Темы статей
Выбрать темы

Должностные лица ОМС: определяем основания и порядок увольнения

Носиков Александр, заведующий отделом мониторинга социальных процессов НИИ труда и занятости населения Минсоцполитики и НАН Украины, канд. соц. наук
Служба в органах местного самоуправления имеет свои особенности. Однако больше всего вопросов вызывает механизм прекращения трудовых отношений. В этой статье вспомним определенные законодательством основания увольнения должностных лиц ОМС, а также рассмотрим порядок увольнения отдельных работников местных советов.

Общие основания увольнения должностных лиц

Рассмотрим сначала общие основания прекращения службы в ОМС. Они предусмотрены КЗоТ — его действие распространяется в том числе и на должностных лиц ОМС. Это главный нормативно-правовой акт, регулирующий трудовые отношения работодателя и наемного работника.

Кроме общих оснований, предусмотренных КЗоТ, служба в ОМС прекращается на основаниях и в порядке, определенных Законом о службе в ОМС1, Законом № 2802 и другими законами Украины, а также в случае:

1 Закон Украины «О службе в органах местного самоуправления» от 07.06.2001 г. № 2493-III.

2 Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР.

• нарушения должностным лицом местного самоуправления присяги, предусмотренной ст. 11 Закона о службе в ОМС;

• нарушения условий реализации права на службу в ОМС (ст. 5 Закона о службе в ОМС);

• выявления или возникновения обстоятельств, препятствующих пребыванию на службе, или несоблюдения требований, связанных с прохождением службы в ОМС (ст. 12 Закона о службе в ОМС);

• достижения должностным лицом ОМС предельного возраста пребывания на службе в ОМС (ст. 18 Закона о службе в ОМС).

К тому же должностные лица ОМС, кроме указанных в ч. 2 Закона о службе в ОМС, которые привлечены к ответственности за коррупционные правонарушения, подлежат освобождению от должности в порядке, определенном Законом № 280. Решение о прекращении службы в ОМС может быть обжаловано должностным лицом в порядке, определенном законом.

Перевыборы сельских, поселковых, городских голов, смена руководителей ОМС не являются основанием для прекращения службы должностными лицами исполнительных органов советов, их секретариатов, кроме работников патронатной службы.

Далее рассмотрим дополнительные основания для депутатов местных советов.

Дополнительные основания для депутатов местных советов

Отдельно необходимо обратить внимание на положения Закона № 933, которые регулируют, в частности, вопросы момента приобретения и срока полномочий депутатов местных советов и основания для досрочного прекращения ими полномочий депутатов.

3 Закон Украины «О статусе депутатов местных советов» от 11.07.2002 г. № 93-IV.

Так, в соответствии со ст. 4 Закона № 93 депутат местного совета приобретает свои полномочия в результате избрания его в совет. Полномочия депутата местного совета начинаются со дня открытия первой сессии соответствующего совета с момента официального объявления итогов выборов соответствующей территориальной избирательной комиссией и заканчиваются в день открытия первой сессии этого совета нового созыва, кроме предусмотренных законом случаев досрочного прекращения полномочий депутата местного совета или в состав которого он избран.

В свою очередь, ч. 1 ст. 5 Закона № 93 определяет основания досрочного прекращения полномочий депутата местного совета. Полномочия депутата местного совета прекращаются досрочно при наличии перечисленных оснований, удостоверенных официальными документами, без принятия решения соответствующего совета в случае:

• его отзыва избирателями в установленном Законом № 93 порядке;

• прекращения его гражданства Украины или выезда на постоянное проживание за пределы Украины;

• избрания или назначения его на должность, занятие которой согласно Конституции Украины и закону несовместимо с выполнением депутатских полномочий;

• избрания его депутатом другого местного совета;

• признания его судом недееспособным или безвестно отсутствующим;

• вступления в законную силу обвинительного приговора суда, по которому он осужден к лишению свободы, или вступления в законную силу решения суда, которым он привлечен к ответственности за совершение коррупционного правонарушения или правонарушения, связанного с коррупцией, и применено наказание или наложено взыскание в виде лишения права занимать должности или заниматься деятельностью, которые связаны с выполнением функций государства или местного самоуправления;

• его смерти.

Кроме этого, согласно ч. 2 ст. 5 Закона № 93 полномочия депутата местного совета могут прекращаться досрочно также по решению соответствующего совета в связи:

• со вступлением в законную силу обвинительного приговора суда, по которому он осужден к наказанию, не связанному с лишением свободы;

• с личным заявлением депутата местного совета о сложении им депутатских полномочий.

Указанные положения Закона № 93 пригодятся при решении вопросов приобретения и прекращения полномочий следующих лиц, которые являются депутатами местных советов и работают в них на постоянной основе:

• секретарь сельского, поселкового, городского совета;

• председатель районного, районного в городе, областного совета;

• заместитель председателя районного, районного в городе, областного совета, первый заместитель председателя областного совета;

• председатель постоянной комиссии по вопросам бюджета областного совета (в случае принятия советом решения о его работе в совете на постоянной основе).

Далее рассмотрим кадровую составляющую процедуры увольнения отдельных должностных лиц ОМС на конкретных примерах.

Сельский, поселковый, городской голова

По общему правилу ч. 2 ст. 12 Закона № 280 срок полномочий сельского, поселкового, городского головы, избранного на очередных местных выборах, определяется Конституцией Украины. Так, ст. 141 Конституции Украины, в частности, определено, что срок полномочий сельского, поселкового, городского головы, избранного на очередных выборах, составляет 5 лет.

В соответствии с ч. 1 ст. 42 Закона № 280 полномочия вновь избранного сельского, поселкового, городского головы начинаются с момента принесения им присяги в соответствии с Законом о службе в ОМС на пленарном заседании соответствующего сельского, поселкового, городского совета, на котором соответствующей территориальной избирательной комиссией были объявлены решения о его избрании и регистрации.

Полномочия сельского, поселкового, городского головы заканчиваются в день открытия первой сессии соответствующего сельского, поселкового, городского совета, избранного на следующих очередных местных выборах, или, если совет не избран, с момента вступления на эту должность другого лица, избранного на следующих местных выборах, кроме случаев досрочного прекращения его полномочий в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 79 Закона о службе в ОМС.

Следовательно, основанием для увольнения сельского, поселкового, городского головы в связи с окончанием срока полномочий будет решение вновь избранного совета о приобретении им полномочий или, в случае если совет не избран, — решение о приобретении полномочий вновь избранным сельским, поселковым, городским головой.

В случае окончания срока полномочий сельский, поселковый, городской голова освобождается от должности по ч. 1 ст. 42 Закона № 280, а основанием будет решение первой сессии вновь избранного совета о начале полномочий совета нового созыва (а в случае если совет не избран — решение о приобретении полномочий вновь избранным сельским, поселковым, городским головой). В таком случае в трудовую книжку сельского, поселкового, городского головы вносится запись: «Уволен в связи с окончанием срока полномочий, ч. 1 ст. 42 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине».

В соответствии с ч. 3 ст. 42 Закона № 280 полномочия сельского, поселкового, городского головы могут быть прекращены досрочно в случаях, предусмотренных ст. 79 этого Закона, что имеет следствием увольнение его с должности.

Так, согласно ч. 1 ст. 79 Закона № 280 полномочия сельского, поселкового, городского головы считаются досрочно прекращенными в случае:

1) его обращения с личным заявлением в соответствующий совет о сложении им полномочий головы;

2) прекращения его гражданства;

3) вступления в законную силу обвинительного приговора относительно него;

4) вступления в законную силу решения суда о привлечении его к ответственности за правонарушение, связанное с коррупцией, которым наложено взыскание в виде лишения права занимать должности или заниматься деятельностью, связанными с выполнением функций государства или местного самоуправления;

5) отзыва с должности по народной инициативе;

6) признания его судом недееспособным, безвестно отсутствующим или объявления умершим;

7) его смерти.

В соответствии с абз. 1 ч. 2 этой же статьи Закона полномочия сельского, поселкового, городского головы могут быть также досрочно прекращены, если он нарушает Конституцию или законы Украины, права и свободы граждан, не обеспечивает осуществление предоставленных ему полномочий.

Кроме этого, согласно абз. 2 ч. 2 ст. 79 Закона № 280 полномочия сельского, поселкового, городского головы могут быть досрочно прекращены также в случае, предусмотренном Законом № 1414.

4 Закон Украины «О военно-гражданских администрациях» от 03.02.2015 г. № 141-VIII.

В случае досрочного прекращения полномочий при обращении сельского, поселкового, городского головы с личным заявлением в соответствующий совет о сложении им полномочий в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 79 Закона № 280 он освобождается от должности со дня принятия соответствующим советом решения, которым принимается во внимание указанный факт.

В заявлении о сложении полномочий сельского головы в качестве основания указывается п. 1 ч. 1 ст. 79 Закона № 280.

Поданное заявление вносится на рассмотрение сессии соответствующего совета, которая принимает к сведению факт сложения головой своих полномочий.

В трудовой книжке сельского, поселкового, городского головы делается запись: «Уволен в связи с досрочным прекращением полномочий, п. 1 ч. 1 ст. 79 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине».

Председатель районного, областного, районного в городе (в случае его создания) совета

В соответствии с ч. 2 ст. 55 Закона № 280 председатель совета осуществляет свои полномочия до прекращения им полномочий депутата совета соответствующего созыва, кроме случаев, предусмотренных ч. 4 и 5 ст. 55 этого Закона. Он считается освобожденным от должности со дня прекращения им депутатских полномочий или полномочий председателя.

Так, согласно ч. 4 ст. 55 Закона № 280 в своей деятельности председатель совета является подотчетным совету и может быть освобожден от должности советом путем тайного голосования. Вопрос об увольнении председателя совета может быть внесен на рассмотрение совета по требованию не менее чем трети депутатов от общего состава совета.

Заметим, что освобождение лица от должности председателя не имеет следствием прекращения им полномочий депутата этого совета. Согласно ч. 2 ст. 55 Закона № 280 председатель совета осуществляет свои полномочия до прекращения им полномочий депутата совета соответствующего созыва, кроме случаев, предусмотренных ч. 4 и 5 ст. 55 этого Закона. Председатель совета считается освобожденным от должности со дня прекращения им депутатских полномочий или полномочий председателя.

В соответствии с ч. 7 ст. 45 Закона № 280 срок полномочий местного совета, избранного на очередных местных выборах, определяется Конституцией Украины. А в соответствии с ч. 8 этой же статьи полномочия местного совета, избранного на внеочередных, повторных или первых выборах, заканчиваются в день открытия первой сессии соответствующего совета, избранного на следующих (очередных или внеочередных) выборах.

Так, согласно ч. 1 ст. 141 Конституции Украины срок полномочий сельского, поселкового, городского, районного, областного совета, депутаты которого избраны на очередных выборах, составляет пять лет. Прекращение полномочий сельского, поселкового, городского, районного, областного совета имеет следствием прекращение полномочий депутатов соответствующего совета.

Следовательно, прекращение председателем совета полномочий депутата в результате прекращения полномочий соответствующего совета в случае избрания совета следующего созыва будет основанием для освобождения его от должности. Основанием для внесения записи в трудовую книжку председателя совета будет решение совета следующего созыва о результатах выборов и приобретении полномочий новоизбранным советом.

При этом в тексте решения должна быть ссылка на ст. 45, ч. 2 ст. 46, ч. 1 ст. 49 Закона № 280, ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 9 Закона № 93, ч. 12 ст. 85 Закона № 5955. В трудовую книжку председателя совета вносится запись: «Уволен в связи с окончанием срока полномочий, ч. 2 ст. 55 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» со ссылкой на соответствующее решение совета.

5 Закон Украины «О местных выборах» от 14.07.2015 г. № 595-VIII.

В соответствии с ч. 4 ст. 55 Закона № 280 председатель совета в своей деятельности является подотчетным совету и может быть освобожден от должности советом путем тайного голосования. Вопрос об увольнении председателя совета может быть внесен на рассмотрение совета по требованию не менее чем трети депутатов от общего состава совета. Освобождение лица от должности председателя совета не имеет следствием прекращение им полномочий депутата этого совета.

В решении о досрочном прекращении полномочий председателя совета может быть указано, что такое решение принимается после рассмотрения требования депутатов совета о досрочном прекращении полномочий председателя совета, учитывая протокол Счетной комиссии совета, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 43, ч. 4 ст. 55, ч. 1 ст. 59 Закона № 280. Контроль за выполнением решения прекратить досрочно полномочия председателя совета без прекращения им полномочий депутата совета возлагается на заместителя председателя совета.

В таком случае в трудовую книжку председателя совета вносится запись: «Уволен в связи с досрочным прекращением полномочий, ч. 4 ст. 55 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине».

Кроме этого, согласно ч. 5 ст. 55 Закона № 280 полномочия председателя совета также считаются досрочно прекращенными без прекращения полномочий депутата совета в случае обращения с личным заявлением в соответствующий совет о сложении им полномочий председателя совета. Указанные полномочия председателя совета прекращаются, а лицо освобождается от должности председателя совета со дня принятия советом решения, которым принимается во внимание указанный факт.

Текст заявления о сложении полномочий председателя совета может быть таким: «Этим заявлением сообщаю о сложении мною полномочий председателя N-ского совета без прекращения полномочий депутата совета на основании части 5 статьи 55 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине».

Заявление председателя совета о сложении полномочий вносится на рассмотрение соответствующего совета, который должен принять к сведению этот факт. Председатель совета освобождается от должности со дня принятия советом решения. То есть председатель районного совета может подать заявление о сложении им полномочий председателя совета 20 августа, но днем увольнения его с должности будет день принятия решения советом, которым учитывается факт досрочного прекращения полномочий, например, 28 августа. В таком случае в трудовую книжку вносится следующая запись: «Уволен в связи с досрочным прекращением полномочий, ч. 5 ст. 55 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине».

Заместитель председателя районного, областного, районного в городе совета

Как определено ч. 2 ст. 56 Закона № 280, заместитель председателя районного, районного в городе (в случае его создания) совета, первый заместитель, заместитель председателя областного совета избираются соответствующим советом в пределах срока его полномочий из числа депутатов этого совета путем тайного голосования и осуществляют свои полномочия до прекращения ими полномочий депутата совета соответствующего созыва, кроме случаев досрочного прекращения их полномочий в порядке, установленном ч. 3 и 4 этой статьи.

В ч. 5 ст. 56 Закона № 280 указано, что в случаях, предусмотренных ч. 3 и 4 этой статьи, соответствующее лицо освобождается от должности заместителя (первого заместителя) председателя совета со дня прекращения его полномочий.

Следовательно, прекращение заместителями председателя совета полномочий депутата в результате прекращения полномочий соответствующего совета в случае избрания совета следующего созыва будет основанием для увольнения их с должностей.

Основанием для внесения записи в трудовую книжку заместителя председателя совета будет решение совета следующего созыва о результатах выборов и приобретение полномочий вновь избранным советом. В трудовую книжку заместителя председателя совета вносится запись об увольнении в связи с окончанием срока полномочий согласно ч. 2 ст. 56 Закона № 280.

В соответствии с ч. 3 ст. 56 Закона № 280 полномочия заместителя председателя районного в городе, районного совета, первого заместителя, заместителя председателя областного совета могут быть досрочно прекращены без прекращения полномочий депутата соответствующего совета по решению соответствующего совета, которое принимается путем тайного голосования.

Вопрос о досрочном прекращении их полномочий может быть внесен на рассмотрение соответствующего совета по требованию не менее чем трети депутатов от общего состава совета или председателя совета. В решении совета о досрочном прекращении полномочий заместителя председателя районного совета, кроме обоснования относительно рассмотрения этого вопроса (например, требование председателя совета о досрочном прекращении полномочий заместителя председателя совета без прекращения полномочий депутата совета), указывается и основание — протокол Счетной комиссии о результатах тайного голосования, согласно ч. 3 ст. 56 и ч. 1 ст. 59 Закона № 280 (ср. ).

В таком случае в трудовую книжку заместителя председателя совета вносится запись: «Уволен в связи с досрочным прекращением полномочий, ч. 3 ст. 56 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине».

Согласно ч. 4 ст. 56 Закона № 280 полномочия заместителя председателя районного в городе, районного совета, первого заместителя, заместителя председателя областного совета также считаются досрочно прекращенными без прекращения полномочий депутата соответствующего совета в случае обращения с личным заявлением в соответствующий совет о сложении им полномочий заместителя (первого заместителя) председателя совета. Указанные полномочия заместителя (первого заместителя) председателя совета прекращаются со дня принятия соответствующим советом решения, которым принимается во внимание указанный факт.

Заявление о сложении полномочий заместителя председателя совета может иметь следующий текст: «Этим заявлением сообщаю о сложении мною полномочий заместителя председателя районного совета без прекращения полномочий депутата N-ского районного совета на основании части 4 статьи 56 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине».

Заявление заместителя председателя совета о сложении полномочий вносится на рассмотрение соответствующего совета, который должен принять к сведению этот факт.

Заместитель председателя совета освобождается от должности со дня принятия советом решения.

После принятия сессией совета решения о досрочном прекращении полномочий заместителя председателя районного совета в трудовой книжке заместителя председателя совета указывается: «Уволен в связи с досрочным прекращением полномочий, ч. 4 ст. 56 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине».

При этом последним днем его работы на должности (днем увольнения) будет день принятия решения соответствующим советом о досрочном прекращении им полномочий.

Секретарь сельского, поселкового, городского совета

Как предусмотрено ч. 1 ст. 50 Закона № 280, секретарь сельского, поселкового, городского совета избирается советом из числа его депутатов на срок полномочий совета.

Следовательно, полномочия секретаря совета заканчиваются в день окончания срока полномочий совета, которым он был избран на должность, что, в свою очередь, происходит в день приобретения полномочий советом нового созыва.

В таком случае секретарь совета освобождается от должности в связи с окончанием срока полномочий совета. В трудовую книжку секретаря совета предыдущего созыва вносится запись: «Уволен в связи с окончанием срока полномочий совета, ч. 1 ст. 50 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине».

Кроме этого, полномочия секретаря сельского, поселкового, городского совета могут быть досрочно прекращены по решению соответствующего совета согласно ч. 5 ст. 50 Закона № 280. В таком случае в трудовую книжку секретаря совета вносится запись: «Уволен в связи с досрочным прекращением полномочий, ч. 5 ст. 50 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине».

На сегодня все. Надеемся, что эта статья помогла вам найти ответы на такие распространенные вопросы по тематике увольнения руководителей и других работников ОМС, как: «Каков порядок увольнения лиц, которые занимают выборные должности в органе местного самоуправления, по собственному желанию»?, «Каков порядок увольнения лиц, которые занимают выборные должности в ОМС в связи с окончанием полномочий»?, «Должен ли освобождаться от должности заместитель городского головы в связи с окончанием срока полномочий совета»? и другие. А если вопросы у вас все же остались — присылайте их в редакцию журнала «Бюджетная бухгалтерия» (bb@id.factor.ua) и мы обязательно на них ответим.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше