Имущество стоимостью менее 50 тыс. грн можно списывать без разрешения

Матвеева Виктория, эксперт по финансовым вопросам
Бюджетная бухгалтерия Сентябрь, 2020/№ 35
В избранном В избранное
Печать
Процедура списания имущества бюджетными учреждениями — тема всегда актуальная. Механизм списания объектов государственной собственности определен в Порядке № 13141.

Требования этого Порядка применяют при списании:

1 Порядок списания объектов государственной собственности, утвержденный постановлением КМУ от 08.11.2007 г. № 1314.

• объектов незавершенного строительства (незавершенные капитальные инвестиции в необоротные материальные активы);

• материальных активов, признанных объектами ОС;

• прочих необоротных материальных активов.

В этот раз изменения, внесенные постановлением № 8142, направлены на расширение полномочий балансодержателей объектов государственного имущества и уменьшение бюрократических и коррупционных факторов при подготовке и рассмотрении документов по списанию имущества.

2 Постановление КМУ «О внесении изменений в Порядок списания объектов государственной собственности» от 09.09.2020 г. № 814.

Рассмотрим эти изменения подробно.

1. Уточнено, что требования Порядка № 1314 распространяются на:

• имущество, переданное казенным предприятиям, государственным коммерческим предприятиям (их объединениям), заведениям, учреждениям и организациям;

• имущество, закрепленное за предприятиями, учреждениями и организациями, которые находятся в ведении Национальной академии наук и отраслевых академий наук;

• имущество, находящееся на балансе хозяйственных организаций и не вошедшее в их уставный капитал;

• имущество, переданное в аренду в составе единых (целостных) имущественных комплексов государственных предприятий, организаций (их структурных подразделений).

Такие изменения абз. 3 п. 1 и п. 2 Порядка № 1314 вполне логичны и связаны с тем, что заведения являются отдельным видом юридических лиц публичного права, которые осуществляют свою деятельность в Украине и выступают балансодержателями объектов государственной собственности, и могут осуществлять мероприятия по его списанию.

Как и раньше, требования Порядка № 1314 не распространяются на имущество, порядок списания которого определяется отдельными законами. В частности, это объекты жилищного фонда, военное имущество, государственный материальный резерв, целостные имущественные комплексы предприятий и т. п.

2. Наиболее интересные изменения внесены в абз. 5 п. 5 Порядка № 1314. Для начала сравним, как выглядел этот пункт раньше и сейчас.

До изменений

После изменений

Списание полностью амортизированных основных фондов (средств), прочих необоротных материальных активов субъекта хозяйствования, первоначальная (переоцененная) стоимость которых составляет менее 20 тыс. грн, осуществляется по решению руководителя такого субъекта в соответствии с этим Порядком (за исключением предприятий, относительно которых принято решение о приватизации)

Списание полностью амортизированных основных фондов (средств), кроме недвижимого имущества, объектов незавершенного строительства (незавершенных капитальных инвестиций в необоротные материальные активы), прочих необоротных материальных активов субъекта хозяйствования, первоначальная (переоцененная) стоимость которых составляет менее 50 тыс. грн, осуществляется по решению руководителя такого субъекта в соответствии с этим Порядком (за исключением предприятий, относительно которых принято решение о приватизации)

Существует известное правило, определенное в п. 5 Порядка № 1314, — бюджетные учреждения списывают имущество, находящееся у них на балансе, после согласования решения о списании с субъектом управления.

Теперь в соответствии с изменениями, внесенными постановлением № 814, списание полностью амортизированных ОС, прочих необоротных материальных активов, первоначальная (переоцененная) стоимость которых составляет менее 50 тыс. грн, субъекты хозяйствования осуществляют по решению руководителя такого субъекта согласно указанному Порядку (за исключением предприятий, относительно которых принято решение о приватизации). Это значит, что стоимостный предел, при котором руководитель бюджетного учреждения может самостоятельно принимать решение о списании имущества, увеличен с 20 до 50 тыс. грн.

С учетом указанных изменений, руководители субъектов хозяйствования (т. е. руководители бюджетных учреждений) имеют полномочия самостоятельно принять решение о списании такого имущества, как:

1) объекты ОС, на которые начислен износ в размере 100 %;

2) прочие необоротные материальные активы (т. е. объекты, учитываемые на счете 11),

при условии, что первоначальная (переоцененная) стоимость таких объектов не превышает 50 тыс. грн.

Но здесь стоит помнить: износ, начисленный в размере 100 % стоимости объекта основных средств, пригодного для дальнейшей эксплуатации, не может быть основанием для его списания.

Несмотря на 100-процентный износ, объект еще может быть пригодным для использования определенное время. Поэтому вопрос о списании такого объекта следует решать взвешенно.

Итак, если первоначальная (переоцененная) стоимость объектов ОС и прочих необоротных материальных активов больше 50 тыс. грн или списываются объекты, на которые 100 %-й износ не начислен, то придется получить согласие субъекта управления (т. е. вышестоящей организации).

Вместе с тем согласование на списание имущества независимо от его стоимости необходимо получить при списании таких объектов, как:

• недвижимое имущество (т. е. объектов, учитываемых на субсчете 1013);

• объектов незавершенного строительства (незавершенных капитальных инвестиций в необоротные материальные активы), т. е. расходы, накопленные на счете 13.

3. В абз. 6 п. 4 Порядка № 1314 появились требования о подаче и обнародовании информации об имуществе, которое бюджетные учреждения учитывают на балансе, но по разным причинам такое имущество не используют. Предлагаем ознакомиться с ними ниже.

До изменений

После изменений

Морально устаревшее и физически изношенное имущество, пригодное для дальнейшего использования, может передаваться в сферу управления местных органов исполнительной власти с дальнейшим его закреплением за соответствующими заведениями, учреждениями и организациями

Субъекты хозяйствования, на балансе которых находится имущество, первоначальная (переоцененная) стоимость которого составляет более 50 тыс. грн и которое не используется, в том числе морально устаревшее и физически изношенное, подают ежемесячно до 10 числа информацию о таком имуществе субъектам управления.

Субъект управления с целью эффективного использования и бесплатной передачи такого имущества другим субъектам хозяйствования, относящимся к сфере его управления, или другим субъектам управления обнародует полученную информацию на собственном официальном веб-сайте.

Отсутствие в течение 30 рабочих дней со дня обнародования информации о морально устаревшем и физически изношенном имуществе предложений относительно его передачи может использоваться при осуществлении списания такого имущества как подтверждение невозможности его бесплатной передачи в установленном порядке

Как видим, благодаря внесенным изменениям в Порядок № 1314 введено новое требование о подаче и обнародовании информации об имуществе, которое бюджетные учреждения учитывают на балансе, но по разным причинам такое имущество не используют. Какая цель такого нововведения? По нашему мнению, оно направлено на повышение эффективности использования государственного имущества и бесплатной передачи такого имущества другим субъектам хозяйствования, относящимся к сфере его управления, или другим субъектам управления. Ведь зачастую на балансе учреждения может находиться имущество, которое по разным причинам не используется, но может пригодиться другим учреждениям и организациям, которые в это время не имеют средств на приобретение такого имущества. С учетом обновленных норм абз. 6 п. 4 Порядка № 1314, распорядителям придется принять к сведению следующее:

1) субъекты хозяйствования (т. е. бюджетные учреждения), на балансе которых находится имущество, первоначальная (переоцененная) стоимость которого составляет более 50 тыс. грн и которое не используется, должны подавать информацию о таком имуществе субъектам управления (т. е. вышестоящей организации). Срок подачи информации — ежемесячно до 10 числа. Также в перечень такого имущества необходимо включать морально устаревшее и физически изношенное имущество, пригодное для дальнейшего использования;

2) в свою очередь, субъекты управления должны обнародовать информацию об указанном имуществе, полученную от подведомственных учреждений, на своем собственном официальном веб-сайте;

3) в течение 30 рабочих дней со дня обнародования информации о морально устаревшем и физически изношенном имуществе субъекты управления ждут предложений о бесплатной передаче такого имущества другим субъектам в установленном порядке;

4) если в течение указанного срока субъекты управления не получили предложений о его передаче, они имеют основания для списания такого имущества.

При этом, как предусмотрено Порядком № 1314, отсутствие таких предложений как раз и является подтверждением невозможности бесплатной передачи указанного имущества.

Вообще, как действовать учреждениям и организациям, имеющим на балансе имущество, которое вроде бы и пригодно для дальнейшего использования, но по тем или иным причинам не используется?

Варианты решения таких ситуаций мы рассматривали в материале «Учреждение имеет ненужное имущество: как от него избавиться» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2018, № 45).

4. Уточнены полномочия субъектов управления имуществом. Об этом свидетельствуют изменения, внесенные в абз. 14 п. 6 Порядка № 1314. Сравним эти требования:

До изменений

После изменений

В случае необходимости субъект управления, государственный орган приватизации по местонахождению субъекта хозяйствования могут запрашивать от субъекта хозяйствования дополнительные документы, необходимые для принятия решения о списании имущества (технические паспорта, судебные документы, извлечения из реестров, заключения специализированных организаций, договоры или их проекты и т. п.). Исчерпывающий перечень дополнительных документов направляется субъекту хозяйствования в 10-дневный срок с даты поступления указанных в подпунктах 1 — 7 этого пункта документов

В случае необходимости субъект управления, государственный орган приватизации по местонахождению субъекта хозяйствования могут запрашивать от субъекта хозяйствования дополнительные документы, необходимые для принятия решения о списании имущества (технические паспорта, судебные документы, извлечения из реестров, заключения специализированных организаций, договоры или их проекты и т. п.). Исчерпывающий перечень дополнительных документов может определяться распорядительным актом субъекта управления

Как видим, благодаря внесенным изменениям субъекты управления получили право определять соответствующими распорядительными актами перечень дополнительных документов с учетом отраслевых особенностей списания имущества. Напомним, что такие документы бюджетные учреждения — балансодержатели имущества подают указанным субъектам для получения согласия на списание имущества.

Надеемся, что такие изменения действительно уменьшат бюрократические и коррупционные факторы, с которыми сталкиваются бюджетные учреждения при подготовке и подаче документов для получения согласия на списание имущества. В конце концов, это повлияет на уменьшение случаев возврата документов на повторную доработку и отказы при получении согласия на списание имущества субъектами управления.

5. Внесены определенные уточнения о правах комиссии, которую создает субъект управления имуществом для рассмотрения вопросов о списании имущества.

Как предусмотрено в абз. 2 п. 8 Порядка № 1314, в случае необходимости комиссия по рассмотрению вопросов о списании имущества может провести дополнительный осмотр имущества, предлагаемого к списанию.

Поэтому проводить дополнительный осмотр имущества, предлагаемого к списанию, теперь комиссия может без дополнительного получения решения субъекта управления имуществом.

Выходит, что сейчас комиссия самостоятельно может принять решение, если необходимо провести такой дополнительный осмотр имущества без получения соответствующего решения своего руководителя.

Наверняка такие изменения ускорят процесс рассмотрения комиссией соответствующих документов и получения конечного результата работы такой комиссии.

6. Немного откорректирован п. 10 Порядка № 1314.

В этом пункте речь идет о процедуре списания имущества, находящегося под надзором государственных инспекций.

С учетом внесенных изменений, для участия в работе комиссии, созданной для установления факта непригодности использования имущества, находящегося под надзором инспекций, разрешено включать не только представителей соответствующей инспекции, но и представителей территориального органа соответствующей инспекции (в случае его создания).

В заключение отметим, что изменения, внесенные постановлением № 814, вступили в силу со дня его опубликования, т. е. с 17.09.2020 г.3 Поэтому с указанной даты учреждения должны воплощать в жизнь и выполнять обновленные требования к списанию имущества.

3 Постановление № 814 опубликовано в газете «Урядовий кур’єр» от 17.09.2020 г. № 180.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити всього за 10 грн
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд