Темы статей
Выбрать темы

Госслужба и совместительство: что разрешено, а что — нет

Носиков Александр, заведующий отделом мониторинга социальных процессов НИИ труда и занятости населения Минсоцполитики и НАН Украины, канд. соц. наук
Рабочие, специалисты и служащие государственных органов имеют право работать по совместительству, то есть выполнять, кроме своей основной, другую работу на условиях трудового договора. Однако не все вопросы законодательно определены достаточно четко. В сегодняшней статье мы рассмотрим порядок работы госслужащих на условиях совместительства более подробно и попробуем заполнить некоторые пробелы.

Совместительством считается выполнение работником, кроме своей основной, другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время на том же или другом предприятии, в учреждении, организации.

Если работник работает в одном и том же учреждении (органе, заведении) как основной работник и как совместитель, и работу по совместительству осуществляет в свободное от основной работы время, такую работу можно назвать внутренним совместительством. Если же он работает в двух (или нескольких) учреждениях (органах, заведениях), одно из которых является основным местом работы, а второе — местом работы по совместительству, такая работа считается внешним совместительством. При работе по совместительству с работником заключается отдельный трудовой договор, который юридически не связан с трудовым договором по основному месту работы.

Порядок работы по совместительству для государственных служащих регламентирован рядом законодательных актов, среди них: КЗоТ, КУоАП, Закон № 17001, постановление № 2452, Положение № 433.

1 Закон Украины «О предотвращении коррупции» от 14.10.2014 г. № 1700-VII.

2 Постановление КМУ «О работе по совместительству работников государственных предприятий, учреждений и организаций» от 03.04.93 г. № 245.

3 Положение об условиях работы по совместительству работников государственных предприятий, учреждений, организаций, утвержденное совместным приказом Минтруда, Минюста и Минфина от 28.06.93 г. № 43.

Виды деятельности для совместительства госслужащими

Проанализируем виды деятельности, по которым предусмотрена возможность относительно совместительства для государственных служащих.

Вид деятельности

Комментарий относительно определения

Преподавательская деятельность

Это деятельность, направленная на формирование знаний, других компетентностей, мировоззрение, развитие интеллектуальных и творческих способностей, эмоционально-волевых и/или физических качеств соискателей образования (лекция, семинар, тренинг и т. п.) и осуществляемая педагогическим (научно-педагогическим) работником, самозанятым лицом (кроме лиц, которым такая форма преподавательской деятельности запрещена законом) или другим физическим лицом на основании соответствующего трудового или гражданско-правового договора (п. 1 ч. 1 ст. 1 Закона Украины «Об образовании» от 05.09.2017 г. № 2145-VIII)

Творческая деятельность

Это индивидуальное или коллективное творчество, результатом которого является создание или интерпретация произведений, имеющих культурную ценность (п. 21 ч. 1 ст. 1 Закона Украины «О культуре» от 14.12.2010 г. № 2778-VI)

Научная деятельность

Это интеллектуальная творческая деятельность, направленная на получение новых знаний и (или) поиск путей их применения, основными видами которой являются фундаментальные и прикладные научные исследования (п. 12 ч. 1 ст. 1 Закона Украины «О научной и научно-технической деятельности» от 26.11.2015 г. № 848-VIII)

Медицинская практика

Термин «медицинская практика» определяется в Лицензионных условиях осуществления хозяйственной деятельности по медицинской практике, утвержденных постановлением КМУ от 02.03.2016 г. № 285, в соответствии с которыми это вид хозяйственной деятельности в сфере здравоохранения, который осуществляется заведениями здравоохранения и физическими лицами — предпринимателями, с целью предоставления медицинской помощи и медицинского обслуживания на основании лицензии

Что касается медицинской практики, отметим: указанный срок предусмотрен именно для применения к хозяйственной деятельности в соответствующей сфере. В то же время в контексте антикоррупционного законодательства идет речь не о хозяйственной или предпринимательской деятельности по осуществлению медицинской практики, а о возможности занятия такой практикой в государственных, коммунальных или частных заведениях здравоохранения.

Вместе с тем в законодательстве Украины отсутствует определение понятия «инструкторская и судейская практика по спорту». Эти вопросы требуют дополнительного законодательного урегулирования. Однако анализ соответствующих терминов указывает на то, что такие виды практики тесно связаны со спортивно-тренировочной деятельностью. Так, в ч. 1 ст. 41 Закона Украины «О физической культуре и спорте» от 24.12.93 г. № 3808-XII указано, что спортивные судьи — это физические лица, которые прошли специальную подготовку, получили соответствующую квалификационную категорию и уполномочены обеспечивать соблюдение правил спортивных соревнований, положений (регламентов) о соревнованиях, а также обеспечивать достоверность зафиксированных результатов.

Уместно будет осветить и некоторые распространенные вопросы, которые, как правило, являются предметом обсуждения при поднятии темы совместительства на государственной службе.

Продолжительность работы по совместительству

Продолжительность работы по совместительству для работников государственных организаций не может превышать четырех часов в день и полного рабочего дня в выходной день. Общая продолжительность работы по совместительству в течение месяца не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (п. 2 постановления № 245).

Оплата труда совместителям

Согласно ст. 1021 КЗоТ работники, которые работают по совместительству, получают заработную плату за фактически выполненную работу без ограничения ее определенным размером (п. 14 постановления Пленума ВСУ «О практике применения судами законодательства об оплате труда» от 24.12.99 г. № 13).

Отметим, что совместители имеют право на оплату фактически выполненной работы и тогда, когда были нарушены установленные для определенной категории работников ограничения для работы по совместительству. Впрочем, такие нарушения при определенных условиях могут быть основанием для прекращения трудового договора по совместительству.

Следовательно, работник государственного органа (при отсутствии соответствующих ограничений на выполнение работы по совместительству) имеет право работать по совместительству в том же или другом (государственном или негосударственном) органе не более четырех часов в день. Работа большей продолжительности может быть квалифицирована как нарушение законодательства.

Если работник работает в государственном учреждении по графику 5-дневной рабочей недели и также он оформлен по совместительству в организации негосударственной формы собственности с графиком работы: с понедельника по пятницу 8 часов в день, то для исправления ситуации целесообразно безотлагательно предложить работнику, который работает по совместительству, согласовать вопрос об установлении режима работы на условиях неполного рабочего времени, которое будет соответствовать требованиям законодательства.

Теперь перейдем к ограничениям в деле работы по совместительству государственных служащих.

Ограничения по работе по совместительству

Вообще, ограничение на работу по совместительству может быть предусмотрено законодательством, коллективным договором или соглашением сторон (ч. 2 ст. 21 КЗоТ). Кроме того, лица, уполномоченные на выполнение функций государства или местного самоуправления (в частности, государственные служащие, народные депутаты, профессиональные судьи), не имеют права работать по совместительству, за исключением преподавательской, научной и творческой деятельности, медицинской практики, инструкторской и судейской практики по спорту (ст. 25 Закона № 1700).

Заметим, что постановлением № 245 предусмотрено, что кроме работников, которым законодательными актами запрещено работать по совместительству, не имеют права работать по совместительству также руководители государственных предприятий, учреждений и организаций, их заместители, руководители структурных подразделений (цехов, отделов, лабораторий и т. п.) и их заместители (за исключением научной, преподавательской, медицинской и творческой деятельности). При этом ст. 25 Закона № 1700 четко устанавливает ограничения относительно совместительства и совмещения с другими видами деятельности, а именно: лицам, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления, запрещается:

1) заниматься другой оплачиваемой (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности, медицинской практики, инструкторской и судейской практики по спорту) или предпринимательской деятельностью, если иное не предусмотрено Конституцией или законами Украины;

2) входить в состав правления, других исполнительных или контрольных органов, наблюдательного совета предприятия или организации, имеющих целью получение прибыли (кроме случаев, когда лица осуществляют функции по управлению акциями (долями, паями), которые принадлежат государству или территориальной громаде, и представляют интересы государства или территориальной громады в совете (наблюдательном совете), ревизионной комиссии хозяйственной организации), если иное не предусмотрено Конституцией или законами Украины.

Впрочем, есть исключение для некоторых субъектов, на которых указанные ограничения не распространяются. В частности, не запрещено совместительство и совмещение с другими видами деятельности депутатам Верховной Рады АР Крым и депутатам местных советов, которые не осуществляют свои полномочия в соответствующем совете на постоянной основе, а также присяжным.

Что касается сути ограничения запрета занятия другой оплачиваемой или предпринимательской деятельностью, то она заключается в том, что лицо, уполномоченное на выполнение функций государства или местного самоуправления, получая заработную плату из бюджетных средств, не может заниматься любым другим видом деятельности, за осуществление которой предусмотрена оплата (вознаграждение), не связанная с выполнением таким лицом своих служебных полномочий.

Необходимо обратить внимание на то, что запрет заключается не только в получении лицом оплаты (вознаграждения) по результатам занятия им другой оплачиваемой или предпринимательской деятельностью, но и непосредственно в занятии такой деятельностью, даже если оплату (вознаграждение) лицо не будет получать или откажется от ее получения.

Пример. Лицо, являющееся государственным служащим, одновременно занимает одну из должностей (не связана с преподавательской, научной и творческой деятельностью, а также с медицинской практикой, инструкторской и судейской практикой по спорту) в организации, не имеющей целью получение прибыли (например, общественная организация, благотворительная организация и т. п.). Однако по этой должности согласно учредительным документам такой организации лицу предусматривается оплата его деятельности.

В таком случае лицо нарушает требования п. 1 ч. 1 ст. 25 Закона № 1700 (ср. ). Также это касается любого непосредственного занятия лицом другой оплачиваемой или предпринимательской деятельностью.

Распространенным является вопрос о возможном нарушении лицом требований п. 1 ч. 1 ст. 25 Закона № 1700 в случае получения прибыли от распоряжения собственным имуществом (сдача собственного имущества в аренду, получение лицом доходов в виде роялти, дивидендов, страховых выплат и возмещений и т. п.).

В связи с этим необходимо указать: ст. 319 ГКУ установлено, что собственник владеет, пользуется, распоряжается своим имуществом на свое усмотрение. Собственник имеет право совершать относительно своего имущества любые действия, не противоречащие закону.

Антикоррупционное законодательство устанавливает, что государство не вмешивается в осуществление собственником права собственности. Таким образом, нормами действующего законодательства Украины не установлены ограничения для лиц, уполномоченных на исполнение функций государства или местного самоуправления, относительно распоряжения своим имуществом.

Ответственность за нарушение порядка оформления совместительства

В соответствии с п. 5 подразд. 1 разд. ХХ «Переходные положения» НКУ если нормы других законов содержат ссылку на необлагаемый минимум доходов граждан (НМДГ), то для целей их применения используется сумма в размере 17 грн, кроме норм административного и уголовного законодательства в части квалификации административных или уголовных правонарушений, для которых сумма необлагаемого минимума устанавливается на уровне налоговой социальной льготы, определенной п.п. 169.1.1 ст. 169 этого Кодекса для соответствующего года.

Ответственность за нарушение установленных антикоррупционным Законом ограничений относительно совместительства и совмещения с другими видами деятельности предусмотрена ст. 1724 КУоАП «Нарушение ограничений относительно совместительства и совмещения с другими видами деятельности».

Так, ч. 1 этой статьи установлено, что нарушение лицом установленных законом ограничений относительно занятия другой оплачиваемой деятельностью (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности, медицинской и судейской практики, инструкторской практики по спорту) или предпринимательской деятельностью влечет за собой наложение штрафа от 300 до 500 НМДГ (от 5100 до 8500 грн) с конфискацией полученного дохода от предпринимательской деятельности или вознаграждения от работы по совместительству.

За нарушение лицом установленных законом ограничений относительно вхождения в состав правления, других исполнительных или контрольных органов, или наблюдательного совета предприятия или организации, имеющей целью получение прибыли (кроме случаев, когда лицо осуществляет функции по управлению акциями (долями, паями), которые принадлежат государству или территориальной громаде, и представляет интересы государства или территориальной громады в совете (наблюдательном совете), ревизионной комиссии хозяйственной организации), также предусмотрено наложение штрафа от 300 до 500 НМДГ (от 5100 до 8500 грн) с конфискацией полученного дохода от такой деятельности (ч. 2 ст. 1724 КУоАП).

Совершение госслужащим или должностным лицом органа местного самоуправления (ОМС), которое на протяжении года уже было подвергнуто административному взысканию, нарушения установленных законом ограничений относительно занятия другой оплачиваемой деятельностью (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности, медицинской и судейской практики, инструкторской практики по спорту) или предпринимательской деятельностью или ограничений относительно вхождения в состав правления, других исполнительных или контрольных органов, или наблюдательного совета предприятия или организации, имеющими целью получение прибыли (кроме случаев, когда лицо осуществляет функции по управлению акциями (долями, паями), которые принадлежат государству или территориальной громаде, и представляет интересы государства или территориальной громады в совете (наблюдательном совете), ревизионной комиссии хозяйственной организации), влечет за собой наложение штрафа от 500 до 800 НМДГ (от 8500 до 13600 грн) с конфискацией полученного дохода или вознаграждения и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком на 1 год (ч. 3 ст. 1724 КУоАП).

Лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, связанном с коррупцией, если иное не предусмотрено Конституцией и законами Украины, может быть отстранено от выполнения служебных полномочий по решению руководителя органа (учреждения, предприятия, организации), в котором оно работает, до окончания разбирательства дела судом.

В случае закрытия производства по делу об административном правонарушении, связанном с коррупцией, в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения отстраненному от выполнения служебных полномочий лицу возмещается средний заработок за время вынужденного прогула, связанного с таким отстранением (ч. 5 ст. 65 Закона № 1700).

Выводы

• Для усиления борьбы с коррупцией государство ведет контроль за занятием лицами, уполномоченными на выполнение функций государства или местного самоуправления, предпринимательской деятельностью и устанавливает ответственность за нарушение установленных норм.

• В то же время действующее законодательство позволяет госслужащим и должностным лицам ОМС осуществлять преподавательскую (научную, медицинскую, творческую) работу по совместительству наряду с выполнением работы по основному месту работы при условии отсутствия коррупционной составляющей.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше