Темы статей
Выбрать темы

Земельный участок: по какой стоимости учитывать?

Матвеева Виктория, эксперт журнала «Бюджетная бухгалтерия»
Решением городского совета учреждению передан на праве постоянного пользования земельный участок под зданием. В решении указаны площадь такого земельного участка, его кадастровый номер и адрес. Также есть извлечение из технической документации о нормативно-денежной оценке такого участка.По какой стоимости следует зачислить на баланс земельный участок? Можно ли использовать для этого нормативно-денежную оценку? Обязательно ли проводить независимую оценку такого участка?

Основание для зачисления

Земельные участки учитывают на основании документов, установленных законодательством. Такие обобщенные требования к учету земли определены в Методрекомендациях № 111. Однако этот документ не содержит четкого ответа на вопросы читателя. Поэтому немного погрузимся в земельное законодательство.

1 Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденные приказом Минфина от 23.01.2015 № 11.

Прежде всего следует помнить, что бюджетные учреждения приобретают исключительно право постоянного пользования земельным участком из земель государственной и коммунальной собственности. Собственно, право постоянного пользования земельным участком является разновидностью права пользования землей. Это право заключается во владении и пользовании земельным участком, находящимся в государственной или коммунальной собственности, без установления срока. Такое определение предлагает ч. 1 ст. 92 ЗКУ2.

2 Земельный кодекс Украины от 25.10.2001 № 2768-III.

Достаточно ли решения местного совета о передаче земельного участка учреждению на правах постоянного пользования для зачисления такого участка на баланс? Нет.

Поскольку право постоянного пользования земельным участком возникает с даты государственной регистрации таких прав. Это закреплено в ст. 125 ЗКУ. Поэтому каждому бюджетному учреждению — землепользователю необходимо сначала оформить право пользования земельным участком с учетом требований Закона № 19523.

3 Закон Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» от 01.07.2004 № 1952-IV.

И знайте: подтверждением государственной регистрации земельного участка является извлечение из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество. Такое извлечение учреждения-землепользователи получают в электронной и (по желанию) в бумажной формах. Имея на руках такой документ, самое время задуматься об учетных вопросах.

ВНИМАНИЕ!

Использование земельных участков без надлежащего оформления прав является нарушением земельного законодательства (ст. 125 и 211 ЗКУ)

По какой стоимости зачисляем на баланс?

К земельным участкам применяют два вида денежной оценки: нормативную и экспертную. Это указано в ст. 5 Закона № 1378-IV4. Объясним, для каких целей применяют каждую из этих оценок. В таблице ниже обобщена информация о том, в каких случаях учреждение применяет экспертную денежную оценку, а в каких — нормативную денежную оценку.

4 Закон Украины «Об оценке земель» от 11.12.2003 № 1378-IV.

Проведение денежной оценки земли

Экспертная денежная оценка

Нормативная денежная оценка

Проводят в случае:

• отчуждения и страхования земельных участков, относящихся к государственной или коммунальной собственности (кроме случаев, когда отчуждение земли осуществляют по нормативной оценке);

• передачи в ипотеку земельного участка государственной или коммунальной собственности;

• определения инвестиционного вклада в реализацию инвестиционного проекта на земельные улучшения;

• определения стоимости земельных участков, относящихся к государственной или коммунальной собственности, в случае, если они вносятся в уставный фонд хозяйственного общества;

• определения стоимости земельных участков при реорганизации, банкротстве или ликвидации юрлица — собственника земельного участка;

• выделения или определения доли государства или территориальной громады в составе земельных участков, находящихся в общей собственности;

• определения размера имущественного ущерба, убытков собственникам или землепользователям в случаях, установленных законом или договором;

• решения суда

Проводят в случае:

определения размера земельного налога;

• определения размера арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности;

• определения размера государственной пошлины при мене, наследовании (кроме случаев наследования наследниками первой и второй очереди по закону (как случаев наследования ими по закону, так и случаев наследования ими по завещанию) и по праву представления, а также случаев наследования собственности, стоимость которой облагается налогом по нулевой ставке) и дарении земельных участков по закону;

• определения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства;

• разработки показателей и механизмов экономического стимулирования рационального использования и охраны земель;

• отчуждения земельных участков государственной, коммунальной собственности (в случаях, когда отчуждение земли осуществляют по нормативной оценке);

• проведения инвентаризации массива земель сельскохозяйственного назначения (в случае, если предыдущая нормативная денежная оценка земельных участков в этом массиве не проводилась в течение 5 лет до дня принятия уполномоченным органом решения о проведении такой инвентаризации)

По результатам проведения экспертной денежной оценки земельных участков составляют отчет о проведении оценки

Данные о нормативной денежной оценке отдельного земельного участка оформляют как извлечение из технической документации о нормативной денежной оценке земель

Как видим, сейчас действующая редакция ст. 13 Закона № 1378 не требует обязательно проводить экспертную денежную оценку для целей бухгалтерского учета. Поэтому зачислить земельный участок на баланс учреждение может как по нормативной, так и по экспертной оценке. Но второй вариант возможен лишь в случае, если учреждение имеет сметные назначения для оплаты услуг эксперта. Впрочем, при отсутствии средств вполне можно обратиться к своему главному распорядителю с просьбой выделить дополнительные бюджетные ассигнования на такие нужды. И не расстраивайтесь, если такой финансовой возможности у учреждения нет. Ведь у вас остается вполне законный первый вариант — зачислить земельный участок на баланс исходя из его нормативной денежной оценки. И помните: лучше поступить так, чем пренебречь правилами и не оприходовать участок на баланс учреждения вовсе.

На какой субсчет оприходовать?

Для целей бухучета земельные участки являются обычными объектами ОС. В частности, для учета таких объектов в Плане счетов5 предусмотрен субсчет 1011 «Земельные участки».

5 План счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденный приказом Минфина от 31.12.2013 № 1203.

Оприходование земельного участка осуществляем по первоначальной стоимости. При этом не забываем о правилах формирования первоначальной стоимости таких объектов. Эти правила прописаны в п. 5 разд. II НП(С)БУ 121 и п. 5 разд. III Методрекомендаций № 11 (ср. ).

Поскольку учреждение при получении земельного участка на праве пользования не тратит ни копейки, очевидно, и расходов, связанных с приобретением такого объекта, не будет. Вместе с тем для оформления права постоянного пользования земельным участком учреждение осуществляет определенные расходы, а именно:

• регистрационные сборы в связи с приобретением (получением) прав на такое недвижимое имущество;

• расходы на оплату услуг по проведению экспертной денежной оценки (если таковые имели место).

В конце концов, указанные расходы прибавляем к нормативной денежной оценке соответствующего земельного участка или ее экспертной стоимости.

Каков дальнейший учет такого объекта ОС? Землю учитываем на балансе без какого-либо изменения его первоначальной стоимости. Это связано с тем, что земельные участки амортизации не подлежат. Это прописано в п. 2 разд. IV НП(С)БУ 121.

Пример. Бюджетное учреждение по результатам проведения экспертной денежной оценки земельного участка получило экспертное заключение. Согласно заключению экспертная стоимость права пользования земельным участком составляет 2572500 грн.

Стоимость услуг эксперта — 3500 грн, услуг по получению извлечения из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество — 56,75 грн.

Таким образом, первоначальная стоимость земельного участка составляет:

2572500 + 3500 + 56,75 = 2576056,75 (грн).

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн

м/о

дебет

кредит

1

Зачислен на баланс земельный участок по экспертной денежной оценке

1011

5111

2572500

17

2

Получены бюджетные ассигнования для оплаты услуг, связанных с оформлением права постоянного пользования земельным участком

2313

7011

3556,75

2

3

Отражены расходы, связанные с оплатой услуг эксперта

1311

6211

3500

6

4

Отражены расходы, связанные с оплатой услуг по получению извлечения из Госреестра

1311

6211

56,75

6

5

Перечислена плата за полученные услуги

6211

2313

3556,75

2, 6

6

Изъяты из доходов отчетного периода ассигнования в сумме текущих расходов, включаемых в первоначальную стоимость земельного участка

7011

5411

3556,75

17

7

Отнесены в состав первоначальной стоимости земельного участка расходы по оплате услуг

1011

1311

3556,75

17

Одновременно отражены изменения в капитале

5411

5111

3556,75

17

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше