Темы статей
Выбрать темы

Помощь на погребение от ФСС: назначаем и учитываем

Жиленко Екатерина, эксперт по оплате труда и трудовым отношениям, Пеклуха Юлия, главный редактор журнала «Бюджетная бухгалтерия»
Потерю близкого человека не компенсировать никакими деньгами. К сожалению, в дни скорби нужно взять себя в руки и позаботиться о многих формальностях. И очень важно в такие моменты чувствовать поддержку друзей и близких. Поддержать может и работодатель, в том числе в виде помощи на погребение. Он помогает получить такую выплату от Фонда соцстраха. Кто имеет право на получение помощи? Какие документы следует получить от работника и подать в ФСС? Как отразить в учете и отчетности? На все ваши вопросы есть ответы в нашей статье.

Кому предоставляется?

В соответствии со ст. 20 Закона № 1105 помощь на погребение предоставляет ФСС в случае смерти:

• самого застрахованного лица;

• членов его семьи, которые находились на его содержании.

К членам семьи застрахованного лица согласно ч. 1 ст. 27 Закона № 1105 отнесены:

1) жена (муж);

2) дети, братья, сестры, внуки, которые:

• не достигли 18 лет или старше этого возраста, если они стали лицами с инвалидностью до 18 лет (братья, сестры и внуки — при условии, что они не имеют трудоспособных родителей);

• являются студентами и учащимися средних профессионально-технических и высших учебных заведений с дневной формой обучения и не достигли 23 лет;

3) отец, мать;

4) дедушка и бабушка по прямой линии родства.

Помощь от ФСС не предоставляется на погребение:

• пенсионеров, в том числе работающих и лиц с инвалидностью. На их погребение помощь предоставляется из Пенсионного фонда Украины;

• безработных. Однако если безработный был членом семьи застрахованного лица и находился у него на содержании, то такое застрахованное лицо может получить помощь на его погребение;

• лиц, которые умерли от несчастного случая на производстве. Из ФСС предоставляется ежемесячная страховая выплата и возмещение стоимости ритуальных услуг, однако по другому алгоритму.

Далее рассмотрим общий случай предоставления помощи на погребение.

Претендовать на ее получение в случае смерти:

• застрахованного лица могут члены его семьи или другие юридические или физические лица, которые фактически осуществили погребение;

• члена семьи, который находился на содержании застрахованного лица, имеет право такое застрахованное лицо при условии, что оно фактически осуществило его погребение.

При этом член семьи застрахованного лица, который на момент смерти имел собственный источник дохода (например, получал заработную плату), не считается таким, который находился на содержании. В такой ситуации за получением помощи на погребение застрахованное лицо, которое похоронило члена семьи, должно обратиться не к своему работодателю, а к работодателю умершего члена семьи.

ВАЖНО!

Помощь на погребение предоставляют лишь по основному месту работы (ч. 1 ст. 30 Закона № 1105).

В каком размере предоставляется?

В соответствии с ч. 1 ст. 28 Закона № 1105 помощь на погребение застрахованного лица или лица, находившегося на его содержании, предоставляется в размере, который устанавливает правление ФСС, но не меньше размера прожиточного минимума, установленного законом.

Согласно п. 1 постановления № 17 на сегодняшний день размер помощи на погребение составляет 4100 грн.

Какие документы нужны?

Для того, чтобы получить помощь на погребение, следует собрать определенные документы. Их перечень мы привели на схеме:

img 1

Документы, необходимые для получения помощи на погребение

Кто назначает?

Решение о назначении (отказе в назначении) помощи на погребение принимает комиссия (уполномоченный) по социальному страхованию, созданная в учреждении, где по основному месту работы трудоустроено (было трудоустроено) застрахованное лицо.

Срок принятия такого решения — не позднее дня, следующего за днем обращения (ч. 3 ст. 32 Закона № 1105).

Принятое решение оформляют Протоколом заседания комиссии по социальному страхованию/решением уполномоченного. Его форма приведена в приложении к Положению № 13.

ВНИМАНИЕ!

Комиссия (уполномоченный) может отказать в назначении помощи, если за ее назначением обратились по истечении 12 календарных месяцев после смерти застрахованного лица или члена семьи (ч. 5 ст. 32 Закона № 1105).

Следует отметить, что 12-месячный период отсчитывается от дня смерти, указанного в свидетельстве о смерти.

При этом считать нужно от первого числа месяца, следующего за тем, в котором наступила смерть застрахованного лица или члена семьи, находившегося на его содержании. И брать целые месяцы с 1 по 31 (30 или 28 (29) для февраля) число (письмо ФСС от 17.01.2015 г. № 2.4-17-92).

После того, как комиссия по соцстрахованию приняла и оформила решение о назначении помощи, начинается непосредственно процесс получения помощи от ФСС. Для этого страхователь (работодатель застрахованного лица) заполняет Заявление-расчет. Его форма приведена в приложении 1 к Порядку № 12.

Для выплаты помощи на погребение в Заявлении-расчете заполняется приложение 1.2. Здесь следует указать данные получателя помощи (кроме юрлица), умершего лица, серию и номер свидетельства о смерти и сумму расходов ФСС на выплату помощи (в гривнях с копейками).

Этот документ нужно подать в рабочий орган исполнительной дирекции ФСС по местонахождению или месту жительства страхователя (п. 5 Порядка № 12).

Сделать это следует не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения комиссией (уполномоченным) по соцстрахованию о выплате материального обеспечения (п. 2 Порядка № 12).

Подать Заявление-расчет можно:

• в бумажном виде лично в рабочий орган исполнительной дирекции ФСС.

Документ следует оформить в двух экземплярах: один подается в ФСС, а второй хранится у страхователя вместе с документами, на основании которых назначено материальное обеспечение;

• отправить в электронном виде с применением электронной цифровой подписи. Распечатанную копию Заявления-расчета вместе с подтверждающими документами нужно будет хранить у себя.

Следите, чтобы информация, внесенная в Заявление-расчет, полностью соответствовала документам, на основании которых назначено материальное обеспечение, и была отражена в регистрах бухгалтерского учета. Ведь ответственность за достоверность приведенных данных несет страхователь.

В общем случае ФСС в течение 10 рабочих дней проверяет Заявление-расчет и перечисляет страхователю финансирование (п. 8 Порядка № 12, абз. 3 ч. 1 ст. 34 Закона № 1105). Однако будьте готовы, что в случае выявления ошибок и/или недостоверных сведений в предоставленном Заявлении-расчете его вернут с соответствующими рекомендациями по их устранению. Если же все хорошо, то ФСС перечисляет помощь согласно реквизитам, указанным в Заявлении-расчете, — на отдельный специально открытый текущий счет.

Для бюджетных учреждений это должен быть казначейский счет.

Напомним, что на обязательное открытие спецсчета указывает ч. 2 ст. 34 Закона № 1105.

После поступления страховых средств на спецсчет работодатель выдает надлежащие суммы работникам (застрахованным лицам) — не позднее следующего рабочего дня после получения страхователем страховых средств (ч. 2 ст. 32 Закона № 1105).

Однако это еще не все.

Получив «соцстраховские» средства и выплатив их работнику, нужно отчитаться перед ФСС.

Для этого необходимо направить Уведомление о выплате средств застрахованным лицам. Его форма приведена в приложении 2 к Порядку № 12.

Такое Уведомление работодатель может направить (п. 10 Порядка № 12):

• в электронном виде с использованием электронной цифровой подписи;

• письмом с уведомлением;

• предоставить непосредственно в ФСС.

Срок подачи Уведомления — 1 месяц со дня проведения выплат.

При заполнении этого документа следует указать следующую информацию.

В графах «Прізвище», «Ім’я», «По батькові», «№ страхового свідоцтва (ідентифікаційний номер)» проставляют сведения о получателе помощи.

В графах «Дані листка непрацездатності»: «Серія» та «Номер» — реквизиты свидетельства о смерти.

При этом в графе «Серія» указываются буквы без символа «-», «Номер» — соответствующие 6 цифр номера свидетельства о смерти.

Также указывается дата выплаты средств застрахованному лицу (или членам семьи) и сумма выплаченной помощи.

Это поможет ФСС проконтролировать своевременность и полноту выплаты помощи на погребение.

Как облагать налогом и отражать в отчетности?

Согласно п.п. 165.1.22 НКУ помощь на погребение не облагается НДФЛ, а соответственно и военным сбором (п.п. 1.7 п. 161 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

В налоговом расчете по форме № 1ДФ сумма помощи на погребение отражается с признаком дохода «146».

Также эта выплата не облагается ЕСВ (п. 14 Перечня № 1170).

В отчете по ЕСВ она не отражается.

Как отразить в бухучете?

В целом порядок отражения помощи на погребение в бухучете очень похож на порядок учета больничных. Хотя есть и определенные отличия. Какие именно, давайте посмотрим.

Так, для учета расчетов с ФСС по начисленным суммам помощи следует использовать субсчет 2114 «Дебиторская задолженность по расчетам по социальному страхованию». Соответственно начисление помощи показываем как увеличение дебиторской задолженности по этому субсчету, а поступление средств от ФСС для ее выплаты — как уменьшение такой задолженности.

Бесспорно, средства, полученные для выплаты помощи на погребение, необходимо отделить от других денежных средств соответствующего учреждения. Поэтому, как и в случае с больничными, учет поступления таких средств следует вести на субсчете 2314 «Другие счета в Казначействе».

Кстати, выплату помощи на погребение можно осуществлять как наличными из кассы учреждения, так и путем перечисления средств на карточный счет лица-получателя.

Лицо, которому назначена такая помощь, может указать желательный способ ее получения в заявлении.

Для учета расчетов с получателями помощи на погребение можно применять субсчет 6414 «Расчеты по специальным видам платежей». Ведь именно этот субсчет предназначен для учета разнообразных пособий и компенсаций гражданам согласно законодательству. Не будет ошибкой и учет расчетов по выплате помощи на погребение на субсчете 6415 «Расчеты с другими кредиторами».

Здесь выбор за вами.

А вот субсчет 6511 «Расчеты по заработной плате» не стоит применять, даже если получателем помощи является работник вашего учреждения (в связи со смертью члена семьи, находившегося на его содержании). Более того, ни один из субсчетов счета 65 «Расчеты по оплате труда» не подходит для учета расчетов по выплате помощи на погребение. Почему? А хотя бы потому, что счет 65 предназначен Порядком № 1219 для учета и обобщения информации о расчетах по выплатам работникам по заработной плате, пособия в связи с временной нетрудоспособностью, студентам, аспирантам и учащимся по стипендиям и другим подобным выплатам. Тогда как помощь на погребение не имеет ничего общего с оплатой труда или вознаграждением за выполненную работу. Собственно, именно в этом и заключается основное отличие учета помощи на погребение от учета больничных. Также отметим: учет операций по начислению и выплате помощи на погребение целесообразно вести в мемориальном ордере № 6 «Накопительная ведомость по расчетам с кредиторами».

А вот отражение таких операций в мемориальном ордере № 5 «Свод расчетных сведений по заработной плате и стипендий» будет абсолютно неуместным.

Чтобы лучше разобраться с учетом помощи на погребение, рассмотрим условный пример.

Пример. В связи со смертью работника в бюджетное учреждение обратилась дочь умершего (как член семьи, который фактически осуществил погребение умершего) с заявлением о выплате помощи на погребение. К заявлению приложены копия свидетельства о смерти и извлечение из Госреестра актов гражданского состояния граждан. Также лицо — получатель помощи указало в заявлении желательный способ получения помощи — перечисление средств на карточный счет в учреждении банка.

На основании решения комиссии по соцстрахованию о назначении помощи было оформлено и подано в территориальный орган ФСС Заявление-расчет. До конца отчетного месяца орган ФСС перечислил средства для выплаты помощи на погребение в сумме 4100 грн на счет бюджетного учреждения, специально открытый в органах Казначейства.

На следующий день после поступления средств от ФСС учреждение перечислило помощь на погребение лицу-получателю на его карточный счет. Сразу после выплаты помощи бюджетное учреждение направило в ФСС Уведомление о выплате средств застрахованным лицам в электронном виде.

В учетные регистры были внесены такие записи:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн

№ м/о

дебет

кредит

1

Начислена помощь на погребение, осуществляемая за счет средств ФСС (подано Заявление-расчет в орган ФСС)

2114

6415

4100,00

4, 6

2

Поступили средства для выплаты помощи на погребение от ФСС на счет учреждения

2314

2114

4100,00

3, 4

3

Выплачена помощь на погребение путем перечисления средств на карточный счет получателя

6415

2314

4100,00

3, 6

И напоследок напомним об особом порядке отчетности о задолженности, образовавшейся по операциям по выплате помощи на погребение. Ведь данные об операциях, не предусмотренных сметой, распорядители бюджетных средств в отчетах о поступлении и использовании средств общего фонда (форма № 2д, № 2м), специального фонда (форма № 4д, № 4м), а также о задолженности по бюджетным средствам (форма № 7д, № 7м), не отражают. Такое требование продиктовано п. 12 разд. I Порядка № 44 (ср. ). Таким образом, если вы начислили такую помощь, но по тем или иным причинам не успели ее выплатить до окончания отчетного квартала (года), тогда суммы задолженности обязательно следует показать в бюджетной отчетности.

В частности, эта информация должна найти свое отражение в Справке о дебиторской и кредиторской задолженности по операциям, которые не отражаются в форме № 7д, № 7м «Отчет о задолженности по бюджетным средствам» (приложение 26 к Порядку № 44) по коду строки 012. Эта форма отчетности подается по итогам отчетного квартала и года.

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И СОКРАЩЕНИЯ

НКУНалоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон № 1105Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» от 23.09.99 г. № 1105-XIV.

Постановление № 17постановление Правления ФСС «Об установлении размера помощи на погребение» от 08.02.2017 г. № 17.

Порядок № 12Порядок финансирования страхователей для предоставления материального обеспечения застрахованным лицам в связи с временной потерей трудоспособности и некоторых выплат потерпевшим на производстве за счет средств Фонда социального страхования Украины, утвержденный постановлением правления Фонда социального страхования Украины от 19.07.2018 г. № 12.

Положение № 13Положение о комиссии (уполномоченном) по страхованию в связи с временной потерей трудоспособности, утвержденное постановлением правления ФСС от 19.07.2018 г. № 13.

Перечень № 1170Перечень видов выплат, осуществляемых за счет средств работодателей, на которые не начисляется единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный постановлением КМУ от 22.12.2010 г. № 1170.

Порядок № 1219Порядок применения Плана счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденный приказом Минфина от 29.12.2015 г. № 1219.

Порядок № 44Порядок составления бюджетной отчетности распорядителями и получателями бюджетных средств, отчетности фондами общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования, утвержденный приказом Минфина от 24.01.2012 г. № 44.

ФСС — Фонд социального страхования.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше