Темы статей
Выбрать темы

Независимая оценка для продажи ≠ переоценка ОС

Пеклуха Юлия, главный редактор журнала «Бюджетная бухгалтерия»
Бюджетное учреждение планирует продажу здания, которое находится на его балансе и в течение длительного времени не используется по назначению. Решение об отчуждении указанного объекта было принято местным советом. На этапе подготовки к продаже проведена независимая оценка. По ее результатам справедливая стоимость здания значительно (больше чем на 50 %) превышает балансовую стоимость этого объекта. Обязательно ли в таком случае проводить переоценку соответствующего объекта? Как правильно отразить эту операцию в бухучете?

Общий механизм отчуждения объектов государственной собственности определен Порядком № 8031. С обновленными требованиями этого документа вам поможет ознакомиться наша статья «Порядок продажи госимущества: очередной апдейт» (см. статью «Порядок продажи госимущества: очередной апдейт» этого номера).

1 Порядок отчуждения объектов государственной собственности, утвержденный постановлением КМУ от 06.06.2007 г. № 803.

Главное запомните: предписания этого Порядка обязательны лишь для тех бюджетных учреждений, которые содержатся за счет средств госбюджета. А вот коммунальные заведения и учреждения должны руководствоваться нормативными документами, утвержденными соответствующими местными советами. И хотя такие документы по большей части полностью повторяют требования Порядка № 803, будьте внимательны. Учитывайте все особенности отчуждения объектов коммунальной собственности, предусмотренные именно местной нормативкой. В нюансы процедуры продажи ОС2 вникать не будем. Вспомним лишь ключевые этапы этого процесса (см. схему).

2 ОС — основные средства.

img 1

Основные этапы процедуры продажи имущества

Таким образом, действительно, на этапе подготовки к отчуждению имущества может возникнуть необходимость в проведении независимой оценки соответствующих объектов. В частности, не обойтись без услуг профессионального оценщика при формировании стартовой цены имущества с нулевой балансовой стоимостью.

Поэтому в случае необходимости следует провести независимую оценку имущества, планируемого к продаже. Причем заключение о стоимости имущества входит в пакет обязательных документов, подаваемых субъекту управления для получения согласия на отчуждение (п.п. 7 п. Порядка № 803).

В то же время следует помнить об ограничениях по распоряжению имуществом (объектом продажи), предусмотренных п. 11 Порядка № 803 (ср. ).

ВАЖНО!

Со дня согласования отчуждения имущества и до перехода права собственности к покупателю балансодержатель не имеет права без согласия субъекта управления изменять стоимость имущества в любой форме и любым способом.

В свою очередь, переоценкой считается хозяйственная операция, направленная на приведение остаточной стоимости ОС к уровню их справедливой стоимости. Поэтому фактически речь идет об изменении балансовой стоимости соответствующих объектов.

Следовательно, переоценка имущества, планируемого к продаже, возможна лишь при согласовании субъектом управления. Но даже если последний дал свое «добро», остается главный вопрос: какой в этом смысл? Ведь после продажи имущество должно быть списано с баланса учреждения-продавца. Тогда как переоценка призвана в первую очередь обеспечить достоверность данных относительно стоимости активов, учитываемых на балансе учреждения.

Подробно обо всех нюансах порядка переоценки объектов ОС и отражения ее результатов в учете и отчетности учреждения читайте в статье «Шпаргалка по переоценке ОС: что, когда и как» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2019, № 8, с. 5).

В любом случае переоценка ОС и проведение независимой оценки имущества для продажи не являются взаимосвязанными процедурами. Более того, они имеют абсолютно разную цель и назначение. Для наглядности проведем их сравнение по ключевым параметрам (см. таблицу).

Сравнение процедуры переоценки ОС и независимой оценки имущества с целью продажи

Показатели

Переоценка ОС

Независимая оценка для продажи

Цель

Приведение остаточной стоимости объекта ОС к его справедливой стоимости на годовую дату баланса

Установление максимально справедливой стартовой цены продажи имущества

Объекты

Объекты необоротных материальных активов, которые учитываются в составе ОС*

Основание

10-процентное отклонение остаточной стоимости объекта ОС от его справедливой стоимости

(п. 3 разд. ІІІ НП(С)БУ 1213)

+

решение руководителя учреждения**

3 Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 121 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202.

абз. 6 ч. 2 ст. 7 Закона № 26584

+

абз. 2, 3 п. 10 Порядка № 803

4 Закон Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине» от 12.07.2001 г. № 2658-III.

Сроки

На годовую дату баланса (абз. 1 п. 3 разд. ІІІ НП(С)БУ 121) после начисления амортизации по итогам года

После принятия решения об отчуждении комиссией учреждения, но до подачи документов для разрешения (согласия) от субъекта управления

Исполнитель

Бухгалтер бюджетного учреждения на основе отчета об оценке имущества, составленного субъектом оценочной деятельности (с учетом абз. 7 ч. 2 ст. 7 Закона № 2658)

Субъект оценочной деятельности — субъект хозяйствования (ч. 4 ст. 3 Закона № 2658)

Отражение в учете

В соответствии с пп. 1.23 — 1.26 Типовой кореспонденции5.

Для обобщения информации о суммах дооценки (уценки) ОС в результате их переоценки предназначен субсчет 5311 «Дооценка (уценка) необоротных активов». По кредиту отражается увеличение капитала в дооценках, по дебету — его уменьшение или отнесение на финрезультат

5 Типовая корреспонденция субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами распорядителями бюджетных средств и государственными целевыми фондами, утвержденная приказом Минфина от 29.12.2015 г. № 1219.

Не отражается

* В случае переоценки объекта ОС одновременно проводится переоценка всех объектов группы ОС, к которой относится этот объект (абз. 1 п. 3 разд. ІІІ НП(С)БУ 121).

** Субъект государственного сектора может, но не обязан осуществлять переоценку ОС при наличии определенных условий (см. письмо Минфина от 07.04.2015 г. № 31-11420-07-5/12145).

Как видим, эти две процедуры объединяют лишь объекты такой оценки и необходимость привлечения профессионального оценщика. Итак, независимая оценка имущества для продажи ≠ переоценке ОС для целей бухучета. Следовательно, если ваше учреждение провело независимую оценку потенциального объекта продажи, это вовсе не повод переоценивать его в учете. С этим разобрались.

Но остался еще один вполне закономерный вопрос: как же отразить операцию по реализации ОС в бухучете? Чтобы ответить на него, рассмотрим условный пример.

Пример. Во время годовой инвентаризации было обнаружено нежилое здание, которое в течение длительного времени не используется учреждением по назначению. С учетом этого, комиссией учреждения было принято решение инициировать его отчуждение путем продажи на электронном аукционе.

Согласно данным бухучета первоначальная стоимость здания составляет 480000 грн, сумма начисленного износа — 441600 грн, соответственно балансовая стоимость здания — 38400 грн (480000 - 441600).

С целью установления обоснованной и объективной стартовой цены продажи здания была проведена его независимая оценка. В соответствии с заключением о стоимости имущества здание оценено в 110000 грн. Стоимость услуг оценки и рецензирования отчета об оценке имущества составляет 2500 грн.

Для получения согласия на отчуждение был подготовлен и предоставлен субъекту управления пакет документов (в том числе должным образом согласованное заключение о стоимости имущества). После получения разрешения размещено объявление о проведении аукциона.

По результатам электронного аукциона с победителем подписан протокол и договор купли-продажи. Во исполнение требований действующего законодательства покупатель перечислил стоимость приобретенного имущества (за вычетом балансовой стоимости) в общий фонд соответствующего бюджета. Денежные средства в сумме 38400 грн были перечислены на счет бюджетного учреждения-продавца.

Кроме того, согласно условиям договора покупатель возместил расходы на проведение независимой оценки здания. Таким образом, денежные средства в сумме 2500 грн поступили на регистрационный счет бюджетного учреждения.

Факт передачи имущества покупателю засвидетельствован актом приема-передачи ОС, составленным в двух экземплярах.

В учетные регистры внесены такие записи:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн

№ м/о

дебет

кредит

1

Получено финансирование для оплаты услуги оценщика

2313

7011

2500

2

2

Отражены расходы на проведение независимой оценки имущества

8411

2117

2500

4

3

Перечислены средства за услуги оценщика

2117

2313

2500

2, 4

4

Списаны с баланса учреждения:

• сумма накопленного износа реализованного здания

1411

1013

441600

9

• остаточная стоимость здания

8411

1013

38400

9

5

Отнесена к накопленным финансовым результатам первоначальная стоимость реализованного здания

5111

5512

480000

17

6

Поступили средства от покупателя

(38400 грн + 2500 грн)

2313

2117

40900

2, 4

7

Начислена задолженность перед бюджетом*

2117

6312

38400

4, 6

8

Перечислены средства, полученные от продажи здания, в общий фонд бюджета

6312

2313

38400

2, 6

9

Отражено восстановление кассовых расходов на сумму возмещения стоимости услуг оценщика

2117

8411

2500

4

* Получение бюджетными учреждениями поступлений от реализации недвижимого имущества не предусмотрено БКУ6. С учетом этого, такие средства подлежат направлению в доход того бюджета, из которого финансируется соответствующее учреждение, по коду классификации доходов 21080500 «Прочие поступления».

6 Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше