Простой в 3D: Минэкономики об оплате простоя в отдельных ситуациях

Жиленко Екатерина, эксперт по вопросам оплаты труда
Бюджетная бухгалтерия Сентябрь, 2020/№ 34
В избранном В избранное
Печать
Минэкономики в письме от 21 мая 2020 года № 3511-06/32092-09 рассмотрело 3 ситуации, в которых возникает вопрос: нужно ли оплачивать время простоя? Давайте подробно разберем позицию специалистов этого Министерства.

Общественно полезные работы для алиментщика

Общественно полезные работы являются вариантом «отработки» административного правонарушения, чаще всего — неуплаты алиментов. Интересно, что с момента появления такого вида работ специалисты никак не определятся, как правильно оформлять эти отношения: по трудовым или гражданско-правовым нормам?

На законодательном уровне этот вопрос не урегулирован, потому каждый действует по своему усмотрению.

При этом, по нашему мнению, выполнение общественных работ нельзя со 100-процентной уверенностью оформлять ни по правилам трудового договора, ни по нормам гражданско-правовых договоров (ГПД).

Почему же не ГПД? За выполнение общественно полезных работ нарушителю начисляется соответствующая плата. Оплата труда осуществляется почасово за фактически отработанное время в размере не меньшем, чем установленный законом минимальный размер оплаты труда (ч. 3 ст. 2351 КУоАП). Привязка к минзарплате не соответствует природе оплаты по ГПД.

1 Порядок исполнения административных взысканий в виде общественных работ, исправительных работ и общественно полезных работ, утвержденный приказом Минюста от 19.03.2013 г. № 474/5.

Кроме того, нормы Порядка № 474/51 предусматривают обязанность издать приказ о начале выполнения общественно полезных работ, составить график выхода на работу, вести табель выхода на работу такого нарушителя, ознакомить с требованиями техники безопасности.

Однако гражданско-правовые отношения не требуют от работника придерживаться внутреннего распорядка учреждения.

Это является признаком трудовых отношений.

Однако и полностью трудовым такое сотрудничество назвать нельзя. Один из аргументов — оплата за выполненные работы. Начисленная нарушителю оплата отправляется на счет органа государственной исполнительной службы (Порядок № 474/5). То есть сам исполнитель работ не получает эти деньги.

Общественно полезные работы — это отдельный вариант отношений. Однако некоторые работодатели стремятся все же выбрать один из двух привычных вариантов оформления отношений.

При этом они склоняются к трудовому договору, а конкретнее — срочному.

В таком случае следует помнить: лицо, с которым заключен срочный трудовой договор, автоматически становится работником учреждения со всеми последствиями. Например, такой работник имеет право на отпуск (как минимум ежегодный основной) или на отпускную компенсацию, увольнение по собственному желанию, социальные гарантии (больничный и т. п.).

Также при его оформлении на работу нужно внести соответствующую запись в трудовую книжку и подать Уведомление о приеме на работу в Государственную налоговую службу.

Среди трудовых моментов может также появиться простой, в частности, актуальный в этом году — в связи с карантином. Нужно ли нарушителю-работнику оплачивать простой так же, как и другим работникам учреждения?

Позицию Минэкономики видим в вышеупомянутом письме.

Для начала специалисты Министерства напоминают нормативно урегулированные правила оформления и оплаты общественно полезных работ. Среди них упомянуты пп. 13.13 и 13.17 Порядка № 474/5.

Согласно этим нормам, если есть основания, из-за которых невозможно выполнять постановление суда, уполномоченный орган по вопросам пробации вносит в суд, который вынес постановление, представление относительно решения вопросов, связанных с выполнением постановления.

При этом в отбытый срок общественно полезных работ засчитывается только то время, в течение которого нарушитель фактически выполнял общественно полезную работу на определенных объектах, что подтверждено уведомлением собственника предприятия.

О чем говорят эти нормы? Простым языком они означают следующее:

• если нарушитель не может выполнять общественно полезные работы, то этот вопрос должен решить суд, который вынес постановление о наложении админвзыскания;

• отработанными считают только те часы общественно полезных работ, которые он фактически отработал на установленном для этого месте.

Далее специалисты Минэкономики отметили: несмотря на ряд признаков, присущих трудовым отношениям, действующее законодательство не обязывает заключать трудовой договор между нарушителем и учреждением.

С другой стороны запрета на это также нет.

Следовательно, руководство учреждения самостоятельно решает, как оформить нарушителя.

Если, взвесив все «за» и «против», все же решено заключить срочный трудовой договор, то будьте готовы выполнять все нормы трудового законодательства. В том числе и оплачивать время простоя.

Напомним, что по общему правилу из ч. 1 ст. 113 КЗоТ время простоя не по вине работника, в том числе на период объявления КМУ карантина, оплачивается из расчета не ниже 2/3 тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада).

Общественные работы для безработного

Еще один вид работ, который иногда сравнивают и даже путают с общественно полезными, — это общественные работы. При этом есть два вида общественных работ: одни являются «кнутом», а другие — «пряником».

ВАЖНО!

Не путайте добровольные общественные работы для безработных (а также тех лиц, которые ищут работу и потеряли часть заработка из-за сокращения производства) с принудительными — для нарушителей.

Имея одинаковое название, такие работы являются абсолютно разными по своей сути: разные цели, исполнители, сроки, документальное оформление. Ниже в таблице приведены их отличия.

Отличия принудительных и добровольных общественных работ

Критерий сравнения

Общественные работы для нарушителей

Общественные работы для безработных и других лиц

Законодательное основание

Ст. 301 КУоАП

Ст. 31 Закона о занятости2

Кто назначает, выполняет

Назначает суд, выполняют органы по вопросам пробации

Организуют ОМС при участии территориальных органов Госслужбы занятости

Принудительно/добровольно

Принудительно. Назначают за административные правонарушения, в частности нарушение правил управления транспортным средством, мелкое хулиганство, домашнее насилие и т. п.

Добровольно. Проводятся для стимулирования мотивации к труду и материальной поддержки

Оформление, продолжительность

В свободное от работы/обучения время. Общая продолжительность — от 20 до 60 часов. Не более 4 часов в день

Срочный договор на срок не более 180 календарных дней суммарно в год

Платно/безвозмездно

Безвозмездно

Оплата начисляется работнику за фактически выполненную работу в размере не меньше минимальной зарплаты

2 Закон Украины «О занятости населения» от 05.07.2012 г. № 5067-VI.

Одно из отличий, которое, несомненно, важно для бухгалтера и кадровика, — это способ оформления отношений с исполнителем общественных работ. Если речь идет о безработном, направленном в учреждение ОМС и центром занятости, то с ним заключается срочный трудовой договор. При этом для него нужно создать временное рабочее место. Ведь принимать этого работника на постоянное рабочее место, вакансию запрещено (ч. 8 ст. 31 Закона о занятости).

А что делать, когда на время выполнения общественных работ пришелся простой в учреждении? Нужно ли оплачивать таким временным работникам период простоя в общем порядке?

В соответствии с ч. 5 ст. 31 Закона о занятости на лиц, которые участвуют в общественных работах, распространяются государственные социальные гарантии, предусмотренные, в частности, законодательством о труде и занятости населения и об общеобязательном государственном социальном страховании. То же самое предусмотрено и п. 4 Порядка № 1753.

3 Порядок организации общественных работ и других работ временного характера, утвержденный постановлением КМУ от 20.03.2013 г. № 175.

А значит, работники, которые приняты по срочному трудовому договору для выполнения общественных работ, но фактически их не выполняют из-за простоя, имеют право на оплату времени простоя по общим правилам в соответствии со ст. 113 КЗоТ (ср. 025069200). Это подчеркивают и специалисты Минэкономики в комментируемом письме.

Из декрета в простой

Последнюю ситуацию, которую рассмотрели специалисты Минэкономики в комментируемом письме, можно описать крылатым выражением «С корабля — на бал». Работница вышла из отпуска для ухода за ребенком, а в учреждении введен простой.

Вопрос о необходимости оплачивать ей время простоя не возникает: такая работница находится с учреждением в трудовых отношениях, а значит, имеет полное право на оплату времени «неработы».

При этом, если простой оплачивают согласно ч. 1 ст. 113 КЗоТ, т. е. в размере 2/3 оклада, то все понятно. Берем должностной оклад (тарифную ставку) и от него считаем необходимую сумму, умножив на 2 и разделив на 3.

А вот если внутренними документами установлено, что время простоя оплачивается исходя из среднего заработка, что делать тогда?

Фишка в том, что п. 2 Порядка № 1004 предусматривает следующее: для расчета «средней» нужно брать выплаты за последние 2 месяца, предшествующих соответствующему событию (в нашем случае — введению простоя).

4 Порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100.

Нет выплат за последние 2 месяца — берите выплаты за 2 месяца, предшествующих им.

Если и тогда также выплат нет, то нужно взять должностной оклад (тарифную ставку). От оклада (ставки) следует рассчитать среднедневной заработок за 2 месяца.

В этом случае берем количество рабочих дней за 2 календарных месяца, предшествующих месяцу введения простоя.

А затем полученный среднедневной заработок умножаем на количество рабочих дней простоя.

Итак, для работницы после отпуска для ухода за ребенком (если она не работала в таком отпуске в режиме неполного рабочего времени) оплату за время простоя нужно считать исходя из установленного ей должностного оклада (тарифной ставки).

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити всього за 10 грн
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд