхода РРО из строя и (2) временного, не более 7 рабочих дней, отключения электроэнергии на месте проведения расчетов (ст. 5 Закона об РРО). Если вы отказались от КУРО на РРО, то вам эти штрафы не грозят. В таком случае при выходе РРО из строя можно использовать только резервный РРО, а при отключении электроэнергии вообще осуществлять расчетные операции нельзя.

Не коснутся эти штрафы субъектов, которые применяют ПРРО. Для них не предусмотрено использование КУРО на РРО. Так, на период выхода из строя ПРРО осуществлять расчетные операции запрещено до момента устранения неисправностей или подключения резервного РРО (на него, кстати, КУРО может быть зарегистрирована). На период отсутствия связи с фискальным сервером контролеров ПРРО используется в офлайн-режиме с присвоением электронным расчетным документам фискальных номеров из соответствующего их диапазона. Если такие номера не были заблаговременно у контролеров получены, то о расчетных операциях на этот период придется забыть.

4. Не напечатана или не создана в электронной форме контрольная лента или искажены данные в ней (п. 5 ст. 17)

10 нмдг (170 грн)

30 нмдг (510 грн)

5. Проведение расчетов через РРО/ПРРО без использования режима предварительного программирования наименования каждого товара (с указанием кода УКТ ВЭД для подакцизного товара), цены товара и учета его количества; и/или услуги, цены товара (услуги) и учета их количества

П. 6 ст. 17

Пп. 6 и 7 ст. 17

Для всех товаров (в том числе подакцизного топлива) 5 нмдг (85 грн)

Для подакцизных товаров с кодом УКТ ВЭД: 300 нмдг (5100 грн).

Для других товаров: 5 нмдг (85 грн)

6. В случае установленного п. 1 ст. 9 Закона об РРО нарушения порядка расчетов через кассы предприятий с оформлением ПКО и РКО

П. 7 ст. 17

П. 8 ст. 17

10 нмдг (170 грн)

20 нмдг (340 грн)

7. Использование РРО, в конструкцию или программное обеспечение которого внесены изменения

П. 8 ст. 17

П. 9 ст. 17

100 нмдг (1700 грн)

300 нмдг (5100 грн)

8. В случае неподачи отчетности, связанной с использованием РРО или РК, а также копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков из РРО/ПРРО по проводным или беспроводным каналам связи в случае их обязательного представления

П. 9 ст. 17

П. 10 ст. 17

10 нмдг (170 грн)

30 нмдг (510 грн)

9. Отсутствие учета товара и/или неподача налоговикам документов,

подтверждающих учет товаров, которые находятся в месте продажи (хозяйственном объекте) (ст. 20)

Двойная стоимость неучтенного товара по ценам его реализации, но не менее 170 грн

Административная ответственность

Должностные лица субъекта хозяйствования могут быть привлечены за нарушение требований Закона об РРО к админответственности по ст. 1551 КУоАП5 (ст. 26 Закона об РРО).

5 Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

При этом знайте: изменять размер административной ответственности законодатель пока что не планирует ни с 01.08.2020 г., ни с 01.01.2021 г.

Так, к лицам, осуществляющим расчетные операции с нарушением установленного Законом об РРО порядка проведения расчетов, применяют штраф в размере от 2 до 5 нмдг (34 — 85 грн) и к должностным лицам — от 5 до 10 нмдг (85 — 170 грн).

За повторные действия в течение года — штраф на лиц, осуществляющих расчетные операции, от 5 до 10 нмдг (85 — 170 грн) и на должностных лиц — от 10 до 20 нмдг (170 — 340 грн).

Отметим, что фискалы составляют только протокол об админправонарушении (ст. 255 КУоАП), а такие дела рассматривают районные, районные в городе или горрайонные суды на основании протоколов, составленных должностными лицами органов ГФСУ (ст. 221 КУоАП).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше