Темы статей
Выбрать темы

Налоги уплачены наличными в кассу ОМС: что и как показать в бухучете

Пеклуха Юлия, главный редактор журнала «Бюджетная бухгалтерия»
Периодически в кассу поселкового совета поступают денежные средства от граждан в счет уплаты налогов и сборов. Однако возникают большие сомнения относительно правильности оформления и учета этих операций. В частности, интересует: подлежат ли вообще такие суммы, полученные наличными от граждан, отражению в учетных регистрах совета? И если да, то каким образом это следует делать: какими документами оформлять операции по получению налогов и сборов наличными? на каких субсчетах обобщать информацию о таких операциях? (вопрос из электронной почты редакции: bb@id.factor.ua)

Как известно, налоги и сборы являются составной частью доходов общего фонда сельских, поселковых бюджетов и бюджетов ОТГ. Прямое указание на это содержат ст. 64 и 69 БКУ.

Однако местные советы как распорядители бюджетных средств не планируют такие поступления в своих сметах.

С учетом этого, ваши сомнения и опасения относительно правильности учета налоговых поступлений совершенно оправданы.

Еще больше вопросов возникает, если посмотреть на эти операции с точки зрения компетенции ОМС. Ведь в полномочия местных советов точно не входит ни зачисление таких поступлений в местные бюджеты, ни их учет.

Сельские, поселковые и городские советы лишь устанавливают местные налоги и сборы. Тогда как зачисляются они в соответствующие местные бюджеты в порядке, установленном БКУ. При этом обязательно надо учитывать особенности, определенные НКУ. Такие требования продиктованы ч. 1 ст. 69 Закона № 280.

Далее давайте посмотрим, что по этому поводу сказано в бюджетном законодательстве.

Так, учет всех поступлений в местные бюджеты ведут органы Государственной казначейской службы. И именно эти органы осуществляют казначейское обслуживание местных бюджетов. Это черным по белому прописано в ч. 3 ст. 78 БКУ.

Теперь что касается особенностей, предусмотренных налоговым законодательством.

Прежде всего отметим, что в соответствии с абз. 1 п. 57.5 НКУ физические лица — плательщики налогов должны уплачивать налоги и сборы через учреждения банков и почтовые отделения. Это общее правило. Но не обошлось и без исключений. В частности, для жителей сельской (поселковой) местности предусмотрена возможность уплаты налогов и сборов наличными. То есть они могут уплачивать налоги и сборы через кассы сельских (поселковых) советов или советов ОТГ. Именно таким является предписание абз. 2 п. 57.5 НКУ.

Кроме того, такой порядок уплаты предусмотрен и пп. 266.9.1 и 287.5 НКУ. Таким образом, граждане в сельской и поселковой местности 100 % имеют право уплачивать налог на недвижимое имущество и земналог через кассы местных советов. Хотя на самом деле четкого перечня налогов и сборов, которые жители сел и поселков могут уплачивать наличными, а которые — нет, не существует. Никаких ограничений по этому поводу НКУ не содержит. Поэтому фактически физлицо — плательщик налогов может уплатить через кассу ОМС любой из местных налогов или сборов. Однако этот момент лучше уточнить у местных налоговиков. Так будет точно спокойнее.

Кстати, подтверждением об уплате налогов и/или сборов в таком случае является Квитанция о принятии налогов и сборов. Форма этой квитанции утверждена приказом Минфина «Об утверждении формы Квитанции о принятии налогов и сборов» от 17.08.2015 г. № 714.

С учетом вышеуказанного, можно сказать наверняка: прием налоговых платежей в кассы ОМС является полностью правомерным.

Но как быть с учетом таких поступлений местными советами?

И здесь наш ответ будет однозначным: эти суммы обязательно должны найти свое отражение в бухучете соответствующего ОМС.

Аргументируем. Прежде всего в пользу этого свидетельствуют нормы Закона № 996. Как известно, любое действие или событие, которое вызывает изменения в структуре активов и обязательств, собственном капитале предприятия, считается хозяйственной операцией (абз. 5 ч. 1 ст. 1 этого Закона). Также не секрет, что денежные средства (независимо от формы) входят в состав активов. Следовательно, поступление денежных средств в кассу местного совета является хозяйственной операцией. А вот неотражение любой хозяйственной операции в бухучете субъекта хозяйствования будет нарушением прямой нормы ч. 5 ст. 9 Закона № 996.

Еще одним аргументом «за» является требование п. 9.2 Порядка казначейского обслуживания местных бюджетов, утвержденного приказом Минфина от 23.08.2012 г. № 938. Ведь все суммы денежных средств, которые поступают наличными в кассы учреждений, должны быть зачислены на регистрационные, специальные регистрационные счета распорядителей бюджетных средств.

Итак, факт поступления средств в кассу сельского (поселкового) совета от граждан в счет уплаты ими налогов и сборов подлежит фиксированию в учетных регистрах такого совета. Без сомнений. Даже несмотря на то, что эти денежные средства фактически не принадлежат ОМС. На самом деле, в этой ситуации местный совет выступает в качестве посредника в процессе наполнения местного бюджета. То есть ОМС обеспечивает поступление налогов и сборов от жителей соответствующей территориальной громады в местный бюджет. Если же эти суммы не показать в бухучете ОМС, существует достаточно большой риск, что средства «потеряются» где-то на полпути в бюджет.

Но здесь сразу возникает вопрос: как правильно это сделать? Поэтому далее выясним порядок документального оформления этих операций и их отражения на счетах бухучета.

Какими документами оформлять?

Принятие налоговых платежей от граждан в кассу ОМС — это кассовая операция. В свою очередь, порядок документального оформления кассовых операций регламентирован разд. ІІІ Положения № 148.

Напомним: кассовые операции оформляются кассовыми ордерами, расходными ведомостями, расчетными документами, документами по операциям с применением электронных платежных средств, другими кассовыми документами (п. 23 Положения № 148). Кассовые документы могут быть как бумажными, так и электронными. При этом последние следует оформлять с соблюдением требований законодательства в сфере электронного документооборота.

Как правило, прием наличных в кассу проводят по приходному кассовому ордеру (приложение 2 к Положению № 148). Его обязательно подписывает главный бухгалтер или лицо, уполномоченное руководителем учреждения. Также к кассовому ордеру могут прилагаться документы, являющиеся основанием для его составления.

Таким образом, в случае уплаты физлицом налогов и/или сборов через кассу ОМС, кассир должен оформить приходный кассовый ордер. К нему может быть приложена копия налогового уведомления-решения, полученного физлицом — плательщиком налогов от контролирующих органов. В подтверждение получения налогового платежа кассир выдает плательщику квитанцию (отрывную часть приходного кассового ордера), подписанную главным бухгалтером. Только не путайте эту квитанцию с квитанцией о принятии налогов и сборов. Последнюю также, безусловно, надо оформить и выдать плательщику налогов.

В то же время нелишним будет составить и реестр выданных за день квитанций о принятии налогов и сборов.

И несколько слов о выдаче наличных из кассы. Потому что мало просто принять налоговые платежи в кассу ОМС. В дальнейшем эти средства следует направить на казначейские счета, открытые для зачисления налоговых поступлений в соответствующий местный бюджет.

Выдачу наличных из кассы для сдачи их в учреждение банка кассир должен оформить расходным кассовым ордером (приложение 3 к Положению № 148). Одновременно эта операция должна найти свое отражение в кассовой книге.

Непосредственно основанием для перечисления сумм налогов, уплаченных физлицами в кассу местного совета, на открытые Госказначейской службой счета будет платежное поручение.

Важно!

В платежном поручении на перечисление средств, полученных от физических лиц на основании квитанции о принятии налогов и сборов, в соответствующий местный бюджет обязательно следует указать фамилию и номер учетной карточки каждого плательщика налога.

Фактически вам придется составить сразу несколько отдельных платежек по каждому отдельному плательщику налогов и виду налогов и сборов. То есть, если лицо уплачивает наличными одновременно, скажем, и земельный налог, и налог на недвижимое имущество, то необходимо оформить два платежных поручения для перечисления этих сумм в бюджет.

К счастью, на этом бумажная волокита по налоговым платежам для ОМС заканчивается. Так, предоставлять контролирующим органам любую дополнительную информацию о суммах налогов и сборов, принятых от граждан через кассу, не нужно. Обработка и идентификация таких платежей происходят в автоматическом режиме. На это в свое время указали и налоговики в ИНК ГФСУ «О практическом применении норм законодательства по вопросу представления сельскими (поселковыми) советами в контролирующий орган информации о суммах уплаты налогов и сборов, принятых от граждан через кассы сельских (поселковых) советов по квитанциям» от 22.08.2019 г. № 3943/5/99-99-13-02-03-16/ІПК.

На каких субсчетах показывать?

Традиционно, для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в наличных применяют субсчет 2211 «Наличность в национальной валюте». И именно этот субсчет предназначен Порядком № 1219 для учета наличных средств.

Вместе с тем для учета сумм налоговых платежей, принятых от граждан в кассу ОМС, целесообразно использовать отдельный аналитический счет в пределах субсчета 2211. И не забудьте зафиксировать его название в рабочем плане счетов, а порядок применения — в приказе об организации бухучета вашего учреждения.

При этом для учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам следует применять одноименный субсчет 6311 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам». Как всегда, по кредиту этого субсчета отражаем начисленные платежи в бюджет, а по дебету — их уплату. В то же время для обобщения информации о суммах налогов и сборов, уплаченных гражданами в кассу ОМС, не помешает открыть отдельный субсчет в пределах субсчета 6311.

А вот учет движения упомянутых налоговых платежей на счетах Казначейства стоит вести на субсчете 2314 «Прочие счета в Казначействе». Тем самым мы отделим в бухучете денежные средства на регистрационных счетах учреждения (которые могут быть использованы для его текущих потребностей) от других средств, подлежащих дальнейшему распределению, перечислению.

Для наглядности рассмотрим порядок учета операций по приему налоговых платежей от граждан в кассу ОМС на условном примере.

Пример. Гражданин внес в кассу поселкового совета денежные средства в сумме 180,00 грн в счет уплаты платы за землю. По факту поступления наличных кассир составил приходный кассовый ордер и приложил к нему копию налогового уведомления-решения, полученного плательщиком налогов от контролирующих органов. В подтверждение приема наличных физлицу была предоставлена квитанция (отрывная часть приходного кассового ордера) за подписью главного бухгалтера. Также была оформлена и выдана плательщику Квитанция о принятии налогов и сборов.

На основании приходного ордера кассир внес запись о приеме наличных в сумме 180,00 грн в кассовую книгу.

В день поступления наличных средств от физлица — плательщика налогов кассир составил расходный кассовый ордер для сдачи наличных в учреждение банка. Одновременно эта операция была отражена в кассовой книге.

Для перечисления платы за землю, полученной от физлица, в поселковый бюджет (на счет, открытый Казначейством для зачисления налоговых поступлений) было оформлено платежное поручение с указанием фамилии и номера учетной карточки плательщика налога.

В регистры бухучета внесены такие записи:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн

№ м/о

дебет

кредит

1

Начислено обязательство физлица перед бюджетом по уплате платы за землю

2117

6311

180,00

4, 6

2

Поступили наличные в кассу учреждения от физлица в счет уплаты платы за землю

2211

2117

180,00

1, 4

3

Зачислены суммы, которые поступили в кассу как плата за землю, на счет в Казначействе

2314

2211

180,00

1, 2

4

Перечислены средства в местный бюджет в счет погашения задолженности физлица

6311

2314

180,00

2, 6

Как видите, в этом случае у ОМС не возникает ни доходов, ни расходов.

Суммы налогов и сборов, уплаченные гражданами через кассу ОМС, проходят в бухучете сельского (поселкового) совета «транзитом».

И напоследок еще один важный момент: уплата населением налогов и сборов через кассы ОМС не является расчетной операцией в понимании законодательства о применении РРО. Соответственно для принятия налоговых платежей от физлиц наличными сельским и поселковым советам РРО не нужен. Именно к такому заключению пришли налоговики в письме ГФСУ от 22.02.2017 г. № 3717/6/99-99-14-05-01-15.

Нормативные документы и сокращения

БКУ — Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-V.

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон № 280 — Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР.

Закон № 996 — Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

Положение № 148 — Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 29.12.2017 г. № 148.

Порядок № 1219 — Порядок применения Плана счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденный приказом Минфина от 29.12.2015 г. № 1219.

ОМС — орган местного самоуправления.

РРО — регистратор расчетных операций.

ОТГ — объединенная территориальная громада.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше