Темы статей
Выбрать темы

Закупки в феврале: ищем ответы вместе

Матвеева Виктория, эксперт журнала «Бюджетная бухгалтерия»
Закупочный процесс набирает свои обороты. Ведь закупочными процедурами целиком и полностью занимаются заказчики. Рассмотрим, какие вопросы возникали у ваших коллег в феврале, и поделимся с вами практическими советами.

Когда назначать уполномоченное лицо

В годовом плане на 2021 год не запланированы закупки, превышающие 50 тыс. грн. Необходимо ли в таком случае назначать уполномоченное лицо? Может ли такими закупками заниматься тендерный комитет?

Сомнения читателя по этому поводу понятны. Ведь ст. 11 Закона № 9221 четко определено: ответственным за организацию и проведение процедуры упрощенной закупки является уполномоченное лицо. Потому если в этом году не запланированы упрощенные закупки, то назначать уполномоченное лицо не обязательно. По крайней мере, пока.

1 Закон Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 г. № 922-VIII.

Как правило, такими закупками занимается тендерный комитет или ответственное лицо.

Напомним: такие комитеты и лица будут работать лишь до 1 января 2022 года. Потом всеми закупками (в том числе и упрощенными) будут заниматься только уполномоченные лица.

Итак, запомните: уполномоченные лица должны находиться с заказчиком в трудовых отношениях. Соответственно, нельзя заключить договор о предоставлении услуг по проведению упрощенных закупок с посторонним лицом — не работником учреждения.

С учетом этого, советуем уже в этом году переложить обязанности действующего тендерного комитета на уполномоченное лицо. Где искать такое лицо? Как правило, его назначают из числа членов тендерного комитета.

Кроме того, чтобы уполномоченное лицо могло полноценно заниматься закупочными делами , необходимо решить такие организационные вопросы:

1) утвердить приказ о назначении уполномоченного лица;

2) разработать и утвердить положение об уполномоченном лице. В этом документе следует определить его полномочия, права и обязанности;

3) получить КЭП на уполномоченное лицо.

И в завершение отметим: не затягивайте с назначением уполномоченного лица. Ведь найти работника для такого ответственного дела нелегко.

Победитель отказался заключать договор

Победитель упрощенной закупки отказался заключать договор о закупке. Какими должны быть дальнейшие действия учреждения-заказчика?

Как правило, после того как заказчик упрощенной закупки определил победителя, на очереди следующий этап — заключение договора о закупке.

Отметим: победителем упрощенной процедуры закупки признают участника, предложение которого соответствует всем условиям объявления об упрощенной закупке, требованиям к предмету закупки и признано наиболее экономически выгодным. Причем заказчик должен уведомить такого участника о намерении заключить с ним договор. В подтверждение определения победителя заказчик размещает уведомление о своем намерении в электронной системе.

Кажется, вроде бы остался совсем пустяк — заключить договор между заказчиком и победителем закупки. Но не тут-то было. И неожиданно для заказчика победитель закупки отказывается заключать договор о закупке.

Поэтому самое время объяснить, каким образом действовать дальше заказчику. В этой ситуации у заказчика только один вариант — отклонить предложение победителя упрощенной закупки. Сделать именно так ему позволяет п. 13 ст. 14 Закона № 922. А вот как действовать заказчику в дальнейшем, вопрос открыт. Предлагаем такой алгоритм действий:

1) принять решение об отклонении предложения.

В нашей ситуации причиной для отклонения предложения победителя является отказ такого победителя заключать договор о закупке. Отметим, что в Законе № 922 нет ни единого упоминания о том, в какой форме победитель должен сообщить заказчику о принятом решении. По нашему мнению, неплохо было бы получить от победителя письменное обращение об отказе заключать договор;

2) оформить протокол об отклонении предложения участника.

Решение об отклонении уполномоченное лицо оформляет соответствующим протоколом;

3) обнародовать протокол об отклонении предложения участника в электронной системе Prozorro. Для этого законодательством отведен лишь один день со дня принятия решения о таком отклонении.

В информации об отклонении следует указать основания для отклонения тендерного предложения (в частности, ссылку на соответствующие нормы Закона № 922);

4) упрощенная закупка возвращается до этапа рассмотрения предложений.

То есть заказчик рассматривает предложение участника, который по результатам оценки предоставил следующее наиболее экономически выгодное предложение. Такие действия заказчика обусловлены требованиями ч. 12 ст. 14 Закона № 922. При этом наиболее экономически выгодное предложение определяет электронная система автоматически, а не заказчик.

Как видим, из любой ситуации есть выход. Итак, надеемся, наши подсказки помогут вам в подобной ситуации.

Закупка по временной смете: на какую сумму заключить договор

Заведение образования осуществило закупку продуктов питания по ДК 021:2015 03210000-6 — Зерновые культуры и картофель. Закупка проведена на ожидаемую годовую стоимость — 129500 грн. На момент заключения договора учреждению утверждены бюджетные ассигнования по временной смете — 21580 грн. По условиям договора оплату остатка предмета закупки учреждение осуществляет исключительно при наличии средств согласно смете. Но Казначейство отказало в регистрации такого договора. Правомерны ли их действия ли? Если такой отказ неправомерен, как нам доказать свою правоту?

Сразу отметим, что действия Казначейства в вашей ситуации правомерны. Объясним.

Действительно, заказчик можете разместить через Prozorro информацию о запланированной закупке (в частности, обнародовать годовой план и объявление об упрощенной закупке). Ведь Закон № 922 не содержит ограничений относительно проведения закупок до утверждения сметы бюджетного учреждения.

С учетом этого, распорядитель может осуществлять закупки товаров, работ и услуг в соответствии с временной сметой. Кстати, о такой возможности Минэкономразвития напоминало в письме от 03.09.2020 г. № 3304-04/54160-06.

Также при наличии временной сметы заказчик может осуществлять закупку исходя из плановой потребности в товарах, работах и услугах на год. При этом в проекте договора и договоре о закупке такой заказчик может определить условие взятия обязательств по оплате части предмета закупки в пределах доведенной суммы во временной смете. Также он имеет право предусмотреть оплату остатка суммы договора исключительно при наличии средств согласно постоянной смете (плану использования бюджетных средств).

Внимание!

Закон № 922 не запрещает заказчикам проводить закупку до утверждения сметы.

И кажется, подобные разъяснения Минэкономразвития должны «работать» только в пользу заказчиков. Но! Казначейство не соглашается с такими советами уполномоченного органа в закупочной сфере. Почему? Дело в том, что указанные специалисты в первую очередь руководствуются требованиями бюджетного законодательства.

Так, для заказчика — распорядителя бюджетных средств при регистрации обязательств по заключенным договорам ключевой момент — это наличие утвержденных бюджетных ассигнований на момент такой регистрации. С учетом этого, при отсутствии соответствующих бюджетных ассигнований, установленных сметой, органы Казначейства не зарегистрируют обязательства по заключенному договору. И это не прихоти отдельных специалистов. Такие требования к регистрации обязательств предусмотрены Порядком № 3092.

2 Порядок регистрации и учета бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств в органах Государственной казначейской службы Украины, утвержденный приказом Минфина от 02.03.2012 г. № 309.

Кстати, в таких случаях органы Казначейства могут не только отказать в регистрации обязательств, но и применить меры влияния за нарушение бюджетного законодательства.

Итак, в этой ситуации заказчик может осуществлять закупку товаров, работ и услуг исходя из годовой ожидаемой стоимости. Но будьте внимательны: заключать договор стоит лишь в пределах утвержденных бюджетных ассигнований.

Являются ли закупкой коррекционно-развивающие услуги?

Заказчик планирует заключить договор на проведение коррекционно-развивающих занятий для детей с особыми потребностями. Являются ли такие услуги закупкой для Закона № 922?

Для ответа на этот вопрос в первую очередь объясним, что относят к коррекционно-развивающим услугам.

Так, вопрос предоставления коррекционно-развивающих услуг детям с особыми образовательными потребностями определен в Положении № 5453. В свою очередь, механизм получения средств на оплату таких услуг урегулирован в Порядке № 884.

3 Положение об инклюзивно-ресурсном центре, утвержденное постановлением КМУ от 12.07.2017 г. № 545.

4 Порядок и условия предоставления субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на предоставление государственной поддержки лицам с особыми образовательными потребностями, утвержденные постановлением КМУ от 14.02.2017 г. № 88.

Итак, под коррекционно-развивающими услугами согласно Положению № 545 следует понимать комплексную систему мероприятий сопровождения лица с особыми образовательными потребностями в процессе обучения, направленных на коррекцию нарушений путем развития личности, ее познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и речи.

Как предусмотрено Порядком № 88, коррекционно-развивающие занятия (услуги) проводят (предоставляют) специалисты (из числа работников заведения образования) и в случае необходимости — дополнительно привлеченные специалисты. С такими специалистами заведение образования или соответствующий орган управления образованием заключает гражданско-правовые договоры.

Также напомним: закупкой в понимании Закона № 922 является приобретение работ и услуг в порядке, установленном этим Законом.

Вместе с тем существует целый перечень случаев, на которые не распространяется действие Закона № 922. Эти «исключительные» товары, работы и услуги приведены в ч. 5 ст. 3 Закона № 922.

Однако среди них нет коррекционно-развивающих услуг.

Важно!

Расходы на коррекционно-развивающие услуги предусматривают заключение договора.

Поэтому имеем ситуацию, когда заказчик фактически закупает коррекционно-развивающие услуги. Поскольку для этого он расходует бюджетные средства на приобретение таких услуг у дополнительно привлеченных специалистов.

С учетом этого, есть все основания считать закупку коррекционно-развивающих услуг у дополнительно привлеченных специалистов именно закупкой в понимании Закона № 922.

А это значит, что в зависимости от ожидаемой стоимости таких услуг заказчик применяет упрощенную закупку или осуществляет закупку без использования электронной системы Prozorro (с обязательным обнародованием отчета5).

5 Отчет о договоре о закупке, заключенный без использования электронной системы закупок.

Годовой план закупок и смета: должны ли совпадать суммы

В смете учреждения на 2021 год предусмотрены расходы на приобретение бензина на сумму 50575 грн. Расходы на такие потребности запланированы с учетом повышения цен на бензин в течение года. Какую сумму указывать в годовом плане закупок? Должна ли эта сумма равняться сумме, указанной в смете? Обязательно ли сразу проводить упрощенную закупку?

Конечно, мало кому из заказчиков удается в начале года безошибочно до копейки определить годовую потребность в тех или иных товарах, работах и услугах. Разумеется, планирование закупок — это динамический и непрерывный процесс, который осуществляют заказчики в течение всего года.

С учетом указанного, Закон № 922 не обязывает заказчиков составлять и утверждать годовой план закупок на основании сметы (временной сметы). Это неоднократно подчеркивало Минэкономразвития. Например, в своем письме «О планировании закупок» от 03.09.2020 г. № 3304-04/54160-06.

Вместе с тем многие заказчики запланированные закупки все же включает в годовой план именно на основании смет. Конечно, никакого нарушения в этом нет. Чаще всего заказчики так действуют для собственной подстраховки.

Ведь при заключении договора о закупке по результату процедуры распорядителю необходимо обязательно учитывать требования ч. 1 ст. 23 БКУ и ч. 4 ст. 48 БКУ (ср. ). Именно указанные нормы БКУ запрещают брать распорядителям (получателям) бюджетные обязательства и осуществлять платежи без соответствующих бюджетных ассигнований. В свою очередь, последние предоставляются в соответствии с установленными бюджетными назначениями.

Напомним: вносить указанную информацию о каждой запланированной закупке в годовой план заказчики должны перед проведением соответствующей закупки. При этом если в течение года запланированная сумма закупки изменилась , никаких корректировок в годовой план вносить не нужно. Например, если такая закупка была отменена, или она признана не состоявшейся в соответствии с требованиями Закона № 922, и/или по результатам ее проведения не был заключен договор о закупке.

И последний момент. Учитывая, что в этом примере ожидаемая стоимость предмета закупки превышает 50 тыс. грн, заказчик сейчас должен начинать упрощенную закупку с учетом требований ст. 14 Закона № 922.

Но если в течение года ожидаемая такого предмета закупки (после соответствующих изменений в годовой план) будет изменена, то и закупку стоит осуществлять исходя из обновленной стоимости.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше