Темы статей
Выбрать темы

Управление кадрами ОМС: анализируем квалифтребования для должностных лиц

Носиков Александр, заведующий отделом мониторинга социальных процессов НИИ труда и занятости населения Минсоцполитики и НАН Украины, канд. соц. наук
Важным событием в сфере управления кадрами органов местного самоуправления стало утверждение Типовых профессионально-квалификационных характеристик должностных лиц местного самоуправления. В сегодняшнем материале рассмотрим, что в связи с этим следует учитывать руководителям ОМС при приеме на службу должностных лиц.

Утверждение новых Типовых профессионально-квалификационных характеристик (далее — ПКХ) стало возможным благодаря приказу № 2031. Законодательной почвой его появления стала норма п.п. 4 п. 4 Положения № 5002, которая предусматривает, что одной из задач НАГС является приведение нормативно-правовых актов в соответствие с законодательством.

1 Типовые профессионально-квалификационные характеристики должностных лиц местного самоуправления, утвержденные приказом НАГС от 07.11.2019 г. № 203-19.

2 Положение о Национальном агентстве Украины по вопросам государственной службы, утвержденное постановлением КМУ от 01.10.2014 г. № 500.

Ведь именно этот орган в соответствии с возложенными на него задачами обеспечивает нормативно-правовое регулирование в сфере государственной службы и службы в ОМС.

Тем же приказом № 203 рекомендовано областным, городским, районным (районным в городах), сельским, поселковым советам при разработке профессионально-квалификационных характеристик и должностных инструкций должностных лиц МС руководствоваться Типовыми ПКХ.

На что следует обратить внимание при их рассмотрении?

Во-первых, НАГС упростило требования к должностным лицам МС. В первую очередь ПКХ привели в соответствие с законодательством Украины: в разделах «Должен знать» вместо Закона № 15063, утратившего силу, включен Закон № 17004, а квалификационные требования дополнены требованием о свободном владении государственным языком.

3 Закон Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» от 11.06.2009 г. № 1506-VI.

4 Закон Украины «О предотвращении коррупции» от 14.10.2014 г. № 1700-VII.

Во-вторых, исключены требования о последипломном образовании в области знаний «Государственное управление» для руководящих должностей.

В-третьих, НАГС дополнило ПКХ квалификационными характеристиками таких должностей, как: «главный государственный социальный инспектор», «социальный инспектор», «государственный социальный инспектор».

Обращаем внимание, что Типовые ПКХ, утвержденные приказом № 4065, утратили свою силу.

5 Типовые профессионально-квалификационные характеристики должностных лиц местного самоуправления, утвержденные приказом Главгосслужбы от 29.12.2009 г. № 406.

Поэтому логично будет рассмотреть более подробно содержание новых ПКХ.

Начнем с руководящего состава ОМС.

Руководящие работники ОМС

Практически все ПКХ руководителей содержат такие требования: «Обеспечивает качественное, своевременное выполнение задач по вопросам, относящимся к его компетенции, эффективное взаимодействие между структурными подразделениями», «Осуществляет организационное, правовое, материально-техническое, хозяйственное обеспечение деятельности», «Осуществляет методическое руководство и контроль за ведением делопроизводства», «Определяет потребности и приоритетные направления подготовки, переподготовки и повышения квалификации», «Осуществляет личный прием граждан по вопросам, касающимся деятельности» и т. п.

Эти и подобные формулировки, после соответствующей конкретизации относительно объектов управления по должности, следует применять при разработке должностных инструкций руководителей. Рассмотрим в табл. 1 некоторые основные задачи и обязанности, а также квалификационные требования для данной категории работников ОМС.

Таблица 1

Должность

Основные задачи

и обязанности

Квалификационные

требования

Управляющий делами (секретарь) исполнительного комитета (аппарата) местного совета

Обеспечивает взаимодействие между структурными подразделениями исполнительного комитета (аппарата) совета, исполнительными органами совета, подведомственными предприятиями, учреждениями, организациями. Осуществляет организационное, правовое, материально-техническое, хозяйственное обеспечение деятельности исполнительного комитета (аппарата) совета.

Организует подготовку заседаний и совещаний исполнительного комитета (аппарата) совета (управляющий делами исполнительного аппарата областного, районного совета также организует подготовку сессионных заседаний, заседаний постоянных депутатских комиссий, президиума совета)

Высшее образование не ниже степени магистра, специалиста, свободное владение государственным языком.

Стаж работы на службе в ОМС, на должностях государственной службы или опыт работы на руководящих должностях предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности не менее 2 лет

Директор департамента городского совета

Организует разработку и внедрение, в пределах полномочий департамента, стратегических планов, комплексных местных программ и планов развития соответствующей сферы управления, отрасли общественно-экономических отношений.

Осуществляет координацию работы, связанной с выполнением основных задач высокой степени сложности (многоотраслевость, многофункциональность, программно-целевое направление деятельности), а также руководство департаментом

Высшее образование не ниже степени магистра, специалиста, свободное владение государственным языком.

Стаж работы на службе в ОМС, на должностях государственной службы или опыт работы на руководящих должностях предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности не менее 2 лет

Первый заместитель, заместитель директора департамента городского совета

В случае отсутствия директора департамента его обязанности исполняет первый заместитель (в случае отсутствия директора департамента и его первого заместителя обязанности директора департамента исполняет его заместитель).

Обеспечивает координацию и регулирование отдельного направления деятельности департамента, которое характеризуется комплексностью их решения в соответствующей сфере управления и с учетом определенных показателей

Высшее образование не ниже степени магистра, специалиста, свободное владение государственным языком.

Стаж работы на службе в ОМС, на должностях государственной службы или опыт работы на руководящих должностях предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности не менее 2 лет

Начальник управления (отдела) в составе департамента городского совета

Осуществляет руководство управлением (отделом) в составе департамента, распределяет обязанности между работниками, возглавляет и координирует их работу.

Обеспечивает выполнение поставленных перед управлением (отделом) в составе департамента задач относительно реализации политики в определенной сфере. Обеспечивает обобщение информации по вопросам, относящимся к компетенции управления (отдела) в составе департамента

Высшее образование не ниже степени магистра, специалиста, свободное владение государственным языком.

Стаж работы на службе в ОМС, на должностях государственной службы или опыт работы на руководящих должностях предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности не менее 2 лет

Начальник самостоятельного управления (отдела), другого исполнительного органа, начальник отдела, заведующий сектором в составе управления, другого исполнительного органа местного совета

Организует работу самостоятельного управления (отдела), другого исполнительного органа, отдела, сектора в составе управления, другого исполнительного органа относительно его эффективного взаимодействия с другими исполнительными органами местного совета, соответствующими органами государственной власти, ОМС, касающимися деятельности соответствующего структурного подразделения.

Сотрудничает с соответствующими органами исполнительной власти при выполнении возложенных на самостоятельное управление (отдел), другой исполнительный орган, отдел, сектор в составе управления, другой исполнительный орган задач

Высшее образование не ниже степени магистра, специалиста, свободное владение государственным языком.

Стаж работы на службе в ОМС, на должностях государственной службы или опыт работы на руководящих должностях предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности не менее 2 лет

Заместитель начальника самостоятельного управления (отдела), другого исполнительного органа местного совета

Анализирует состояние и тенденции развития соответствующей сферы управления, отрасли общественно-экономических отношений, ход выполнения проектов и программ местного развития, контроль за выполнением которых отнесен к компетенции самостоятельного управления (отдела), другого исполнительного органа местного совета, принимает меры по устранению отрицательных и развитию положительных тенденций.

Рассматривает и организует своевременное и качественное рассмотрение работниками подразделения обращений от органов государственной власти, ОМС, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций, граждан по вопросам, отнесенным к компетенции самостоятельного управления (отдела), другого исполнительного органа местного совета, а также подготовку по результатам их рассмотрения проектов ответов

Высшее образование не ниже степени магистра, специалиста, свободное владение государственным языком.

Стаж работы на службе в ОМС, на должностях государственной службы или опыт работы на руководящих должностях предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности не менее 2 лет

Начальник управления исполнительного комитета (аппарата) местного совета

Обеспечивает работу с материалами и документами, которые поступают на выполнение в управление исполнительного комитета (аппарата) местного совета. Вместе со специалистами соответствующих структурных подразделений исполнительного комитета (аппарата) местного совета обеспечивает выполнение

поручений руководителя исполнительного комитета (аппарата) местного совета, осуществляет подготовку проектов текущих и перспективных планов работы управления исполнительного комитета (аппарата) местного совета, проектов решений, которые выносятся на рассмотрение исполнительного комитета местного совета

Высшее образование не ниже степени магистра, специалиста, свободное владение государственным языком.

Стаж работы на службе в ОМС, на должностях государственной службы

или опыт работы на руководящих должностях предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности не менее 2 лет

Начальник отдела, другого структурного подразделения исполнительного комитета (аппарата) местного совета

В пределах определенных полномочий вместе со специалистами соответствующих структурных подразделений исполнительного комитета (аппарата) местного совета обеспечивает выполнение поручений сельского, поселкового, городского головы, осуществляет подготовку проектов текущих и перспективных планов работы отдела, другого структурного подразделения исполнительного комитета (аппарата) местного совета, проектов решений, которые выносятся на рассмотрение исполнительного комитета местного совета. Анализирует и обобщает материалы о ходе выполнения организационно-распорядительных документов местного совета и его исполнительных органов для сельского, поселкового, городского головы

Высшее образование не ниже степени магистра, специалиста, свободное владение государственным языком.

Стаж работы на службе в ОМС, на должностях государственной службы или опыт работы на руководящих должностях предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности не менее 2 лет

Начальник бухгалтерской службы (начальник отдела — главный бухгалтер)

Руководит разработкой и внедрением мероприятий по соблюдению финансовой дисциплины.

Организует учет товарно-материальных ценностей, хранение первичных документов, учетных реестров бухгалтерской отчетности и своевременную подачу их в архив. Обеспечивает контроль и отражение на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, предоставление оперативной информации, составление и подачу сводной бухгалтерской отчетности соответствующим государственным органам в определенные сроки.

Осуществляет контроль за: законностью, своевременностью и правильностью оформления документов; использованием фонда оплаты труда; установлением должностных окладов; правильностью начисления и перечисления налогов в местный и государственный бюджет, других платежей

Высшее образование не ниже степени магистра, специалиста, свободное владение государственным языком.

Стаж работы по специальности на руководящих должностях на службе в ОМС, на руководящих должностях государственной службы, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности не менее 2 лет

Главный бухгалтер

Планирует и разрабатывает текущие планы ассигнований на содержание исполнительного комитета (аппарата) совета, других исполнительных органов местного совета, участвует в разработке сметы расходов на содержание подведомственных структур и вносит предложения руководителю исполнительного комитета (аппарата) местного совета по организации их финансирования

Высшее образование не ниже степени магистра, специалиста, свободное владение государственным языком.

Стаж работы по специальности на службе в ОМС, на должностях государственной службы или опыт работы по специальности на должностях предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности не менее 2 лет

Анализ данных табл. 1 показывает, что квалификационные требования для руководителей ОМС предусматривают наличие у них высшего образования не ниже степени магистра или специалиста. Напомним, что в соответствии с Законом об образовании6 (разд. XV «Заключительные и переходные положения») об образовательно-квалификационном уровне «специалиста» указывается следующее:

6 Закон Украины «Об образовании» от 05.09.2017 г. № 2145-VIII.

1) образовательная деятельность по образовательно-квалификационному уровню специалиста, осуществляемая заведениями высшего образования и начатая до вступления в силу этого Закона, продолжается в пределах срока обучения по определенной образовательно-профессиональной программе с выдачей государственного документа о высшем образовании установленного образца — диплома специалиста. Последний прием на получение образовательно-квалификационного уровня специалиста проводится в 2016 году;

2) высшее образование по образовательно-квалификационному уровню специалиста (полное высшее образование) после вступления в силу этого Закона приравнивается к высшему образованию степени магистра.

Обращает на себя внимание и наличие требования к главам органов ОМС и их структурных подразделений о стаже работы на службе в ОМС на должностях государственной службы или опыт работы на руководящих должностях предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, который должен составлять не менее 2 лет.

Специалисты, другие работники ОМС

Что касается других работников органов местного самоуправления, то их ПКХ содержат такие обобщенные формулировки: «Проводит выборочные проверки», «Проводит разъяснительную работу на соответствующей территории, в том числе в средствах массовой информации», «Проводит государственную регистрацию», «Формирует и ведет регистрационные дела», «Организует переписку», «Осуществляет организационное обеспечение предоставления административных услуг», «По поручению руководителя подразделения или вышестоящего руководителя участвует в организации и проведении совещаний» и другие подобные.

Такие формулировки уместно применять работникам кадровых подразделений при составлении должностных инструкций работников ОМС (см. табл. 2).

Таблица 2

Должность

Основные задачи

и обязанности

Квалификационные

требования

Главный государственный социальный инспектор, государственный социальный инспектор

Проводит выборочные проверки личных дел получателей государственной социальной помощи по решению руководителя соответствующего органа труда и социальной защиты населения или его заместителя. Составляет акты по итогам проверки с выводами о правильности назначения государственной социальной помощи. Проверяет достоверность и полноту информации о лицах, которые обращаются за назначением государственной социальной помощи. Осуществляет мониторинг назначения и выплаты государственной социальной помощи и проводит анализ причин нарушения законодательства по вопросам предоставления государственной социальной помощи

Высшее образование не ниже степени магистра, специалиста, бакалавра (по решению субъекта назначения), свободное владение государственным языком.

Стаж работы по специальности на службе в ОМС, на должностях государственной службы или опыт работы на должностях в органах труда и социальной защиты населения не менее 1 года

Государственный регистратор

Проводит государственную регистрацию юридических лиц и физических лиц — предпринимателей путем засвидетельствования факта создания или прекращения юридического лица, приобретения или лишения статуса физического лица — предпринимателя, изменения сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований о юридическом и физическом лице — предпринимателе, а также проведения других регистрационных действий в соответствии с законодательством.

Проверяет документы на наличие оснований для остановки рассмотрения заявления о государственной регистрации прав и их обременений, остановки государственной регистрации прав, отказа в государственной регистрации прав и принимает соответствующие решения

Высшее образование не ниже степени магистра, специалиста, бакалавра (по решению субъекта назначения) по специальности «Правоведение (для государственных регистраторов, осуществляющих регистрацию вещных прав на недвижимое имущество и их обременений)», свободное владение государственным языком.

Сертификат о подтверждении профессиональной компетентности в соответствующей сфере государственной регистрации (полученный в установленном законодательством порядке).

Стаж работы на службе в ОМС, на должностях государственной службы или опыт работы на должностях предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности не менее 1 года

Администратор

Организует выдачу документов и обеспечивает взаимодействие с субъектами предоставления административных услуг. Предоставляет субъектам обращений информацию и консультации о требованиях и порядке предоставления административных услуг. Принимает от субъектов обращений документы, необходимые для предоставления административных услуг, их регистрации и подачи документов (их копий) соответствующим субъектам предоставления административных услуг

Высшее образование не ниже степени магистра, специалиста, бакалавра (по решению субъекта назначения), свободное владение государственным языком.

Стаж работы на службе в ОМС, на должностях государственной службы или опыт работы на должностях предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности не менее 1 года

Главный специалист

Осуществляет координацию одного из направлений деятельности подразделения или направления деятельности местного совета.

Осуществляет непосредственно, организует и обеспечивает контроль, анализ и оценку состояния дел по реализации определенных полномочий.

Разрабатывает текущие и участвует в подготовке перспективных планов работы соответствующего подразделения, предоставляет необходимую методическую помощь работникам

Высшее образование не ниже степени бакалавра, свободное владение государственным языком.

Без требований к стажу работы

Ведущий специалист

Осуществляет контроль, анализирует и оценивает состояние реализации определенных полномочий, готовит соответствующие выводы и предложения. Участвует в обобщении практики применения законодательства и хода реализации задач в соответствующей сфере управления, обеспечении их выполнения

Высшее образование не ниже степени бакалавра, свободное владение государственным языком.

Без требований к стажу работы

Специалист І категории

Контролирует и оценивает состояние дел на соответствующем участке работы, анализирует ход реализации задач. Взаимодействует с подведомственными учреждениями и организациями по вопросам, относящимся к полномочиям структурного подразделения или одному из направлений деятельности местного совета

Высшее образование не ниже степени бакалавра, свободное владение государственным языком.

Без требований к стажу работы

Специалист ІІ категории, специалист

Выполняет работу под контролем специалиста высшей категории (квалификации) и вышестоящего руководителя (руководителя подразделения, при наличии, или заместителя председателя по вопросам деятельности исполнительных органов в соответствии с распределением обязанностей)

Высшее образование не ниже степени бакалавра, свободное владение государственным языком.

Без требований к стажу работы

Советник (консультант) городского головы, председателя областного, районного (районного в городе) совета

Участвует в организации и проведении совещаний, коллегий, семинаров, конференций, заседаний совета. Выполняет совещательную работу. Готовит для председателя необходимые информационно-аналитические, докладные записки, обзоры, отчеты, проекты докладов и т. п.

Высшее образование не ниже степени магистра, специалиста, свободное владение государственным языком.

Без требований к стажу работы

Помощник городского головы, председателя областного, районного (районного в городе) совета, помощник заместителя председателя областного совета

Осуществляет работу с проектами документов, которые поступают на подпись председателя (заместителя председателя).

Готовит информационные, справочные, аналитические материалы, выступления, проекты докладов председателя на заседаниях. Сопровождает председателя (заместителя председателя) во время рабочих поездок, совещаний, мероприятий

Высшее образование не ниже степени магистра, специалиста, бакалавра (по решению субъекта назначения), свободное владение государственным языком.

Без требований к стажу работы

Анализ данных табл. 2 показывает, среди прочего, что в квалификационных требованиях для неруководящего состава ОМС появился образовательно-квалификационный уровень бакалавра и для некоторых должностей нет требований к стажу работы (т. е. они могут быть первичными).

В конце отметим, что при составлении должностных инструкций для любых должностных лиц ОМС следует избегать лишней эмоциональной окраски («качественное, своевременное выполнение задач» и т. п.).

Формулировку о полномочиях должностного лица ОМС («в пределах своих полномочий» и т. п.) советуем ставить в начале должностной инструкции, тогда она будет иметь отношение ко всему ее тексту, повторы при этом не обязательны.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше