Охотно поможем! Здесь в первую очередь важно выяснить, являются ли услуги по аренде помещений предметом закупки. Обратимся к п. 22 ч. 1 ст. 1 Закона № 9221. В нем определено, что предмет закупки — это товары, работы или услуги, закупаемые заказчиком в рамках единой процедуры закупки или в рамках проведения упрощенной закупки, относительно которых участникам разрешено подавать тендерные предложения/предложения или предложения на переговорах (в случае применения переговорной процедуры закупки).
1 Закон Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 г. № 922-VIII.
При этом законодатель отнес к понятию «услуги» в том числе и такие услуги, как наем (аренда).
Услуги — это любой предмет закупки, кроме товаров и работ, в частности транспортные услуги, освоение технологий, научные исследования, научно-исследовательские или опытно-конструкторские разработки, медицинское и бытовое обслуживание, наем (аренда), а также финансовые и консультационные услуги, текущий ремонт (п. 21 ч. 1 ст. 1 Закона № 922).
Выходит, что аренда полностью соответствует понятию «услуги» для целей Закона № 922. Так что же это значит? Неужели заказчику придется закупать услуги по аренде помещения на общих основаниях, предусмотренных Законом № 922? Вовсе нет. Не стоит сразу торопиться делать такой вывод.
В этом вопросе следует обратить особое внимание на область применения Закона № 922, о которой идет речь в ст. 3 этого Закона. Поскольку именно в этой статье есть исключения из общих норм, а именно указано, на какие закупки действие этого Закона не распространяется.
Так, в соответствии с п. 4 ч. 5 ст. 3 Закона № 922 его действие не распространяется на случаи, если предметом закупки являются, в частности: приобретение, аренда земли, зданий, другого недвижимого имущества или имущественных прав на землю, здания и другое недвижимое имущество.
Внимание!
На аренду зданий и другого недвижимого имущества действие Закона № 922 не распространяется (п. 4 ч. 5 ст. 3).
Как видим, к таким исключениям Закон № 922 отнес как раз аренду зданий и другого недвижимого имущества.
Вроде бы все понятно, но еще не до конца.
И все потому, что такое понятие, как «помещения», законодатель не выделил в указанной норме Закона № 922.
Давайте проанализируем, можно ли не применять Закон № 922 не только при аренде всего здания в целом, но и отдельного его помещения.
Для этого обратимся к общим положениям ГКУ2.
2 Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.
Так, ГКУ при классификации вещей как объектов гражданских прав исходит из разделения вещей на движимые и недвижимые. В то же время в ГКУ использована такая терминология, как: «недвижимые вещи», «недвижимое имущество», «недвижимость».
Согласно ч. 1 ст. 181 ГКУ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) отнесены земельные участки, а также объекты, расположенные на земельном участке, перемещение которых является невозможным без их обесценивания и изменения их назначения. Это определение недвижимой вещи по ГКУ является универсальным, оно содержит признаки недвижимого имущества, которые должны быть присущи тому или иному объекту при определении его принадлежности к недвижимому имуществу.
Вместе с тем в других законодательных актах есть также терминология, которая тоже определяет недвижимые вещи.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона № 1573 объектами аренды по этому Закону являются, в частности:
3 Закон Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества» от 03.10.2019 г. № 157-IX.
• единые имущественные комплексы предприятий, их обособленных структурных подразделений;
• недвижимое имущество (здания, сооружения, помещения, а также их отдельные части);
• другое отдельное индивидуально определенное имущество.
C учетом указанного, понятие «помещение» вполне можем отнести к такому понятию, как «другое недвижимое имущество», которое законодатель упомянул в п. 4 ч. 5 ст. 3 Закона № 922.
Таким образом, нормы Закона № 922 не распространяются на аренду здания, помещения. Это значит, что заказчику не нужно применять требования этого Закона для закупки услуг по аренде помещения.
Теперь самое время подвести итоги.
Во-первых, поскольку Закон № 922 не нужно применять при аренде помещения, то у заказчика, как арендатора помещения, отсутствуют основания отражать расходы на осуществление арендной платы в годовом плане закупок.
Об этом четко указано в ч. 3 ст. 4 Закона № 922: в годовой план не включаются закупки, для осуществления которых этот Закон не применяется в случаях, определенных в ч. 5 и 6 ст. 3 этого Закона. Также об этом моменте заказчикам недавно напомнило Минэкономразвития в своем письме от 03.09.2020 г. № 3304-04/54160-06 «О планировании закупок»4.
4 См. «Бюджетная бухгалтерия», 2020, № 28.
Во-вторых. Как мы уже отметили, Закон № 922 на аренду помещения не распространяется. В то же время это значит, что у заказчика нет необходимости обнародовать в электронной системе Прозорро такие документы, как:
• заключенный договор аренды;
• отчет по результатам заключения такого договора без применения системы Прозорро.
Как видим, в этой ситуации на заказчика не распространяются требования законодательства в сфере закупок.
Но учреждениям-арендаторам, которые имеют дело с арендой помещений, расслабляться не стоит. Ведь информация обо всех договорах аренды государственного и коммунального имущества на сегодняшний день является публичной и сосредоточена на электронном ресурсе — Прозорро.Продажи.