Сразу отметим. Само постановление № 940 вступило в силу 16.10.2020 г. Однако внесенные им изменения следует применять с разного времени. И многие из них — «задним числом». Давайте проанализируем каждое из изменений.
Повышены оклады специалистам госорганов
Ведущим и рядовым специалистам местных государственных органов повысили оклады. Причем «задним числом». В соответствии с постановлением № 940 должностные оклады этих специалистов выросли с 01.07.2020 г.
Изменения внесли в Схему должностных окладов на должностях государственной службы с учетом категорий, подкатегорий и уровней государственных органов в 2020 году, утвержденную постановлением № 151. Какие именно — покажем в таблице.
1 Постановление КМУ «Вопросы оплаты труда работников государственных органов» от 18.01.2017 г. № 15.
Территория распространения юрисдикции госоргана | Должностной оклад в соответствии с должностью госслужбы (подкатегория), грн | |||
Ведущий специалист государственного органа (В2) | Специалист государственного органа (В3) | |||
до 01.07.2020 г. | с 01.07.2020 г. | до 01.07.2020 г. | с 01.07.2020 г. | |
АР Крым, одна или несколько областей, город Киев и Севастополь | 5100 | 4230 | 4670 | |
Один или несколько районов, районов в городах, городов областного значения | 4230 | 4670 | 4204 | 4394 |
Как видим, само повышение незначительно. Касается оно двух наименьших окладов.
Однако, даже с учетом повышения, должностные оклады все равно остались ниже минимальной зарплаты.
Но здесь кроется иной смысл — привязка к прожитминимуму.
В соответствии с ч. 3 ст. 51 Закона о госслужбе2 минимальный размер должностного оклада в государственных органах, юрисдикция которых распространяется на территорию одного или нескольких районов, районов в городах, городов областного значения, не может быть менее двух размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц (ПМТЛ), установленного законом. При этом здесь не указано, что минимальный оклад государственного служащего привязан к ПМТЛ с 1 января текущего года. Но такое уточнение содержится в примечании 1 к Схеме должностных окладов — 2020.
2 Закон Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 г. № 889-VIII.
Здесь черным по белому написано: должностные оклады на должностях государственной службы подкатегории В3 в государственных органах, юрисдикция которых распространяется на территорию одного или нескольких районов, городов областного значения, составляют два размера ПМТЛ, установленного законом на 1 января 2020 года.
А это значит, что в течение всего 2020 года должен действовать неизменный размер минимального оклада госслужащего — 4204 грн (2102 грн х 2).
В то же время мы видим, что Правительство постановлением № 940 «задним числом» с 01.07.2020 г. увеличило размер минимального должностного оклада по должностям госслужбы подкатегории В3 с 4204 до 4394 грн. А это как раз и равно двум ПМТЛ по состоянию на 01.07.2020 г. (2197 грн х 2).
Вместе с этим Кабмин повысил еще один показатель — должностной оклад в размере 4230 грн до 4670 грн (подкатегории В3 и В2). Ведь на 01.07.2020 г. он также был ниже «планки» в 2 текущих ПМТЛ.
Очевидно, этим правительственные чиновники хотели показать, что размер должностного оклада госслужащего зависит от текущего ПМТЛ.
Однако, по нашему мнению, он «привязан» к ПМТЛ на 1 января текущего года. Что подтверждает примечание 1 к Схеме должностных окладов — 2020.
Но имеем, что имеем. Такое повышение в стиле кинофильма «Назад в будущее», конечно, прибавит бухгалтерам работы. Первым шагом нужно обновить штатное расписание. Кроме этого, придется проводить пересчет и корректировку выплат: как основного оклада, так и зависимых от него начислений (доплат, надбавок, премий и т. п.).
Также следует помнить о корректировке отпускных. Так, если госслужащий из числа тех, кто получил «июльское» повышение окладов, пойдет в отпуск в ноябре 2020 года, то выплаты в расчетном периоде следует корректировать так:
• за ноябрь — декабрь 2019 года корректируем на 2 коэффициента повышения окладов (с 1 января 2020 года и с 1 июля 2020 года);
• за январь — июнь 2020 года — на 1 коэффициент (повышение окладов с 01.07.2020 г.);
• июль — октябрь 2020 года не корректируем.
Кроме того, если такие работники находились в отпуске с 01.07.2020 г. по сегодняшний день и получили отпускные без учета «июльского» коэффициента корректировки, то следует провести соответствующий перерасчет и начислить работникам полагающиеся суммы.
При расчете отпускных доначисленные суммы должны включаться в те месяцы, за которые они должны быть начислены. То есть, доначисляя сумму зарплаты в октябре за июль, август и сентябрь, доначисленные суммы отнесите к этим же месяцам для расчета «средней».
Что касается индексации, то госслужащие и так не имели на нее права от «базового» января 2020 года, поскольку ИПЦ нарастающим итогом так и не превысил установленный порог индексации (103 %). Но поскольку вышеуказанным работникам повысили оклады с 1 июля 2020 года, то июль-2020 для них будет новым «базовым» месяцем. Расчет прироста ИПЦ нарастающим итогом для них осуществляется с августа 2020 года.
ЦИК и «языковой защитник»
Также в указанную Схему должностных окладов — 2020 внесены и другие изменения. Теперь здесь содержатся и оклады для членов Центральной избирательной комиссии (ЦИК). Нет, отдельно их не устанавливали. ЦИК добавили в графу с должностными окладами Аппарата ВРУ, Секретариата КМУ, Офиса Президента и других жителей самой «дорогой» графы Схемы должностных окладов — 2020. Эти изменения применяются с 23.07.2020 г. вместе со вступлением в силу Закона № 8053.
3 Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования избирательного законодательства» от 16.07.2020 г. № 805-IX.
Говоря о специалистах государственных органов, следует вспомнить еще одно изменение. К должностям, приравниваемым к главным специалистам подкатегории В1, добавили Уполномоченного по защите государственного языка. Для этой должности устанавливают соответствующие должностные оклады. Особых указаний касательно даты применения этих изменений нет. Следовательно, они начали действовать с 16.10.2020 г. вместе со вступлением в силу постановления № 940.
Суды
Изменение внесли в п. 1 примечания к Схеме должностных окладов с определением коэффициентов для государственных служащих судов, органов и учреждений системы правосудия с учетом категорий, подкатегорий и уровней государственных органов, утвержденной постановлением № 3584.
4 Постановление КМУ «Некоторые вопросы оплаты труда государственных служащих судов, органов и учреждений системы правосудия» от 24.05.2017 г. № 358.
Применять их следует с 01.07.2020 г.
Должностные оклады государственных служащих судов, органов и учреждений системы правосудия с учетом категорий, подкатегорий и уровней государственных органов определяются путем умножения минимального размера должностного оклада подкатегории В3 в местных общих судах, который составляет 2 размера ПМТЛ, установленного законом о Государственном бюджете Украины на соответствующий год, на соответствующий коэффициент. Ранее здесь речь шла о размере ПМТЛ по состоянию на 1 января 2020 года.
Реформаторы
Известно, что во время карантина действует упрощенная процедура отбора и назначения на должности государственной службы. Она предусмотрена п. 8 разд. ІІ «Заключительные положения» Закона № 5535 и Порядком № 2906 и введена в действие 23.04.2020 г. При этом положения Закона о госслужбе и Закона № 31667 в части проведения конкурсов на должности государственной службы и назначения на должности государственной службы по результатам конкурса остановили.
5 Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2020 год» от 13.04.2020 г. № 553-IX.
6 Порядок назначения на должности государственной службы на период действия карантина, установленного в целях предотвращения распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2, утвержденный постановлением КМУ от 22.04.2020 г. № 290.
7 Закон Украины «О центральных органах исполнительной власти» от 17.03.2011 г. № 3166-VI.
Если коротко, то процедура отбора на должности госслужбы проводится путем заключения срочного контракта. В отличие от обычного конкурсного отбора, отсутствуют классические этапы оценивания профессиональных компетентностей кандидатов, не проводятся тестирования и не выполняются ситуативные задания. В то же время сохранен элемент собеседования с претендентом на должность.
Контракт длится до дня определения победителя «классического» конкурса на должность, которую сейчас занимает государственный служащий на условиях срочного контракта. Такой конкурс обязательно должен быть объявлен в течение 2 недель после отмены карантина.
А срочный контрактник может находиться на этой должности не более 2 месяцев со дня отмены карантина. Сейчас к такой упрощенной процедуре назначения на должности госслужбы присоединили и специалистов по вопросам реформ. Причем также «задним числом».
С 23.04.2020 г. из Концепции № 9058 исключили упоминание о назначении на должности специалистов по вопросам реформ по результатам открытого конкурса. Одновременно добавили норму, согласно которой на период остановки общих положений Закона о госслужбе и Закона № 3166 о проведении конкурсов на должности госслужбы на должности специалистов по вопросам реформ могут назначаться лица в соответствии с Порядком № 290 (ср. ).
8 Концепция введения должностей специалистов по вопросам реформ, одобренная распоряжением КМУ от 11.11.2016 г. № 905.
Одновременно в п. 7 Положения о стимулирующих выплатах9 зафиксировали, что надбавка за выполнение особо важной работы устанавливается согласно приложению 1 к этому Положению государственным служащим, должности которых относятся к должностям специалистов по вопросам реформ.
9 Положение о применении стимулирующих выплат государственным служащим, утвержденное постановлением КМУ от 18.01.2017 г. № 15.
При этом сам перечень должностей в приложении 1 не изменился.
Оценивание госслужащих
Порцию правок получил и Порядок № 64010. По сути, порядок оценивания результатов служебной деятельности госслужащих остался прежним.
10 Порядок проведения оценивания результатов служебной деятельности государственных служащих, утвержденный постановлением КМУ от 23.08.2017 г. № 640.
При этом добавили, что задания и ключевые показатели для государственного служащего на текущий год определяются в январе — сентябре этого года также и в случае восстановления на должности государственной службы. Такие задания и ключевые показатели определяются в течение 10 рабочих дней после выхода на работу.
Как и раньше, этот алгоритм действует в случае назначения (перевода) на должность государственной службы, а также выхода на работу после отсутствия на службе в случаях, предусмотренных абз. 3 — 5 п. 14 Порядка № 640.
Такими случаями, в частности, являются пребывание в отпуске в связи с беременностью и родами, для ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, а также «за свой счет» в соответствии с пп. 3 и 18 Закона об отпусках11: если ребенок нуждается в уходе на более продолжительный срок по медицинскому заключению и в отпуске на период проведения АТО.
11 Закон Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР.
Одновременно сюда добавили еще один неоплачиваемый отпуск, после выхода из которого действует специальный алгоритм — отпуск для родителей детей в возрасте до 14 лет на период объявленного карантина. Он предоставляется в соответствии с п. 31 Закона об отпусках.
Также немного обновили формы документов в приложениях 4 и 8 к Порядку № 640.
Особых указаний о дате применения описанных изменений нет. Поэтому они действуют с 16.10.2020 г.