Утверждение новых Типовых профессионально-квалификационных характеристик (далее — ПКХ) стало возможным благодаря приказу № 2031. Законодательной почвой его появления стала норма п.п. 4 п. 4 Положения № 5002, которая предусматривает, что одной из задач НАГС является приведение нормативно-правовых актов в соответствие с законодательством.
1 Типовые профессионально-квалификационные характеристики должностных лиц местного самоуправления, утвержденные приказом НАГС от 07.11.2019 г. № 203-19.
2 Положение о Национальном агентстве Украины по вопросам государственной службы, утвержденное постановлением КМУ от 01.10.2014 г. № 500.
Ведь именно этот орган в соответствии с возложенными на него задачами обеспечивает нормативно-правовое регулирование в сфере государственной службы и службы в ОМС.
Тем же приказом № 203 рекомендовано областным, городским, районным (районным в городах), сельским, поселковым советам при разработке профессионально-квалификационных характеристик и должностных инструкций должностных лиц МС руководствоваться Типовыми ПКХ.
На что следует обратить внимание при их рассмотрении?
Во-первых, НАГС упростило требования к должностным лицам МС. В первую очередь ПКХ привели в соответствие с законодательством Украины: в разделах «Должен знать» вместо Закона № 15063, утратившего силу, включен Закон № 17004, а квалификационные требования дополнены требованием о свободном владении государственным языком.
3 Закон Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» от 11.06.2009 г. № 1506-VI.
4 Закон Украины «О предотвращении коррупции» от 14.10.2014 г. № 1700-VII.
Во-вторых, исключены требования о последипломном образовании в области знаний «Государственное управление» для руководящих должностей.
В-третьих, НАГС дополнило ПКХ квалификационными характеристиками таких должностей, как: «главный государственный социальный инспектор», «социальный инспектор», «государственный социальный инспектор».
Обращаем внимание, что Типовые ПКХ, утвержденные приказом № 4065, утратили свою силу.
5 Типовые профессионально-квалификационные характеристики должностных лиц местного самоуправления, утвержденные приказом Главгосслужбы от 29.12.2009 г. № 406.
Поэтому логично будет рассмотреть более подробно содержание новых ПКХ.
Начнем с руководящего состава ОМС.
Руководящие работники ОМС
Практически все ПКХ руководителей содержат такие требования: «Обеспечивает качественное, своевременное выполнение задач по вопросам, относящимся к его компетенции, эффективное взаимодействие между структурными подразделениями», «Осуществляет организационное, правовое, материально-техническое, хозяйственное обеспечение деятельности», «Осуществляет методическое руководство и контроль за ведением делопроизводства», «Определяет потребности и приоритетные направления подготовки, переподготовки и повышения квалификации», «Осуществляет личный прием граждан по вопросам, касающимся деятельности» и т. п.
Эти и подобные формулировки, после соответствующей конкретизации относительно объектов управления по должности, следует применять при разработке должностных инструкций руководителей. Рассмотрим в табл. 1 некоторые основные задачи и обязанности, а также квалификационные требования для данной категории работников ОМС.
Таблица 1
Должность | Основные задачи и обязанности | Квалификационные требования |
Управляющий делами (секретарь) исполнительного комитета (аппарата) местного совета | Обеспечивает взаимодействие между структурными подразделениями исполнительного комитета (аппарата) совета, исполнительными органами совета, подведомственными предприятиями, учреждениями, организациями. Осуществляет организационное, правовое, материально-техническое, хозяйственное обеспечение деятельности исполнительного комитета (аппарата) совета. Организует подготовку заседаний и совещаний исполнительного комитета (аппарата) совета (управляющий делами исполнительного аппарата областного, районного совета также организует подготовку сессионных заседаний, заседаний постоянных депутатских комиссий, президиума совета) | Высшее образование не ниже степени магистра, специалиста, свободное владение государственным языком. Стаж работы на службе в ОМС, на должностях государственной службы или опыт работы на руководящих должностях предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности не менее 2 лет |
Директор департамента городского совета | Организует разработку и внедрение, в пределах полномочий департамента, стратегических планов, комплексных местных программ и планов развития соответствующей сферы управления, отрасли общественно-экономических отношений. Осуществляет координацию работы, связанной с выполнением основных задач высокой степени сложности (многоотраслевость, многофункциональность, программно-целевое направление деятельности), а также руководство департаментом | Высшее образование не ниже степени магистра, специалиста, свободное владение государственным языком. Стаж работы на службе в ОМС, на должностях государственной службы или опыт работы на руководящих должностях предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности не менее 2 лет |
Первый заместитель, заместитель директора департамента городского совета | В случае отсутствия директора департамента его обязанности исполняет первый заместитель (в случае отсутствия директора департамента и его первого заместителя обязанности директора департамента исполняет его заместитель). Обеспечивает координацию и регулирование отдельного направления деятельности департамента, которое характеризуется комплексностью их решения в соответствующей сфере управления и с учетом определенных показателей | Высшее образование не ниже степени магистра, специалиста, свободное владение государственным языком. Стаж работы на службе в ОМС, на должностях государственной службы или опыт работы на руководящих должностях предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности не менее 2 лет |
Начальник управления (отдела) в составе департамента городского совета | Осуществляет руководство управлением (отделом) в составе департамента, распределяет обязанности между работниками, возглавляет и координирует их работу. Обеспечивает выполнение поставленных перед управлением (отделом) в составе департамента задач относительно реализации политики в определенной сфере. Обеспечивает обобщение информации по вопросам, относящимся к компетенции управления (отдела) в составе департамента | Высшее образование не ниже степени магистра, специалиста, свободное владение государственным языком. Стаж работы на службе в ОМС, на должностях государственной службы или опыт работы на руководящих должностях предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности не менее 2 лет |
Начальник самостоятельного управления (отдела), другого исполнительного органа, начальник отдела, заведующий сектором в составе управления, другого исполнительного органа местного совета | Организует работу самостоятельного управления (отдела), другого исполнительного органа, отдела, сектора в составе управления, другого исполнительного органа относительно его эффективного взаимодействия с другими исполнительными органами местного совета, соответствующими органами государственной власти, ОМС, касающимися деятельности соответствующего структурного подразделения. Сотрудничает с соответствующими органами исполнительной власти при выполнении возложенных на самостоятельное управление (отдел), другой исполнительный орган, отдел, сектор в составе управления, другой исполнительный орган задач | Высшее образование не ниже степени магистра, специалиста, свободное владение государственным языком. Стаж работы на службе в ОМС, на должностях государственной службы или опыт работы на руководящих должностях предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности не менее 2 лет |
Заместитель начальника самостоятельного управления (отдела), другого исполнительного органа местного совета | Анализирует состояние и тенденции развития соответствующей сферы управления, отрасли общественно-экономических отношений, ход выполнения проектов и программ местного развития, контроль за выполнением которых отнесен к компетенции самостоятельного управления (отдела), другого исполнительного органа местного совета, принимает меры по устранению отрицательных и развитию положительных тенденций. Рассматривает и организует своевременное и качественное рассмотрение работниками подразделения обращений от органов государственной власти, ОМС, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций, граждан по вопросам, отнесенным к компетенции самостоятельного управления (отдела), другого исполнительного органа местного совета, а также подготовку по результатам их рассмотрения проектов ответов | Высшее образование не ниже степени магистра, специалиста, свободное владение государственным языком. Стаж работы на службе в ОМС, на должностях государственной службы или опыт работы на руководящих должностях предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности не менее 2 лет |
Начальник управления исполнительного комитета (аппарата) местного совета | Обеспечивает работу с материалами и документами, которые поступают на выполнение в управление исполнительного комитета (аппарата) местного совета. Вместе со специалистами соответствующих структурных подразделений исполнительного комитета (аппарата) местного совета обеспечивает выполнение поручений руководителя исполнительного комитета (аппарата) местного совета, осуществляет подготовку проектов текущих и перспективных планов работы управления исполнительного комитета (аппарата) местного совета, проектов решений, которые выносятся на рассмотрение исполнительного комитета местного совета | Высшее образование не ниже степени магистра, специалиста, свободное владение государственным языком. Стаж работы на службе в ОМС, на должностях государственной службы или опыт работы на руководящих должностях предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности не менее 2 лет |
Начальник отдела, другого структурного подразделения исполнительного комитета (аппарата) местного совета | В пределах определенных полномочий вместе со специалистами соответствующих структурных подразделений исполнительного комитета (аппарата) местного совета обеспечивает выполнение поручений сельского, поселкового, городского головы, осуществляет подготовку проектов текущих и перспективных планов работы отдела, другого структурного подразделения исполнительного комитета (аппарата) местного совета, проектов решений, которые выносятся на рассмотрение исполнительного комитета местного совета. Анализирует и обобщает материалы о ходе выполнения организационно-распорядительных документов местного совета и его исполнительных органов для сельского, поселкового, городского головы | Высшее образование не ниже степени магистра, специалиста, свободное владение государственным языком. Стаж работы на службе в ОМС, на должностях государственной службы или опыт работы на руководящих должностях предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности не менее 2 лет |
Начальник бухгалтерской службы (начальник отдела — главный бухгалтер) | Руководит разработкой и внедрением мероприятий по соблюдению финансовой дисциплины. Организует учет товарно-материальных ценностей, хранение первичных документов, учетных реестров бухгалтерской отчетности и своевременную подачу их в архив. Обеспечивает контроль и отражение на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, предоставление оперативной информации, составление и подачу сводной бухгалтерской отчетности соответствующим государственным органам в определенные сроки. Осуществляет контроль за: законностью, своевременностью и правильностью оформления документов; использованием фонда оплаты труда; установлением должностных окладов; правильностью начисления и перечисления налогов в местный и государственный бюджет, других платежей | Высшее образование не ниже степени магистра, специалиста, свободное владение государственным языком. Стаж работы по специальности на руководящих должностях на службе в ОМС, на руководящих должностях государственной службы, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности не менее 2 лет |
Главный бухгалтер | Планирует и разрабатывает текущие планы ассигнований на содержание исполнительного комитета (аппарата) совета, других исполнительных органов местного совета, участвует в разработке сметы расходов на содержание подведомственных структур и вносит предложения руководителю исполнительного комитета (аппарата) местного совета по организации их финансирования | Высшее образование не ниже степени магистра, специалиста, свободное владение государственным языком. Стаж работы по специальности на службе в ОМС, на должностях государственной службы или опыт работы по специальности на должностях предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности не менее 2 лет |
Анализ данных табл. 1 показывает, что квалификационные требования для руководителей ОМС предусматривают наличие у них высшего образования не ниже степени магистра или специалиста. Напомним, что в соответствии с Законом об образовании6 (разд. XV «Заключительные и переходные положения») об образовательно-квалификационном уровне «специалиста» указывается следующее:
6 Закон Украины «Об образовании» от 05.09.2017 г. № 2145-VIII.
1) образовательная деятельность по образовательно-квалификационному уровню специалиста, осуществляемая заведениями высшего образования и начатая до вступления в силу этого Закона, продолжается в пределах срока обучения по определенной образовательно-профессиональной программе с выдачей государственного документа о высшем образовании установленного образца — диплома специалиста. Последний прием на получение образовательно-квалификационного уровня специалиста проводится в 2016 году;
2) высшее образование по образовательно-квалификационному уровню специалиста (полное высшее образование) после вступления в силу этого Закона приравнивается к высшему образованию степени магистра.
Обращает на себя внимание и наличие требования к главам органов ОМС и их структурных подразделений о стаже работы на службе в ОМС на должностях государственной службы или опыт работы на руководящих должностях предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, который должен составлять не менее 2 лет.
Специалисты, другие работники ОМС
Что касается других работников органов местного самоуправления, то их ПКХ содержат такие обобщенные формулировки: «Проводит выборочные проверки», «Проводит разъяснительную работу на соответствующей территории, в том числе в средствах массовой информации», «Проводит государственную регистрацию», «Формирует и ведет регистрационные дела», «Организует переписку», «Осуществляет организационное обеспечение предоставления административных услуг», «По поручению руководителя подразделения или вышестоящего руководителя участвует в организации и проведении совещаний» и другие подобные.
Такие формулировки уместно применять работникам кадровых подразделений при составлении должностных инструкций работников ОМС (см. табл. 2).
Таблица 2
Должность | Основные задачи и обязанности | Квалификационные требования |
Главный государственный социальный инспектор, государственный социальный инспектор | Проводит выборочные проверки личных дел получателей государственной социальной помощи по решению руководителя соответствующего органа труда и социальной защиты населения или его заместителя. Составляет акты по итогам проверки с выводами о правильности назначения государственной социальной помощи. Проверяет достоверность и полноту информации о лицах, которые обращаются за назначением государственной социальной помощи. Осуществляет мониторинг назначения и выплаты государственной социальной помощи и проводит анализ причин нарушения законодательства по вопросам предоставления государственной социальной помощи | Высшее образование не ниже степени магистра, специалиста, бакалавра (по решению субъекта назначения), свободное владение государственным языком. Стаж работы по специальности на службе в ОМС, на должностях государственной службы или опыт работы на должностях в органах труда и социальной защиты населения не менее 1 года |
Государственный регистратор | Проводит государственную регистрацию юридических лиц и физических лиц — предпринимателей путем засвидетельствования факта создания или прекращения юридического лица, приобретения или лишения статуса физического лица — предпринимателя, изменения сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований о юридическом и физическом лице — предпринимателе, а также проведения других регистрационных действий в соответствии с законодательством. Проверяет документы на наличие оснований для остановки рассмотрения заявления о государственной регистрации прав и их обременений, остановки государственной регистрации прав, отказа в государственной регистрации прав и принимает соответствующие решения | Высшее образование не ниже степени магистра, специалиста, бакалавра (по решению субъекта назначения) по специальности «Правоведение (для государственных регистраторов, осуществляющих регистрацию вещных прав на недвижимое имущество и их обременений)», свободное владение государственным языком. Сертификат о подтверждении профессиональной компетентности в соответствующей сфере государственной регистрации (полученный в установленном законодательством порядке). Стаж работы на службе в ОМС, на должностях государственной службы или опыт работы на должностях предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности не менее 1 года |
Администратор | Организует выдачу документов и обеспечивает взаимодействие с субъектами предоставления административных услуг. Предоставляет субъектам обращений информацию и консультации о требованиях и порядке предоставления административных услуг. Принимает от субъектов обращений документы, необходимые для предоставления административных услуг, их регистрации и подачи документов (их копий) соответствующим субъектам предоставления административных услуг | Высшее образование не ниже степени магистра, специалиста, бакалавра (по решению субъекта назначения), свободное владение государственным языком. Стаж работы на службе в ОМС, на должностях государственной службы или опыт работы на должностях предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности не менее 1 года |
Главный специалист | Осуществляет координацию одного из направлений деятельности подразделения или направления деятельности местного совета. Осуществляет непосредственно, организует и обеспечивает контроль, анализ и оценку состояния дел по реализации определенных полномочий. Разрабатывает текущие и участвует в подготовке перспективных планов работы соответствующего подразделения, предоставляет необходимую методическую помощь работникам | Высшее образование не ниже степени бакалавра, свободное владение государственным языком. Без требований к стажу работы |
Ведущий специалист | Осуществляет контроль, анализирует и оценивает состояние реализации определенных полномочий, готовит соответствующие выводы и предложения. Участвует в обобщении практики применения законодательства и хода реализации задач в соответствующей сфере управления, обеспечении их выполнения | Высшее образование не ниже степени бакалавра, свободное владение государственным языком. Без требований к стажу работы |
Специалист І категории | Контролирует и оценивает состояние дел на соответствующем участке работы, анализирует ход реализации задач. Взаимодействует с подведомственными учреждениями и организациями по вопросам, относящимся к полномочиям структурного подразделения или одному из направлений деятельности местного совета | Высшее образование не ниже степени бакалавра, свободное владение государственным языком. Без требований к стажу работы |
Специалист ІІ категории, специалист | Выполняет работу под контролем специалиста высшей категории (квалификации) и вышестоящего руководителя (руководителя подразделения, при наличии, или заместителя председателя по вопросам деятельности исполнительных органов в соответствии с распределением обязанностей) | Высшее образование не ниже степени бакалавра, свободное владение государственным языком. Без требований к стажу работы |
Советник (консультант) городского головы, председателя областного, районного (районного в городе) совета | Участвует в организации и проведении совещаний, коллегий, семинаров, конференций, заседаний совета. Выполняет совещательную работу. Готовит для председателя необходимые информационно-аналитические, докладные записки, обзоры, отчеты, проекты докладов и т. п. | Высшее образование не ниже степени магистра, специалиста, свободное владение государственным языком. Без требований к стажу работы |
Помощник городского головы, председателя областного, районного (районного в городе) совета, помощник заместителя председателя областного совета | Осуществляет работу с проектами документов, которые поступают на подпись председателя (заместителя председателя). Готовит информационные, справочные, аналитические материалы, выступления, проекты докладов председателя на заседаниях. Сопровождает председателя (заместителя председателя) во время рабочих поездок, совещаний, мероприятий | Высшее образование не ниже степени магистра, специалиста, бакалавра (по решению субъекта назначения), свободное владение государственным языком. Без требований к стажу работы |
Анализ данных табл. 2 показывает, среди прочего, что в квалификационных требованиях для неруководящего состава ОМС появился образовательно-квалификационный уровень бакалавра и для некоторых должностей нет требований к стажу работы (т. е. они могут быть первичными).
В конце отметим, что при составлении должностных инструкций для любых должностных лиц ОМС следует избегать лишней эмоциональной окраски («качественное, своевременное выполнение задач» и т. п.).
Формулировку о полномочиях должностного лица ОМС («в пределах своих полномочий» и т. п.) советуем ставить в начале должностной инструкции, тогда она будет иметь отношение ко всему ее тексту, повторы при этом не обязательны.