Темы статей
Выбрать темы

Маски, перчатки, антисептики: КЭКР + бухучет

Пеклуха Юлия, главный редактор журнала «Бюджетная бухгалтерия»
В связи с введением карантинных мероприятий возникла острая необходимость в приобретении для работников индивидуальных масок (респираторов), резиновых перчаток и антисептических средств. Однако деятельность нашего учреждения никоим образом не связана со здравоохранением. Медицинского кабинета (медпункта) у нас нет. Соответственно расходы на приобретение каких-либо медицинских изделий или дезинфицирующих средств мы не планировали.
Поэтому возникло сразу несколько вопросов:
1. По какому КЭКР осуществлять расходы на приобретение масок медицинских, резиновых перчаток и средств для дезинфекции?
2. Обязательно ли вносить изменения в смету с целью осуществления расходов на приобретение указанных изделий?
3. Как правильно организовать учет этих средств защиты? Какие существуют нормы расходов дезинфицирующих средств?
4. Какие субсчета следует применять для учета масок медицинских (респираторов) и антисептических средств?

Уже всем известно, что с 12 марта 2020 года постановлением № 211 на всей территории Украины введен карантин. Обновленный текст этого постановления был опубликован в предыдущем номере нашего журнала (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2020, № 11).

Среди ряда запретов и ограничений Кабмин настоятельно рекомендовал работодателям организовать посменную работу работников, а при технической возможности — работу в режиме реального времени через Интернет. Прямое указание на это содержит п. 6 вышеупомянутого постановления.

Причем это касается всех предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности или организационно-правовой формы.

Однако жизненные реалии таковы, что далеко не все могут работать дистанционно, на дому.

Иногда это невозможно из-за отсутствия надлежащих технических условий, а по большей части этого не позволяет сам характер выполняемой работы.

Поэтому немало работников вынуждены ежедневно ходить на работу и контактировать с большим количеством людей.

При этом обязанность каждого работодателя — создать для них максимально безопасные условия труда. И это прописано черным по белому в нормах действующего законодательства.

В частности, работникам на работах с вредными и опасными условиями труда безвозмездно выдаются спецодежда, спецобувь и другие СИЗ, а также моющие и обеззараживающие средства.

Внимание!

Работодатель обязан обеспечить за свой счет приобретение, комплектование, выдачу и содержание СИЗ.

Такое требование зафиксировано в ст. 8 Закона № 2694.

Кстати, в вопросах обеспечения работников такими защитными средствами работодатель должен руководствоваться нормативно-правовыми актами по охране труда и коллективным договором. К тому же согласно коллективному договору работодатель может дополнительно, сверх установленных норм, выдавать работникам СИЗ, если этого требуют фактические условия труда.

Бесспорно, работа в условиях карантина является более чем весомой причиной для применения дополнительных СИЗ. Аналогичной точки зрения придерживаются и специалисты Гоструда.

Так, 20 марта 2020 года на официальном сайте Гоструда появилось разъяснение «Как организовать работу работников во время карантина, не нарушая трудовое законодательство». При этом было акцентировано внимание на том, что работодатель должен безвозмездно обеспечить работников СИЗ, моющими и обезвреживающими, антисептическими и дезинфицирующими средствами.

Кроме того, на работодателей возложена обязанность проинформировать работников о профилактических мерах и организовать максимально безопасную доставку работников на работу и в обратном направлении.

В то же время прямую норму о применении дополнительных СИЗ в подобных условиях можно найти в колдоговоре далеко не каждого учреждения.

Если условиями коллективного договора вашего учреждения такие мероприятия не предусмотрены, тогда следует оформить отдельный приказ (распоряжение) руководителя учреждения. Этим приказом должна быть определена сумма средств, выделенных на закупку необходимых СИЗ и дезинфицирующих средств, а также порядок их использования.

Теперь что касается финансирования таких мероприятий.

Прежде всего заметим: расходы, связанные с ликвидацией эпидемий и вспышек инфекционных болезней, финансируются за счет средств Государственного бюджета Украины и местных бюджетов. Указание на это содержит ч. 1 ст. 9 Закона № 1645.

Наряду с этим в предусмотренных законом случаях могут привлекаться средства предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также средства физических лиц и общественных организаций.

Таким образом, расходы на приобретение СИЗ для работников и моющих и обеззараживающих средств, вероятно, лягут на плечи непосредственно учреждения. К тому же необходимость в закупке этих средств является действительно неотложной. Конечно, вы можете обратиться с просьбой помочь в обеспечении самым необходимым к местным предпринимателям или благотворительным организациям. Однако рассчитывать следует прежде всего на собственные силы и средства.

С учетом вышеуказанного, расходы на приобретение СИЗ для работников и дезинфицирующих средств вполне можно считать расходами, связанными с выполнением учреждением своих полномочий. Ведь на данный момент осуществление основной деятельности учреждения, действительно, возможно только при условии соблюдения всех предупредительных норм и правил. Следовательно, эти расходы можно осуществлять в пределах соответствующих бюджетных программ.

А вот нужно ли вносить любые изменения в смету учреждения, выясним вместе. И сначала вспомним порядок применения КЭКР.

КЭКР

Кому и по каким КЭКР можно планировать и осуществлять расходы на приобретение СИЗ и дезинфицирующих средств, показано в табл. 1.

Таблица 1

Применение КЭКР при осуществлении расходов на приобретение СИЗ и дезинфицирующих средств

КЭКР

Порядок применения

Какие расходы можно планировать и проводить

Какие учреждения могут применять

2210

«Предметы, материалы, оборудование и инвентарь»

Расходы на приобретение:

• аптечек и их пополнения (в том числе дорожных),

• лекарственных средств и изделий медицинского назначения (п. 4 п.п. 2.2.1 Инструкции № 333)

Бюджетные учреждения (организации), которые не имеют медицинского кабинета или пункта, и медицинские учебные заведения для использования в учебном процессе

2220

«Медикаменты и перевязочные материалы»

Расходы на приобретение:

• лечебных и дезинфицирующих средств (п. 1 п.п. 2.2.2 Инструкции № 333);

• изделий медицинского назначения (п. 2 п.п. 2.2.2 Инструкции № 333)

Все медицинские учреждения и заведения, а также другие бюджетные учреждения, которые имеют медицинский кабинет или пункт

Таким образом, если ваше учреждение не имеет никакого отношения к сфере здравоохранения и не имеет медицинского кабинета или медпункта, тогда вы вполне можете провести приобретение СИЗ для работников и дезинфицирующих средств по КЭКР 2210. Соответственно в таком случае вносить изменения в смету не нужно.

Если же деятельность вашего учреждения связана с медициной или в вашем учреждении есть медкабинет (медпункт), тогда следует планировать и осуществлять все расходы на приобретение всех медицинских изделий и дезинфицирующих средств по КЭКР 2220.

Кстати, если сумм, запланированных на соответствующие цели в вашей смете, будет недостаточно, придется провести перераспределение расходов.

Документирование и нормирование

Для фиксирования поступления, движения и выбытия дезсредств в санитарно-эпидемиологических заведениях применяется Журнал получения и расходования дезинфицирующих средств (ф. № 290/0). Его форма утверждена приказом МОЗ «Об утверждении форм учетной статистической документации, используемой в санитарно-эпидемиологических заведениях» от 11.07.2000 г. № 130.

В то же время ничто не мешает и любому другому учреждению взять форму этого Журнала за образец. Таким образом, в этом регистре оперативного учета должна найти свое отражение следующая информация:

• название дезинфицирующего средства;

• дата получения;

• название и номер документа, по которому было получено дезсредство;

• количество полученного дезсредства;

• дата выдачи;

• Ф. И. О. лица, которому было выдано средство для дезинфекций;

• количество выданного средства;

• остаток соответствующего дезсредства.

Выдачу дезинфицирующих средств следует проводить под подпись работника, который его получил. Списание фактически использованных средств дезинфекции целесообразно осуществлять один раз в конце отчетного месяца. Аналогичный подход можно применять относительно оперативного учета наличия и движения СИЗ для работников на период карантина. То есть в этом случае тоже не помешает вести Журнал получения и расходов СИЗ.

Что касается норм расхода дезинфицирующих средств, то их не существует. По крайней мере, на законодательном уровне они четко не определены. При этом на каждом флаконе такого средства можно найти инструкцию по его применению и рекомендованные нормы расхода. Бесспорно, они могут служить ориентиром при списании использованных дезсредств. Однако эти нормы по большей части установлены в расчете на 1 м2 площади поверхностей, подлежащих обработке соответствующим раствором. А следовательно, ими удобно пользоваться только при обеззараживании пола или стен. Если же идет речь о дезинфекции дверных ручек, перил, других фигурных поверхностей, площадь которых определить достаточно сложно, применение указанных норм фактически является невозможным.

В таком случае советуем провести контрольные измерения и наблюдения относительно фактического расхода соответствующих средств для обработки всех поверхностей в соответствующем помещении. Такие замеры следует осуществлять в присутствии членов комиссии из числа работников учреждения. Результаты наблюдений нужно оформить актом в произвольной форме.

Бухучет

Порядок бухучета любых объектов зависит от их экономической сути и назначения. Поэтому в первую очередь заметим, что маски лицевые медицинские, маски противовирусные респираторные, а также перчатки медицинские нестерильные включены в Государственный реестр медицинской техники и изделий медицинского назначения. Последний можно найти на официальном сайте Гослекслужбы. Соответственно все указанные СИЗ относятся к изделиям медицинского назначения.

Что касается дезинфицирующих средств, то под ними следует понимать химические вещества, биологические факторы и средства медицинского назначения для проведения дезинфицирующих мероприятий. При этом такие средства подлежат гигиенической регламентации и государственной регистрации. Более того, применять дезсредства, не зарегистрированные в установленном порядке в Украине, запрещено. Таковым является требование ст. 34 Закона № 1645. Собственно, большинство привычных средств для дезинфекции можно найти в Государственном реестре дезинфекционных средств за 2019 год, размещенном на сайте МОЗ.

Далее давайте выясним, кто и на каких субсчетах должен учитывать вышеупомянутые средства, а также какие субсчета следует применять при их списании. Разобраться с этими вопросами нам поможет табл. 2.

Таблица 2

Применение субсчетов для учета СИЗ для работников и средств дезинфекции

Субсчет

Порядок применения

Для обобщения какой информации предназначены

Какие учреждения могут применять

Учет поступления и движения

1512

«Медикаменты и перевязочные средства»

Для учета медикаментов, компонентов, бактерицидных препаратов, дезинфицирующих средств, перевязочных средств, мелкого медицинского инвентаря и т. п.*

Все бюджетные учреждения независимо от сферы деятельности

1812

«Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы»

Для учета МБП на складе, в том числе хозяйственных материалов для текущих потребностей учреждений (электрические лампы, мыло, щетки и т. п.)

* Порядок применения Плана счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденный приказом Минфина от 29.12.2015 г. № 1219, не содержит никаких ограничений относительно применения субсчета 1512 непрофильными учреждениями. То есть этот субсчет могут использовать любые бюджетные учреждения для учета медикаментов и медицинских изделий независимо от того, по какому КЭКР они были приобретены.

Учет выбытия

8013

«Материальные расходы»

Для учета материальных расходов в процессе основной деятельности и на выполнение программ, в частности расходы на приобретение предметов, материалов, оборудования, инвентаря (кроме капитальных расходов), медикаментов и перевязочных материалов и т. п.

Все бюджетные учреждения независимо от сферы деятельности

8113

«Материальные расходы»

Для учета материальных расходов в процессе предоставления услуг, изготовления продукции, выполнения работ

Итак, для учета СИЗ работников и дезсредств вы можете использовать как субсчет 1512, так и субсчет 1812. Выбор за вами. Но имейте в виду: если у вас есть медкабинет (медпункт), тогда лучше учитывать указанные средства на специально предназначенном для этого субсчете — 1512.

Зато списание использованных СИЗ и дезинфицирующих средств требует большей бдительности. Ведь здесь следует четко отделять средства, использованные работниками в процессе основной деятельности учреждения, от средств, потраченных работниками при предоставлении платных услуг или изготовлении продукции. Первые списываем на материальные расходы по дебету субсчета 8013, а вторые — субсчета 8113. Причем порядок списания таких средств защиты — единый для всех учреждений и не зависит от сферы деятельности.

Налогообложение

И напоследок несколько слов о налогообложении стоимости СИЗ для работников учреждения. Конечно, обеспечение такими средствами относится к мероприятиям по охране труда.

Поэтому стоимость СИЗ, выданных работникам учреждения во время карантина, не облагается ни НДФЛ, ни ВС. Аргументом в пользу этого является норма п.п. 165.1.9 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (ср. ).

Так, стоимость моющих и обезвреживающих средств, а также специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, которыми работодатель обеспечивает плательщика налога в соответствии с Законом № 2694, не включается в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход.

Нормативные документы и сокращения

Закон № 2694 — Закон Украины «Об охране труда» от 14.10.92 г. № 2694-XII.

Закон № 1645 — Закон Украины «О защите населения от инфекционных болезней» от 06.04.2000 г. № 1645-III.

Постановление № 211 — постановление КМУ «О предотвращении распространения на территории Украины острого респираторного заболевания COVID-19, вызванного коронавирусом SARS-CoV-2» от 11.03.2020 г. № 211.

Инструкция № 333Инструкция по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденная приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333.

СИЗ — средства индивидуальной защиты.

НДФЛ — налог на доходы физических лиц.

ВС — военный сбор.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше