Темы статей
Выбрать темы

Установление ограждения: планируем расходы и учитываем

Матвеева Виктория, эксперт журнала «Бюджетная бухгалтерия»
Бюджетное учреждение планирует установить ограждение около здания. Подрядная организация будет приобретать строительные материалы за свои средства и осуществлять установление ограждения. По какому КЭКР правильно осуществить такие расходы? Как поставить на учет такое ограждение? Подскажите, необходимо ли для этого получать разрешительные документы и разрабатывать проектно-сметную документацию?

Установление ограждения около здания является одним из мероприятий по благоустройству прилегающей территории. При этом правила и требования по обустройству ограждений предусмотрены рядом нормативно-правовых актов по вопросам благоустройства населенных пунктов. В первую очередь организационные принципы благоустройства населенных пунктов определены в Законе Украины «О благоустройстве населенных пунктов» от 06.09.2005 г. № 2807-IV.

Так, к элементам (частям) благоустройства отнесены такие объекты, как малые архитектурные формы. Отметим, что малая архитектурная форма — это элемент декоративного или другого оснащения объекта благоустройства. Интересно, что к перечню малых архитектурных форм относятся, в частности, такие объекты благоустройства, как ограждения, ворота, решетки.

К тому же вопрос обустройства ограждений дополнительно может быть урегулирован местными правилами благоустройства. Поэтому целесообразно сразу еще на этапе планирования подобных расходов ознакомиться с требованиями местных документов и учесть их. В первую очередь ограждать можно территории общего пользования: парки, рекреационные зоны, сады, скверы и площадки, а также бульвары, проспекты, пляжи, придомовые территории. Также устанавливают ограждение около площадок, зданий и сооружений, которые вновь строятся или подлежат реконструкции и т. п.

С учетом этого, в зависимости от назначения и цели установления, ограждения различают:

• по назначению (декоративные, защитные, их сочетание);

• по высоте (низкие — от 0,3 до 1 м, средние — от 1,1 до 1,7 м, высокие — от 1,8 до 2,5 м);

• по виду материала (металлические, железобетонные и т. п.);

• по степени проницаемости для взгляда (прозрачные, глухие);

• по степени стационарности (постоянные, временные, передвижные).

Подробнее требования к устройству и установлению ограждений (заборов) определены в таких документах:

ДБН Б.2.2-5:2011 «Благоустройство территорий», принятое приказом Минрегиона от 28.10.2011 г. № 259;

ДСТУ-Н Б В.2.6-188:2013 «Указание по проектированию ограждений площадок и участков предприятий, зданий и сооружений», принятый приказом Минрегиона от 14.01.2014 г. № 4.

Выходит, что от того, какое назначение имеет ограждение, зависят размеры такого сооружения, вид использованного материала, и в конце концов именно эти показатели будут формировать стоимость ограждения.

Поэтому очень хорошо, что учреждение решило выяснить эти вопросы еще на этапе планирования расходов.

К тому же при установлении ограждения есть некоторые нюансы, которые следует обязательно учесть.

Планируем расходы

По общему правилу, перед тем как непосредственно начать строительные работы на любом объекте, законодательством предусмотрено проведение ряда подготовительных мероприятий.

В соответствии со ст. 26 Закона № 30381 проектирование и строительство объектов осуществляют собственники или пользователи земельных участков в таком порядке:

1 Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от 17.02.2011 г. № 3038-VI.

1) получение заказчиком или проектировщиком исходных данных;

2) разработка проектной документации и проведение в случаях, предусмотренных ст. 31 этого Закона, ее экспертизы;

3) утверждение проектной документации;

4) выполнение подготовительных и строительных работ;

5) принятие в эксплуатацию законченных строительством объектов;

6) регистрация права собственности на объект градостроения.

С учетом этого, рассмотрим последовательно, какие проектные и подготовительные мероприятия необходимо осуществить и какие документы оформить для того, чтобы начать установление ограждения. Отметим, что установление такого объекта, как ограждение, полностью соответствует понятию объекта строительства, приведенному в ДБН А.2.2-3:20142. Так, к объектам строительства относят дома, здания, сооружения любого назначения, их комплексы или части, линейные объекты инженерно-транспортной инфраструктуры.

2 ДБН А.2.2-3:2014 «Состав и содержание проектной документации на строительство», утвержденное приказом Минрегиона от 04.06.2014 г. № 163.

Исходя из характера работ, планируемых к выполнению на объекте, бюджетное учреждение-заказчик вместе с проектной организацией определяют вид строительства и перечень строительных работ. В нашей ситуации это будет зависеть от того, какое именно ограждение планирует установить учреждение и каково его назначение.

Уже после этого можно перейти к следующему этапу — получить проектную документацию на строительные работы, связанные с установлением ограждения.

Внимание!

Проектно-сметная документация — это комплекс документов, которые раскрывают суть проекта и содержат обоснование его целесообразности и возможности быть реализованным, соответствие ее нормам, стандартам и т. п.

Разработкой проектной документации занимаются специализированные организации, которые имеют лицензию на право проведения таких работ. Взаимоотношения бюджетного учреждения (заказчика) и исполнителя (проектировщика) оформляют договором (контрактом) на проектные работы.

Отметим, что проектную документацию разрабатывают в соответствии с требованиями Порядка № 453.

3 Порядок разработки проектной документации на строительство объектов, утвержденный приказом Минрегионразвития от 16.05.2011 г. № 45.

В свою очередь, составляют такую документацию с учетом требований ДБН А.2.2-3:2014, а утверждает ее заказчик по согласованию с генпроектировщиком (проектировщиком).

Механизм утверждения проектов строительства и проведения их экспертизы урегулирован Порядком № 5604.

4 Порядок утверждения проектов строительства и проведения их экспертизы, утвержденный постановлением КМУ от 11.05.2011 г. № 560.

При этом под термином «проект строительства» в этом документе понимается проектная документация на строительство объектов и комплексов (строений), разработанная для нового строительства, реконструкции, реставрации, капитального ремонта на таких стадиях проектирования, как технико-экономическое обоснование, технико-экономический расчет, эскизный проект, проект, рабочий проект.

Знайте, что проекты строительства, реализуемые с привлечением бюджетных средств, средств государственных и коммунальных предприятий, учреждений и организаций, а также кредитов, предоставленных под государственные гарантии (кроме случаев, предусмотренных законодательными актами), относительно объектов общей сметной стоимостью до 120 млн грн утверждают исполнительные органы сельских, поселковых, городских советов, государственные и коммунальные предприятия, учреждения и организации. Об этом указано в п. 4 Порядка № 560.

Важно!

Перед утверждением проектной документации на строительство осуществляют ее экспертизу.

Но неужели все проекты строительства подлежат обязательной экспертизе?

Для ответа на этот вопрос пересмотрим перечень проектов строительства объектов, которые подлежат обязательной экспертизе, приведенный в п. 10 Порядка № 560.

А это объекты, которые:

1) по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними (СС2) и значительными (СС3) последствиями. При этом если в состав строения (комплекса) входит хотя бы один объект, который по классу последствий (ответственности) относится к объектам со средними (СС2) или значительными (СС3) последствиями, проект строительства подлежит обязательной экспертизе по всем направлениям;

2) сооружаются на территориях со сложными инженерно-геологическими и техногенными условиями — относительно их прочности, надежности и долговечности домов и сооружений;

3) сооружаются с привлечением бюджетных средств, средств государственных и коммунальных предприятий, учреждений и организаций, а также кредитов, предоставленных под государственные гарантии, если их сметная стоимость превышает 300 тыс. грн, — относительно сметной части проектной документации.

С учетом указанных требований, видим, что обязательной экспертизе подлежат те проекты строительства по установлению ограждения, сметная стоимость которых превышает 300 тыс. грн.

Соответственно, если сметная стоимость не превышает указанную сумму, экспертизу проводить не обязательно.

Хотя достаточно часто учреждения-заказчики даже на незначительные суммы сметной документации все равно заказывают ее экспертную оценку.

Что касается оплаты услуг по изготовлению проектно-сметной документации и проведению экспертизы и т. п., то такие услуги оплачивает заказчик (застройщик) — бюджетное учреждение, по заказу которого и осуществляют такие расходы. Отметим, что осуществление строительных работ, в частности по договору строительного подряда, подрядчик проводит согласно проектной документации, а также сметному расчету. Указанные документы являются обязательными и являются неотъемлемой частью этого договора.

Добавим, что при заключении договора подряда на выполнение строительных работ в него включают существенные условия, которые должен содержать такой договор подряда.

Эти вопросы определены в Общих условиях заключения и выполнения договоров подряда в капитальном строительстве, утвержденных постановлением КМУ от 01.08.2005 г. № 668. Поэтому имейте в виду: требования этого документа в полной мере распространяются на договоры подряда по установлению ограждений.

Нужно ли разрешение на установление ограждения?

Механизм приобретения права на выполнение подготовительных и строительных работ урегулирован в Порядке выполнения подготовительных и строительных работ, утвержденном постановлением КМУ от 13.04. 2011 г. № 466.

При этом выполнение подготовительных работ осуществляют на основании уведомления о начале выполнения строительных работ или разрешения на выполнение строительных работ.

Нужно ли получать разрешение на установление ограждения? Для выяснения этого вопроса стоит обратить внимание на такой документ, как Перечень строительных работ, которые не требуют документов, дающих право на их выполнение, и после окончания которых объект не подлежит приему в эксплуатацию, утвержденный постановлением КМУ от 07.06.2017 г. № 406.

Так, согласно п. 6 этого Перечня возведение на земельном участке временных зданий и сооружений без обустройства фундаментов, в частности навесов, беседок, палаток, накрытия, лестницы, эстакад, летних душевых, теплиц, гаражей, а также скважин, колодцев, люфт-клозетов, уборных, выгребных ям, замощений, заборов, открытых бассейнов и бассейнов с накрытием, погребов, входов к погребам, ворот, калиток, приямков, террас, крылец, не требует оформления разрешительных документов на строительство.

Таким образом, действующее законодательство не содержит обязанности по оформлению разрешительных документов на строительство заборов (ограждений) на земельных участках.

Выбираем КЭКР

При планировании будущих расходов и осуществлении в дальнейшем расходов на выполнение строительных работ, в частности установление ограждения, бюджетным учреждениям необходимо исходить из экономической сути платежа. Как всегда, при планировании расходов на указанные работы следует руководствоваться Инструкцией № 3335.

5 Инструкция по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденная приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333.

Так, расходы на строительство учреждения осуществляют по КЭКР 3120 «Капитальное строительство (приобретение)».

Согласно Инструкции № 333 по КЭКР 3122 «Капитальное строительство (приобретение) других объектов» осуществляют:

1) расходы на капитальное строительство других объектов, не включенных в позицию 3121;

2) приобретение объектов производственного и непроизводственного назначения;

3) приобретение строительных материалов за счет средств, которые предусматриваются на капитальное строительство и используются в процессе строительных работ;

4) приобретение оборудования, подлежащего установке, а именно: готовые к установке строительные конструкции и детали, к ним относятся: металлические, железобетонные и деревянные конструкции, сборные элементы, оборудование для отопительной, вентиляционной, санитарно-технической систем, оборудование и мебель, требующие монтажа и предусмотренные к установке (т. е. то, которое существует только вмонтированным, встроенным, а также комплекты запасных частей такого оборудования), машины и механизмы, оборудование и приборы, необходимые для ведения строительных работ, если это обусловлено сметой на строительство (кроме отдельных видов оборудования и машин, которые являются подвижными транспортными единицами, не связанными с технологией производства);

5) изготовление проектно-сметной документации на строительство зданий, сооружений и объектов и выполнение сопроводительных работ, которые в соответствии с государственными строительными нормами являются составной частью общей стоимости указанных работ;

6) расходы на наем транспорта для выполнения работ по капитальному строительству.

Таким образом, по КЭКР 3122 учреждения осуществляют расходы на установление ограждения, которые предусмотрены в проектно-сметной документации. Также именно по этому КЭКР учреждения планируют расходы на экспертизу проектной документации, авторский, технический надзор, за выданный сертификат соответствия законченного строительством объекта (если это обусловлено сметой проведенных работ и является составной частью общей стоимости указанных работ).

Отметим, что в свое время Казначейство в письме от 22.02.2017 г. № 16-08/191-3083 обращало внимание на применение КЭКР при планировании расходов на установление ограждения.

Так, КЭКР 3122 «Капитальное строительство (приобретение) других объектов» применяют в случае, когда в проектно-сметной документации объект строения определен как «установление ограждения». В таком случае расходы на приобретение металлических, железобетонных конструкций, сборных элементов и т. п. должны проводиться именно по этому коду.

Вместе с тем КЭКР 3130 «Капитальный ремонт» применяется на основании договоров и смет на капитальный ремонт. В этом случае расходы на приобретение металлических, железобетонных конструкций, сборных элементов и т. п. должны проводиться по коду 3132 «Капитальный ремонт других объектов».

Поэтому, перед тем как планировать расходы на установление ограждения, советуем бухгалтеру внимательно пересмотреть проектно-сметную документацию, а также обратить внимание на то, как указана формулировка предмета договора подряда на установление ограждения и приложения к этому документу.

Внимание!

За правильность применения КЭКР отвечает распорядитель (получатель) бюджетных средств.

Ставим ограждение на учет

На первый взгляд порядок отражения в бухучете операций по установлению ограждения не должен вызывать много вопросов.

Так, при учете расходов на строительство такого объекта, а именно с начала и до окончания соответствующих работ и ввода объекта в эксплуатацию, следует руководствоваться НП(С)БУ 121 и Методрекомендациями6.

6 Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденные приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11.

С учетом этого, все расходы, связанные со строительством такого объекта, как ограждение, учреждение отражает как капитальные инвестиции на создание такого объекта основных средств, т. е. накапливает их по дебету субсчета 1311.

Указанные расходы учреждению следует учитывать по таким направлениям:

• проектно-изыскательские работы;

• строительные работы;

• работы по монтажу оборудования;

• приобретение оборудования, требующего монтажа;

• приобретение оборудования, не требующего монтажа, инструментов и инвентаря;

• другие капитальные работы и расходы.

Итак, все расходы, связанные со строительством объекта, с начала и до окончания работ учреждение признает незавершенными капитальными инвестициями и формирует таким образом будущую первоначальную стоимость такого объекта.

Однако очередной ребус бухгалтеру придется решать тогда, когда построенный объект введен в эксплуатацию и остался всего один пустяк — установить инвентарный номер.

В чем здесь загвоздка?

Дело в том, что в Методрекомендациях предусмотрено такое требование:

«Земля и здания, расположенные на ней, являются отдельными активами и в бухгалтерском учете отражаются отдельно.

Надворные помещения, ограждения и другие надворные сооружения, обслуживающие здание (сарай, забор, колодец), составляют вместе с ним один инвентарный объект.

Если эти здания и сооружения обслуживают два и более помещения, они считаются самостоятельными инвентарными объектами.

Внешние пристройки к зданию, имеющие самостоятельное хозяйственное значение, помещения котельных, которые стоят отдельно, а также капитальные надворные пристройки (склады, гаражи) считаются также самостоятельными инвентарными объектами».

Фактически это значит, что здание и ограждение составляют один инвентарный объект и должны иметь один инвентарный номер. То есть при таком подходе стоимость построенного ограждения следует отнести на увеличение первоначальной стоимости здания, которое оно обслуживает.

По нашему мнению, такой подход, предусмотренный в Методрекомендациях, работает тогда, когда такие объекты, как здание и ограждение, строятся вместе, и, соответственно, одновременно вводятся в эксплуатацию.

В таком случае таким объектам на общих основаниях учреждение присваивает один инвентарный номер и открывает одну Инвентарную карточку учета объекта основных средств.

Теперь о нашей ситуации, а именно: об установлении ограждения около здания, которое построено было раньше и уже определенное время существует в учете как инвентарный объект с установленным инвентарным номером.

Считаем, что в таком случае ограждение все же целесообразно учитывать как отдельный инвентарный объект. Кстати, основания для такого подхода также находим в Методрекомендациях, в частности, в определении объекта основных средств:

«Единицей учета основных средств является объект основных средств, а именно:

законченное устройство со всеми приспособлениями и принадлежностями к нему;

конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций;

обособленный комплекс конструктивно соединенных предметов одинакового или разного назначения, которые имеют для их обслуживания общие приспособления, принадлежности, управление и единый фундамент, вследствие чего каждый предмет может выполнять свои функции, а комплекс — определенную работу только в составе комплекса, а не самостоятельно;

другой актив, который соответствует определению основных средств, или часть такого актива, контролируемая субъектом государственного сектора.

Если один объект основных средств состоит из частей, которые имеют разный срок полезного использования (эксплуатации), то каждая из этих частей может признаваться в бухгалтерском учете как отдельный объект основных средств».

Поскольку в нашей ситуации здания и ограждения будут иметь разные сроки эксплуатации, то их все-таки правильнее признавать в бухучете как отдельные объекты. И соответственно такие объекты будут иметь разные инвентарные номера.

Считаем, что оба предложенных варианта учета установленного ограждения имеют право на жизнь, вполне правильные и соответствуют требованиям Методрекомендаций. Но каждый из вариантов стоит применять в зависимости от конкретной ситуации, связанной с установлением ограждения.

Далее рассмотрим на примере порядок отражения в бухгалтерском учете указанной операции.

Пример. Руководство бюджетного учреждения приняло решение об установлении ограждения около здания административного учреждения. По заказу учреждения проектная организация изготовила проектно-сметную документацию. Согласно условиям договора стоимость этих работ — 150 тыс. грн.

Непосредственно для выполнения работ по установлению был заключен отдельный договор с подрядной организацией на сумму 950 тыс. грн. При этом условиями договора предусмотрено перечисление аванса в размере 30 % от стоимости договора, т. е. 285 тыс. грн.

Окончательные расчеты за выполненные работы в сумме 665 тыс. грн были проведены после подписания Акта приема выполненных строительных работ по форме № КБ-2в и Справки по форме № КБ-3.

Все расходы, связанные с установлением ограждения, осуществлены за счет средств общего фонда по КЭКР 3132 «Капитальный ремонт других объектов». Бюджетное учреждение не является плательщиком НДС. Закупку работ по установлению ограждения учреждение осуществило с применением упрощенной закупки.

Комиссией учреждения принято решение о зачислении суммы расходов на установление ограждения в состав незавершенных капитальных инвестиций с дальнейшим учетом такого ограждения как самостоятельного объекта ОС. Факт оприходования указанного объекта ОС оформлен Актом ввода в эксплуатацию ОС. На основании Акта бухгалтерская служба учреждения открыла Инвентарную карточку учета объекта ОС и установила инвентарный номер.

В бухгалтерском учете эти операции отражаются так:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн

№ м/о

дебет

кредит

1

Получено финансирование на установление ограждения (150 тыс. грн + 950 тыс. грн)

2313

5411

1100000

2

2

Выполнены работы по разработке проектно-сметной документации

1311

6211

150000

6

3

Перечислены средства проектной организации

6211

2313

150000

2, 6

4

Перечислен аванс подрядной организации

2113

2313

285000

2, 4

5

Отражены расходы на установление ограждения

1311

6211

950000

6

6

Уменьшена сумма задолженности перед подрядчиком на сумму выплаченного аванса

6211

2113

285000

4, 6

7

Проведены окончательные расчеты с подрядчиком

6211

2313

665000

2, 6

8

Сформирована первоначальная стоимость объекта основных средств

1013

1311

1100000

17

Одновременно сделана вторая запись

5411

5111

1100000

17

Новое сооружение на балансе — вносим изменения в техдокументацию

И наконец, остался заключительный этап — внести информацию об ограждении, установленном на земельном участке, в технический паспорт основного здания. Чем предусмотрено такое требование и как правильно это сделать?

В первую очередь отметим, что самостоятельно справиться с этой задачей учреждение не сможет. Это связано с тем, что все объекты недвижимого имущества подлежат технической инвентаризации, которую проводят не учреждения, а отдельные субъекты хозяйствования, имеющие на это полномочия (БТИ).

Отметим, что основным документом, регулирующим порядок и методику проведения технической инвентаризации построенных (реконструированных) домов, вспомогательных зданий и сооружений, является Инструкция № 1277.

7 Инструкция о порядке проведения технической инвентаризации объектов недвижимого имущества, утвержденная приказом Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики от 24.05.2001 г. № 127.

Какое отношение имеет эта Инструкция к нашей ситуации? Прямое. Дело в том, что в соответствии с п.п. 4 п. 2 разд. II Инструкции № 127 ограждения относят в состав хозяйственных (вспомогательных) сооружений. А потому если указанные объекты размещены на земельном участке, на котором расположено основное здание, они подлежат технической инвентаризации в составе основного здания.

Соответственно на такие объекты составляют инвентаризационные дела и указывают их в технических паспортах.

Право на проведение технической инвентаризации объектов недвижимого имущества имеют субъекты хозяйствования, которые прошли профессиональную аттестацию в Минрегионе и получили квалификационный сертификат. Основными целями проведения такой инвентаризации являются:

• определение фактической площади и объема объектов недвижимого имущества (относительно проектных);

• обследование и оценка технического состояния имеющихся объектов;

• установление стоимости объектов.

Как мы уже отмечали, именно на основании материалов технической инвентаризации составляют инвентаризационные дела и технические паспорта.

Как видим, приведение в технических паспортах данных не только о зданиях и сооружениях, но и о хозяйственных сооружениях является неотъемлемой составляющей того огромного объема работ, которые осуществляют специалисты БТИ при проведении технической инвентаризации недвижимости.

Поэтому отражение в техническом паспорте не только домов и сооружений, но и разных объектов, которые в соответствии с Инструкцией № 127 являются разновидностью хозяйственных зданий и сооружений, полностью соответствует требованиям указанной Инструкции № 127.

Следовательно, объекты недвижимого имущества, которые учреждение учитывает на балансе как отдельные объекты, должны быть указаны в техническом паспорте. А потому советуем учреждению поторопиться и внести необходимые изменения в указанные документы с учетом требований Инструкции № 127.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше