Темы статей
Выбрать темы

Где взять средства на инклюзию?

Станкус Татьяна, эксперт журнала «Бюджетная бухгалтерия»
На конец года у ЗОСО не хватает средств «инклюзивной» субвенции на оплату проведения коррекционных занятий. Имеем ли мы право разницу уплатить за счет средств общей о разовательной субвенции? (вопрос участника группы Facebook «Сообщество бухгалтеров бюджетных учреждений»)

Вопрос финансирования инклюзивного образования за счет средств субвенции регулирует Порядок № 881.

1 Порядок и условия предоставления субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на предоставление государственной поддержки лицам с особыми образовательными проблемами, утвержденный постановлением КМУ от 14.02.2017 № 88.

В ЗОСО за счет указанной субвенции осуществляется оплата следующих расходов:

1) проведение (предоставление) дополнительных психолого-педагогических и коррекционно-развивающих занятий (услуг), определенных индивидуальной программой развития, лицам с особыми образовательными потребностями. Конкретный перечень занятий и услуг приведен в приложении 1 к Порядку № 88;

2) приобретение специальных средств коррекции психофизического развития для овладения учебной программой лицами с особыми образовательными потребностями, получающими образование в инклюзивных классах (группах). На приобретение таких средств должно быть направлено не более 35 % общего объема субвенции. При наличии в заведении нескольких лиц с особыми образовательными потребностями с одинаковыми нарушениями при необходимости возможна закупка специальных средств коррекции психофизического развития для общего пользования. Типовой перечень таких средств утвержден приказом № 4142.

2 Приказ МОН «Об утверждении Типового перечня вспомогательных средств для обучения (специальных средств коррекции психофизического развития) лиц с особыми образовательными потребностями, обучающихся в заведениях образования» от 23.04.2018 № 414.

Дополнительные психолого-педагогические и коррекционно-развивающие занятия (услуги) проводят (предоставляют) специалисты (из числа работников ЗОСО и при необходимости — дополнительно привлеченные специалисты). ЗОСО или соответствующий орган управления образованием заключают с такими специалистами гражданско-правовые договоры (далее — ГПД). Форма такого договора приведена в приложении 3 к Порядку № 88. А конкретный перечень специалистов, которые могут проводить (предоставлять) дополнительные психолого-педагогические и коррекционно-развивающие занятия (услуги), определен в приложении 5 к Порядку № 88.

ВАЖНО!

Расходы на оплату вознаграждения по ГПД следует планировать и осуществлять по КЭКР 2111 «Заработная плата»

Это указано в п.п. 4 п. 2.1.1.1 Инструкции № 333.

Оплачивают коррекционные занятия по ставкам почасовой оплаты труда для доцента или кандидата наук, проводящих учебные занятия с учащимися школ. Этот показатель приведен в приложении 5 к постановлению № 1298. Дополнительно такая часовая ставка повышается на 20 % за работу с лицами с особыми образовательными потребностями (п. 6 Порядка № 88).

Подробнее об оформлении и оплате коррекционно-развивающих занятий читайте в материале «Коррекционные занятия: оформляем и оплачиваем» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2021, № 10, с. 27). Облгосадминистрации осуществляют распределение субвенции между областным бюджетом, бюджетами ТГ пропорционально количеству лиц с особыми образовательными потребностями, получающих образование в соответствующих заведениях образования (п. 5 Порядка № 88).

Расходы на указанные цели должны быть запланированы с учетом количества лиц, нуждающихся в «инклюзивных» занятиях в вашем ЗЗСО. Поэтому не совсем понятно, каким образом средств субвенции, предусмотренной по Порядку № 88, не хватило. Конечно, при условии, что необходимость в таких средствах была определена правильно.

Возможно, произошла форс-мажорная ситуация и именно в этом году в ваше ЗОСО приняли«незапланированное» количество новых детей с особыми потребностями.

Напомним, что соответствующие местные советы имеют право:

• передавать средства субвенции и остатки субвенции прошлых лет в виде межбюджетного трансферта другим местным бюджетам;

• перераспределять в пределах соответствующего местного бюджета средства субвенции между соответствующими типами заведений для обеспечения поддержки лиц с особыми образовательными потребностями в полном объеме.

Об этом свидетельствует п. 12 Порядка № 88.

Поэтому, считаем, в вашем случае оптимальным вариантом будет обратиться к местному совету (управлению (отделу) образования, который, в свою очередь, обратится к местному совету) с просьбой выделить дополнительные средства на проведение «инклюзивных» занятий.

Теперь о возможности расходования средств образовательной субвенции и ее остатков на «инклюзивные» занятия.

Направления использования как средств непосредственно образовательной субвенции, так и ее остатков четко регламентированы действующим законодательством, а именно Порядком № 63.

3 Порядок и условия предоставления образовательной субвенции из государственного бюджета местным бюджетам, утвержденный постановлением КМУ от 14.01.2015 № 6.

Так, средства образовательной субвенции направляются на оплату труда с начислениями педработников, определенных в п. 3 Порядка № 6. Остатки средств образовательной субвенции могут быть использованы в следующем бюджетном периоде с учетом целевого назначения субвенции (т. е. на оплату труда педагогов) и на обновление материально-технической базы заведений и учреждений образования.

В частности, остатки образовательной субвенции можно направлять в первую очередь на (п. 3 Порядка № 6):

• приобретение школьных автобусов для перевозки детей из ЗОСО, которые будут оптимизированы/объединены/реорганизованы;

• оснащение заведений образования персональными компьютерами и мультимедийным оборудованием, средствами обучения и оборудованием для учебных кабинетов начальной школы, физики, химии, биологии, географии, математики, информатики;

• приобретение учебников и пособий (в т. ч. электронных) для заведений образования;

• обновление учебной и материально-технической базы ЗОСО, которые оптимизированы/объединены/реорганизованы или которые полностью укомплектованы и в которые будут довозиться учащиеся ЗОСО;

• осуществление мероприятий, связанных с обеспечением пожарной безопасности;

• ремонт и приобретение оборудования для столовых (пищеблоков) ЗОСО;

• подключение заведений образования к Интернету, в первую очередь в сельской местности;

• строительство новых и реконструкцию, капитальный и текущий ремонт туалетных помещений ЗОСО, в которых начальное образование получают не менее 20 лиц, их обустройство санитарно-гигиеническим оборудованием и разработку соответствующей проектной документации;

• закупку средств индивидуальной защиты, дезсредств, пирометров и услуг по дезинфекции помещений.

Вывод: использование средств образовательной субвенции и ее остатков на оплату дополнительных психолого-педагогических и коррекционно-развивающих занятий действующим законодательством не предусмотрено.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше