Темы статей
Выбрать темы

Корректируем нормы расхода топлива правильно

Пеклуха Юлия, главный редактор журнала «Бюджетная бухгалтерия»
Наше бюджетное учреждение имеет служебный автомобиль RЕNAULT CLIO SIMBOL (с объемом двигателя 1390 см3) 2003 года выпуска. Общий пробег авто — около 369 тыс. км. Согласно справке о норме расхода топлива от 29.11.2003 г. средняя норма расхода топлива для указанного автомобиля составляет 10 л/100 км. До 2020 года при списании топлива мы руководствовались этой нормой.
Однако на сегодняшний день фактический расход горючего на работу служебного автомобиля превышает нормативные показатели. Обусловлено это прежде всего сроком и условиями эксплуатации авто (служебный автомобиль эксплуатируется преимущественно в городских условиях). Можно ли по приказу руководителя увеличить среднюю норму расхода топлива с учетом обоих этих условий? В частности, правомерным ли будет одновременное применение корректирующих коэффициентов 9 и 10 % соответственно?

Для планирования потребностей учреждения в горюче-смазочных материалах (далее — ГСМ) и контроля за их расходом в первую очередь применяется такой нормативный документ, как Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные приказом Минтранса от 10.02.98 г. № 43 (далее — Нормы № 43). Именно этим документом установлены базовые линейные нормы расхода горючего для большинства автомобилей отечественного и импортного производства. Их можно найти в таблицах приложений А и Б к Нормам № 43. Для удобства поиска все нормы приведены в разрезе моделей (модификаций) автомобилей в алфавитном порядке (по украинскому и латинскому алфавитам).

Другое дело — нормы расхода горючего для новых моделей (модификаций) автомобилей и автомобилей оригинальной конструкции. Бесспорно, их в упомянутом выше нормативном документе не отыскать. Для разработки временных, временных индивидуальных и постоянных базовых норм расхода топлива для таких транспортных средств следует обратиться в ведущий институт в сфере автотранспорта — ГП «ГосавтотрансНИИпроект».

Однако базовые линейные нормы расхода топлива на то и базовые, что определяются при максимально благоприятных условиях эксплуатации транспортного средства. То есть если использовать авто в четком соответствии с рекомендациями завода-производителя, не допуская перегрузки ни одной из его систем или узлов, тогда применение базовой нормы будет действительно оправданным.

При этом не путайте базовую линейную норму расхода топлива со средним расходом топлива. Такого понятия, как «средняя норма расхода топлива», вообще не существует.

Нормативный расход топлива определяется для каждого конкретного автомобиля на выполнение им определенной транспортной работы (для конкретного маршрута движения) на основании базовой линейной нормы с учетом корректирующих коэффициентов. Об этом далее и поговорим.

Так, для учета дорожных, климатических и других эксплуатационных факторов, влияющих на фактический расход ГСМ, Нормами № 43 предусмотрен целый ряд корректирующих коэффициентов. Причем коэффициенты могут как повышать нормы расхода топлива (п. 3.1 Норм № 43), так и уменьшать их (п. 3.2 Норм № 43). Хотя при списании горючего, израсходованного на работу служебных авто, по большей части, используют так называемые надбавки — коэффициенты повышения.

Кстати, как правильно подкорректировать нормы расхода горючего в холодное время года, мы рассказывали в статье «Зимние» нормы расхода ГСМ: рассчитываем и применяем» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2018, № 42).

А в этот раз сосредоточимся на коэффициентах, позволяющих учесть напряженность дорожных условий и срок службы (пробега) автомобиля.

Значения надбавок за работу в городских условиях и длительный срок эксплуатации (значительный пробег) автомобиля приведены в таблице.

Название корректирующего коэффициента

Условия применения коэффициента

Значения коэффициента*, %

За работу в городских условиях (п.п. 3.1.4 Норм № 43)

в пределах городов, а также поселках городского типа и других населенных пунктах при наличии в них регулируемых перекрестков (светофоров)

до 5

в пределах городов Алчевск, Белая Церковь, Бровары, Винница, Горловка, Днепродзержинск, Евпатория, Енакиево, Житомир, Ивано-Франковск, Каменец-Подольский, Керчь, Кировоград, Краматорск, Кременчуг, Кривой Рог, Лисичанск, Луганск, Луцк, Макеевка, Мариуполь, Мелитополь, Николаев, Никополь, Павлоград, Полтава, Ровно, Севастополь, Северодонецк, Симферополь, Славянск, Сумы, Тернополь, Ужгород, Херсон, Хмельницкий, Черкассы, Чернигов, Черновцы, Ялта

до 10

в пределах городов Днепропетровск, Донецк, Запорожье, Киев, Львов, Одесса, Харьков

до 15

За длительный срок эксплуатации (значительный пробег) (п.п. 3.1.10 Норм № 43)

авто в возрасте свыше 5 лет с общим пробегом свыше 100 тыс. км

до 3

свыше 8 лет или с общим пробегом свыше 150 тыс. км

до 5

свыше 11 лет или с общим пробегом свыше 250 тыс. км

до 7

свыше 14 лет или с общим пробегом свыше 400 тыс. км

до 9

* Все цифровые значения корректирующих коэффициентов, приведенные с предлогом «до», следует понимать как такие, которые могут применяться включительно (абз. 5 п.п. 3.5.1 Норм № 43).

Как видим, логика здесь достаточно простая.

Чем больше город, тем больше светофоров, тем большее количество транспортных средств на дорогах и тем более напряженными являются дорожные условия. Соответственно, такие условия движения предусматривают более высокий расход горючего.

Аналогичная ситуация со сроком эксплуатации авто: чем солиднее возраст автомобиля и/или его общий пробег, тем выше надбавка применяется.

Однако недостаточно просто знать числовое значение и условия применения корректирующих коэффициентов.

Также следует помнить и четко придерживаться всех правил корректировки норм расхода топлива. И среди ряда примечаний и ограничений относительно использования коэффициентов корректировки можно выделить пятерку основных правил, в частности:

img 1Корректирующие коэффициенты следует применять либо к базовым линейным нормам расхода топлива, установленным Нормами № 43, либо к нормам, определенным ГосавтотрансНИИпроектом.

Если учреждение временно использует для списания топлива нормы, определенные по результатам собственных контрольных замеров, применение системы корректирующих коэффициентов не предусмотрено.

img 2Максимальные значения коэффициентов соответствуют предельно допустимым нормативам для самых сложных условий эксплуатации. Такой размер надбавок нельзя устанавливать одновременно на все транспортные средства учреждения и на весь период их эксплуатации (п.п. 3.5.2 Норм № 43).

img 3Использование системы корректирующих коэффициентов в регламентированных пределах требует надлежащего документального обоснования с учетом имеющихся технических и других возможностей учреждения (п.п. 3.5.7 Норм № 43).

То есть учреждение может сделать это как самостоятельно, путем назначения уполномоченного лица, так и с привлечением СТО.

img 4Конкретные величины коэффициентов в регламентированных пределах и сроки их действия устанавливает непосредственно руководитель учреждения. Для их утверждения следует оформить внутренний распорядительный документ — приказ (распоряжение) по учреждению (п.п. 3.5.8 Норм № 43).

img 5Для корректировки линейных норм разрешено применять сразу несколько корректирующих коэффициентов, но с учетом установленных ограничений. В таком случае определяют общий суммарный коэффициент корректировки, который равен сумме всех надбавок (п. 3.3 Норм № 43):

K = K1 + K2 +… + Кn.

В то же время необходимо всегда помнить о рекомендации относительно корректировки норм расхода топлива, продиктованной п.п. 3.5.3 Норм № 43.

Так, по возможности целесообразно устанавливать индивидуальные значения корректирующих коэффициентов для каждого транспортного средства. При этом следует учитывать особенности его конструкции, технического состояния, условий эксплуатации и т. п. в соответствии с фактическими потребностями. Также не забывайте, что превышение водителями установленных скоростных ограничений приводит к значительному повышению потребления топлива.

Важно!

Применение надбавок должно осуществляться не по умолчанию и в полном объеме после наступления определенного возраста ли пробега и т. п., а только в случае подтверждения такой необходимости и дифференцированно по автопарку.

Это следует из примечания к п.п. 3.1.10 Норм № 43. Также на этом акцентировало внимание Мининфраструктуры в письме «О нормах расхода топлива» от 03.02.2015 г. № 1186/25/10-15.

Лишь при таких условиях использование максимально допустимого значения корректирующих коэффициентов будет правомерным.

Также не лишним будет напомнить и порядок расчета нормативного расхода топлива.

В частности, для его исчисления следует применять такую формулу (п. 4.1 Норм № 43):

Qн = 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х K),

где Qн — нормативный расход топлива, л (м3);

Hs — базовая линейная норма расхода топлива, л/100 км (м3/100 км);

S — пробег автомобиля, км.

В закрепление рассмотрим условный пример расчета нормативного расхода топлива для служебного автомобиля.

Пример. Бюджетное учреждение для служебных поездок использует легковой автомобиль Renault Megane 2005 года выпуска. Согласно технической документации объем двигателя авто составляет 1390 см3. Общий пробег служебного авто — 350 тыс. км.

Согласно путевому листу пробег указанного автомобиля за отчетный период составляет 240 км. В соответствии с маршрутным листом автомобиль проехал 180 км за городом (через населенные пункты с нерегулируемыми перекрестками) и 60 км — в городских условиях (по г. Чернигову).

Базовая линейная норма расхода ГСМ для указанной марки автомобиля составляет 8,4 л/100 км.

На основании приказа руководителя учреждения было установлено применение таких надбавок при расчете нормативного расхода ГСМ на работу служебного авто:

К1 — надбавка за работу в городских условиях — 10 %;

К2 — надбавка за длительный срок эксплуатации (значительный пробег) — 8 %. Применение надбавки за срок использования автомобиля обосновано в соответствии с экспертным заключением СТО относительно технического состояния и степени изношенности систем и узлов служебного автомобиля.

Порядок расчета нормативного расхода топлива для работы служебного автомобиля отразим в таблице:

Название показателя

Дорожные условия согласно маршрутному листу

Вместе

за городом

в пределах города

Пробег за отчетный период, км

180

60

240

Базовая линейная норма расхода топлива, л/100 км

8,4

8,4

Корректирующие коэффициенты:

К1, % (п.п. 3.1.4 Норм № 43)

10,0

К2, % (п.п. 3.1.10 Норм № 43)

8,0

8,0

Суммарный коэффициент, К, %

8,0

18,0

Нормативный расход топлива, Qн, л

16,33*

5,95**

22,28

* Qн = 0,01 х 8,4 л/100 км х 180 км х (1 + 0,01 х 8,0 %) = 16,33 л.

**Qн = 0,01 х 8,4 л/100 км х 60 км х (1 + 0,01 х 18,0 %) = 5,95 л.

Таким образом, общий нормативный расход топлива на весь пробег за отчетный период (240 км) составляет 22,28 л.

Именно с этим количеством бухгалтер должен сравнить фактический расход горючего, указанный водителем в путевом листе.

Соответственно, списать в бухучете следует горючее, фактически потраченное на выполнение соответствующей транспортной работы, но исключительно в пределах нормативного расхода.

И напоследок небольшое резюме. Так, в одновременном применении нескольких корректирующих коэффициентов к нормам расхода топлива нет ничего криминального. Здесь нет никаких проблем или преград. Но не забудьте, что использование надбавок в целом и конкретных их значений должно быть обосновано и задокументировано. И конечно, корректирующие коэффициенты мы применяем не по умолчанию ко всем служебным поездкам, а только при наличии оснований для этого.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше